НЕ с глаголами
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Михайлова Анастасия Викторовна

НЕ с глаголами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_ne_s_glagolami.docx36.67 КБ

Предварительный просмотр:

Михайлова Анастасия Викторовна, учитель русского языка и литературы, ГБОУ СОШ №602, г. Санкт-Петербург

Технологическая карта урока

1

Предмет

Русский язык

2

Класс

5

3

Базовый учебник

Русский язык 5 класс.: учебник для общеобразовательных учреждений/ Под ред. М.М. Разумовской, П. А. Леканта. – М.: Дрофа, 2012.

4

Тема урока

Правописание НЕ с глаголами

5

Тип урока

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

6

Цель урока

Дать представление о правописании НЕ с глаголами. Ввести новый лексический и грамматический материал по теме.

7

Задачи урока

Личностные: развитие познавательной активности учеников; повышение интереса к изучению родного языка, формирование у детей доброты, уверенности в себе.

Регулятивные: формирование способности принимать учебную цель и задачи, планировать их реализацию, прогнозировать; развивать навыки переноса знакомых знаний в новую ситуацию, организация действий самоконтроля.

Познавательные: формировать умение объяснять языковые явления, выявляемые в ходе исследования значения слова, формирование умений писать не с глаголами.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли в оценочном суждении, формирование навыка монологической речи и умения отвечать на поставленные вопросы.

8

Формы работы обучающихся

Коллективные, в парах,  самостоятельная работа.

9

Оборудование

Доска, учебник для 5 класса, алгоритм, раздаточный материал.

Структура и ход урока

Этап урока

Цель

Создание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

1.Оргмомент.

Формирование эмоционального настроя на урок

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей, оформление записей в тетради.

Обучающиеся проверяют  правильность расположения учебников и школьных принадлежностей.

Личностные УУД:  формирование  эмоционального настроя на урок.

Коммуникативные УУД:  взаимодействие с учителем.

Регулятивные УУД: прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения материала.

2. Проверка домашнего задания

Выяснить степень усвоения материала, скорректировать понятия.

- С какой темой мы познакомились на предыдущем уроке?

- А что такое глагол?

- Для начала предлагаю немного поиграть. Я буду вас спрашивать о глаголе, начиная свой вопрос  словами «верно  ли». Если вы согласны с моим высказыванием, то пишете ДА, а если нет – то НЕТ. Готовы?

1. Глагол – это признак предмета?

2. Глагол – самостоятельная часть речи?

3. Глагол отвечает на вопросы «Что делать? Что сделать?»

4. У глагола 3 спяржения?

5. Глагол путешествует во времени?

6. Глагол  обозначает действие предмета?

Отвечают на вопросы учителя

Ответы:

  1. НЕТ
  2. ДА
  3. ДА
  4. НЕТ
  5. ДА
  6. ДА

6 правильных ответов – «5»

5 правильных – «4»

4 правильных – «3»

Менее 3 – «2»

Познавательные УУД: перерабатывать информацию и предъявлять её разными способами.

Коммуникативные: умение аргументировать своё мнение.

Регулятивные: планирование последовательности действий, волевая саморегуляция.

3. Актуализация знаний

Создание условий для внутренней мотивации.

Ребята, я предлагаю вам послушать лингвистическую сказку, а затем ответить на мои вопросы.

Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она: «Не верю».Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды  Не говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь». Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался рядом. Так он доказал, что в некоторых случаях, действительно, жить без нее не может.

  • Что мы узнали из этой сказки о правописании не с глаголами?
  • Сформулируйте и запишите тему 

урока в тетради.

  • Спишите четверостишие в тетрадь (слайд 4)

(Не) выучил, (не) делай.

(Не) знаешь, (не) спеши.

С глаголами отдельно

Частицу НЕ пиши!

  • Назовите как можно больше глаголов, которые с НЕ пишутся слитно. 

Слушают сказку, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что для полных ответов недостаточно знаний. Формулируют и записывают тему.

Познавательные УУД: общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Логические: анализ, сравнение, синтез.

Регулятивные УУД: контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

Коммуникативные УУД: умение аргументировать своё мнение, вступать в диалог со сверстниками.

Выявление места и причины затруднения

Создание проблемной ситуации

- Обратите внимание на упр. 595.

Прочитайте слова левого и правого столбиков. Как пишется НЕ со словами в первом и во втором случаях? Почему в глаголах правого столбика невозможно раздельное написание НЕ?

  • Что общего в этих словах?
  • Чем они отличаются?
  • Объясните, от чего зависит слитное и раздельное написание не с глаголами?
  • Запишите глаголы, не употребляющиеся без не.

   Дополняет ответы, сопровождает деятельность детей по освоению  орфограммы.

НЕ со словами левого столбика пишется раздельно, а со словами правого – слитно. В глаголах правого столбика невозможно раздельное написание НЕ, поскольку данные глаголы не употребляются без НЕ.

Не располагаешь, не можешь, не отложишь, не хочешь, не будешь, не чувствуешь, не летаешь, не говоришь.

Отвечают на вопросы. Строят понятные высказывания. Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов.

