"Тире между подлежащим и сказуемом" - урок русского языка в 8 классе.
презентация к уроку по русскому языку (8 класс)

Хидиятова Ильсия Юлаевна

 Урок построен в соответсвии с требованиями ФГОС,   включен региональный компонент.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tire_mezhdu_podlezh_i_skazuem.docx34.96 КБ
Файл tire_mezhdu_podlezh_i_skazuem.pptx2.31 МБ

Предварительный просмотр:

                               Тема: «Тире между подлежащим и сказуемым».

Тип урока: усвоение новых знаний

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с правилами постановки тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении; обучения интонационно правильному произношению предложений с отсутствующей связкой; графического обозначения условий выбора тире. Способствовать развитию познавательных психических процессов. Содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.

Знать: условия постановки тире между подлежащим и сказуемым; виды сказуемых.

Уметь:  находить в предложении главные члены и определять способы их выражения; объяснять употребление тире между подлежащим и сказуемым.

Планируемые результаты:

Предметные: иметь представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеть всеми видами речевой деятельности ( аудирование и чтение: понимать содержание устного и письменного сообщения, владеть навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме), выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации; осуществлять речевой самоконтроль; владеть основами научных знаний о родном языке).

Метапредматные.

Познавательные – адекватно воспринимать содержание устного и письменного сообщения; знать разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеть приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

Регулятивные – определять цели деятельности, последовательность действий.

Коммуникативные – осуществлять коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях.

Личностные – проявлять уважительное отношение к родному языку, стремяться к речевому самосовершенствованию; понимать определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; иметь объемный словарный запас; усваивать грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Ход урока

        День, в который вы не узнали для себя ничего нового,

 прошел впустую.

 Н.С. Станиславский.

I   Мобилизующий этап:

Приветствие.

Когда встречаем мы рассвет, мы говорим ему …(Привет)

С улыбкой солнце дарит свет, нам посылая свой…

При встрече через много-много лет вы крикните друзьям…

И улыбнутся вам в ответ от слова доброго …

И вы запомните совет: дарите всем друзьям…

Давайте дружно все в ответ друг другу скажем мы …

 Слово учителя.

 - Доброе утро,   ребята. Садитесь. Меня зовут Ильсия  Юлаевна, и сегодня урок с вами проведу я.               Прежде чем  начать урок, обратим  внимание на эпиграф урока …. Хочу взять его слова, как девиз урока

- Откройте тетради, запишите число…

 - Прежде чем  узнавать что-то новое, надо повторить то, что изучали ранее.

   

     На доске предложения, ученики отвечают на вопросы и указывают на доске  нужное  слово, член предложения.      

      Воспроизведение опорных знаний   (методика «полетного повторения» В.Ф. Шаталова)                Назовите главные члены предложения.

  • Что такое подлежащее?
  • Назовите основные способы выражения подлежащего. Приведите примеры или найдите на доске.
  • Что такое сказуемое? Назовите способы его выражения.
  • Какие виды сказуемых вы знаете?
  • Что такое составное глагольное сказуемое?
  • Что такое именное сказуемое?
  • Какой частью речи может быть выражена именная часть?

Я живу в республике  Башкортостан.

Природа нашего края  богата и разнообразна.

Жители республики могут гордиться  своей землей.

 

III. Формулирование темы и цели урока.

      - Молодцы , спасибо , оцените свою работу.

Работаем дальше.

Взгляните на это предложение:       Заиграл курай, зазвенел,    полилась   по долинам, горам и степям.  

- Укажите грамматическую основу,  скажите чем выражены главные чп, назовите вид сказуемого.

- Ребята , а что такое курай?   Запишите  предложение.

           Курай    -   исторический  башкирский народный инструмент.

- Подчеркните грамматическую основу.

- Чем выражены подлежащее и сказуемое? (Именем существительным в И.п.)

- Что мы знаем о расстановке знаков препинания в таких случаях? (Необходимо поставить тире)

- Назовите тему урока.

- Тире между подлежащим и сказуемым.   Запишите  тему.    

  - Скажите, пожалуйста,   какой темой объединены     предложения?  Почему? ( 100 лет Республике Башкортостан)

- Итак,  тему записали,  давайте определим цели урока. 

Сегодня мы на уроке : повторим……..

