Буквы О и А в корне ГОР/ГАР, 6 класс
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Меньшикова Дарья Алексеевна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_russkogo_yazyka_v_6_klasse.doc44.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku.ppt1.77 МБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка в 6 классе            

Тема: «Буквы О и А в корне ГОР/ГАР»

Ход урока

Цели урока:  формирование навыка написания гласных О-А в корнях –ГОР—ГАР.

       Задачи урока: 1) сформировать  на  основе  правила  умение  правильно  писать  слова  с изучаемой орфограммой;  

 2) развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать;  

 3) воспитывать любовь к русскому языку, интерес к учению.

  1. Организационный момент: приветствие, озвучивание цели. Цель урока: Познакомиться с еще одним корнем с чередующейся гласной и уметь применять наши знания на практике
  2. Словарная работа.  Слово ЧЕРЕДОВАНИЕ  
  3. Актуализация знаний.   Откройте тетради, запишите число. Оставьте строку для темы, мы ее запишем чуть позже.

СЛАЙД 2. Распределительный диктант. Наша задача записать слова в три столбика, соответствующих орфограмме. Будьте внимательны: в этих словах скрывается корень с чередующейся гласной, который мы еще не изучали. 3 чел у доски.

Итог: от чего зависит выбор проверяемой  гласной в корне? Непроверяемой? Выбор гласной в корнях с чередованием? Слайд 3 корни с чередованием

 IV. Усвоение новых знаний.

- Итак, мы повторили уже известный материал.  Какое слово не отнесли ни к одной орфограмме?  Правильно. Это слово пригорать. Слайд 7.

Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним корнем, в котором чередуются гласные.

Записываем тему урока: Буквы а и о в корне –гар- - -гор-.

V. Постановка учебной задачи.

- Что мы должны будем выяснить сегодня на уроке? Какова наша цель?

- Выяснить, каким правилом мы будем руководствоваться при написании гласных а и о в данном корне.

- Попробуйте сами сформулировать правило.

 Слайд 11. Стр. 22 таблиц запишем исключения: Выгарки, пригарь, изгарь

VI. Первичное закрепление изученного материала.

-Давайте своё открытие проверим на практике.

Один ученик у доски.

Запись предложений и объяснение условий выбора орфограммы.

1. Лица лыжников были покрыты весенним загаром.

2. Облако спряталось, загорелые холмы нахмурились.

3. Сегодня все звезды огнем голубым разгорались. 

4. Правда в огне не горит и в воде не тонет. (Пословица).

Как вы понимаете эту пословицу? Истину нельзя скрыть, она обнаружится, как бы ее ни прятали. 

-Какое правило мы сформулировали? (ответы учащихся).Сверим с учебником.

Чтение правила в учебнике на странице 106.

V11.  Этап закрепления знаний.

На слайде записаны слова. Слайд 12. 

Запись слов, объяснение выбора изучаемой орфограммы. Объяснение «по цепочке».

Заг..р, сг..рели, подг..ревшим, дог..рает, наг..р, разг..рается, уг..р, перег..рают, заг..релый.

Придумайте с одним из слов словосочетание: прилагательное+существительное и запишите в тетрадь. Например: загорелый мальчик.

  1. Этап самопроверки.  Называю слова, ваша задача сориентироваться на слух: первый вариант при корне ГОР поднимает руки, второй вариант при корне ГАР: сгореть, догорать, пригарь, огарок,  пригорают, изгарь,  загорелый, выгарки.
  2.  Буквенный диктант.

Предлагается 10 словосочетаний (на слайде). Списывать их не нужно.

Инструктаж. Пример выполнения работы: 1) а, 2) о и т.д.

