Рабочая программа по внеурочной деятельности «Решение олимпиадных заданий» для 6а класса
рабочая программа по русскому языку (6 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Решение олимпиадных заданий» для 6а класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение
к основной образовательной программе
основного общего образования
приказ № 488ос от 30.08.2018г.
Тюменская область Ханты-Мансийский автономный округ – Югра Нижневартовский район Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новоаганская общеобразовательная средняя школа имени маршала Советского Союза Г.К. Жукова» Рабочая программа |
по внеурочной деятельности «Решение олимпиадных заданий»
для 6а класса
основного общего образования
2018–2019 учебный год
Составитель: Юрьева Мария Антоновна
учитель русского языка и литературы
I категории
п.г.т. Новоаганск, 2018г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Решение олимпиадных заданий» для 6 класса разработана в соответствии с требованиями, изложенными в следующих документах:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ-273);
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС ООО);
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.10.№ 189.
- программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой (М. «Просвещение» 2016г.).
В программе представлена система занятий внеурочной деятельности по развитию познавательных способностей учащихся 6 класса, направленная на формирование универсальных учебных действий на основе работы над заданиями повышенного уровня.
Данная программа помогает организовать познавательную деятельность во внеурочное время, способствует духовному становлению личности, выявлению индивидуальных творческих способностей и развитию коммуникативной сферы ученика. Формирует культуру читательского труда через осмысление основного предмета русского языка – слова, текста. Читательская деятельность, развернутая на базе понимания предмета исследования, строится в особом «культурном поле», которым являются диалоговые отношения между читателями, между автором и читателем.
Принимая во внимание снижение речевой культуры в обществе, стандарт среднего общего образования по русскому языку вполне своевременно вводит понятие коммуникативной компетенции, обеспечивающей успешность выпускника практически во всех областях жизни и адаптацию к изменяющимся условиям современного мира. Основной идеей стандарта является предъявление русского языка во всем многообразии его функций, во взаимосвязи единиц и уровней языка, изучение его как системы, реализующейся в речи; на первый план выдвигается задача повышения уровня речевой культуры в наиболее важных для старшеклассников ситуациях учебно-научного и делового общения.
Цель программы:
реализовать потребности старшеклассников в повышении их языковой и речевой компетенции, подготовить учащихся к олимпиадам различного уровня.
Задачи программы:
- воспитание любви к русскому языку через устранение затруднений в любых видах общения;
- пробуждение интереса к русской словесности и самостоятельному совершенствованию языковой и речевой компетенции;
- углубление знаний по разным разделам курса русского языка;
- развитие умений решения нестандартных языковых и речевых задач; формирование навыков устной и письменной монологической речи, навыков конструктивного диалога.
Результаты освоения курса:
Личностные результаты
- готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; - сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного творчества;
- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
- самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
- использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
- выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; - способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач;
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты
- расширение, углубление и закрепление изученного в основном курсе теоретического материал о фактах языка и речи, о языковых и речевых единицах,
- повышение их языковой и речевой культуры;
- сформированность умения находить нестандартные способы решения заданий;
- развитие умения решения нестандартных языковых и речевых задач; сформированность навыков устной и письменной монологической речи, навыков конструктивного диалога;
- успешное выступление на олимпиадах и конкурсах различных уровней.
- сформированность основ логического мышления;
- сформированность умений применять полученные знания при решении олимпиадных заданий;
- владение методами формирования заданий; использование наблюдений и рассуждений при выстраивании алгоритма решения олимпиадных заданий;
- владение навыками использования ИКТ, справочной литературы
- умение применять полученные сведения для решения задач исследовательского и комбинаторного характера
Содержание программы очерчивает тематические блоки, рекомендуемые для изучения, акцентирует внимание на знания, необходимые учащимся для успешного выступления на олимпиадах различного уровня, выявляет умения и навыки, формирование которых нужно не только для участия в олимпиадном движении, но и для успешного решения других жизненных задач, так как они способствуют социализации личности ученика, воспитывают уверенность в своих силах, дают возможность творчески проявлять себя в любых обстоятельствах.
