Тире между подлежащим и сказуемым, урок в 5 классе
презентация к уроку по русскому языку (5 класс)

Тынчерова Ирина Александровна

Этот урок новых знаний, подойдёт к любой программе. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тире между подлежащим и сказуемым Урок в 5 классе Учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №6 Тынчерова Ирина Александровна

Слайд 3

ТАЩИЛ АВДЕЙ МЕШОК ГВОЗДЕЙ, ТАЩИЛ АВДЕЙ МЕШОК ГРУЗДЕЙ. АВДЕЙ ГОРДЕЮ ДАЛ ГВОЗДЕЙ, ГОРДЕЙ АВДЕЮ ДАЛ ГРУЗДЕЙ.

Слайд 4

Фламинго строят гнезда по берегам морей. Осина — дерево. Малина — кустарник.

Слайд 5

Тема сегодняшнего урока — «Тире между подлежащим и сказуемым» Цели урока: - познакомиться с правилом постановки тире между подлежащим и сказуемым; - учиться находит предложения, в которых ставится тире между подлежащим и сказуемым

Слайд 7

Если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже, то между ними ставится тире

Слайд 8

Упражнение 1. Прочитайте Сформулируйте к нему задание. Земл ... ника вкусная жи...кость . С и квойя к...лючая груша. Манго вечнозеленое р...стение . К...косовое молоко тр...пическое пл...довое дер...во . Опунция п...жароустойчивое р...стение . Самшит самая вкусная л...сная ягода.

Слайд 9

Земляника - самая вкусная лесная ягода. С и квойя - пожароустойчивое растение. Манго - тропическое плодовое дерево. Кокосовое молоко - вкусная жидкость. Опунция - колючая груша. Самшит - вечнозеленое растение.

Слайд 10

тире между подлежащим и сказуемым не ставится: А) если сказуемое присоединяется союзом КАК или другими сравнительными союзами (словно, будто, точно, вроде как); Б) если при сказуемом есть отрицательная частица НЕ; В) если подлежащее выражено личным местоимением. Запомните! Звёзды будто алмазы. Старость не радость. Она моя ученица

Слайд 11

Упражнение 2. Прочитайте предложения. Напишите их в логической последовательности так, чтобы у вас получился текст. Расставьте знаки препинания. Распустил он свои сильные корни под з...млей , пробился через травы и начал на лугу р...сти . Терн кустарник хитрый, к...рнями размножается. Расчистил землю вокруг, окружил себя подру...ками . Так и отв...евал терн землю для леса и луга. Б...ре...ки белолицые кр...савииы . Осинки милые ш...птунъи .

Слайд 12

Проверка: Терн — кустарник хитрый, корнями размножается. Распустил он свои сильные корни под землей, пробился через травы и начал на лугу расти. Расчистил землю вокруг, окружил себя подружками. Березки — белолицые красавицы. Осинки — милые шептуньи. Так и отвоевал терн земли для леса и луга.

Слайд 13

Упражнение 3. Работа в парах Задание: Найдите подлежащее и сказуемое, подчеркните их. Где можно поставить тире между подлежащим и сказуемым? 1 вариант Книга памятник ушедшим в вечность умам. Я человек. А вы не охотник? 2 вариант Пруд как блестящая сталь. Театр это сила. Вы студент?

Слайд 14

Проверка 1 вариант Книга - памятник ушедшим в вечность умам. Я человек. А вы не охотник? 2 вариант Пруд как блестящая сталь. Театр - это сила. Вы студент?

Слайд 15

Домашнее задание Составить алгоритм постановки тире в предложении, привести примеры.



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учитель русского языка и литературы И.А.Тынчерова

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет – Русский язык

Класс  - 5

Тема урока – Тире между подлежащим и сказуемым.

Цель урока: Познакомить с правилом постановки тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными, отработать умение правильно ставить тире в предложении.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знать опознавательные признаки употребления тире как знака разделения между главными членами предложения(существительным в именительном падеже) на письме и паузы между подлежащим и сказуемым в  данной конструкции при ее использовании в устной речи, схему данной конструкции; правильно ставить знак препинания(тире) в соответствии с изученным правилом; заменять предложения указанных конструкций предложениями изученной конструкции с опорой на схему.

Способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, свободно пользоваться словарем.

Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него, потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры: стремление к речевому самосовершенствованию.

