Урок русского языка в 5 классе по теме "Правописание -ться и -тся в глаголах"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Урок относится к разделу Морфология. Глагол. Урок построен в соответствии ФГОС. Тип урока комбинированный. На уроке используются различные формы работы, применяется методика взаимотренажа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_tsya_i_tsya_v_glagolah_5_klass.docx | 28.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка 5 класс
Тема « Правописание –тся и –ться в глаголах» .
Цель урока: актуализация знаний о правилах –ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах и знакомство учащихся со способами действия при выборе правильного написания –ться и –тся в глаголах.
Задачи:
1) отработать способ действия при выборе написания – ться и –тся, вести работу по предупреждению наиболее распространенных и устойчивых ошибок в написании данной орфограммы;
2) развивать умение высказываться на определенную тему, сопоставлять, анализировать, развивать орфографическую зоркость;
3) воспитывать положительное отношение к учебе, к знаниям, к здоровому образу жизни, уважение друг к другу через работу над пословицами
Планируемые результаты:
- Предметные: Отработать способ действия при выборе написания –ться и - тся, вести работу по предупреждению наиболее распространённых и устойчивых ошибок в написании данной орфограммы.
- Личностные: выстраивание добрых отношений в учебном коллективе
- Познавательные ; поиск и выделение необходимой информации
- Регулятивные: актуализировать и восстанавливать знания о частях речи, принимать и сохранять учебную задачу; слушать в соответствии с целевой установкой; контролировать правильность и полноту ответов одноклассников
- Коммуникативные : планировать учебное сотрудничество с учителем, сверстниками, формулировать собственное мнение;
Оборудование: мультимедийная презентация, карточки.
Тип урока: комбинированный
Формы работы: индивидуальная, парная, фронтальная.
Ход урока
І. Организационный этап.
- Громко прозвенел звонок, Он позвал нас на урок.
Парта у меня в порядке: и учебник, и тетрадки.
Я настроился, готов слушать весь у вас урок.
- Здравствуйте, ребята! Все сегодня в классе? Давайте улыбнёмся друг другу и начнем урок.
II. Актуализация знаний
-В течение урока вам нужно будет оценивать свою познавательную деятельность в своих карточках.
- задание выполнено правильно, то ставьте + (плюс) в своих карточках;
- Задание выполнено неточно, ставьте знак вопроса (?).
Фронтальная работа
-Какой раздел русского языка мы с вами изучаем? (Морфология)
- Какую часть речи мы начали изучать? (Глагол)
Какую тему мы изучали на прошлом уроке? ( Неопределенная форма глагола)
Давайте вспомним все, что мы заем о глаголе.
Продолжите предложение ( слайд презентации)
- Глагол- это….
- Глагол изменяется по….
- Инфинитив это….
-Неопределенная форма глагола отвечает на вопросы……
В предложении глагол ……
Индивидуальная работа (текст на слайде)
а) Словарный диктант
Списать, вставить пропущенные буквы.
Гор..зонт, гор..д, мол..дежь, з..леный, охр..нять, пом..гать, б..резка, б..скетбол , в..кзал, б..гровый, с..реневый,, зал..зать,( не)знал, б..жать, ст..ять..
- Найдите глаголы в неопределенной форме. Выделите у них окончания.
-Проверьте себя и оцените результат в своей карточке. (Проверка на слайде)
(Регулятивные УУД, контроль)
б) Индивидуальная работа учащихся по карточкам
-Продолжим работу с глаголами. У вас па партах есть конверты с карточками . Возьмите карточку и выполните задания в ней (Регулятивные УУД, контроль)
Карточка № 1
Замените существительные однокоренными глаголами, поставив их в неопределенной форме. Выделите окончания и корни глаголов.
Рисование- …………… ,
Игра-………………..
Работа -……………
Беседа-…………………..
Учение - ,
Карточка № 2
Поставьте глаголы в неопределённой форме. Выделите корни и окончания.
Играешь-……………
Скучаешь-……………
Рисует-………..
Поют-………….
Танцуем-…………..
Карточка № 3
Ч или чь? Запишите слова в два столбика: 1) ь пишется, 2) ь не пишется.
Заже…, сила…, ре…, привле…, скрипа…, сбере…, испе…, пересе…, тка…,вра…, мело…, обже…, гра…,
(Проверка выполнения заданий в течение урока учителем).
ІII Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний
Сегодня мы продолжим знакомство с глаголом
Прочитайте стихотворение. на слайде.
Вот листва распустит? ся.
Вот- вот придет тепло.
