Конспект урока "Имя существительное"
план-конспект урока по русскому языку

Михайлова Анастасия Викторовна

Конспект урока "Имя существительное"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_imya_sushchestvitelnoe.docx34.42 КБ

Предварительный просмотр:

Михайлова Анастасия Викторовна, учитель русского языка и литературы, ГБОУ СОШ №602, г. Санкт-Петербург

Технологическая карта урока

1

Предмет

Русский язык

2

Класс

5

3

Базовый учебник

Русский язык. 5 класс.: учебник для общеобразовательных учреждений/ Под ред. М.М. Разумовской, П. А. Леканта. – М.: Дрофа, 2012.

4

Тема урока

Имя существительное

5

Тип урока

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

6

Цель урока

Дать представление о имени существительном как части речи. Ввести новый лексический и грамматический материал по теме.

7

Задачи урока

- Образовательные: развивать у учащихся умение распознавать имя существительное; определять морфологические признаки.

- Развивающие: продолжать развивать самостоятельность, зрительную память, развивать и исправлять недостатки психических процессов: внимания и мышления.

- Воспитательные: воспитывать в учениках средствами урока уверенность в своих силах, понимание значимости результата, мотивацию и познавательный интерес учащихся.

8

Формы работы обучающихся

Коллективные, в парах,  самостоятельная работа.

9

Оборудование

Интерактивная доска, учебник для 5 класса, электронное приложение к учебнику 5 класса, алгоритм, раздаточный материал.

Структура и ход урока

Этап урока

Цель

Создание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

1.Оргмомент.

Формирование эмоционального настроя на урок

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей, оформление записей в тетради.

Обучающиеся проверяют  правильность расположения учебников и школьных принадлежностей.

Личностные УУД:  формирование  эмоционального настроя на урок.

Коммуникативные УУД:  взаимодействие с учителем.

Регулятивные УУД: прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения материала.

2.Постановка учебной задачи

Создание проблемной ситуации

Организация погружения в проблему, обнаружения противоречия.

 - Ребята, вспомните, какие части речи вы знаете?

 - Сегодня на уроке мы будем говорить об одной из самых важных частей речи.

- Какая это часть речи узнаем чуть позже. А для этого нужно прочитать четверостишие В. Беляева. (Слайд 1).

Дождик, молния, гроза,
Рельсы, поезда, трамваи  
Катя, Света-егоза
Птицы, клин, журавль, стая.                     (В. Беляев)

- Ребята, скажите, пожалуйста, из каких частей речи состоит это стихотворение?

Учащиеся называют все части речи, с которыми они уже знакомы.

Личностные УУД: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Познавательные УУД: самостоятельное называние частей речи, формулирование познавательной цели.

 Коммуникативные УУД:  владение умениями совместной  деятельности и координации деятельности с другими  её участниками.

Регулятивные УУД:  способность к определению учебной задачи

3.Совместное исследование проблемы

Поиск решения учебной задачи

Организация устного коллективного анализа, фиксирование гипотез.

- Это стихотворение примечательно тем, что состоит почти из одних имен существительных. В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина»

Итак, о какой части речи мы сегодня будем говорить?

Учащиеся задают вопросы и определяют, какой частью речи являются все встретившиеся слова  в стихотворении. Обнаруживают, что стихотворение состоит почти из одних существительных.

Предметные УУД: умение определять часть речи.

Познавательные УУД: применение методов информационного поиска.

Коммуникативные УУД:  умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации

Регулятивные УУД:  оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

4.Моделирование

Фиксация созданной модели

-  Скажите, какие морфологические признаки имеет  имя существительное?  

- Какими членами предложения имя существительное бывает чаще всего?

- Давайте одно любое слово разберём.

Ребята проговаривают алгоритм. 

 (одушевлённые/неодушевлённые, собственные /нарицательные, склонение, падеж, число, род.)

(Подлежащим/дополнением).

Один ученик самостоятельно разбирает слово по образцу.

Предметные УУД: умение определять морфологические признаки имени существительного.

Познавательные УУД: умение составлять модель ответа.

Коммуникативные УУД: при необходимости планирование учебного сотрудничества с соседом по парте

Регулятивные УУД: выстраивание своих действий в определённой последовательности

5.Применение общего способа действия.

Сформулировать алгоритм действий, отработать его на практике

Сформулируем алгоритм действий.

  - Что необходимо сделать, чтобы определить часть речи?

Отработка способа действия по выбору части речи.

