Рабочая программа по внеурочной деятельности «Решение олимпиадных заданий» для 6а класса
рабочая программа по русскому языку (6 класс)

Юрьева Мария Антоновна Выставка педагогических достижений

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Решение олимпиадных заданий» для 6а  класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reshenie_olimpiadnyh_zadaniy_6a_klass_yureva_m.a.docx33.55 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

к основной образовательной программе

основного общего образования

приказ № 488ос от 30.08.2018г.

Тюменская  область

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Нижневартовский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новоаганская  общеобразовательная средняя школа имени маршала Советского Союза Г.К. Жукова»

       Рабочая программа

по внеурочной деятельности «Решение олимпиадных заданий»

для 6а  класса

основного общего образования

2018–2019 учебный год

                                                    Составитель: Юрьева Мария Антоновна

                                                          учитель русского языка и литературы

 I  категории

                               

                                       

п.г.т. Новоаганск, 2018г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Рабочая программа по внеурочной деятельности «Решение олимпиадных заданий» для 6 класса разработана в соответствии с требованиями, изложенными в следующих документах:

- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ-273);

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС ООО);

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.10.№ 189.

- программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой (М. «Просвещение» 2016г.).

        В программе представлена система занятий внеурочной деятельности по развитию познавательных способностей учащихся 6 класса, направленная на формирование универсальных учебных действий на основе работы над заданиями повышенного уровня.

Данная программа помогает организовать познавательную деятельность во внеурочное время, способствует духовному становлению личности, выявлению индивидуальных творческих способностей и развитию коммуникативной сферы ученика. Формирует культуру читательского труда через осмысление основного предмета русского языка – слова, текста. Читательская деятельность, развернутая на базе понимания предмета исследования, строится в особом «культурном поле», которым являются диалоговые отношения между читателями, между автором и читателем.

Принимая во внимание снижение речевой культуры в обществе, стандарт среднего общего образования по русскому языку вполне своевременно вводит понятие коммуникативной компетенции, обеспечивающей успешность выпускника практически во всех областях жизни и адаптацию к изменяющимся условиям современного мира. Основной идеей стандарта является предъявление русского языка во всем многообразии его функций, во взаимосвязи единиц и уровней языка, изучение его как системы, реализующейся в речи; на первый план выдвигается задача повышения уровня речевой культуры в наиболее важных для старшеклассников ситуациях учебно-научного и делового общения.

Цель программы:

реализовать потребности старшеклассников в повышении их языковой и речевой компетенции, подготовить учащихся к олимпиадам различного уровня.

Задачи программы:

  • воспитание любви к русскому языку через устранение затруднений в любых видах общения;
  • пробуждение интереса к русской словесности и самостоятельному совершенствованию языковой и речевой компетенции;
  • углубление знаний по разным разделам курса русского языка;
  • развитие умений решения нестандартных языковых и речевых задач; формирование навыков устной и письменной монологической речи, навыков конструктивного диалога.

Результаты освоения  курса:

Личностные результаты

  • готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
    навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности; 
     готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
  • сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
  • эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного творчества; 
  • осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
  • самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
  • использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
  • выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; 
    умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
    владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
  • способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  • умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач;
  • владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты

  • расширение, углубление и закрепление изученного в основном курсе теоретического материал о фактах языка и речи, о языковых и речевых единицах,
  • повышение их языковой и речевой культуры;
  • сформированность умения находить нестандартные способы решения заданий;
  • развитие умения решения нестандартных языковых и речевых задач; сформированность навыков  устной и письменной монологической речи, навыков конструктивного диалога;
  • успешное выступление на олимпиадах и конкурсах различных уровней.
  • сформированность основ логического мышления;
  • сформированность умений применять полученные знания при решении олимпиадных заданий;
  • владение методами формирования заданий; использование наблюдений и рассуждений при выстраивании алгоритма решения олимпиадных заданий;
  • владение навыками использования ИКТ, справочной литературы
  • умение применять полученные сведения  для решения  задач исследовательского и комбинаторного характера

 Содержание программы очерчивает тематические блоки,  рекомендуемые для изучения,  акцентирует внимание на знания,  необходимые  учащимся для успешного выступления на олимпиадах различного уровня,  выявляет умения и навыки,  формирование которых нужно не только для участия в олимпиадном движении,  но и для успешного решения других жизненных задач,  так как они способствуют социализации личности ученика, воспитывают уверенность в своих силах,  дают возможность творчески проявлять себя в любых обстоятельствах.     