Программа рассчитана на 1 год (35 часов), реализуется через план внеурочной деятельности. Занятия проводятся 1 раза в неделю во второй половине дня. Местом проведения занятий могут быть учебный кабинет русского языка и литературы, библиотека, мультимедийный класс. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 6-х классов.
Содержание программы «Подготовка учащихся к олимпиадам по русскому языку»
№ | Тема занятия | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Форма организации учебной деятельности |
1 | Фонетика. Орфоэпия. Классификация гласных и согласных звуков. Транскрипция. Норма и варианты. | Лекция с элементами беседы. Самостоятельная работа. Работа с орфоэпическими словарями. Выполнение упражнений. | Групповая, индивидуальная |
2 | История письма. Типы письма. Русский алфавит и его история. Характеристика кириллового письма. | Лекция с элементами беседы. Сравнительный анализ текстов. Наблюдение за изменением алфавита. | Групповая. |
3 | Историческая грамматика. Признаки старославянизмов. Позиционные и исторические чередования звуков. Редуцированные ер и ерь. Образование беглых гласных. Носовые гласные, история буквы ять. | Рассуждения и наблюдения. Сравнительный анализ звуков, букв и слогов в древнерусском и современном русском языках . Построение высказываний в устной и письменной форме. | Групповая. |
4 | Языки мира. Национальный язык. Мировые языки. Пуризм. Генеалогическая классификация языков. Лингвистическая карта мира. | Наблюдение, анализ, систематизация. Обобщающий ретроспективный анализ. Практические занятия. | Индивидуальная. |
5 | Ученые-лингвисты. Лингвисты XIX века. Лингвисты XX века. | Изучение и сравнительный анализ трудов лингвистов XIX века и лингвистов XX века. | Фронтальная. |
6 | Морфемика. Словообразование. Способы словообразования. Морфонология. | Лекция учителя, тренировочные упражнения. Самостоятельная работа. | Фронтальная, групповая, индивидуальная. |
7 | Лексика. Фразеология. Антонимия, синонимия, омонимия. Паронимы. Устаревшая лексика. Приметы исконно русских и заимствованных слов. | Лекция с элементами беседы. Тренировочные упражнения по определению и характеристике лексических средств. | Групповая, индивидуальная. |
8 | Морфология. Основные грамматические категории. | Изучение, анализ, систематизация. | Групповая. |
9 | Синтаксис. Структурные типы предложений. Синтаксические синонимы. Типы односоставных предложений. | Тренировочные упражнения по определению типов односоставных предложений. Конструирование синтаксических синонимов. | Индивидуальная. |
10 | Орфография. Пунктуация. Основные принципы русской орфографии. Повторение сложных орфографических правил. | Лекция учителя. Тренировочные упражнения по нахождению и исправлению орфографических ошибок. | Групповая, индивидуальная. |
11 | Нормы грамматики. Сочетаемость единиц. Грамматические ошибки. | Тренировочные упражнения по нахождению и исправлению грамматических ошибок. | Индивидуальная. |
12 | Лексикография. Основные типы словарей. Содержание словарной статьи. | Изучение и систематизация словарей. | Групповая. |
13 | Чтение и перевод древнерусского текста. Основные памятники древнерусской письменности. | Наблюдение и рассуждения. Чтение и перевод древнерусского текста. Анализ особенностей древнерусских текстов. | Групповая. |
14 | Основы ораторского искусства. Принципы построения устного выступления. | Работа над построением устного выступления. Представление собственного выступления. | Индивидуальная. |
15 | Решение задач сопоставительного плана. | Тренировочные упражнения по решению и анализу олимпиадных задач сопоставительного плана. | Индивидуальная. |
16 | Основы ораторского искусства. | Выступление перед аудиторией. | Индивидуальная. |
17 | Решение задач исследовательского типа. | Тренировочные упражнения по решению и анализу олимпиадных задач исследовательского плана. | Индивидуальная. |
18 | Чтение и перевод древнерусского текста | Наблюдение и рассуждения. Анализ особенностей древнерусских текстов. | Групповая. |
19 | Основы ораторского искусства | Подготовка и представление докладов. | Индивидуальная. |
20 | Решение задач комбинированного типа. | Тренировочные упражнения по решению и анализу олимпиадных задач. | Индивидуальная. |
21-35 | Творческая работа. | Подготовка и написание сочинений. | Групповая. Индивидуальная. |
Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с годовым календарным планированием и рассчитано на 70 часов.