                                       узнаем………

                                       проверим……..                                  на доске лист

  Словарная работа:

 

 - А что такое «тире» (Ответы учеников)

Слово учителя: Тире в русскую пунктуацию ввёл Николай  Михайлович  Карамзин. Пунктуационный термин тире восходит к французскому слову "tiret" (от глагола "tirer" - "тянуть") , что значит «чёрточка». В старых русских грамматиках тире называли «молчанка», термин подсказывал, что на месте тире необходима пауза.   чёрная полоса чернил.       РЭ    ПРОИЗНОШЕНИЕ!

- молчанка,

- длинная черта,

- горизонтальная черта,

- знак пресечения

  1. Да, тире-знак препинания,

                     а дефис - знак орфографического написания          

Тире выполняет много функций, мы сегодня говорим о тире, которое разделяет подлежащее и сказуемое.               Слайд

 Работа по теме урока.

 - У  вас на партах лежат карточки,  которые   необходимо заполнить. В них предложения, мы должны указать грамматическую основу в   первом столбике, а во второй столбик нужно записать схемы, которые помогут нам  сделать выводы по теме урока, так, заполнив таблицу, вы получите себе памятку о том, когда тире ставится, а когда тире не ставится между подлежащим и сказуемым.  Нам даны предложения, в которых нужно ставить тире. Давайте попробуем определить, при каких условиях ставится тире.

Слайд.

 Тире между подлежащим и сказуемым.

       Тире ставится:

  1.   Уфа – столица Башкортостана

  1.   Охранять природу -  любить родину

  1.    Дважды два - четыре

  1.  Ходить босиком —  большое удовольствие.

  1.   Длина реки Белой – 1430  километров

  1.  Чтение – вот лучшее учение

  1.     Будущее – это мы

 Выводы! ФИЗМИНУТКА!!!

                 Тире не ставится:

  заполняют по учебнику сами,  стр 68, упр 114.  Исслед .работа

 1

2

3

4

 Исключение:

Проверим ваши ответы. Молодцы.

- Какая тема объединяет все предложения?          Башкортостан, 100 лет со дня образования  первой республики.    Правильно!

Образование, безусловно, опора в жизни.

(сущ., вводное слово, сущ.)

    Закрепление изученного

  1.  

Проверим

   Мой отец учитель.

   Отец – учитель истории.

   Мустай Карим – поэт и драматург.

   Курить – здоровью вредить.

   Сердце не камень.

   Дело  - дрянь.

                Серёжа, по-моему, хороший футболист.

    Площадь квартиры – 5о метров. 

- Составьте предложение  к юбилею Мустая Карима

- Цифровой диктант. Распечатать

На листках напишите цифры от 1 до 10, которые будут обозначать номера предложений. Если в предложении нужно поставить тире, то напротив номера этого предложения поставьте знак плюс, если не нужно ставить тире – знак минус.

1.

-

Труд как блестящая сталь.

2.

+

Беседовать с писателями других веков – значит путешествовать.

3.

-

Старость не радость

4

-

Октябрь лишь середина осени.

5.

+

Сердце наше – вечная тайна для нас самих.

6.

+

Знать много языков – значит иметь много ключей к одному замку.

7.

+

Искусство – это мышление в образах.

 Тест Распечатать.

1. Отметьте предложения, в которых на месте пропуска ставится тире.

А) Твоя радость и горе _ это радость и горе для меня.

Б) Иметь разборчивый почерк _ первое правило вежливости.

В) Этот яркий свет _ словно ливень золотой.

 Г) Жизнь нескончаемый экзамен.

2. Отметьте предложения, в которых тире не ставится.

А) Голова без ума _ что фонарь без света.

Б) Волков бояться _ в лес не ходить.

Г)  Мы восьмиклассники  

Д) Сердце _ не камень.

3. Отметьте предложения, в которых допущена пунктуационная ошибка.

А) Двадцать пять лет возраст зрелый.

Б) Разумно жить   минутой дорожить.

В) Воздух - словно поцелуй ребёнка.

Д) Театр  это сила, соединяющая в себе одной все искусства.

 Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями. Проверьте.                  Слайд!

 Поставьте оценки.

  1. «5»

1-2 –«4»

3-4 –«3»

  1. Итог урока.

- Молодцы, вы хорошо поработали,. Подведем итог работы.

Закрыть лицо – кому было безразлично.

Опустить голову вниз – если чем-то остался недоволен.

Поднять руки вверх – если удовлетворен своей работой.

    Рефлексия

Ребята, выберите фразеологизм, который характеризует вашу работу на уроке:
Шевелить мозгами,
Хлопать ушами,
Краем уха
- Вы сегодня хорошо поработали. Кто-то легко справлялся с заданиями, кому-то было трудно, не бойтесь ошибаться. На ошибках учатся.

