Урок русского языка на тему "Обстоятельство и его виды" 8 класс
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 156.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 8 классе
Тема урока: «Обстоятельство и его виды».
Тип урока. Урок «открытия» нового знания.
Цель урока: создание условий для расширения представления учащихся об
обстоятельстве как члене предложения.
Задачи:
- Познакомить с видами обстоятельств и способами их определения.
- Развивать монологическую речь учащихся.
- Формировать умение наблюдать языковой материал, применять, обобщать, делать выводы.
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
формирование ответственного отношения к учению;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
освоение способов решения проблем поискового характера;
овладение навыками смыслового чтения текста;
овладение логическими действиями сравнения и анализа;
умение работать в группе.
Предметные результаты:
понимание содержания прочитанных учебно-научных текстов и их устное воспроизведение;
использование приёмов работы с учебной книгой;
создание устных монологических высказываний;
умение находить второстепенный член предложения – обстоятельство в предложении и тексте, различать виды обстоятельств по вопросам и значениям.
Тип урока. Урок «открытия» нового знания.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая (парная).
Оборудование: компьютерная презентация, проектор.
Ход урока.
1. Мотивирование на учебную деятельность. Эмоциональный настрой на урок.
-Здравствуйте, ребята!
Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,
Улыбки подарим гостям.
У вас все готово? Тогда за работу.
Удачи желаю всем нам!
Меня зовут Альфия Талгатовна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.
2. Стадия вызова
- Тема нашего урока……будет известна, когда мы разгадаем секрет черного ящика.
(открывает ящик, достаёт кроссворд, задает вопросы, все угадывают)
-Молодцы! С помощью загадочного черного ящика мы повторили ранее изученные темы и узнали новую.
3. Актуализация знаний.
-Ребята, среди ответов кроссворда есть названия членов предложения. Найдите их, пожалуйста, и назовите.
А сейчас давайте вспомним про них поподробнее.
- На партах у каждого лежит печатный лист, в котором содержатся задания для урока, там же находится таблица самооценки. Там же у вас есть и шкала оценивания.
Подпишите свои листы.
И первое задание. Оно называется «Установи соответствие».
- В первом столбике даны названия членов предложения, во втором - вопросы. Вам надо соотнести цифру и букву или буквы. Это простое задание, даю две минуты на его выполнение. Ответы как в обычном тесте заносите в печатный лист под цифрой «один». Даю вам две-три минуты.
| А) Кто такой? Что такое? |
| Б) Какой? Чей? |
| В) Что делает? |
| Г) Вопросы косвенных падежей |
Д) Кто? Что? | |
Е) Как? Каким образом? | |
Ж) Когда? Где? Почему? |
- Время вышло. Проверяем.
Ответ: _____________________ (1-Д;2-А,В; 3-Б; 4-Г)
- У кого все ответы совпали - ставим оценку в таблице самооценки.
- Что необычное вы заметили, выполняя данное задание? (Не все буквы использовали)
- Почему остались лишние вопросы? (На них отвечает такой второстепенный член предложения, который не назван в таблице)
-Правильно. А как он называется? (Это обстоятельство).
-Ребята, с обстоятельством вы уже знакомились ранее. На какие вопросы оно отвечает? Так много! Что это значит? Правильно, есть несколько видов.
4. Определение темы и цели урока.
– Итак, сформулируйте тему нашего урока. Верно, «Обстоятельство и его виды», потому что обстоятельство, как и другие второстепенные члены предложения, имеет несколько видов. Цель сегодняшнего урока – выяснить, какие виды обстоятельств существуют в языке, научиться находить обстоятельства в тексте и определять их вид.
5.Изучение новой темы - исследование.
- А сейчас мы должны сами определить, к чему относится обстоятельство, что обозначает, на какой вопрос отвечает, к какому виду относится, чем выражен.
Будьте внимательны! Задание «Узнай меня». Работаем вместе по партам. Попутно объясняем написание обстоятельств, если возникнут трудности.
