Комплексный анализ текста.7 класс
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (7 класс)

Постепенно осваивая школьную программу по русскому языку, школьник заранее готовится к выполнению итоговой тестовой работы. Одной из главных ее частей является комплексный анализ текста. Каждому из учащихся очень важно научиться выполнять такой языковой анализ: понимать, как построен авторский текст, какова его тема и главная мысль, какие средства художественной выразительности использует автор.

Умение анализировать тексты разных стилей и типов речи позволит учащемуся продемонстрировать на экзамене теоретические знания по русскому языку, полученные на уроках.

Работа включает  в себя текст и два блока заданий к нему. Блок заданий А1-А5 предполагает 4 варианта ответа, из которых правильный только один.Ответы к заданиям блока В1-В5 формулируется учащимся самостоятельно. Они записываются словами или цифрами, и их может быть несколько.

После работы приведены ответы, по которым учащийся сможет проверить, правильно ли он все выполнил.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплексный анализ текста

7 класс

Постепенно осваивая школьную программу по русскому языку, учащиеся заранее готовятся к выполнению итоговой тестовой работы. Одной из ее главных частей является комплексный анализ текста. Очень важно научиться выполнять такой языковой анализ: понимать, как устроен авторский текст, какова его тема и главная мысль, какие средства художественной выразительности использует автор.

Уметь анализировать тексты разных стилей и типов речи позволит учащимся продемонстрировать на экзамене теоретические знания по русскому языку, полученные на уроках.

Работа состоит из текста и двух блоков заданий к нему. Блок заданий А1-А5 предполагает 4 варианта ответа, из которых правильный только один. Ответы к заданиям блока В1-В5 формулируются учащимся самостоятельно. Они записываются словами или цифрами, и их может быть несколько.

Ниже представлены ответы, по которым учащийся сможет себя проверить, правильно ли он все выполнил.

***

  1.  Попробуйте победить себя, и вам станет понятно, что такое подвиг.
  2. Человек в основе своей всегда устремлен к хорошему. (3)Надо только вовремя уметь поддержать или подправить того, кто стал уходить от этого стремления. (4) Мы живем в большом общежитии, и надо уметь любить людей, которые тебя окружают, отдавать им богатство ума и сердца, и они отплатят тебе тем же.

(5) Жизнь пестра и разнообразна.  (6) На одном полюсе- горение и мужество, на другом- тунеядство и трусость. (7) На одном – высокий порыв, жажда знаний, на другом- равнодушие, пошлость, мещанство. (8) Перед каждым вступающим в жизнь встают эти полюса, и к какому полюсу человек пойдет, зависит от него самого. (По Н.Дубинину)

Выполни задания А1-А5

       А1. Укажи номер предложения, в котором отражена позиция автора.

  1. 1                                          3) 3
  2. 2                                          4) 4

А2. Определи стиль и тип речи текста.

  1. научно-популярный стиль; описание        
  2. художественный стиль; повествование
  3. публицистический стиль; рассуждение
  4. разговорный стиль; рассуждение

А3. Какое слово в тексте имеет значение «психология человека, характеризующаяся мелкими, ограниченными, собственническими интересами и узким  идейным и общественным кругозором»?

  1. пошлость (предложение 7)
  2. мещанство (предложение 7)
  3. тунеядство (предложение 6)
  4. равнодушие (предложение 7)

             А4. Укажи номер предложения, в котором использован фразеологизм со значением «начинать жить самостоятельно».

  1. 1                                                     3) 4
  2. 2                                                     4) 8

           А5. Какое средство художественной выразительности использовано в предложении 7?

  1. олицетворение                          3) антитеза
  2. метафора                                     4) сравнение

Выполни задания В1-В5.

           В1. Из предложений 5-8 выпиши слово с чередующейся гласной в корне.

           В2. Из предложений 1-3 выпиши имя прилагательное, употребленное в значении имени существительного.

            В3. Запиши номер предложения, в котором однородные сказуемые выражены краткими именами прилагательными.

            В4. Среди предложений 5-8 найди неполные предложения. Запиши их номера.

            В5. Среди предложений 1-5 найди предложения с разными видами связи. Запиши их номера.

ОТВЕТЫ

А1. 1

А2. 3

А3. 2

А4. 4 (вступающим в жизнь)

В1. горение

В2. К хорошему

В2. К хорошему

В3. 5 (Жизнь пестра и разнообразна.)

В4. 6, 7 (в каждой части обоих сложных бессоюзных предложений один главный член – подлежащее)

В5. 1, 4 (оба предложения с сочинительной и подчинительной связью)

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с текстом. Комплексный анализ текста. 9 класс.

Комплексный анализ текста предназначен для подготовки учащихся 9 класса ГИА по русскому языку. В него входит синтаксический материал части В9 - В14. Повторяются простое осложненное предложение, а так ...

Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)

Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость           Изучение русского...

Методическая разработка рабочей программы курса для 10-11 класса «Текст. Теория и практика комплексного анализа текста »

Материал программы предполагает использование его для расширения и углубления содержания учебного предмета «Русский язык» на базовом уровне. Курс может быть использован в качестве обобщающ...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

ЕГЭ по русскому языку. Задание 22. Комплексный анализ текста, логико-содержательный анализ текста.

Материал выполнен в виде презентации в формате PDF-файла. Рассматриваются различные варианты формулировок данного задания. Представлен алгоритм работы над ним, а также для практики разбираются пять те...