№ п/п | Кол-во час. | ТЕМА | Дата план. | Дата факт. |
1 | 1 | Фонетика. | ||
Классификация гласных и согласных звуков. Транскрипция. | 6.09.2018 | |||
2 | 1 | История письма. | ||
Типы письма. Русский алфавит и его история. | 13.09.2018 | |||
3 | 1 | Историческая грамматика. | ||
Признаки старославянизмов. Носовые гласные, история буквы ять. | 20.09.2018 | |||
4 | 1 | Языки мира. | ||
Национальный язык. Мировые языки. Лингвистическая карта мира. | 27.09.2018 | |||
5 | 1 | Ученые-лингвисты. | ||
Лингвисты XIX- XX веков. | 4.10.2018 | |||
6 | 1 | Морфемика. Словообразование. | ||
Способы словообразования. Морфонология. | 11.10.2018 | |||
7-9 | 3 | Лексика. Фразеология. | ||
Антонимия, синонимия, омонимия. Паронимы. | 18.10.2018 | |||
Устаревшая лексика. | 25.10.2018 | |||
Приметы исконно русских и заимствованных слов. | 8.11.2018 | |||
10 | 1 | Морфология. | ||
Основные грамматические категории. | 15.11.2018 | |||
11-13 | 3 | Синтаксис. | ||
Структурные типы предложений. | 22.11.2018 | |||
Синтаксические синонимы. | 29.11.2018 | |||
Типы односоставных предложений. | 6.12.2018 | |||
14-17 | 4 | Орфография. Пунктуация. | ||
Основные принципы русской орфографии. Нарушение морфологического принципа. | 13.12.201820.12.2018 | |||
Повторение сложных орфографических правил. | 27.12.201829.12.2018 | |||
18-19 | 2 | Нормы грамматики. | ||
Грамматические ошибки. | 10.01.2019 17.01.2019 | |||
20-21 | 2 | Лексикография. | ||
Основные типы словарей. | 24.01.2019 | |||
Содержание словарной статьи. | 31.01.2019 | |||
22-23 | 2 | Орфоэпия. | ||
Нормы орфоэпии. | 7.02.2019 14.02.2019 | |||
24-25 | 2 | Основные памятники древнерусской письменности. | 21.02.2019 | |
Особенности древнерусских текстов. Сложности перевода. | 28.02.2019 | |||
26-27 | 2 | Основы ораторского искусства. | 7.03.2019 | |
Принципы построения устного выступления. | 14.03.2019 | |||
28-29 | 2 | Сочинение-рассуждение | ||
Структура сочинения-рассуждения | 21.03.20194.04.2019 | |||
30-31 | 2 | Диалектизмы. | ||
Диалектные особенности северных и южных говоров. | 11.04.2019 18.04.2019 | |||
32-35 | 4 | Решение олимпиадных заданий комбинированного вида | 25.04.2019 16.05.2019 23.05.2019 30.05.2019 |
Место деятельности «Решение олимпиадных заданий» в учебном плане
1 час в неделю в рамках внеурочной деятельности, предусмотренной ФГОС ( 35 часов – 1час в неделю)
Методические особенности организации занятий
- Методы и приемы организации деятельности учащихся на занятиях ориентированы на развитие художественного мышления и воображения, навыков самоконтроля, а также познавательной активности.
- Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер, поэтому основное внимание обращается на развитие и совершенствование художественного вкуса, литературной речи и личностных качеств ученика, которые важны для формирования полноценной, самостоятельно мыслящей личности.
- Ряд занятий проводится в библиотеке совместно с библиотекарем.
- Занятия строятся на смене видов деятельности, интерактивных видах работы, что делает их динамичными, насыщенными и интересными для шестиклассников.
Формы проведения и организации занятий
Формы организации занятий:
- фронтальная
- групповая
- индивидуальная
Формы проведения занятий:
- лекции;
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
- анализ и просмотр текстов;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Список литературы:
- Антонова Е.С. Тайна текста. Методические рекомендации. 2-е издание М: ООО «Кейс», 2012 – 208 с.
