Сценарий урока "Тире между подлежащим и сказуемым" в 5 классе.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Томина Юлия Валерьевна

Сценарий (конспект урока) можно использовать педагогам, работающим в 5 классах, при подготовке и проведении урока "Тире между подлежащим и сказуемым". Разнообразные задания, направленные на усвоение учащимися учебного материала, позволят сделать урок запоминающимся и интересным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka._tire_mezhdu_podlezhashchim_i_skazuemym.docx26.98 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока по теме «Тире между подлежащим и сказуемым» в 5 классе

(с применением технологии разноуровневой дифференциации).

 Томина Юлия Валерьевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ  «СОКШ №4» г. Нефтеюганск

Цель: познакомить с правилом постановки тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными; отработать умение правильно ставить тире в предложении.

Тип урока: комбинированный

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Знать о грамматической основе предложения, о способах выражения ГЧП;  опознавательные признаки употребления тире как знака разделения между главными членами предложения (существительными в именительном падеже) на письме и паузы между подлежащим и сказуемым в данной конструкции при её использовании в устной речи, схему данной конструкции;

Уметь определять грамматическую основу предложения, по опознавательному признаку находить предложения с данной конструкцией; правильно ставить знак препинания (тире) в соответствии с изученным правилом; заменять предложения указанных конструкций предложениями изученной конструкции с опорой на схему.

Метапредметные

Способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.

Личностные

Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока

Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная

Сценарий урока

  1. Мотивация, самоопределение к учебной деятельности

Вступительное слово учителя.

Сегодня мы познакомимся со знаком препинания, который применяется  в грамматике многих языков. Это тире. В русской письменности тире появилось благодаря писателю и историку Н.М. Карамзину.

Деятельность учащихся: слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку.

  1. Актуализация и пробное учебное действие.

Беседа. Учащиеся участвуют в диалоге, отвечают на вопросы, смотрят презентацию, обдумывают ответы на вопросы.

Что такое грамматическая основа предложения?
Какие главные члены предложения Вы знаете?

Что обозначает подлежащее?
На какие вопросы оно отвечает?
Какими частями речи может быть выражено подлежащее?

Что обозначает сказуемое?
На какие вопросы оно отвечает?
Какими частями речи может быть выражено сказуемое?

Задание №1 (группа 1): дополните предложения.

1. _________ обычно выражено именем существительным или местоимением в именительном падеже.

2. __________   подчёркивается двойной линией.

3. Чаще всего ______ выражено глаголом. Оно также может быть выражено именем существительным, прилагательным.

Задание №2 (группа 2): дополните предложения.

1. Тихи зимние ночи.

Подлежащее: _________  выражено:  __________

Сказуемое: _____  выражено: ___________

2. За поворотом дороги показался сугроб.

Подлежащее: ________  выражено:  ______

Сказуемое: _______  выражено: _________

3. Белый пушистый снег – шубка для деревьев от будущих холодов.

Подлежащее: _______  выражено:  ________

Сказуемое: ________  выражено: _________

Учащиеся выполняют задания, осваивают лингвистические термины, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.

  1. Выявление места и причины затруднения.

Учащиеся выполняют упражнения (на карточках).

Задание №1. Найдите предложения, в которых подлежащее выражено следующим образом:

а) именем существительным

1. Над морем встает багровое солнце.  2. Я слушаю прибой моря.

3. Все пришли без опоздания.  4. Ветер пробегает по верхушкам деревьев.

5. Катя ловко играла в мяч.

б) местоимением

1. Ты можешь узнать много интересного. 2. На берегу мы нашли много интересных ракушек.  3. Дима провел лето на даче.  4. Они выросли и улетели из гнезда.

5. Всю осень погода стояла теплая.

в) словосочетанием

1. Никита с друзьями пошел в школу.  2. Бабушка с внуком гуляла в парке.

3. Три подружки весело щебетали.  4. Птенцы выглянули из гнезда.

5. Семеро ребят играли в футбол.

