Тире между подлежащим и сказуемым, урок в 5 классе
презентация к уроку по русскому языку (5 класс)
Этот урок новых знаний, подойдёт к любой программе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация к уроку | 268.83 КБ |
tire_mezhdu_podlezhashchim_i_skazuemym_5b.docx | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ТАЩИЛ АВДЕЙ МЕШОК ГВОЗДЕЙ, ТАЩИЛ АВДЕЙ МЕШОК ГРУЗДЕЙ. АВДЕЙ ГОРДЕЮ ДАЛ ГВОЗДЕЙ, ГОРДЕЙ АВДЕЮ ДАЛ ГРУЗДЕЙ.
Фламинго строят гнезда по берегам морей. Осина — дерево. Малина — кустарник.
Тема сегодняшнего урока — «Тире между подлежащим и сказуемым» Цели урока: - познакомиться с правилом постановки тире между подлежащим и сказуемым; - учиться находит предложения, в которых ставится тире между подлежащим и сказуемым
Если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже, то между ними ставится тире
Упражнение 1. Прочитайте Сформулируйте к нему задание. Земл ... ника вкусная жи...кость . С и квойя к...лючая груша. Манго вечнозеленое р...стение . К...косовое молоко тр...пическое пл...довое дер...во . Опунция п...жароустойчивое р...стение . Самшит самая вкусная л...сная ягода.
Земляника - самая вкусная лесная ягода. С и квойя - пожароустойчивое растение. Манго - тропическое плодовое дерево. Кокосовое молоко - вкусная жидкость. Опунция - колючая груша. Самшит - вечнозеленое растение.
тире между подлежащим и сказуемым не ставится: А) если сказуемое присоединяется союзом КАК или другими сравнительными союзами (словно, будто, точно, вроде как); Б) если при сказуемом есть отрицательная частица НЕ; В) если подлежащее выражено личным местоимением. Запомните! Звёзды будто алмазы. Старость не радость. Она моя ученица
Упражнение 2. Прочитайте предложения. Напишите их в логической последовательности так, чтобы у вас получился текст. Расставьте знаки препинания. Распустил он свои сильные корни под з...млей , пробился через травы и начал на лугу р...сти . Терн кустарник хитрый, к...рнями размножается. Расчистил землю вокруг, окружил себя подру...ками . Так и отв...евал терн землю для леса и луга. Б...ре...ки белолицые кр...савииы . Осинки милые ш...птунъи .
Проверка: Терн — кустарник хитрый, корнями размножается. Распустил он свои сильные корни под землей, пробился через травы и начал на лугу расти. Расчистил землю вокруг, окружил себя подружками. Березки — белолицые красавицы. Осинки — милые шептуньи. Так и отвоевал терн земли для леса и луга.
Упражнение 3. Работа в парах Задание: Найдите подлежащее и сказуемое, подчеркните их. Где можно поставить тире между подлежащим и сказуемым? 1 вариант Книга памятник ушедшим в вечность умам. Я человек. А вы не охотник? 2 вариант Пруд как блестящая сталь. Театр это сила. Вы студент?
Проверка 1 вариант Книга - памятник ушедшим в вечность умам. Я человек. А вы не охотник? 2 вариант Пруд как блестящая сталь. Театр - это сила. Вы студент?
Домашнее задание Составить алгоритм постановки тире в предложении, привести примеры.
