Урок русского языка в 5 классе по теме "Правописание -ться и -тся в глаголах"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Урок относится к разделу Морфология. Глагол.  Урок построен в соответствии ФГОС. Тип урока комбинированный. На уроке используются различные формы работы, применяется методика взаимотренажа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_tsya_i_tsya_v_glagolah_5_klass.docx28.12 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка 5 класс

Тема « Правописание –тся и –ться в глаголах» .

Цель урока: актуализация  знаний о правилах –ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах и знакомство учащихся со способами действия при выборе правильного написания –ться и –тся в глаголах.

Задачи: 

1) отработать способ действия при выборе написания – ться и –тся, вести работу по предупреждению наиболее распространенных и устойчивых ошибок в написании  данной орфограммы;

2) развивать умение  высказываться на определенную тему, сопоставлять, анализировать, развивать орфографическую зоркость;

3) воспитывать положительное отношение к учебе, к знаниям, к здоровому образу жизни, уважение  друг  к другу через работу над пословицами

Планируемые результаты:

  • Предметные: Отработать способ действия при выборе написания –ться и -  тся, вести работу по предупреждению наиболее распространённых и устойчивых ошибок в написании данной орфограммы.
  • Личностные: выстраивание добрых отношений в учебном коллективе
  • Познавательные ; поиск и выделение необходимой информации
  • Регулятивные: актуализировать и восстанавливать знания о частях речи, принимать и сохранять учебную задачу; слушать в соответствии с целевой установкой; контролировать правильность и полноту ответов одноклассников
  • Коммуникативные : планировать учебное сотрудничество с учителем, сверстниками, формулировать собственное мнение;

Оборудование: мультимедийная презентация, карточки.

Тип урока: комбинированный

Формы работы: индивидуальная, парная, фронтальная.

Ход урока

І. Организационный этап.

- Громко прозвенел звонок, Он позвал нас на урок.

Парта у меня в порядке:  и учебник, и тетрадки.

Я настроился, готов  слушать весь у вас урок.

- Здравствуйте, ребята! Все сегодня в классе? Давайте улыбнёмся друг другу и начнем урок.

II. Актуализация знаний 

-В течение урока вам нужно будет оценивать свою познавательную деятельность в своих карточках.

- задание выполнено правильно, то ставьте + (плюс) в своих карточках;

- Задание выполнено неточно, ставьте знак вопроса (?).

Фронтальная работа

-Какой раздел русского языка мы с вами изучаем? (Морфология)

- Какую часть речи мы начали изучать? (Глагол)

Какую тему мы изучали на прошлом уроке? ( Неопределенная форма глагола)

Давайте вспомним все, что мы заем о глаголе.

Продолжите предложение ( слайд презентации)

- Глагол- это….

- Глагол изменяется по….

- Инфинитив это….

-Неопределенная форма глагола отвечает на вопросы……

В предложении глагол  ……

Индивидуальная работа (текст на слайде)

 а)  Словарный диктант

Списать, вставить пропущенные буквы.

Гор..зонт, гор..д, мол..дежь, з..леный, охр..нять, пом..гать, б..резка, б..скетбол , в..кзал, б..гровый, с..реневый,, зал..зать,( не)знал, б..жать,  ст..ять..

 - Найдите глаголы в неопределенной форме. Выделите у них окончания.

 -Проверьте себя и оцените результат в своей карточке. (Проверка на слайде)

 (Регулятивные УУД, контроль)

     б) Индивидуальная работа учащихся по карточкам  

-Продолжим работу с глаголами. У вас па партах есть конверты с карточками . Возьмите карточку и выполните задания в ней (Регулятивные УУД, контроль)

Карточка № 1

  Замените существительные однокоренными глаголами, поставив их в неопределенной форме. Выделите окончания  и корни глаголов.

Рисование-  ……………                  ,

Игра-………………..

 Работа -……………

Беседа-…………………..

 Учение -                           ,

Карточка № 2

Поставьте глаголы в неопределённой форме. Выделите корни и окончания.

Играешь-……………

Скучаешь-……………

Рисует-………..

Поют-………….

Танцуем-…………..

Карточка № 3

Ч или чь? Запишите слова в два столбика: 1) ь пишется, 2) ь не пишется.

Заже…, сила…, ре…, привле…, скрипа…, сбере…, испе…, пересе…, тка…,вра…, мело…, обже…, гра…,

(Проверка выполнения заданий в течение урока учителем).

ІII Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний

Сегодня мы продолжим знакомство с  глаголом

 Прочитайте стихотворение. на слайде.