Тип урока: Изучение нового материала

Ресурсы урока: учебник Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцова и др., 2015г; Презентация по теме урока; Компьютер, экран, проектор.

Методы и формы обучения: Наблюдение над языком, эвристический метод, групповая, фронтальная.

Основные понятия: Подлежащие и сказуемое.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы

урока

Деятельность

Учителя

Деятельность

учащихся

Формы организации

взаимоконтроля

1.Оргмомент

-Здравствуйте, ребята, посмотрите какой сегодня прекрасный день, давайте улыбнемся сейчас друг другу и пожелаем друг другу  плодотворной работы на этом уроке. Слайд 2,3

Разминаем речевой аппарат: 

ТАЩИЛ АВДЕЙ МЕШОК ГВОЗДЕЙ,

ТАЩИЛ АВДЕЙ МЕШОК ГРУЗДЕЙ.

АВДЕЙ ГОРДЕЮ ДАЛ ГВОЗДЕЙ.

ГОРДЕЙ АВДЕЮ ДАЛ ГРУЗДЕЙ

-Откройте тетради, запишите число и классная работа.

Демонстрируют готовность к уроку.

2.Мотивация

-начинаем наш урок. Посмотрите на доску, запишите предложения

На доске написаны предложения: Слайд 4

Фламинго строят гнезда по берегам морей.

Осина — дерево.

Малина — кустарник.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем.

Фронтальная.

3.Актуализация знаний

 Прочитайте предложения. Скажите, какие из них можно объединить по нескольким признакам одновременно.

Можно объединить второе и третье предложения. В них говорится о растениях. Оба предложения состоят из двух слов.

Найдите в предложениях подлежащее.

В первом предложении подлежащее осина, во втором —малина.

Найдите в предложениях сказуемое.

В первом предложении сказуемое дерево, во втором — кустарник.

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания.

Фронтальная

4.Целеполагание

— Обратите внимание на знак, который стоит между подлежащим и сказуемым в выделенных вами предложениях, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

(-Между подлежащим и сказуемым во втором и третьем предложениях стоит тире. Значит, тема сегодняшнего урока — «Тире между подлежащим и сказуемым».Слайд 5.)

(Цели урока: познакомиться с правилом постановки тире между подлежащим и сказуемым: учиться находит предложения, в которых ставится тире между подлежащим и сказуемым.Слайд6.)

Ребята, а вы знаете, благодаря кому в русской письменности появилось тире? благодаря писателю и историку Николаю Михайловичу Карамзину). Слайд7

Знак первоначально назывался «чертой», название «тире» появилось с начала 1820 года.

Не стоит путать тире с дефисом, о нем мы будем говорить, изучая некоторые правила орфографии.

Формулируют тему и цели урока.

Фронтальная

5.Открытие нового знания

— Давайте еще раз обратимся к записанным вами предложениям.Слайд8.  Скажите, словами какой части речи выражены подлежащее и сказуемое в первом предложении.

-В первом предложении подлежащее выражено сущ., а сказуемое – глаголом.

Скажите, а чем выражено подлежащее и сказуемое во втором и третьем предложении.

(-Во 2,3 предложении подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже.)

— Сделайте вывод, в каком случае между подлежащим и сказуемым ставится тире.

(-Если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже, то между ними ставится тире.)

Правило повторяется учащимися 2—3 раза

— Прочитайте новый материал в учебнике стр.____. Сравните его с нашим выводом.

А теперь попробуйте составить алгоритм этого правила.

Смотрят презентацию. Обдумывают ответы на вопросы.

Делают вывод, знакомятся с материалом учебника. Повторяют правило.

Учащиеся обсуждают варианты схем. Выбирают лучший вариант.

Фронтальная

6.Включение нового знания в систему

6.1 Физминутка

Слайд8.Упражнение 1.

Земл...ника вкусная жи...кость.

С…квойяк...лючая груша

Манго вечнозеленое р...стение

К...косовое молоко тр...пическое пл...довое дер...во

Опунция п...жароустойчивое р...стение.

С..мшит самая вкусная л...сная ягода.

Прочитайте упражнение. Сформулируйте к нему задание.

К словам левого столбика надо подобрать подходящие по смыслу словосочетания из правого столбика.

Что в результате должно получиться?

В результате должны получиться предложения.

Что надо сделать с составленными предложениями?

Надо написать предложения. Вставить в словах пропущенные буквы. Расставить знаки препинания.