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Учитель русского языка и литературы И.А.Тынчерова
ОБЩАЯ ЧАСТЬ | ||
Предмет – Русский язык | Класс - 5 | |
Тема урока – Тире между подлежащим и сказуемым. | ||
Цель урока: Познакомить с правилом постановки тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными, отработать умение правильно ставить тире в предложении. | ||
Планируемые образовательные результаты. | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Знать опознавательные признаки употребления тире как знака разделения между главными членами предложения(существительным в именительном падеже) на письме и паузы между подлежащим и сказуемым в данной конструкции при ее использовании в устной речи, схему данной конструкции; правильно ставить знак препинания(тире) в соответствии с изученным правилом; заменять предложения указанных конструкций предложениями изученной конструкции с опорой на схему. | Способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, свободно пользоваться словарем. | Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него, потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры: стремление к речевому самосовершенствованию. |
Тип урока: Изучение нового материала | ||
Ресурсы урока: учебник Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцова и др., 2015г; Презентация по теме урока; Компьютер, экран, проектор. | ||
Методы и формы обучения: Наблюдение над языком, эвристический метод, групповая, фронтальная. | ||
Основные понятия: Подлежащие и сказуемое. |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока | Деятельность Учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимоконтроля |
1.Оргмомент | -Здравствуйте, ребята, посмотрите какой сегодня прекрасный день, давайте улыбнемся сейчас друг другу и пожелаем друг другу плодотворной работы на этом уроке. Слайд 2,3 Разминаем речевой аппарат: ТАЩИЛ АВДЕЙ МЕШОК ГВОЗДЕЙ, ТАЩИЛ АВДЕЙ МЕШОК ГРУЗДЕЙ. АВДЕЙ ГОРДЕЮ ДАЛ ГВОЗДЕЙ. ГОРДЕЙ АВДЕЮ ДАЛ ГРУЗДЕЙ -Откройте тетради, запишите число и классная работа. | Демонстрируют готовность к уроку. | |
2.Мотивация | -начинаем наш урок. Посмотрите на доску, запишите предложения На доске написаны предложения: Слайд 4 Фламинго строят гнезда по берегам морей. Осина — дерево. Малина — кустарник. | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. | Фронтальная. |
3.Актуализация знаний | — Прочитайте предложения. Скажите, какие из них можно объединить по нескольким признакам одновременно. Можно объединить второе и третье предложения. В них говорится о растениях. Оба предложения состоят из двух слов. —Найдите в предложениях подлежащее. В первом предложении подлежащее осина, во втором —малина. —Найдите в предложениях сказуемое. В первом предложении сказуемое дерево, во втором — кустарник. | Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. | Фронтальная |
4.Целеполагание | — Обратите внимание на знак, который стоит между подлежащим и сказуемым в выделенных вами предложениях, и сформулируйте тему сегодняшнего урока. (-Между подлежащим и сказуемым во втором и третьем предложениях стоит тире. Значит, тема сегодняшнего урока — «Тире между подлежащим и сказуемым».Слайд 5.) (Цели урока: познакомиться с правилом постановки тире между подлежащим и сказуемым: учиться находит предложения, в которых ставится тире между подлежащим и сказуемым.Слайд6.) Ребята, а вы знаете, благодаря кому в русской письменности появилось тире? благодаря писателю и историку Николаю Михайловичу Карамзину). Слайд7 Знак первоначально назывался «чертой», название «тире» появилось с начала 1820 года. Не стоит путать тире с дефисом, о нем мы будем говорить, изучая некоторые правила орфографии. | Формулируют тему и цели урока. | Фронтальная |
5.Открытие нового знания | — Давайте еще раз обратимся к записанным вами предложениям.Слайд8. Скажите, словами какой части речи выражены подлежащее и сказуемое в первом предложении. -В первом предложении подлежащее выражено сущ., а сказуемое – глаголом. Скажите, а чем выражено подлежащее и сказуемое во втором и третьем предложении. (-Во 2,3 предложении подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже.) — Сделайте вывод, в каком случае между подлежащим и сказуемым ставится тире. (-Если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже, то между ними ставится тире.) Правило повторяется учащимися 2—3 раза — Прочитайте новый материал в учебнике стр.____. Сравните его с нашим выводом. А теперь попробуйте составить алгоритм этого правила. | Смотрят презентацию. Обдумывают ответы на вопросы. Делают вывод, знакомятся с материалом учебника. Повторяют правило. Учащиеся обсуждают варианты схем. Выбирают лучший вариант. | Фронтальная |