   Программа рассчитана на 1 год (35 часов), реализуется через план внеурочной деятельности. Занятия проводятся 1 раза в неделю во второй половине дня. Местом проведения занятий могут быть учебный кабинет русского языка и литературы, библиотека, мультимедийный класс. Курс изучения программы рассчитан на  учащихся 6-х классов.

Содержание программы «Подготовка учащихся к олимпиадам по русскому языку»

Тема занятия

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Форма организации учебной деятельности

1

Фонетика. Орфоэпия. Классификация гласных и согласных звуков. Транскрипция. Норма и варианты.

Лекция с элементами беседы.  Самостоятельная работа. Работа с орфоэпическими словарями. Выполнение упражнений.

Групповая, индивидуальная

2

История письма. Типы письма. Русский алфавит и его история. Характеристика кириллового письма.

Лекция с элементами беседы. Сравнительный анализ  текстов.  Наблюдение за изменением алфавита.  

Групповая.

3

Историческая грамматика. Признаки старославянизмов. Позиционные и исторические чередования звуков. Редуцированные ер и ерь. Образование беглых гласных. Носовые гласные, история буквы ять. 

Рассуждения и наблюдения. Сравнительный анализ звуков, букв и слогов в древнерусском и современном русском языках . Построение высказываний в устной и письменной форме.

Групповая.

4

Языки мира. Национальный язык. Мировые языки. Пуризм. Генеалогическая классификация языков. Лингвистическая карта мира.

Наблюдение, анализ, систематизация. Обобщающий ретроспективный анализ. Практические занятия.

Индивидуальная.

5

Ученые-лингвисты. Лингвисты XIX века. Лингвисты XX века.

Изучение и сравнительный анализ  трудов лингвистов XIX века и  лингвистов XX века.

Фронтальная.

6

Морфемика. Словообразование. Способы словообразования. Морфонология.

Лекция учителя, тренировочные упражнения. Самостоятельная работа.

Фронтальная, групповая, индивидуальная.

7

Лексика. Фразеология. Антонимия, синонимия, омонимия. Паронимы. Устаревшая лексика. Приметы исконно русских и заимствованных слов.

Лекция с элементами беседы. Тренировочные упражнения по определению и характеристике лексических средств.

Групповая, индивидуальная.

8

Морфология. Основные грамматические категории.

Изучение, анализ, систематизация.

Групповая.

9

Синтаксис. Структурные типы предложений. Синтаксические синонимы. Типы односоставных предложений.

Тренировочные упражнения по определению типов односоставных предложений. Конструирование синтаксических синонимов.

Индивидуальная.

10

Орфография. Пунктуация. Основные принципы русской орфографии. Повторение сложных орфографических правил.

Лекция учителя. Тренировочные упражнения по нахождению и исправлению орфографических ошибок.

Групповая, индивидуальная.

11

Нормы грамматики. Сочетаемость единиц. Грамматические ошибки.

Тренировочные упражнения по нахождению и исправлению грамматических ошибок.

Индивидуальная.

12

Лексикография. Основные типы словарей. Содержание словарной статьи.

Изучение и систематизация словарей.

Групповая.

13

Чтение и перевод древнерусского текста. Основные памятники древнерусской письменности.

Наблюдение и рассуждения. Чтение и перевод древнерусского текста.  Анализ особенностей древнерусских текстов.

Групповая.

14

Основы ораторского искусства. Принципы построения устного выступления.

Работа над построением устного выступления. Представление собственного выступления.

Индивидуальная.

15

Решение задач сопоставительного плана.

Тренировочные упражнения по решению и анализу олимпиадных  задач сопоставительного плана.

Индивидуальная.

16

Основы ораторского искусства.

Выступление перед аудиторией.

Индивидуальная.