- Я весьма озадачена таким приемом. ( признак признака, в какой мере? мера, наречие )
- В лесу раздавался топор дровосека (признак действия, где? место, сущ. с предлогом )
- Мы вышли из дома ни свет ни заря. ( признак действия, когда? время, фразеологизм )
- От радости в зобу дыханье сперло. (признак действия, почему? причина, сущее. с предлогом )
- Душно стало в сакле, и я вышел на воздух освежиться.( признак действия, зачем? цель, инфинитив )
- В углу комнаты лежал, свернувшись калачиком, маленький щенок. (каким образом? образ действия, д/о )
- Пруд местами, как сталь, сверкал на солнце (признак действия, как? сравнительный об.)
-Молодцы! Оценивайте себя.
-Ребята, можете теперь назвать виды обстоятельства из этого задания? (называют)
-А теперь посмотрите схемы у вас на партах, сверьте свои ответы с теорией , данной в учебнике на стр. 87-91
Можете потом дополнить схему вопросами.
-Теперь нужно закрепить наше исследование. Поиграем в игру «Верите ли вы, что…».
Читаете утверждение, ставите знак в соответствующем столбике, работаем самостоятельно.
Верите ли вы, что… | да | нет | |
1 | Обстоятельство обозначает признак действия или другого признака | + | |
2 | Обстоятельство зависит от сказуемого | + | |
3 | Обстоятельство может быть согласованным с подлежащим | + | |
4 | Существует 5 видов обстоятельств | + | |
5 | Обстоятельство может отвечать на вопрос: какой? | + | |
6 | Обстоятельство может обозначать причину | + | |
7 | Обстоятельство может быть выражено глаголом | + | |
8 | Обстоятельство может отвечать на вопрос: несмотря на что? вопреки чему? | + | |
9 | Обстоятельство может быть выражено причастным оборотом | + | |
10 | Деепричастный оборот может быть обстоятельством | + | |
11 | В качестве обстоятельства может быть сравнительный оборот | + |
- Проверим ответы по слайду. Оценим себя в соответствующей графе таблицы самооценки.
Физминутка
- А сейчас нужно размяться. Встаньте, пожалуйста. Выполним задание: я читаю предложение, вы отвечаете взмахами рук. Если в предложении есть второстепенный член дополнение, руки поднимите вверх, если определение – разведите в стороны, если есть обстоятельство – опустите руки вниз. (показать схему на доске
Определение дополнение обстоятельство
А. Юноша писал письмо.
Б. Всходило яркое солнце.
В. Школьники посадили деревья.
Г. Вчера моросил дождь.
Д. Подул холодный ветер.
Е. Завтра будет тепло.
Ж. Прозвенел веселый звонок
6. Закрепление. Практическая работа.
- Для чего нужны обстоятельства? Какую роль они играют в нашем языке? Ответить на этот вопрос вам поможет творческое задание «Конструирование текста»
- Перед вами отрывок из текста.
- Добавьте в предложения обстоятельства, употребив нужную часть речи.
1) Утром …(существительное с предлогом, обстоятельство места) появились орлы.
2) …(деепричастный оборот, обстоятельство образа действия), они поднялись с земли.
3) Орлы начали …(наречие, обстоятельство образа действия) выписывать в раздольном поднебесье огромные круги.
4) …(существительное с предлогом, обстоятельство времени) они попарно опустились на землю.
5) Одна пара, …(деепричастие, обстоятельство образа действия), шумно снизились на проталину.
6) Крупные и красивые птицы некоторое время зорко, …(сравнительный оборот, обстоятельство образа действия), осматривались вокруг.
7) …(деепричастие, обстоятельство образа действия), орлы вышли на открытое место.
(Для справок: успокоясь, немного отдохнув, стремительно, припоздав, в степи, под вечер, словно дозорные).
-Итак, проверяем: нужно зачитать только слово, которое вы вставили в преддожение.
1) Утром в степи появились орлы.
2) Немного отдохнув, они поднялись с земли.
3) Орлы начали стремительно выписывать в раздольном поднебесье огромные круги.
4) Под вечер они попарно опустились на землю.
5) Одна пара, припоздав, шумно снизились на проталине.
6) Крупные и красивые птицы некоторое время зорко, словно дозорные, осматривались вокруг.