После того как работа выполнена и проведена, повторяется изученное правило.

Расскажите, какие буквы вы вставили в слова, группируя их по орфограммам.

-Проверяем.

Подчеркните главные члены предложения. Какой частью речи они выражены? Слайд9.

- Возникли ли затруднения?

Но есть такие случаи, когда тире между подлежащим и сказуемым в таких случаях не ставится:

А) если сказуемое присоединяется союзом КАК или другими сравнительными союзами (словно, будто, точно, вроде как);

Б) если при сказуемом есть отрицательная частица НЕ;

В) если подлежащее выражено личным местоимением.

- Проверим и запомним! Слайд10.

Звёзды будто алмазы.

Старость не радость.

Она моя ученица

Выполняется дыхательная гимнастика.

Упражнение 2. Слайд11.

Прочитайте предложения. Напишите их в логической последовательности так, чтобы у вас получился текст. Расставьте знаки препинания.

Распустил он свои сильные корни под з...млей, пробился через травы и начал на лугу р...сти.

Терн кустарник хитрый, к...рнями размножается.

Расчистил землю вокруг, окружил себя подру...ками.

Так и отв...евал терн землю для леса и луга.

Б...ре...ки белолицые кр...савииы.

Осинки милые ш...птунъи.

Слайд12.

-Прочитай составленный текст. Назовите предложения, которые соответствуют теме сегодняшнего урока.

Скажите, почему в них ставится тире.

Расскажите о правописании слов с пропущенными буквами.

Выполняют задания, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Работают над орфограммами.

Составляют текст. Выполняют упражнение.

Читают составленный текст, сверяют с оригиналом. Называют предложения на новое правило. Отвечают на вопросы.

Выполняют упражнения.

Индивидуальная

7.Продолжение закрепления

Упражнение 3. Работа в парах Слайд 13:

Задание: Найдите подлежащее и сказуемое, подчеркните их.

Где можно поставить тире между подлежащим и сказуемым?

1 вариант

Книга памятник ушедшим в вечность умам.

Я человек.

А вы не охотник?

2 вариант

Пруд как блестящая сталь.

Театр это сила.

Вы студент?

Поменяйтесь работами, проверьте Слайд 14:

Работают в парах с взаимопроверкой

Работа в парах.

8.Рефлексия

- ребята, наш урок подходит к концу. Давайте подводить итоги. Я читаю вам начало предложения, а вы заканчиваете его:

Тире – это…

Открыл его ….

Сегодня на уроке я узнал…

В каком падеже должны стоять главные члены предложения, чтобы между ними можно было поставить тире?

В каких случаях тире не ставится?

Я не понял…

Было трудно…..

Заканчивают фразы, формулирую свои мысли.

9. Домашнее задание

Составить алгоритм постановки тире в предложении, привести примеры. Слайд 15.

Записывают домашнее задание

10. Оценка работы учеников

Ребята, оцените работу класса и свою собственную.

Оценивают свою работу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие КИЖИ ( Тире между подлежащим и сказуемым) Урок-путешествие в 8 классе

Цели урока:Образовательные:Обобщить, систематизировать изученные теоретические сведения о по­становке тире, закрепить умения пунктуационного и интонационного оформ­ления предложений с тире, совершенст...

Тема: Тире между подлежащим и сказуемым. Урок русского языка в 5 классе

Урок русского языка в 5 классеТема: Тире между подлежащим и сказуемым...

Урок русского языка по теме "Тире между подлежащим и сказуемым" в 5 классе

Урок русского языка в 5 классе по теме "Тире между подлежащим и сказуемым". Это урок-открытие новых знаний....

Тире между подлежащим и сказуемым. Урок усвоения новых знаний в 8 классе

Урок усвоения новых знаний в 8 классе с соблюдением всех этапов этого типа урока....

Тире между подлежащим и сказуемым. Урок в 5 классе

Материал к уроку русского языка в 5 классе по теме "Тире между подлежащим и сказуемым"...

"Тире между подлежащим и сказуемом" - урок русского языка в 8 классе.

Урок построен в соответсвии с требованиями ФГОС,   включен региональный компонент....

Сценарий урока "Тире между подлежащим и сказуемым" в 5 классе.

Сценарий (конспект урока) можно использовать педагогам, работающим в 5 классах, при подготовке и проведении урока "Тире между подлежащим и сказуемым". Разнообразные задания, направленные на ...