17

Решение задач исследовательского типа.

Тренировочные упражнения по решению и анализу олимпиадных  задач исследовательского плана.

Индивидуальная.

18

Чтение и перевод древнерусского текста

Наблюдение и рассуждения.  Анализ особенностей древнерусских текстов.

Групповая.

19

Основы ораторского искусства

Подготовка и представление докладов.

Индивидуальная.

20

Решение задач комбинированного типа.

Тренировочные упражнения по решению и анализу олимпиадных  задач.

Индивидуальная.

21-35

Творческая работа.

Подготовка и написание сочинений.

Групповая. Индивидуальная.

Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с годовым календарным планированием и рассчитано на 70 часов.

№ п/п

Кол-во час.

ТЕМА

Дата план.

Дата факт.

1

 1

 Фонетика.

Классификация гласных и согласных звуков. Транскрипция.

6.09.2018

2

1

История письма.

Типы письма. Русский алфавит и его история.

13.09.2018

3

1

Историческая грамматика.

Признаки старославянизмов. Носовые гласные, история буквы ять.

20.09.2018

4

1

Языки мира.

Национальный язык. Мировые языки. Лингвистическая карта мира.

27.09.2018

5

1

Ученые-лингвисты.

Лингвисты XIX- XX веков.

4.10.2018

6

1

Морфемика. Словообразование.

Способы словообразования. Морфонология.

11.10.2018

7-9

3

Лексика. Фразеология.

Антонимия, синонимия, омонимия. Паронимы.

18.10.2018

Устаревшая лексика.

25.10.2018

Приметы исконно русских и заимствованных слов.

8.11.2018

10

1

Морфология.

Основные грамматические категории.

15.11.2018

11-13

3

 Синтаксис.

Структурные типы предложений.

22.11.2018

Синтаксические синонимы.

29.11.2018

Типы односоставных предложений.

6.12.2018

14-17

4

Орфография. Пунктуация.

Основные принципы русской орфографии. Нарушение морфологического принципа.

13.12.201820.12.2018

Повторение сложных орфографических правил.

27.12.201829.12.2018

18-19

2

Нормы грамматики.

Грамматические ошибки.

10.01.2019 17.01.2019

20-21

2

Лексикография.

Основные типы словарей.

24.01.2019

Содержание словарной статьи.

31.01.2019

22-23

2

Орфоэпия.

Нормы орфоэпии.

7.02.2019 14.02.2019

24-25

2

Основные памятники древнерусской письменности.

21.02.2019

Особенности древнерусских текстов. Сложности перевода.

28.02.2019

26-27

2

Основы ораторского искусства.

7.03.2019

Принципы построения устного выступления.

14.03.2019

28-29

2

Сочинение-рассуждение

Структура сочинения-рассуждения

21.03.20194.04.2019

30-31

2

Диалектизмы.

Диалектные особенности северных и южных говоров.

11.04.2019 18.04.2019

32-35

4

Решение олимпиадных заданий комбинированного вида

25.04.2019 16.05.2019 23.05.2019 30.05.2019

Место деятельности «Решение олимпиадных заданий» в учебном плане

       1 час в неделю в рамках внеурочной деятельности, предусмотренной ФГОС ( 35 часов – 1час в неделю)

Методические особенности организации занятий

  1. Методы и приемы организации деятельности учащихся на занятиях ориентированы на развитие художественного мышления и воображения, навыков самоконтроля, а также познавательной активности.
  2. Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер, поэтому основное внимание обращается на развитие и совершенствование художественного вкуса, литературной речи и личностных качеств ученика, которые важны для формирования полноценной, самостоятельно мыслящей личности.
  3. Ряд занятий проводится в библиотеке совместно с библиотекарем.
  4. Занятия строятся на смене видов деятельности, интерактивных видах работы, что делает их динамичными, насыщенными и интересными для шестиклассников.

