Открытый урок русского языка в 11 классе "Обособленные обстоятельства"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)

Гиренко Наталья Ивановна

Урок русского языка в 11 классе по УМК Гольцовой Н. Г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_23.11.18_v_11_obosoblennye_obstoyatelstva.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 11-м классе. "Обособленные обстоятельства"

Учитель: Гиренко Н. И.

Цели: 

  • Образовательные:
  • закрепить правописные навыки;
  • совершенствовать умение аргументировано ставить необходимые знаки препинания при обособленных обстоятельствах;
  • систематизировать изученный материал об обособлении деепричастий и деепричастных оборотов;
  • углубить сведения об обособленных обстоятельствах;
  • систематизировать сведения о стилистической роли обособленных обстоятельств.
  • Развивающие:
  • формировать речевую компетенцию;
  • развивать навык грамотного выделения знаками препинания обособленных обстоятельств;
  • развивать навык определения синонимических конструкций.
  • Воспитательные:
  • воспитание любви к родному русскому языку, к художественному слову.

Эпиграф.

…Еще Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как  нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться.

К.Г.Паустовский

ХОД УРОКА

1. Учитель: Запишите дату, тему урока: «Обособленные обстоятельства».

- Прежде чем перейти к новой теме, проведем разминку, но сначала давайте прочитаем эпиграф к уроку.

- Как понимаете слова Паустовского К. Г.?

- Предположите, чем мы будем заниматься на уроке и каковы наши цели урока?

2) Орфоэпическая разминка. Запишите слова, расставьте ударения.

БалУясь, закУпорив, начАв, начАвшись, отдАв, поднЯв, понЯв, прибЫв, создАв.

3. Работа по теме урока.

1). Беседа с классом.

- Слова какой части речи встретились в орфоэпической разминке?

- Что такое деепричастие? От чего и с помощью чего образуются деепричастия? Что такое деепричастный оборот?

- Как вы думаете, почему для орфоэпической разминки я выбрала из словника ЕГЭ только деепричастия? Как это связано с темой урока?

- Каким членом предложения они бывают в предложении?

— Какие члены предложения они поясняют?

— Какие значения имеют обстоятельства и на какие вопросы отвечают?

— Какие обстоятельства обособляются?

2). Расставьте недостающие знаки препинания, графически объясните.

Давайте понимать друг друга с полуслова,
чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.
Давайте жить, во всём друг другу потакая,
тем более что жизнь короткая такая.

Учитель: Из какого произведения отрывок? Кто автор? Прослушаем эту замечательную песню в исполнении автора.

Звучит песня Булата Окуджавы «Пожелание друзьям»

Это стихотворение называется «Пожелание друзьям». Что желает своим друзьям и нам с вами Булат Окуджава? Что значит понимать с «полуслова»? Что значит жить «потакая» друг другу?

Учитель:  Скажите, а какую стилистическую роль играют обстоятельства, выраженные деепричастиями или деепричастным оборотом? Эти выводы вы можете сделать на основе имеющегося  примера.

Вывод: Для описания действия писатели и поэты часто используют деепричастия  и деепричастные обороты, которые обозначают добавочные действия. Это создает экспрессивность, усиливает динамику эпизода. Им отдается предпочтение  в художественной речи. Предложения с деепричастными оборотами кратки, лаконичны, выразительны.
Обстоятельства, выраженные фразеологическими оборотами, употребляются в разговорной речи. Они придают речи живость и выразительность

4. Работа с учебником. - Итак, какие обстоятельства обособляются? Обратимся к  § 87, на слайде представлена  таблица «Обособление обстоятельств».Это основные случаи обособления обстоятельств. Знакомимся.

5. Закрепление. Особую сложность представляют случаи, когда они рядом с союзами стоят. Давайте объясним, в каких случаях ставятся запятые, в каких не ставятся.

Слайд «Рядом с союзом».

1.Я ещё в комнатах услыхал что самовар гудит сильно а  войдя в кухню увидел что он трясётся.

2.Раз идя по шумному проспекту и чувствуя  себя жизнерадостным он испытал счастливое удовольствие.

3.Александр молча протиснулся вперёд отстраняя жену и спустившись на две ступеньки оглядел поле боя.

4.Перед старыми заводами возникали десятки серьёзных проблем не решив которые невозможно было перейти к новым методам постройки кораблей.

