«Синтаксический разбор простого предложения "
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Салихова Айгуль Сунагатовна

Повторение темы "Синтаксический разбор простого предложения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr_ur_5_kl_r._yaz.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

План — конспект урока по теме:

«Синтаксический разбор простого  предложения "

Цели урока:

  1. научить правильно выполнять  синтаксический разбор простого  предложения;
  2. закрепить знание классификаций предложений по цели высказывания, интонации, наличию главных и  второстепенных членов предложения;
  3. проверить умение ставить знаки препинания при однородных членах предложения, обращении.

Оборудование: бланки с заданиями, учебник, «Толковый словарь».

                       

                             

                                                                                Ход урока.

  1. Оргмомент.
  1. Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке вы учились писать дружеское письмо. Сегодня мы послушаем ваши  письма, которые вы адресовали своим друзьям. (чтение 1-2 писем)

- А какие ещё виды писем вы знаете?

-Молодцы, вы справились с домашним  заданием. ( В конце урока нужно сдать письма на проверку)

       

   3.     Словарный диктант.

(1  ученик). Цветочный аромат,косматые дожди ,  потемнеть от сырости,  наслаждаться пейзажем ( определить способ связи словосочетаний)

( 2 ученик) бегущая вдоль реки тропинка, одинокие золотые березки,серьёзная опасность, удивительный урожай моркови и капусты.( выполнить морфемный разбор слов: одинокие, удивительные; написать слово: бегущая в транскрипции.)

4    Орфоэпическая минутка..  Задание записано заранее на доске( выходит ученик и ставит ударение в словах, весь класс делает запись в словарик)

Квартал,щавель,банты, звонишь,торты,свитер, углубить, упростить.

 5  Физминутка.( проводит ученица 5 кл)

         Яблоня в моём саду

         Гнётся сильно на ветру.

         Наклонилась вправо, влево,

         Покачаться захотела: 1, 2, 3, 4, 5.

         Ветки вниз и вверх опять!

         И вперёд их протянула.

         А как стихнет ветерок,

         Моя яблонька уснёт.

 6     Фронтальный опрос

Игра «Кто быстрее»

- Назовите предложения по цели высказывания ( Повествовательное, побудительное, вопросительное)

- В побудительном предложении содержится совет, просьба, приказ, пожелание. ( пример)

- В повествовательном предложении содержится сообщение.(  пример)

- В вопросительном предложении содержится вопрос.( пример)

- Предложение по эмоциональной окраске может быть восклицательным и невосклицательным

 -Подлежащее и сказуемое- это грамматическая основа.

- По наличию грамматических основ предложения бывают — односоставными и двусоставными.

- По наличию второстепенных чл. предложения -распространённые и нераспространённые. ( пример)

 7. Объяснение нового материала.

- Тема нашего урока «Синтаксический разбор простого  предложения».

_ Ребята, попытаемся сформулировать цели нашего урока, опираясь на тему. (Дети самостоятельно определяют цели урока)

- Ребята, дайте определение простого предложения.

- А какое вы ещё знаете предложение по наличию грамматической основы ?   Чем сложное предложение отличается от простого?)

-Давайте вспомним этапы проведения синтаксического разбора  предложения. Откройте учебники на с. 89 пар. 44

  1. Закрепление материала.                                                                                                                            

1 задание ( На доске заранее крепятся  в виде осенних листочков карточки с заданием)

-А теперь, ребята,  представьте, что мы в лесу и  нам нужно собрать листья для гербария.

-Ребята, а  что такое гербарий?  (один из учеников самостоятельно смотрит  Л.З. слова «Толковый  словарь» С.И. Ожегов, зачитывает вслух.)

- Но это необычные листочки, а с заданием по орфографии и пунктуации.

 ( 4  ученика выходят к доске,  снимают  листочки   и выполняют  самостоятельно).

Только один  ученик берёт  листочек и выполняет задание  вместе с классом. (Нужно вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания и выполнить синтаксический разбор предложения)

 

       1  Берег п...крывали к...мыши и осока.

       2  В саду растут и вишни  и ябл...ни  и груши.

       3  Дуб   теплолюбивое дерево.

       4   Со...нце светит  но (не) греет.

       5  Ребята  берегите природу!

После выполнения ученики у доски осуществляют взаимопроверку.

           

             2 задание. (На доске заранее написаны отдельные слова. Нужно ученикам так переставить слова, чтобы получились предложения, затем их разобрать.) Два ученика  выполняют это задание у доски, остальные самостоятельно в тетрадях.

Маленькие рыжики, на еловом, белочка, сучке, подосиновики, сушить, развесила.( На еловом сучке белочка развесила сушить подосиновики, маленькие рыжики.)

Снег, выпадет, землю, глубокий, накроет, и,  покрывалом белым.( Выпадет глубокий снег и накроет землю белым покрывалом.)

 9. Подведение итога.

Учащиеся  подводят итог урока.

              Учитель комментирует работу в классе, выставляет оценки.

 

10. Домашнее задание.      Выучить порядок синтаксического разбора  параграф 44,  упр 217.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Синтаксический разбор сложного предложения

Ниже представлен конспект урока русского языка в 5 классе "Синтаксический разбор сложного предложения" к учебнику  Т.А.Ладыженской "Русский язык. 5 класс". Так как наши дети в начальной школ...

синтаксический разбор простого предложения

Материалы в помощь учителю при изучении темы "Синтаксический разбор простого предложения"...

Синтаксический разбор предложения с обособленными членами

Данный материал представляет собой конспект урока с использованием биографических сведений об Александре Грине...

Синтаксический разбор простого предложения

Урок в 5 классе по теме "Синтаксический разбор простого предложения"...

конспект урока Синтаксические связи слов в словосочетаниях Синтаксический разбор словосочетаний

урок в восьмом классе. Синтаксические связи слов в словосочетаниях . Синтаксический разбор словосочетаний...

«Главные члены предложения: синтаксические связи и трудные случаи при синтаксическом разборе».

Трудные случаи при синтаксическом разборе предложений на правило "Тире между подлежащим и сказуемым"...

Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний

Цель: сформировать представление о видах связи слов в подчинительных словосочетаниях, обобщить знания по теме «Словосочетание как единица синтаксиса»....