                                                                                                                       Слайд

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу …

Я научился …

У меня получилось …

Я смог …

Я закрепил ……

- Дайте оценку друг другу вашей работы на уроке, оцените работу одноклассника при помощи сердечек.  (оценивают, обосновывают).

VI. Домашнее задание. § 22, упр. 116  стр 69.

 ИЛИ  Выписать из словаря пословиц 5-6 предложений с тире и объяснить постановку этого знака.

Спасибо за урок .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Доброе утро

Слайд 2

Тире между подлежащим и сказуемым

Слайд 3

тире восходит к французскому слову " tiret " (от глагола " tirer " - "тянуть") , что значит «чёрточка ». - молчанка, - длинная черта, - горизонтальная черта, - знак пресечения

Слайд 4

Тире -знак препинания Д ефис - это знак орфографического написания

Слайд 5

Тире ставится: Уфа – столица Башкортостана сущ + сущ 2 Охранять природу - любить родину н.ф гл + н.ф гл 3.Дважды два - четыре числит+ числ 4. Ходить босиком — большое удовольствие. н.ф гл + сущ 5. Длина реки Белой – 1430 километров сущ + числит 6 Чтение – вот лучшее учение вот,значит 7 Будущее – это мы это

Слайд 6

Тире не ставится: 1 Он геолог личное местоимение 2 Р уки как лед словно, точно, будто, что, как 3 Бедность не порок отрицание с НЕ 4 - ? Исключение: Ты - лучший друг

Слайд 7

Образование, безусловно, опора жизни Осень , вероятно , самое грустное время

Слайд 8

Тире не ставится: 1 Он геолог личное местоимение 2 Р уки как лед словно, точно, будто, что, как 3 Бедность не порок отрицание с НЕ 4 Образование, безусловно , опора в жизни сущ+ввод.слово+сущ Исключение: Ты - лучший друг

Слайд 10

Мой отец учитель Отец учитель истории Мустай Карим поэт и драматург Курить здоровью вредить Сер .. це не камень Дело дрянь Серёжа , по-моему, хороший футболист Площадь квартиры 50 метров

Слайд 11

Проверим Мой отец учитель. Отец – учитель истории. Мустай Карим – поэт и драматург. Курить – здоровью вредить. Сердце не камень. Дело - дрянь. Серёжа , по-моему, хороший футболист. Площадь квартиры – 5о метров .

Слайд 12

20 октября 1919 г. 21 сентября 2005 г.

Слайд 13

1. - Труд как блестящая сталь. 2. + Беседовать с писателями других веков – значит путешествовать. 3. - Старость не радость 4 - Октябрь лишь середина осени. 5. + Сердце наше – вечная тайна для нас самих. 6. + Знать много языков – значит иметь много ключей к одному замку. 7. + Искусство – это мышление в образах.

Слайд 14

А, Б, Г А, Д А, Б,В,Г

Слайд 15

Оценки. 0 - «5 » 1-2 – « 4» 3-4 – « 3»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие КИЖИ ( Тире между подлежащим и сказуемым) Урок-путешествие в 8 классе

Цели урока:Образовательные:Обобщить, систематизировать изученные теоретические сведения о по­становке тире, закрепить умения пунктуационного и интонационного оформ­ления предложений с тире, совершенст...

Тема: Тире между подлежащим и сказуемым. Урок русского языка в 5 классе

Урок русского языка в 5 классеТема: Тире между подлежащим и сказуемым...

План-конспект урока русского языка с использованием ИКТ. Тема урока: "Тире между подлежащим и сказуемым". 8 класс.

Данный урок поможет расширить и углубить знания детей о правилах пунктуации, регламентирующих постановку тире между подлежащим и сказуемым.На уроке использованы методические приемы: объяснение учителя...

Презентация к уроку русского языка. Тема урока: "Тире между подлежащим и сказуемым". 8 класс.

Данный урок поможет расширить и углубить знания детей о правилах пунктуации, регламентирующих постановку тире между подлежащим и сказуемым.На уроке использованы методические приемы: объяснение учителя...

Тире между подлежащим и сказуемым. Урок усвоения новых знаний в 8 классе

Урок усвоения новых знаний в 8 классе с соблюдением всех этапов этого типа урока....

Тире между подлежащим и сказуемым. Урок в 5 классе

Материал к уроку русского языка в 5 классе по теме "Тире между подлежащим и сказуемым"...

Тире между подлежащим и сказуемым, урок в 5 классе

Этот урок новых знаний, подойдёт к любой программе....