6. Работа по  подготовке к ЕГЭ. Учитель: В каких заданиях в  ЕГЭ материал урока проверяется? (задание  17 – постановка знаков препинания при деепричастном обороте)

Практическая работа. Расставьте и объясните знаки препинания.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

        Великий комбинатор (1) заложив руки в карманы (2) гулял вдоль борта (3) не замечая оставшегося на берегу (4) Воробьянинова. 

      1) 1             2) 1,2,3              3) 3,4            4) 1, 2, 3, 4 

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

        Ипполит Матвеевич (1) погрязая в стыде (2) стоял под акацией и (3) не глядя на гуляющих (4) твердил три заученные фразы. 

1) 1, 2            2) 1, 2, 4            3) 1, 2, 3,4              4) 3, 4 

Учитель: Ребята, часто вы допускаете ошибки в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов. Сейчас следующее задание. Вам даны предложения, в которых вам необходимо исправить ошибки, а в других примерах продолжить предложение.

1.Продолжите правильно предложения.

Выбрав пьесу,

1) оказалось, что там слишком много ролей. 

2) началось распределение ролей. 

3) была назначена первая репетиция. 

4) мы немедленно начали репетировать. 

Принадлежа к тому или иному сословию,

1) важная роль отводилась внешнему виду человека. 

2) об этом говорила одежда и весь внешний облик человека. 

3) человек должен был носить соответствующую одежду. 

4) одежда человека должна соответствовать его статусу. 

Закрыв книгу,

1) постарайтесь по памяти восстановить текст стихотворения. 

2) герои недолго остаются в памяти. 

3) мне вспомнилось о летнем отдыхе на берегу моря. 

4) всё прочитанное сразу же забывается. 

Что надо помнить? (что основное и добавочное действие должно выполняться одним лицом)

    2. Исправьте ошибки в построении предложений с деепричастными оборотами.

1. Читая этот рассказ Платонова, вспоминаются стихи Пушкина. 

2. Работая в группе, были достигнуты значительные результаты. 

Учитель: И в ЕГЭ есть задание, в котором вам необходимо выбрать правильное продолжение предложения. Это задание № 8, где часто встречаются ошибки в предложениях с деепричастным оборотом. Найдите такую ошибку:

Грамматические ошибки

Предложения

А) Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

1) Бабушка вяжет носки и продаст их на ярмарке.

Б) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

2) Дети смотрели мультфильм «Монстров на каникулах

В) Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

3) Увидев это зрелище, складывалось впечатление, будто находишься на другой планете

Г) Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

4) Игорь если не занят теннисом, то футболом.

Д) Ошибка в построении предложения с однородными членами

5) Все, кто видел это зрелище, был поражен его красотой.

Учитель: Теперь проверим, как вы усвоили тему. Предположите, на сколько % вы выполните задание: 5 заданий по 20% каждое.

Самостоятельная работа (тест).

Учитель:  Где еще мы можем в КИМах встретить сегодняшний материал) (В новом задании № 21). Работаем по заданию № 21 на слайде.

Выводы: Материал урока «Обособленные обстоятельства» и знания по теме «Деепричастие и деепричастный оборот» может быть представлен в заданиях № 17, 8, 21, поэтому необходимо на эту тему обратить пристальное внимание.

7. Домашнее задание. Выучить  параграф № 87, выполнить упражнение № 398, самостоятельно отработать задания ЕГЭ № 5,8, 17 и 21.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка в 10 классе по теме Русский язык в мировом культурном контексте

Цели урока - осмысление понятие «язык» и «народ», движение от «слова – к тексту», от «языка – к речи» подведение учащихся к выводу, что «язык» – средство общения и нравственный эталон речи....

Открытый урок русского языка на тему: "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка. Игра "Что? Где? Когда?"

Представляю Вам урок-игру, которая содержит увлекательно-познавательную информацию истории русского языка, сравнительное языкознание восточной группы славянских языков и др. Данный урок полезен с точк...

Урок русского языка по теме "Обстоятельство" 5 класс ФГОС

Урок русского языка в 5 классе по теме "Обстоятельство". ФГОС....

Открытый урок русского языка в 5 классе по теме "Как образуются слова в русском языке"

В папке вы найдете конспект урока,презентацию и дополнительный материал к уроку....

Урок русского языка по теме: "Обстоятельство"

Урок русского языка разработан с учетом особенностей детей с тяжелыми нарушениями речи. Учитель на уроке сможет активизировать  знания учащихся об обстоятельствах; познакомить с видами обстоятель...