Ну, а пока - распутица дороги развезло.
-Почему я поставила в слове распустит? ся знак вопроса?
-Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?
Тема нашего урока «Правописание ться и тся в глаголах». Запишите ее в тетрадь.
-Исходя из названия темы урока, сформулируйте цель урока.
-Прочитайте слова в столбиках на слайде. Чем они похожи и чем отличаются?.
Ленится – лениться
учится – учиться
купается – купаться
двигается – двигаться.
Почему в одном случае -тся написано с ь знаком, а в другом без него?
Вспомните правило - помощник или алгоритм написания, который помог вам выбрать нужный вариант правописания –ТСЯ или –ТЬСЯ в стихотворении.
Чтоб не думать, не гадать,
Нужно ль мягкий знак писать,
Надо помнить, что к глаголу
Должен ты вопрос задать.
- Существует еще один способ действия при определении правильного написания –тся и –ться в глаголах.
- Посмотрите внимательно на таблицу. От чего в данном случае зависит написание ь?
Тся | Ться |
Что делает? Что делают? Что сделает? Что сделают? Глагол 3 л улабается | Что делать ? Что сделать? Глагол неопр. ф. |
Откройте учебник стр. 106 и проверьте правильность наших выводов. Внимательно посмотрите на обозначение новой орфограммы.
ІV. Первичное усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания
-Запишите предложения , применяя новую орфограмму(На слайде)
Характер складывает(?)ся из привычек. Делать зарядку, занимат(?)ся спортом, умыват(?)ся по утрам, расчесыват(?)ся, пользоват(?)ся чистым носовым платком – все это полезные привычки, которые помогают нам сохранить здоровье
(проверка)
-Назовите слова, в которых вы написали -тся без мягкого знака.
VI. Физминутка
-Я буду называть глаголы, если в слове тся -хлопаем в ладоши, если ться- топаем ногами
Вращаются , стремится, бороться , переливаются, смущаются, веселятся, закаляется , здороваться, улыбаться.
VII. Работа с учебником
Откройте учебник стр 107 упр632, 633. ( взаимопроверка в парах)
(Коммуникативные УУД, управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли, постановка вопросов).
игра
Игра «Собери пословицу (слайд)
1.учит..ся, пригодит..ся, грамоте, всегда.
2 Без углов, речь, без пословицы, не строится, не молвится, дом.
3.Любишь и люби кататься саночки возить
4 Нам знанье не рождением дает…ся, ученьем и терпением дает…ся.
5. Нам знанье не рождением дает…ся, ученьем и терпением дает…ся.
6 . Кто умеет веселит…ся, того и горе боит…ся.
Распределительный диктант
- Глаголы на ться и тся из данных пословиц выписать в два столбика.(самопроверка по слайду)
Работа в парах. Взаимотренаж
Карточка 1 ВТ Назови слова, в которых пишется тся | |
наклониться, решается, упражняться | решается, |
Рисуется, смеяться , закаляться | рисуется |
Управляться, купаться, умывается | умывается |
Смотрится, убираться, зажигаться | смотрится |
Карточка 2 ВТ Назови слова, в которых пишется ться | |
Наклоняется, причесаться, занимается | причесаться |
Рисуется, смеркается, смеяться | смеяться |
Увлекаться, купается, занимается | увлекаться |
Закаляется, смотреться, улыбается | смотреться |
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
VIII. Рефлексия (подведение итогов урока)
Рефлексия по вопросам:
- Какую задачу ставили на уроке?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Чему вы научились сегодня на уроке?
Какие получили результаты?
- Что нужно сделать ещё?
- Где можно применить новое знание?
Оценить то, как вы усвоили материал
- Как вы оцениваете свой труд?
- Я не допустил ни одной ошибки.
- Я ошибался 1-3 раза.
- Я ошибался более 3 раз.
- Я не понял материал.
- Поставьте себе оценку за урок.
-Спасибо за урок. Я рада, что наш урок прошел не зря.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"
Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...
Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"
Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"...
Презентация к уроку русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"
Презентация к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола". УмК Бабайцевой...
урок русского языка 5 класс на тему: "Наклонение глагола"
ема: Наклонение глаголаЦель: формировать навык распознавания наклонения глагола.Задачи урока через планируемые результаты:Личностные: Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельнос...
Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...
Урок. Русский язык. 5 класс. Тема: "Правописание -тся и -ться в глаголах"
Аннотация. Аннотация. Аннотация. Аннотация....
Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа (2 урок)
Пятиклассникам предлагается информативный, закрепительный и контролирующий материал по изучаемой теме....