Формы проведения и организации занятий

Формы организации занятий:

- фронтальная

- групповая

- индивидуальная

Формы проведения занятий:

  • лекции;
  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
  • анализ и просмотр текстов;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Список литературы:

  1. Антонова Е.С. Тайна текста. Методические рекомендации. 2-е издание М: ООО «Кейс», 2012 – 208 с.
  2. Арсирий А.Т., Дмитриева Г.М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Часть первая. Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР Москва-1963
  3. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. М.: Педагогика, 2009.
  4. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2001 (CD).
  5. Григорян Л.Т., Язык мой – друг мой: Материалы для внеклас. работы по рус. Яз.: Пособие для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.
  6. Иванова С.Ф. Введение во храм Слова: Книга для чтения с детьми в школе и дома. М: издательство «Отчий дом», 2006 г. – 336 с., ил.
  7. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования/ Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. М.: Просвещение, 2008.
  8. Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. Беседы о русском слове. М., «Знание», 1978. – 304 с.
  9. Машевская Л.В., Данбицкая Л.В. Творческие задачи по русскому языку (Из опыта работы со словом). – СПб.: КАРО, 2003. – 124 с.
  10. Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку. 5-6 классы/ Сост. Т.Н.Трунцева. – М.:ВАКО, 2014. – 32 с.
  11. Развивайте дар слова: Факультатив. Курс «Теория и практика сочинений разных жанров»/ Ю.И.Равенский, П.Ф. Ивченков, Г.А. Богданова, С.А. Никольская; Сост. Т.А. Ладыженская, Т.С. Зепалова. – 4-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1990. – 176 с., ил.
  12. Турниры знатоков русского языка: Дидактические материалы / Авт.-сост. Н.М. Лебедев. – М.: Вербум-М, 2006. – 141 с. – (Словесник; Профильная школа)
  13. Успенский Л. Слово о словах. М: Мир энциклопедий Аванта +, 2008 г. - 544 с., ил.
  14. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015гг.: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/press/new/8286 
  15. Фелицына В.Н., Прохоров Ю.Е. Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения. Лингвостановедческий словарь. / Ин-т рус. яз. им. А.С. Пушкина; Под ред. Верещагина Е.М., Костомарова В.Г. – М.: «русский язык», 1979. – 240 с.

Словари русского языка:

  1. Агеенко Ф.А., Зарва М.В. Словарь ударений для работников радио и телевидения. – М., 1960г. – 216 с.
  2. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка / Под ред. Л. А. Четко. - М.: Сов. Энциклопедия, 1969. - 600 с. 
  3. Алекторова Л.П. и др. Учебный словарь синонимов русского языка / Л.П. Алекторова, В.И. Зимин, ОМ. Ким, Н.П. Колесников, В.Н. Шанский. - М.: Школа-Пресс, 1994. - 209 с.
  4. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. - М.: Сов. Энциклопедия, 1974. - 448 с.
  5. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1996. - 240 с.
  6. Бельчиков Н.А., Панюшева М.С. Трудные случаи употребления однокоренных слов русского языка. – М., 1968.-216 с.
  7. Борунова С.Н. и др. Орфоэпический словарь русского языка / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова. – М., 1983. – 426с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Решение занимательных задач по информатике"

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Решение занимательных задач по информатике» для уровня основного общего образования разработана на основе требований к результатам освоения основной образ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Решение математических задач» 7 класс

Одним из направлений в обучении математики является расширение кругозора, повышение мотивации учения и самообучения. Это возможно только при условии учёта индивидуальных особенностей ребёнка и его спо...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Решение нестандартных задач по математике» для учащихся 6 класса

Цель программы: Создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие личности учащегося на основе развития его индивидуальности; создание фундамента для математического развития, формирование ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности Решение практических задач 9 кл 2022 г

Программа внеурочной деятельности «Решение практических задач» относится к естественнонаучному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Программа ориентирована на базо...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Решение нестандартных задач по математике"

Рабочая программа по курсу "Решение нестандартных задач по математике" для 7 класса. Программа содержит календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по внеурочной деятельности: «Решение олимпиадных задач по математике»

Программа по внеурочной деятельности: «Решение олимпиадных задач по математике»...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Решение географических задач» 9 класс

Аннотация к рабочей программе курса внеурочной деятельности  «Решение географических задач».Программа составлена для обучающихся 9 классов, которые выбрали предмет «География&ra...