Вот листва распустит? ся.

Вот- вот придет тепло.

Ну, а пока - распутица дороги развезло.

-Почему я поставила в слове  распустит? ся знак вопроса?

-Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

Тема нашего урока «Правописание ться и тся в глаголах». Запишите ее в тетрадь.

-Исходя из названия темы урока, сформулируйте цель урока.

-Прочитайте слова в столбиках  на слайде. Чем они похожи и чем отличаются?.

Ленится – лениться

 учится – учиться

 купается – купаться

двигается – двигаться.

Почему в одном случае -тся написано с ь знаком, а в другом без него?

 Вспомните правило - помощник или алгоритм написания, который помог вам выбрать нужный вариант правописания –ТСЯ или –ТЬСЯ в стихотворении.

Чтоб не думать, не гадать,
Нужно ль мягкий знак писать,
Надо помнить, что к глаголу
Должен ты вопрос задать.

- Существует еще один способ действия при определении правильного написания –тся и –ться в глаголах.

- Посмотрите внимательно на таблицу. От чего в данном случае зависит написание ь?

Тся

Ться

Что делает?  Что делают?

Что сделает? Что сделают?

            Глагол 3 л

улабается

      Что делать ?

      Что сделать?

       Глагол неопр. ф.

Откройте учебник стр. 106 и проверьте правильность наших выводов. Внимательно посмотрите на обозначение новой орфограммы.

ІV.  Первичное усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания

-Запишите предложения , применяя новую орфограмму(На слайде)

Характер складывает(?)ся из привычек. Делать зарядку, занимат(?)ся спортом, умыват(?)ся по утрам, расчесыват(?)ся, пользоват(?)ся чистым носовым платком – все это полезные привычки, которые помогают нам сохранить здоровье

(проверка)

-Назовите слова, в которых вы написали -тся без мягкого знака.

VI. Физминутка 

-Я буду называть глаголы, если в слове тся -хлопаем в ладоши, если ться- топаем ногами

Вращаются , стремится, бороться , переливаются, смущаются, веселятся, закаляется , здороваться,  улыбаться.

VII.  Работа с учебником 

Откройте учебник стр 107  упр632, 633. ( взаимопроверка в парах)

 (Коммуникативные УУД, управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли, постановка вопросов).

игра

Игра  «Собери пословицу (слайд)

1.учит..ся, пригодит..ся, грамоте, всегда.

2 Без углов, речь, без пословицы, не строится, не молвится, дом.

3.Любишь и  люби кататься саночки возить

4 Нам знанье не рождением дает…ся, ученьем и терпением дает…ся.

5. Нам знанье не рождением дает…ся, ученьем и терпением дает…ся.

6 . Кто умеет веселит…ся, того и горе боит…ся.

Распределительный диктант

- Глаголы на ться и тся из данных пословиц выписать в два столбика.(самопроверка по слайду)

Работа в парах.   Взаимотренаж

Карточка 1                                                                                                                        ВТ

Назови слова, в которых пишется тся

наклониться, решается, упражняться

решается,

Рисуется, смеяться , закаляться

рисуется

Управляться, купаться, умывается

умывается

Смотрится, убираться, зажигаться

смотрится

 

Карточка  2                                                                                                                       ВТ

Назови слова, в которых пишется  ться

Наклоняется, причесаться, занимается

причесаться

Рисуется, смеркается, смеяться

смеяться

Увлекаться, купается, занимается

увлекаться

Закаляется, смотреться, улыбается

смотреться

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению                              

 VIII. Рефлексия (подведение итогов урока)

            Рефлексия по вопросам:

- Какую задачу ставили на уроке?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Чему вы научились сегодня на уроке?

Какие получили результаты?

- Что нужно сделать ещё?

- Где можно применить новое знание?

 Оценить то, как вы усвоили материал

- Как вы оцениваете свой труд?

- Я не допустил ни одной ошибки.

- Я ошибался 1-3 раза.

- Я ошибался более 3 раз.

- Я не понял материал.

- Поставьте себе оценку за урок.

-Спасибо за урок. Я рада, что наш урок прошел не зря.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"

Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"...

Презентация к уроку русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"

Презентация к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола". УмК Бабайцевой...

урок русского языка 5 класс на тему: "Наклонение глагола"

ема: Наклонение глаголаЦель: формировать навык распознавания наклонения глагола.Задачи урока через планируемые результаты:Личностные: Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельнос...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...

Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа (2 урок)

Пятиклассникам предлагается информативный, закрепительный  и контролирующий материал по изучаемой теме....