5. Целеполагание

Самостоятельное определение темы урока, цели урока. Продуктивное задание: определить тему урока.

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

  • Что нам нужно знать о написании не с глаголами?  Какое умение будем отрабатывать?

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем, составляют алгоритм действий. Работают с учебником, заучивают орфограмму

Регулятивные: волевая саморегуляция;

Личностные: смыслообразование (Я должен посмотреть...)

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

6. Открытие новых знаний.

Создание учебной мотивации;

 пробуждение познавательного интереса;

 развитие способности к самостоятельной оценке своей работы;

формирование умения общаться и взаимодействовать с другими. Формирование навыков исследовательской деятельности.

- Выполнение упр. 596.

Прочитайте пословицы и поговорки, делая паузы на месте запятых. Объясните смысл одной из пословиц.

Отвечают на вопросы, рассказывают правило. Формулируют собственные мысли, обосновывают свою точку зрения, составляют связанное высказывание.

Регулятивные УУД:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

-прогнозирование.

Познавательные УУД: умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы.

 Общеучебные УУД: Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Коммуникативные УУД: умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

6. Физминутка.

- Я называю глаголы с частицей не, а вы выполняете действия наоборот

Не качайтесь, не кружитесь,

Не тянитесь, не шагайте,

Не приседайте, не моргайте,

Не шепчите, и не спите.

А теперь все просыпайтесь

И за дело принимайтесь.

7. Самостоятельная работа с последующей проверкой

Развитие умения выделять главное

Пишем графический диктант. Записываем в строчку цифры от одного до десяти, раздельное написание не с глаголом обозначаем буквой р, слитное – буквой с.

  • Диктовка: 1.не кричать

                  2.не грубить

                  3.недомогать

                  4.не ссориться

                  5.негодовать.

                  6.не ворчать

                   7.невзлюбить

                   8.неволить

                   9.не ломать

                  10.не лениться

Взаимопроверка работ

Самостоятельно закрепляют орфограмму. Проводят взаимопроверку и оценивают правильность выполнения работы.

Познавательные: закрепляют умения использовать полученные знания в практической деятельности.

 Регулятивные:  самостоятельно планируют необходимые действия,  оценивают работу своих одноклассников.

Коммуникативные: осуществляют совместную работу в парах с учетом  конкретных учебно-познавательных задач

8. Включение в систему знаний и повторение

Создание учебной мотивации;

 пробуждение познавательного интереса;

 развитие способности к самостоятельной оценке своей работы;

формирование умения общаться и взаимодействовать с другими.

Подведем итоги. Проверим наши знания.

  • Выборочная проверка графического диктанта.
  • Беседа:

- Над какой орфограммой сегодня работали?

- Выучите и расскажите записанное четверостишие о правописании глаголов с Не.

- Назовите глаголы, которые пишутся с Не слитно.

Проверяют степень усвоения материала, оценивают себя и товарищей. Приходят к выводу, что необходимо запомнить глаголы, которые пишутся с Не слитно.

Познавательные: закрепляют умение использовать полученные знания и умения в практической деятельности, анализируя материал, приходят к умозаключениям, делают выводы.

Регулятивные: оценивают свою работу и работу своих товарищей; исправляют и объясняют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

9. Домашнее задание

Упр. 597, правило.

Дополнительное задание: упр. 599.

Слушают объяснение, записывают задание, задают вопросы.

Личностные: осознают необходимость закрепления знаний.

10. Рефлексия.

Итог урока, выставление отметок.

Оцените нашу (свою) работу на уроке любой пословицей

(Кто не работает, тот не ест.

Лежа хлеба не добудешь.

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.) и др.

Чья работа на уроке  вам понравилась больше всего?

Подводят итоги под руководством учителя. Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние.

Личностные: приобретают мотивацию процесса образования, стремятся к приобретению новых знаний.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом полученных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений; приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: Строят небольшие монологические высказывания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-суд «Суд над глаголом» (Систематизация и обобщение изученного о глаголе)

Известно, что всё необычное привлекает внимание. Нетрадиционные формы урока самой нетривиальностью способов подачи материала вызывают повышенный интерес у учащихся и, следовательно, делают занятия бол...

Обобщающий урок по теме “Глагол“ «Что мы знаем о глаголе?»

Цели:      Образовательные: систематизировать и закрепить знания по теме «Глагол»;проверить умения и навыки в выполнении морфологического разбора глагола, в определении спряже...

"Наклонения глагола. Условное наклонение глагола" конспект урока русского языка в 6 классе

Тема урока: Наклонения глагола. Условное наклонение глагола.Цель урока: дать сведения о наклонениях глагола и его изменениях в условном наклонении.Задачи урока:Образовательная:повторить знания учащихс...

Карточки по теме "Глагол" для работы в парах постоянного состава ("Неопределенная форма глагола" и "-тся и -ться в глаголах")

Карточки предназначены для работы в парах постоянного состава при изучении в 5 классе тем "Неопределенная форма глагола" и "Правописание -тся и -ться в глаголах". Работая в паре, дети учатся самостоят...