6.Включение нового знания в систему 6.1 Физминутка | Слайд8.Упражнение 1. Земл...ника вкусная жи...кость. С…квойяк...лючая груша Манго вечнозеленое р...стение К...косовое молоко тр...пическое пл...довое дер...во Опунция п...жароустойчивое р...стение. С..мшит самая вкусная л...сная ягода. —Прочитайте упражнение. Сформулируйте к нему задание. К словам левого столбика надо подобрать подходящие по смыслу словосочетания из правого столбика. —Что в результате должно получиться? В результате должны получиться предложения. —Что надо сделать с составленными предложениями? Надо написать предложения. Вставить в словах пропущенные буквы. Расставить знаки препинания. После того как работа выполнена и проведена, повторяется изученное правило. —Расскажите, какие буквы вы вставили в слова, группируя их по орфограммам. -Проверяем. Подчеркните главные члены предложения. Какой частью речи они выражены? Слайд9. - Возникли ли затруднения? Но есть такие случаи, когда тире между подлежащим и сказуемым в таких случаях не ставится: А) если сказуемое присоединяется союзом КАК или другими сравнительными союзами (словно, будто, точно, вроде как); Б) если при сказуемом есть отрицательная частица НЕ; В) если подлежащее выражено личным местоимением. - Проверим и запомним! Слайд10. Звёзды будто алмазы. Старость не радость. Она моя ученица Выполняется дыхательная гимнастика. Упражнение 2. Слайд11. — Прочитайте предложения. Напишите их в логической последовательности так, чтобы у вас получился текст. Расставьте знаки препинания. Распустил он свои сильные корни под з...млей, пробился через травы и начал на лугу р...сти. Терн кустарник хитрый, к...рнями размножается. Расчистил землю вокруг, окружил себя подру...ками. Так и отв...евал терн землю для леса и луга. Б...ре...ки белолицые кр...савииы. Осинки милые ш...птунъи. Слайд12. -Прочитай составленный текст. Назовите предложения, которые соответствуют теме сегодняшнего урока. Скажите, почему в них ставится тире. Расскажите о правописании слов с пропущенными буквами. | Выполняют задания, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Работают над орфограммами. Составляют текст. Выполняют упражнение. Читают составленный текст, сверяют с оригиналом. Называют предложения на новое правило. Отвечают на вопросы. Выполняют упражнения. | Индивидуальная |
7.Продолжение закрепления | Упражнение 3. Работа в парах Слайд 13: Задание: Найдите подлежащее и сказуемое, подчеркните их. Где можно поставить тире между подлежащим и сказуемым? 1 вариант Книга памятник ушедшим в вечность умам. Я человек. А вы не охотник? 2 вариант Пруд как блестящая сталь. Театр это сила. Вы студент? Поменяйтесь работами, проверьте Слайд 14: | Работают в парах с взаимопроверкой | Работа в парах. |
8.Рефлексия | - ребята, наш урок подходит к концу. Давайте подводить итоги. Я читаю вам начало предложения, а вы заканчиваете его: Тире – это… Открыл его …. Сегодня на уроке я узнал… В каком падеже должны стоять главные члены предложения, чтобы между ними можно было поставить тире? В каких случаях тире не ставится? Я не понял… Было трудно….. | Заканчивают фразы, формулирую свои мысли. | |
9. Домашнее задание | Составить алгоритм постановки тире в предложении, привести примеры. Слайд 15. | Записывают домашнее задание | |
10. Оценка работы учеников | Ребята, оцените работу класса и свою собственную. | Оценивают свою работу |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-путешествие КИЖИ ( Тире между подлежащим и сказуемым) Урок-путешествие в 8 классе
Цели урока:Образовательные:Обобщить, систематизировать изученные теоретические сведения о постановке тире, закрепить умения пунктуационного и интонационного оформления предложений с тире, совершенст...
Тема: Тире между подлежащим и сказуемым. Урок русского языка в 5 классе
Урок русского языка в 5 классеТема: Тире между подлежащим и сказуемым...
Урок русского языка по теме "Тире между подлежащим и сказуемым" в 5 классе
Урок русского языка в 5 классе по теме "Тире между подлежащим и сказуемым". Это урок-открытие новых знаний....
Тире между подлежащим и сказуемым. Урок усвоения новых знаний в 8 классе
Урок усвоения новых знаний в 8 классе с соблюдением всех этапов этого типа урока....
Тире между подлежащим и сказуемым. Урок в 5 классе
Материал к уроку русского языка в 5 классе по теме "Тире между подлежащим и сказуемым"...
"Тире между подлежащим и сказуемом" - урок русского языка в 8 классе.
Урок построен в соответсвии с требованиями ФГОС, включен региональный компонент....
Сценарий урока "Тире между подлежащим и сказуемым" в 5 классе.
Сценарий (конспект урока) можно использовать педагогам, работающим в 5 классах, при подготовке и проведении урока "Тире между подлежащим и сказуемым". Разнообразные задания, направленные на ...