Конспект урока «Не с существительными»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Пересыпкин Максим Сергеевич

Не с существительными

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ne_s_sushchestvitelnymi.docx24.95 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по теме "НЕ с существительными". 6-й класс

Цели урока.

1. Повторить и закрепить правописание НЕ с существительными.

2. Научиться распознавать, когда НЕ приставка, частица, часть корня.

Задачи урока.

Образовательные: закрепление навыков правописания НЕ с существительными ; формирование умений различать где НЕ приставка, часть корня, частица.

Воспитательные: формирование ключевых компетенций учащихся.

Развивающие: развитие речи, совершенствование умственной деятельности (анализ, синтез, способность сопоставлять, делать выводы), совершенствование практических навыков.

Здоровьесберегающие: профилактика сколиозов, близорукости, снятие напряжения с пальцев рук.

Оборудование: презентация, листы самооценки, алгоритм работы в группе, учебник, тетрадь для схем, папки, тетради

Тип урока: урок повторения

Ход урока

1. Оргмомент.

2.Актуализация знаний

А)  Синтаксическая пятиминутка. (11 мин.)

Студент ост_новился в (не) решительности у каб_нета профе_ора.

- Найдите имена существительные и определите их склонение.

Б) Разведчик, перебежчик, буфетчица, стекольщик, барабанщик, смазчик  (задачи на доске строят)

- Найдите способ решения задачи.

- Обозначить орфограмму.

Вопросы:

- О какой части речи мы будем говорить сегодня на уроке? (имя существительное)

- Дети, а что вы знаете об имени существительном?

3. Представление проектов(10 минут) (работа проектора 15 мин.)

Сегодня дети подготовили собственные исследования по данной теме.

Давайте дадим им возможность выступить.(показ презентаций)

4.Этап формулирования новой темы и целеполагания. Работа в группе (3-4 мин.) (1 слайд)

Распределите существительные на три группы.

1 группа

Неряха; неправда; не зло, а добро; неприятель

2 группа

Негодование; не враг, а друг; несчастье, невежливость

3 группа

Неистовство, невнимательность, не счастье, а горе; вовсе не правда

4 группа

Невольник, независимость; не зависимость, а свобода; вовсе не приятель

5 группа

невезение, нелепость, не везение, а провал

(составить алгоритм работы в группе)

Учитель:

- Какова тема нашего урока?

Ученики:

Не с существительными.

Учитель:

- Что нам нужно закрепить на уроке?

Ученики:

-Когда НЕ пишется слитно и раздельно

Учитель:

- Что должны узнать на уроке?

Ученики:

- В каких случаях НЕ является частицей, приставкой и частью корня

5.Физразминка (1-2 мин.). Применение знаний и умений в новой ситуации

Дети встают

Учитель называет слова. Если слово пишется раздельно, поднимают руки вверх.  Слитно – дотронуться до носочков.

А) Не любознательность, а равнодушие; недоумение; неприятность; отнюдь не правда, неуклюжесть

Хлопаем в ладоши, если не - часть корня. Руки в стороны, если не – приставка.

Б) Неряшливость, неловкость, недоумение, неприятель, неистовство, ненависть

- Дети, а какое значение в большинстве случаев придаёт НЕ существительным? (отсутствие чего-либо или негативное значение)

6. Работа с учебником (в паре). Этап обобщения и систематизации знаний (6-7 мин.)

Упр.285

Дети читают задание. Выполняют его (алгоритм работы в паре)

7. Давайте поиграем! Игра “Третий лишний” (1-2 мин.)

(игровая технология)

На экран выведены слова:

1.(Не)поседа, (не)взгоды, (не)внимательность,

2. (Не)правда, а ложь; (не)друг, а враг; полное (не)вежество

3. (Не)годование, (не)опрятность, (не) доумение

- Какие слова лишние, почему?

8. Контроль усвоения знаний.

А) Индивидуальная работа по карточкам. (Приложение 1)

(5 чел., остальные работают с учителем).

Б) Тест с самопроверкой

2 мин.

1. Не с существительным пишется слитно, так как не употребляется без не.

1 .Мешала (не)погода, а другие обстоятельства.

  1. Полная (не)лепица.
  2. Причины (не)успеваемости.

2.  Не с существительным пишется раздельно, так как есть противопоставление с союзом а.

  1. Видно (не)ряху по грязной рубахе.
  2. Говорить (не)правду некрасиво.
  3. Говорить (не)правду, а ложь.

3.  Не с существительными пишется раздельно.

  1. (Не)везение преследовало меня.
  2. (Не)везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в знаниях.
  3. (Не)везение преследовало меня, но труд и воля помогли добиться успехов в учении.

4.Не с существительным пишется слитно

1.Неловкость рук

2.Не добро, а зло

3.Неряха захотел извиниться

9. Весёлый кроссворд. (резерв)

На экране слайд.

Чтобы решить кроссворд, нужно отгадать загадки

1. Грязные руки,
Помята рубаха,
Волосы всклочены,
Кто Я? (Неряха)

2. Синяя шляпа, короткие штанишки,
Не люблю читать я никакие книжки,
Ничего не знаю, не хочу учиться, 
Нравится гулять мне, нравится ленится. (Незнайка)

3. Дождь шумит, стучит в окно, и на улице темно,
Воет ветер , тучи гонит, на деревьях ветки клонит.
Осень, слякоти пора, гонит лето со двора,
И в такое время года наступает… (Непогода)

4. В зелёном поле я расту,
Голубым цветком цвету, 
Небо синее как будто,
Прозываюсь … (Незабудка)

По ходу работы дети записывают отгадки и объясняют правописание слов.

11. Запись домашнего задания. (на выбор)

Повторить правило о правописании НЕ. Составить предложения (5-7 предложений), используя существительные с НЕ с различным написанием.

12. Рефлексия, итог урока, оценки.

Сегодня на уроке я узнал…

Сегодня на уроке я научился…Для меня было трудным…

Спасибо за урок! Всего вам наилучшего!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Род неизменяемых существительных". 5 класс

Это урок, составленный по требованиям ФГОС. Форма урока - лингвистическое путешествие. Дети учатся определять род неизменяемых существительных и правильно употреблять их в речи на увлекательных пример...

Конспект урока "Словообразование имен существительных"

Данный урок является первым в цикле уроков по теме. К конспекту прилагается презентация....

Конспект урока "Правописание сложных существительных с пол-и полу-"

Данный материал прдставляет собой рабочий урок по теме "Правописание сложных прилагательных с пол-и полу-" по программе В.Бабайцевой, 6 класс....

Конспект урока "Не с существительными"

Урок "Не с существительными" был проведён в 6 классе. Структура соответствует требованиям организации урока усвоения нового материала. Чётко выделены этапы подготовки и организации урока. На уроке исп...

Конспект урока "Множественное число существительных" 2 класс по учебнику М. З. Биболетовой "Enjoy English"

Конспект урока по английскому языку составлен в соответствии с требованиями ФГОС....

Конспект урока "Род имён существительных. Имена существительные общего рода"

Род имён существительных. Имена существительные общего родаЦель: закрепить знания о категории рода существительных; приучать к соблюдению языковых норм; познакомить с категорией общего рода ИС; повтор...

Конспект уроков по теме: "Существительное. Морфологический разбор имени существительного"

Конспект уроков по теме: "Существительное. Морфологический разбор имени существительного".В данный конспект входят все морфологиеские характеристики имени существительного, необходимые знать...