7) Успокоясь, орлы вышли на открытое место.
- Какую же роль играют обстоятельства в нашей речи? (Делают ее более точной, конкретной, выразительной, яркой). Перед нами получился текст?
Назовите тему и основную мысль.
7. Подведение итога. Составление кластера
- Ребята, вы знаете, что такое кластер? Вы умеете его составлять? Это один из способов концентрации информации, который помогает лучше ее воспринимать и усваивать.
- Я предлагаю составить кластер по теме «Обстоятельство и его виды».
- В овалах записываете известную информацию, в прямоугольниках - новые знания.
- Для быстроты выполнения задания вы выбираете всю информацию и сами заключаете её в геометрические фигуры: квадрат – узнал, овал- знаю
8. Рефлексия. Интерактивный прием «Микрофон»
- Представьте себе, что я корреспондент журнала «Новости образования Оренбургской области». Ответь на вопрос: «Понадобятся ли вам знания, полученные сегодня на уроке?
«Мишень»
-Теперь попрошу вас выстрелить в мишень.
Д/задание «На десерт»:
Замените фразеологизмы наречиями.
1. Мальчик бежал во все лопатки - быстро
2. Он сказал не в бровь, а в глаз – точно, метко
3. Девочка выучила задание назубок – наизусть, хорошо.
4. Она пришла ни свет ни заря - рано
5. Работу он знал как свои пять пальцев- хорошо, отлично
6. До деревни рукой подать - близко
7. Она работает не покладая рук - усердно
«Рабочий лист»
«Таблица самооценки»
1.«Установи соответствие» | 2.»Узнай меня» | 3. «Верите ли вы, что…» | 4. «Конструирование текста» | 5.Составление кластера | 6. «На десерт» |
Шкала оценивания заданий
0 ошибок – «5»
1-2 ошибки – «4»
3-5 ошибок – «3»
1 Задание «Установи соответствие»
| А) Кто такой? Что такое? |
| Б) Какой? Чей? |
| В) Что делает? |
| Г) Вопросы косвенных падежей |
Д) Кто? Что? | |
Е) Как? Каким образом? | |
Ж) Когда? Где? Почему? |
Ответ: _____________________
2 Задание «Узнай меня»
Задание. Определите, к чему относится выделенное обстоятельство, что обозначает, на какой вопрос отвечает, к какому виду относится, чем выражено.
- Я весьма озадачена таким приемом.
- В лесу раздавался топор дровосека.
- Мы вышли из дома ни свет ни заря.
- От радости в зобу дыханье спёрло.
- Душно стало в сакле, и я вышел на воздух освежиться.
- В углу комнаты лежал, свернувшись калачиком, маленький щенок.
- Грач по нивам ходит важно, словно сельский агроном.
- При старании вы сможете добиться больших успехов.
- Несмотря на усталость, спать не хотелось.
- Задание «Верите ли вы, что…»
Верите ли вы, что… | да | нет | |
1 | Обстоятельство обозначает признак действия или другого признака | ||
2 | Обстоятельство зависит от сказуемого | ||
3 | Обстоятельство может быть согласованным с подлежащим | ||
4 | Существует 5 видов обстоятельств | ||
5 | Обстоятельство может отвечать на вопрос: какой? | ||
6 | Обстоятельство может обозначать причину | ||
7 | Обстоятельство может быть выражено глаголом | ||
8 | Обстоятельство может отвечать на вопрос: несмотря на что? вопреки чему? | ||
9 | Обстоятельство может быть выражено причастным оборотом | ||
10 | Деепричастный оборот может быть обстоятельством | ||
11 | В качестве обстоятельства может быть сравнительный оборот |
4 Задание «Конструирование текста»
Задание. Добавьте в предложения обстоятельства, употребив нужную часть речи (смотрите слова для справок).
(существительное с предлогом, обстоятельство места)
1) Утром ….............................................. появились орлы.
(деепричастный оборот, обстоятельство образа действия),
2) …..............................................................................., они поднялись с земли.
(наречие, обстоятельство образа действия)
3) Орлы начали … ...................................... выписывать в раздольном поднебесье огромные круги.