- Арсирий А.Т., Дмитриева Г.М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Часть первая. Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР Москва-1963
- Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. М.: Педагогика, 2009.
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2001 (CD).
- Григорян Л.Т., Язык мой – друг мой: Материалы для внеклас. работы по рус. Яз.: Пособие для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.
- Иванова С.Ф. Введение во храм Слова: Книга для чтения с детьми в школе и дома. М: издательство «Отчий дом», 2006 г. – 336 с., ил.
- Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования/ Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. М.: Просвещение, 2008.
- Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. Беседы о русском слове. М., «Знание», 1978. – 304 с.
- Машевская Л.В., Данбицкая Л.В. Творческие задачи по русскому языку (Из опыта работы со словом). – СПб.: КАРО, 2003. – 124 с.
- Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку. 5-6 классы/ Сост. Т.Н.Трунцева. – М.:ВАКО, 2014. – 32 с.
- Развивайте дар слова: Факультатив. Курс «Теория и практика сочинений разных жанров»/ Ю.И.Равенский, П.Ф. Ивченков, Г.А. Богданова, С.А. Никольская; Сост. Т.А. Ладыженская, Т.С. Зепалова. – 4-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1990. – 176 с., ил.
- Турниры знатоков русского языка: Дидактические материалы / Авт.-сост. Н.М. Лебедев. – М.: Вербум-М, 2006. – 141 с. – (Словесник; Профильная школа)
- Успенский Л. Слово о словах. М: Мир энциклопедий Аванта +, 2008 г. - 544 с., ил.
- Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015гг.: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/press/new/8286
- Фелицына В.Н., Прохоров Ю.Е. Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения. Лингвостановедческий словарь. / Ин-т рус. яз. им. А.С. Пушкина; Под ред. Верещагина Е.М., Костомарова В.Г. – М.: «русский язык», 1979. – 240 с.
Словари русского языка:
- Агеенко Ф.А., Зарва М.В. Словарь ударений для работников радио и телевидения. – М., 1960г. – 216 с.
- Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка / Под ред. Л. А. Четко. - М.: Сов. Энциклопедия, 1969. - 600 с.
- Алекторова Л.П. и др. Учебный словарь синонимов русского языка / Л.П. Алекторова, В.И. Зимин, ОМ. Ким, Н.П. Колесников, В.Н. Шанский. - М.: Школа-Пресс, 1994. - 209 с.
- Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. - М.: Сов. Энциклопедия, 1974. - 448 с.
- Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1996. - 240 с.
- Бельчиков Н.А., Панюшева М.С. Трудные случаи употребления однокоренных слов русского языка. – М., 1968.-216 с.
- Борунова С.Н. и др. Орфоэпический словарь русского языка / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова. – М., 1983. – 426с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/08/picture-713637-1478594238.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Решение занимательных задач по информатике"
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Решение занимательных задач по информатике» для уровня основного общего образования разработана на основе требований к результатам освоения основной образ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/14/picture-944339-1555242966.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Решение математических задач» 7 класс
Одним из направлений в обучении математики является расширение кругозора, повышение мотивации учения и самообучения. Это возможно только при условии учёта индивидуальных особенностей ребёнка и его спо...
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/10/picture-1337165-1623278523.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Решение нестандартных задач по математике» для учащихся 6 класса
Цель программы: Создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие личности учащегося на основе развития его индивидуальности; создание фундамента для математического развития, формирование ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/25/picture-190870-1364205202.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности Решение практических задач 9 кл 2022 г
Программа внеурочной деятельности «Решение практических задач» относится к естественнонаучному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Программа ориентирована на базо...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Решение нестандартных задач по математике"
Рабочая программа по курсу "Решение нестандартных задач по математике" для 7 класса. Программа содержит календарно-тематическое планирование....
![](/sites/default/files/pictures/2023/05/05/picture-1472681-1683273748.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности: «Решение олимпиадных задач по математике»
Программа по внеурочной деятельности: «Решение олимпиадных задач по математике»...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/09/picture-159082-1355063256.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Решение географических задач» 9 класс
Аннотация к рабочей программе курса внеурочной деятельности «Решение географических задач».Программа составлена для обучающихся 9 классов, которые выбрали предмет «География&ra...