Задание №2. Найдите предложения, в которых сказуемое выражено следующим образом:

а) глаголом

1. Вдалеке сверкнула молния и прокатился раскат грома. 2. Дуб зеленый и могучий.

3. Я люблю летнюю грозу.  4. Детвора играла в мяч.  5. Мой брат — футболист.

б) именем прилагательным

1. Молодежь шумна, весела и радостна. 2. Небо высокое и безоблачное.

3. На небе выглянул месяц.  4. Земля — наш общий дом. 5. Пахуч нежный ландыш.

в) именем существительным

1. Ученье — свет. 2. Хороши весной березки!  3. Внезапно налетел резкий ветер.

4. Чтение — вот лучшее учение. 5. Москва — любимый родной город.

вариант 2

Задание №1. Найдите предложения, в которых подлежащее выражено следующим образом:

а) именем существительным

1. Мы ходили на премьеру спектакля.  2. Премьера прошла с успехом.

3. Игра актеров понравилась зрителям.   4. Все остались довольны спектаклем.

5. Гурченко играла лучше всех.

б) местоимением

1. Ученики на уроке узнали много полезного. 2. Они с удовольствием слушали учителя.

3. Учитель рассказывал о последних новостях.  4. На перемене мы продолжили беседу.    5. Он не мог не принять в нём участие.

в) словосочетанием

1. Мы с увлечением обсуждали отдых на море. 2. Котенок и щенок провожали нас до калитки.   3. Брат с сестрой любили купаться в море. 4. Я с родителями отдыхала на море.

5. Двое ребят удили рыбу.

Задание №2. Найдите предложения, в которых сказуемое выражено следующим образом:

а) глаголом

1. Заморозки затянули ледком лужицы. 2. Я вырос на берегу Волги. 3. Я спешу на открытие выставки. 4. Дорога пустынна. 5. Незабудки — красивые цветы.

б) именем прилагательным

1. Ландыш — цветок. 2. Сирень душистая. 3. Вода в ручье холодная. 4. Я никогда не была в горах. 5. История увлекательна.

в) именем существительным

1. Облака плыли по небу. 2. География — увлекательная наука.  

3. Мое любимое занятие — чтение.  4. Девочка красива.5. Москва – красивый город.

  1. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися.

Организует и сопровождает деятельность учащихся, подводит к формулировке вывода. Учащиеся работают с учебником и объясняют  постановку тире в предложениях.

Задание: спишите предложения, подчеркните в них подлежащие и сказуемые.

Декабрь для меня – настоящая пора волшебства.

Зима – удивительное время года.

Снег - белое одеяло полей, лесов, городов и сёл.

Лепка снеговика – это неповторимая возможность для реализации творческих задумок.

  1. Практическая деятельность (беседа, письменная работа)

Учитель контролирует обозначение грамматической основы в предложении.

Задание (группа 1): спишите предложения, подчеркните в них подлежащие и сказуемые, вставьте, где необходимо, тире.

Зима  божественная сказка.

Зима пора забот о будущем урожае.

Новый год самый долгожданный праздник детворы.

Зима это любимое время года.

Катание на коньках одно из самых популярных занятий зимнего отдыха.

Моя мечта покататься с горки на лыжах или санках.

Выполните задание (группа 2): спишите предложения, подчеркните главные члены предложения, поставьте, где необходимо, знаки препинания.

Клюква (последний, ягода, сентябрь).

Сентябрь (время, боровики, грузди, рыжики).

Туман, заморозки (обычные, явления, октябрь).

Метель (сильный, ветер, со, снег).

Серебряный иней (мелкий, кристаллы, лёд).

Север (свет, сторона).

Кра́йний Се́вер (часть, территория, Земля).

Территория Крайнего Севера (арктическая, зона, тундра, районы северный, тайга).

  1. Первичное закрепление (обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике)

Индивидуальные задания (с комментированием).

Карточка 1. Вставьте пропущенные буквы, подчеркните в предложениях подлежащие и сказуемые.