Задание №1. Выпишите в первый столбик существительные, во второй – прилагательные. (Проверить по цепочке)

     Добрый, доброта; храбрость, храбрый;  смелость, смелый;  радостный, радость;  нежность, нежный;  белый, белизна; красивый, красота;  бесстрашие, бесстрашный.  

Задание 2. Указать слова, которые являются именами существительными. (Работа с диском).

Работать, говор, мечта, слушать, пение, цветок, бесстрашие.

Задание 3. Найти верное утверждение.

  Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы КТО? ЧТО?

  Имя существительное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ?

   Имя существительное изменяется по падежам, числам и родам.

Имя существительное имеет род.

- Ребята, а сейчас я предлагаю вам ознакомиться с теоретическими сведениями на с.47.

- Что нового вы узнали?

 - Итак, в русском языке есть такие существительные, которые имеют значение признака или действия, но обозначают его как предмет.  (Примеры)

Задание 4. Записать предложения, выделить грамматическую основу, определить, чем выражена.

Взрослые ребята помогли малышам посадить деревья.

Взрослые уехали в лес за грибами.

- В чём заключается особенность этих предложений?

Задание 5. Выпишите выделенные слова и рядом с ними запишите однокоренные имена существительные (в И.п. ед. ч.). Укажите род.

И грустно и смешно вспоминать, сколько тяжёлых унижений, обид и тревог принесла мне быстро вспыхнувшая страсть к чтению.

Эти иллюстрации раздвигали передо мной землю всё шире и шире, украшая её сказочными городами, показывая мне высокие горы, красивые берега морей.

Жизнь чудесно разрасталась, земля становилась заманчивее, богаче людьми, обильнее городами и всячески разнообразнее.

Учащиеся под руководством учителя формулируют алгоритм действий.

Отработка в парах умения формулировать правило.

Записать слова в тетрадь, обозначить часть речи.

Задают вопросы. Выбирают слова.

Выбирают верные утверждения.

Учащиеся знакомятся с новым материалом.

Делают выводы.

Приводят примеры.

Записывают  предложения, выделяют грамматическую основу, определяют, чем выражена.

Делают выводы.  (Одно и тоже слово может быть выражено как существительным, так и прилагательным. Всё зависит от вопроса.)

Выписывают выделенные слова и рядом с ними записывают однокоренные имена существительные (в И.п. ед. ч.). Указывают  род.

Предметные УУД : пользоваться определённым правилом на практике

Познавательные УУД: формулировка алгоритма действий, применение выработанного алгоритма на практике.

Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассника, корректировать свои действия в соответствии с комментариями других учащихся

Регулятивные УУД:  навыки самопроверки.

6. Физминутка. Ребята, если я называю имя существительное во мн. ч.,  то вы приседаете, ед.ч. – встаете.
Двери, стол, доска, парты, книги, цветок, ручки.

Творческая работа.

   - Перед вами картина известного художника Левитана «Буря. Дождь». Давайте попробуем себя в роли писателей и напишем небольшой рассказ, используя при этом как можно больше существительных.

 - Из предложенных слов составьте предложения так, чтобы получилось стихотворение. Найдите все существительные. (Работа в группах по 4 человека)

Край ты мой заброшенный.

Край ты мой, пустырь,

Сенокос некошеный,

Лес да монастырь.

                         (С.Есенин)

 

Ученики анализируют, составляют небольшой текст.

Работа в парах.

7.Контроль на этапе окончания темы

Проверка результата

Организация рефлексии учащихся.

 

- При помощи чего можно распознать имя существительное? Как вы это будете делать?

Самостоятельная работа.

Ответы учеников.

Регулятивные УУД:  осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, взаимодействовать в паре.

Личностные УУД: устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

8.Домашнее задание

параграф 87, упр. 695

Записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в шестом классе "Похвальное слово существительному" (роль существительных в речи)

Урок русского языка помогает расширению представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли существительных в речи. На уроке используются материалы учебника М. Н. ...

Конспект урока по русскому языку в 6-ом классе Имя существительное. Постоянные признаки имён существительных».

Урок повторения и систематизации полученных знаний с применением сингапурской методики....

Конспект урока по теме "Имя существительное. Орфограммы в именах существительных. Комплексный анализ текста" 10 класс

Повторение лексических, грамматических категорий имени существительного, орфограмм на примере текста Ю.Бондарева. Подготовка к сочинению-рассуждению в форме ЕГЭ....

Конспект урока "Род имён существительных. Имена существительные общего рода"

Род имён существительных. Имена существительные общего родаЦель: закрепить знания о категории рода существительных; приучать к соблюдению языковых норм; познакомить с категорией общего рода ИС; повтор...