  1. заг.рать на солнце
  2. г.релые спички
  3. к.снуться рукой
  4. к.сание мяча
  5. разг.релся спор
  6. ог.рок свечи
  7. разг.релся костер
  8. паровозная изг.рь
  9. к.сается дна
  10. сг.ревшая листва

Меняемся тетрадями, взаимопроверка: 1-2 ош. – 4, 3-4 ош. 3, более 5 – 2. Спрашиваю

VI. Домашнее задание: Составить словарный диктант из 20 слов на орфограмму «Чередование гласных в корне»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ч Е Р Е Д О ВАН И Е - последовательная замена гласных или согласных в определённых позициях или в определённых морфемах

Слайд 2

Распределите слова на три группы в зависимости от условия выбора гласных: проверяемые, непроверяемые, чередующиеся гласные в корне. Зам..реть, акв..рель, отп..рать, к..тлета, уд..рать, в..теран, интер..соваться, к..саться, к..сить,т..желый,изл..жение, м..терия, раст..рание, к..рзина, приг..рать, к..роль, тр..пинка, пов..ртеть, пом..рить.

Слайд 3

О пишем в корне рос: вырос, перерос, подрос Раст- и ращ- всегда пишем с буквой а ИСКЛЮЧЕНИЯ : росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, на вырост, отрасль,подросток.

Слайд 7

приг..рать

Слайд 8

БУКВЫ О – А В КОРНЯХ ГОР – ГАР Г О РЕЛЫЙ УГ А Р Г О РЕТЬ ОГ А РОК ЗАГ О РАТЬ ЗАГ А Р

Слайд 9

В КОРНЕ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ ГОР – Г А Р В БЕЗУДАРНОМ ПОЛОЖЕНИИ ПИШЕТСЯ « О »

Слайд 10

ИСКЛЮЧЕНИЯ: выг а рки, приг а рь, изг а рь

Слайд 11

ВЫ́ГАРКИ - остатки от сгорания , Пригарь - привкус гари в пригоревшей, подгоревшей пище. Каша с пригарью . Изгарь- отходы при плавке металла

Слайд 12

Заг..р, сг..рели, подг..ревшим, дог..рает, наг..р, разг..рается, уг..р, перег..рают, заг..релый

Слайд 13

1) заг.рать на солнце 2) г.релые спички 3) к.снуться рукой 4) к.сание мяча 5) разг.релся спор 6) ог.рок свечи 7) разг.релся костер 8) паровозная изг.рь 9) к.сается дна 10) сг.ревшая листва

Слайд 14

1) о, 2) о, 3) о, 4) а, 5) о, 6) а, 7) о, 8) а, 9) а, 10) о .

Слайд 15

гора загорать горе

Слайд 16

Омо́нимы (др.-греч. ὁμός — одинаковый + ὄνομα — имя) — разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию слова, морфемы и другие единицы языка

Слайд 17

Выпишите однокоренные к словам: Первый ряд: ГОРА Второй ряд: ГОРЕ Третий ряд: слова с чередующимися гласными Загораться, пригорел, горевать, гористый, пригорок, загар, угоревший, горемычный, горец.

Слайд 18

Многозначные слова – слова, у которых есть два и более лексических значения.

Слайд 19

Горец – 1) это человек, живущий в горных районах; 2) род трав семейства Гречишные .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе на тему "Буквы о и а в корне -гор-, -гар-"

Цели:  1. Научить определять условия выбора –гор, -гар, учитывая       лексическое значение корня;2.Развитие умения применять данное правило на практике, формировани...

«Буквы О и А в корнях КОС-КАС.» УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ

Конспект урока и интерактивная презентация SMART.Предлагаемая методическая разработка урока русского языка представляет собой мини-технологию по использованию современных средств организации учебной д...

Конспект урока "Буквы о-ё после шипящих в корне слов". 5 класс

Урок русского языка в 5 классе по теме: "Буквы о-ё после шипящих в корне слов"...

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".

Данный конспект урока  разработан для уч-ся 6 класса  по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...

Конспект урока русского языка в 5 классе "Буквы Е и И в корнях с чередованием"

ПредметРусский языкКласс,профиль класса5 класс общеобразовательной школы Методическая информацияТема урокаБуквы Е и И в корнях с чередованиемАвторы учебникаЛадыженская Т.А.Классификация уро...

конспект урока "Буквы е-и в чередующихся корнях" 5 класс

урок предназначен для проведения в 5 классе...

Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе на тему: «Буквы а и о в корне –зар- -зор-»

Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе на тему: «Буквы а и о в корне –зар- -зор-»...