З..ма - волшебное и сказочное время года.

Кр..сив зимний лес.

Ханты-Мансийск – центр проведения соревнований по биатлону.

М..розы сковали землю.

Особенно х..роша зимой ярко-зеленая пушистая ель.

Метели и вьюги заметают д..роги.

Ночь прошла под большой чистой луной, и утром лёг первый снег. 

На фоне темных елей переплета..тся тонкое кружево осиновых в..твей.

В темном высоком небе рассыпались яркие звёзды.

Перед новогодним праз..ником ребята наряжают елку игрушками.

Югра – это традиции ханты и манси. 

Карточка 2.

Самая лучшая защита от м..розов - снежное покрывало. 

Колюч м..роз.

Д..ревья погрузились в глубокий сон.

Воздух чист и свеж.

Луч..ший сувенир на память – капелька Югорской нефти.

По свежему снегу быстро б..гут лыжи.

Ч..десен осиновый лес и зимою. 

Люди одевают теплые вещи.

З..ма – уд..вительное время года.

Дети катают..ся на санках и коньках, леп..т снежную бабу и игра..т в сне..ки.

В новогодний праз..ник приход..т к нам Снегурочка и Дед Мороз.

Со..нце стоит ни..ко над землей и слабо гре..т.

Югорский Дед Мороз – Ишьки-Ики.

Карточка 3.

Короток, хмур д..кабрьский д..нёк. 

Серёжа и Женя играют в сне..ки.

М..роз покрыва..т льдом реки и озера, рису..т на окнах забавные узоры, куса..т нос и щеки.

Ужасен вид возмущения зимней северной пр..роды.

Мы см..трели, как мя..кие сн..жинки плавно круж...лись в воздухе. 

Лиза и Зоя леп..т снежную бабу.

Ханты-Мансийск – место слияния двух рек.

Причудлив морозный  узор на витрине магазина.

Всё в природе находит..ся под властью м..лодого снега.

Ветер и метель - вечные спутники зимы.

Везде л..жит белый пуш..стый снег. 

З..ма для меня – настоящая пора волшебства.

 

  1. Включение в систему знаний и повторение (обобщение полученных на уроке сведений)

Для чего используется тире в предложении?

(Выделяются сказуемые, выраженные существительными в именительном падеже.) Оценивание работы учащихся на уроке. 

Инструктаж домашнего задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие КИЖИ ( Тире между подлежащим и сказуемым) Урок-путешествие в 8 классе

Цели урока:Образовательные:Обобщить, систематизировать изученные теоретические сведения о по­становке тире, закрепить умения пунктуационного и интонационного оформ­ления предложений с тире, совершенст...

Урок по русскому языку в 8 классе по теме "Тире между подлежащим и сказуемым"

РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ОСНОВЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ»....

урок русского языка в 8 классе с презентацией на тему "Тире между подлежащим и сказуемым"

урок-практикум, включающий разнообразные виды работы:фронтальную, индивидуальную, самостоятельную, выборочную, творческую.Урок содержит дополнительный познавательный материал из истории развития пункт...

Конспект урока русского языка в 8 классе "Тире между подлежащим и сказуемым"

Урок русского языка в 8 классе по программе М.Т. Баранова (Учебник:  Русский язык. 8 класс / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч.ред. Н.М. Шанский. - М.: Про...

Урок в 11 классе по теме "Тире между подлежащим и сказуемым" (презентация)

В презентации содержится разнообразный дидактический материал к уроку по теме "Знаки препинания между подлежащим и сказуемым"...

Тире между подлежащим и сказуемым. 5 класс

Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Тире между подлежащим и сказуемым". Урок - изучение новой темы. Закрепление материала  - практическая работа (решение грамматических задач)....

Сценарий КВН между 6 и 7 классами, посвященный 160-летнему юбилею со дня рождения С.В.Ковалевской

Материалы для проведения математического конкурса - игры  для учеников 6 и 7 классов....