(существительное с предлогом, обстоятельство времени)
4) …......................................... они попарно опустились на землю.
(деепричастие, обстоятельство образа действия),
5) Одна пара, ….............................., шумно снизились на проталину.
(сравнительный оборот, обстоятельство образа действия)
6) Крупные и красивые птицы некоторое время зорко, …....................................
................................, осматривались вокруг.
(деепричастие, обстоятельство образа действия)
7) ….................................., орлы вышли на открытое место.
Для справок: успокоясь, немного отдохнув, стремительно, припоздав, в степи, под вечер, словно дозорные.
Тема ? Основная мысль?
5 Задание -Составление кластера
6Задание «На десерт»
Замените фразеологизмы наречиями:
1. Мальчик бежал во все лопатки.
2. Он сказал не в бровь, а в глаз.
3. Девочка выучила задание назубок.
4. Она пришла ни свет ни заря.
5. Работу он знал как свои пять пальцев.
6. До деревни рукой подать.
7. Она работает не покладая рук.
Практическая работа по теме «Обстоятельство»
Задание. Определите, к чему относится выделенное обстоятельство, что обозначает, на какой вопрос отвечает, к какому виду относится, чем выражен, каким способом подчинительной связи связан. Свои выводы запишите в таблицу.
Я весьма озадачена таким приемом.
В лесу раздавался топор дровосека.
Мы вышли из дома ни свет ни заря.
От радости в зобу дыханье спёрло.
Душно стало в сакле, и я вышел на воздух освежиться.
В углу комнаты лежал, свернувшись калачиком, маленький щенок.
- Грач по нивам ходит важно, словно сельский агроном.
- При старании вы сможете добиться больших успехов.
- Несмотря на усталость, спать не хотелось.
.
Самоанализ учителя русского языка
Кияевой Альфии Талгатовны по проведенному уроку русского языка в 8 классе
по теме «Обстоятельство. Виды обстоятельств»
Я провела урок русского языка в 8 классе. В классе учатся активные, проявляющие интерес к предмету учащиеся, у которых сформированы навыки учебно - познавательной деятельности.
Тема урока : «Обстоятельство. Виды обстоятельства.» Это один из уроков раздела «Второстепенные члены предложения», где изучаются главные и второстепенные члены предложения.
Общедидактическая цель урока - формирование универсальных учебных действий: создание условий для формирования интеллектуальных, творческих коммуникативных способностей учащихся через фронтальную, групповую и индивидуальную формы организации познавательной деятельности.
Задачи урока.
Образовательные:
- организация деятельности по активизации раннее усвоенных знаний учащихся в рамках темы «Обстоятельство».
- закрепление орфографических и пунктуационных навыков.
- расширение понятия об обстоятельстве.
- проверка качества знаний по данной теме.
Развивающие:
- создание условий для развития творческой, речевой, мыслительной деятельности обучающихся.
- развитие умения учиться.
Воспитательные:
- воспитание эстетического отношения к слову, интереса к русскому языку и литературе, другим видам искусства.
- воспитание культуры общения.
- воспитание на основе учебного материала чувства любви к природе.
Тип урока- урок открытия нового знания.
Соблюдены были все структурные компоненты урока:
1. Организационный этап.
2. Постановка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
3. Актуализация знаний.
4. Первичное освоение новых знаний.
5. Первичная проверка понимания.
6. Первичное закрепление.
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
8. Подведение итогов. Рефлексия
На уроке были использованы педагогические технологии, направленные на развитие личности ребенка:
- дифференцированное обучение.
- технология сотрудничества
- личностно- ориентированное обучение.
- здоровьесберегающая технология.
- ИКТ.
Для активизации учебно-познавательного процесса на уроке были использованы следующие методы:
- метапредметный подход.(освоение обучающимися УУД - познавательных, регулятивных, коммуникативных.)
- проблемный.
- частично поисковый.
- исследовательский.
То есть на уроке знания не предлагались в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно учащимся. Они рассуждали, решали возникающие познавательные задачи, обобщали, делали выводы тем самым формировали осознанные прочные знания. Для отработки общеучебных и специальных умений и навыков использовались разнообразные формы организации познавательной деятельности, которые помогли избежать монотонности и стимулировали познавательный интерес.
- фронтальная
- групповая
- индивидуальная..
В процессе урока формировались следующие блоки УУД:
Коммуникативные
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
- слушать и понимать других.
- оказывать в сотрудничестве взаимную помощь.
Контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся осуществлялся на всех этапах урока. Осуществлялась работа с текстом, выполнялись упражнения по учебнику, проводилась тестовая работа ,учащиеся выполняли творческую работу.
Все этапы урока были тесно взаимосвязаны. Итогом урока стала рефлексия учащихся.
Считаю, что для работы был создан нужный психологический микроклимат, характер общения с учащимися оцениваю как доброжелательный.
Личностные результаты:
формирование ответственного отношения к учению;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
освоение способов решения проблем поискового характера;
овладение навыками смыслового чтения текста;
овладение логическими действиями сравнения и анализа;
умение работать в группе.
Предметные результаты:
понимание содержания прочитанных учебно-научных текстов и их устное воспроизведение;
использование приёмов работы с учебной книгой;
создание устных монологических высказываний;
умение находить второстепенный член предложения – обстоятельство в предложении и тексте, различать виды обстоятельств по вопросам и значениям.
Верите ли вы, что… | да | нет | |
1 | Обстоятельство обозначает признак действия или другого признака | + | |
2 | Обстоятельство зависит от сказуемого | + | |
3 | Обстоятельство может быть согласованным с подлежащим | + | |
4 | Существует 5 видов обстоятельств | + | |
5 | Обстоятельство может отвечать на вопрос: какой? | + | |
6 | Обстоятельство может обозначать причину | + | |
7 | Обстоятельство может быть выражено глаголом | + | |
8 | Обстоятельство может отвечать на вопрос: несмотря на что? вопреки чему? | + | |
9 | Обстоятельство может быть выражено причастным оборотом | + | |
10 | Деепричастный оборот может быть обстоятельством | + | |
11 | В качестве обстоятельства может быть сравнительный оборот | + |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование уроков русского языка и литературы 7, 9 - 11 классов
Тематическое планирование уроков русского языка и литературы 7, 9 - 11 классов. Указаны использование ИКТ на уроках, уроки развития речи, контрольные работы, внеклассное чтение....

Урок русского языка "Глагол. Закрепление изученного материала", 5 класс. (презентация, технологическая карта урока)
Данный урок был разработан для проведения урока во время педагогического конкурса "Учитель года -2010 "...

Урок русского языка "Глагол. Закрепление изученного материала", 5 класс. (презентация, технологическая карта урока)
Данный урок имеет яркое илллюстративное и методическое оснащение, т.к. направлен не только на закрепление знаний, полученных учащимися по теме "Глагол", но и позволяет с помощью специальных заданий ра...

Разноуровневые задания на уроках русского языка и литерауры для учащихся 7 класса с нерусским (родным) языком обучения.
Разноуровневые задания можно использовать для всех учащихся. Тексты упражнений имеют большое воспитательное значение. все тексты взяты из произведений А. Костюнина. Данные тексты можно исп...

Конспект урока.Описание природы. Зима. Январь. ( интегрированный урок русского языка, ИЗО и музыки в 6 классе.)
Урок помогает обучить пейзажному описанию,развить творческие способности учащихся...

Презентация к выступлению на районном МО учителей русского языка и литературы "Разработка и применение заданий открытого типа на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах в условиях внедрения ФГОС"
Данная презентация отражает результаты работы по изучению личностно-ориентированных технологий в контексте внедрения ФГОС ООО...

Интегрированный урок русского языка и литературы в 9-м классе: "Повторение синтаксиса сложного предложения" (на примере повести И.С. Тургенева "Первая любовь» Степанова Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы
1).На материале повести И.С. Тургенева “Первая любовь” систематизировать, обобщить и закрепить знания о синтаксисе сложного предложения; помочь учащимся разобраться в нравственных проблема...







































