Программа дополнительного образования
рабочая программа по русскому языку (9 класс)

Лебедева Валентина Борисовна

Рабочая программа объединения "Мастер слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_master_slova_-_2018-19.doc131.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Направленность

Социально-педагогическая

Актуальность

Проведение занятий по данной программе способствует речевому взаимодействию обучающихся в различных сферах общения, позволяет  успешно  адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде

Уровень

базовый

Возраст обучающихся

12-17 лет

Год обучения

Первый

Количество учебных часов

70 часов (1 полугодие – 32 час., 2 полугодие –38 часов)

Особенности обучения в текущем учебном году

Подготовка к конкурсам творческих работ,  Всероссийской Олимпиаде  школьников,  Всероссийским  конкурсам  «Русский медвежонок»,  «Олимпус»,  декаде гуманитарных наук, Интернет-олимпиадам,  лингвистическим конкурсам и викторинам    

 Цель  рабочей программы на текущий учебный год:

  1. Дальнейшее развитие коммуникативной компетентности учащихся.
  2.  Обеспечение нормативного и целесообразного использования языка.
  3.  Обучение речевому  взаимодействию в социально-бытовой,  учебно-научной, официально-деловой сферах общения.  

Задачи программы:

  1.  Совершенствовать  умения строить письменное высказывание в жанре рецензии, эссе и т.д.
  2.  Формировать  навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
  3.  Развивать умение читать и понимать общее содержание текстов разных функциональных стилей,  находить изобразительные средства языка и объяснять их роль в тексте.
  4. Совершенствовать и развивать умение передавать в письменной форме свое, индивидуальное восприятие, свое понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений.

Планируемые результаты:

личностные:

1. Формирование устойчивого познавательного интереса и становления смыслообразующей функции познавательного мира; компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности.

2. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей гражданина России;

3. Воспитание уважения к своему народу и языку,  развитие толерантности.  

 

метапредметные:

  1. Адекватное понимание основной и дополнительной информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли);
  2. Владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
  3.  Адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
  4. Умение  пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
  5. Овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации;
  6.  Способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

предметные:

1. Понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании.

2. Освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи).

3. Овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний.

Содержание программы

РАЗДЕЛ I

Разноаспектный анализ текста. 

Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста.(10 часов.)

Текст. Тема и основная мысль текста. Средства связи между частями текста. Способы связи в тексте. Выделение микротем. Лексические, морфологические, синтаксические средства организации текста. Стили речи. Типы речи.

Тема 2. Лингвистический анализ текста. (34 час.)

Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение.

Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение.

Анализ лексики: многозначные слова, переносное значение слова, синонимы, антонимы, лексика ограниченного употребления, фразеологизмы. Контекстные синонимы. Контекстные антонимы.

Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, благозвучие (эвфония), диссонанс, звукопись.

Лексические – поэтические тропы: метафора, синекдоха, ирония, гипербола, литота, олицетворение, эпитет, аллегория, перифраза, художественный символ, паронимы.

Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, синтаксические конструкции.

РАЗДЕЛ II

Сочинение-рассуждение на основе текста. 

Тема 3. Анализ текста.(8 час.)

Содержание исходного текста.

Тексты научно-популярного, публицистического, разговорного стиля. Анализ композиции научного, публицистического, разговорного стиля. Рецензия. Эссе.

Тема 4. Композиция и языковое оформление сочинения. (10 часов.)

Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений.

Авторская позиция.

Основная часть сочинения.

Финал сочинения-рассуждения. Изложение собственного мнения.

Тема 5.Практическая часть (8 час.)

Тренировочные сочинения.

Режим занятий в текущем учебном году:  один раз  в неделю по 2 ч.,  продолжительность  учебного часа – 40 минут.

Формы занятий – фронтальная, групповая,  индивидуальная,  практическая.

Ожидаемые  результаты – активное участие в мероприятиях,  конкурсах,  интерес к творческой деятельности,  повышение  качества знаний по предмету.

Способы оценки результатов:

1.текущий контроль  (тесты, викторины, творческие задания, проверочные работы );

2.промежуточная аттестация  (диагностика уровня ключевых,  метапредметных и предметных  компетенций  учащихся – вводная – сентябрь,  итоговая – май)

3.итоговая аттестация  (итоговые выставки, участие в конкурсах)

Учебный план

Наименование разделов

Количество часов

Формы аттестации (контроля)

Всего

Теория

Практика

1

 Стилистический и типологический анализ текста

10

4

6

Зачет

тест

2

Лингвистический анализ текста

34

4

30

Проект, тест,

комплексная работа

3

Анализ текста

8

2

6

Творческая работа

тест

4

Композиция и языковое оформление сочинения

10

2

8

Практические работы

5

Практическая часть

8

0

8

творческие работы

зачет

Итого:

35

6

29

Методические материалы

Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающая ученика главной фигурой образовательного процесса.

Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися.

Преобладают групповые и индивидуальные формы работы.

Основными организационными формами вовлечения учащихся в учебную деятельность являются:

- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов в жанре рецензии, эссе);
- самостоятельная работа (написание рецензии, эссе, нахождение выразительных средств языка и объяснение их роли);
- работа в группах;
- индивидуальная работа.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема

Всего часов

Теория

Практ.

Тип занятия

Виды контроля

 

Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста. (10 часов)

 

1

6.09

Текст. Тема и основная мысль текста

2

2

Лекция

Викторина

2

13.09

Средства связи между частями текста, способы связи в тексте

2

2

лекция

Анализ текста

3

20.09

Выделение микротем в тексте

2

2

Практическая работа

Зачет

4

27.09

Стили речи

2

2

Практикум, комплексное применение знаний

Брейн-ринг

5

4.10

Типы речи

2

2

Практикум, комплексное применение знаний

Творч. работа

Тема 2. Лингвистический анализ текста (34 час)

 

6

11.10

Изобразительно-выразительные средства языка

2

2

Лекция

Викторина

7

18.10

Анализ изобразительно-выразительных средств языка

2

Практикум, комплексное применение знаний

Проект

8

25.10

Многозначные слова. Переносное значение слова.

2

2

Практикум, комплексное применение знаний

Тест

9

8.11

Лексика ограниченного употребления. Фразеологизм.

2

2

Практикум, комплексное применение знаний

Зачетная работа

10

15.11

Синонимы. Контекстные синонимы.

2

2

Практикум, комплексное применение знаний

Комплексная работа

11

22.11

Антонимы. Контекстные антонимы

2

2

Беседа

Практич. работа

12

29.11

Фонетические средства выразительности

2

2

комплексное применение знаний

Устный контроль

13

6.12

Эвфония. Диссонанс. Звукопись

2

Тест

Тест

14

13.12

Тропы: метафоры, сравнение, эпитет.

2

2

Практикум, комплексное применение знаний

Практич. работа

15

20.12

Олицетворение. Ирония.

2

2

Практикум, комплексное применение знаний

Самост. Работа

16

27.12

Гипербола.  Литота. Аллегория. Перифраза.

2

2

Практикум

Зачет

17

10.01

Художественный символ.  Паронимы

2

2

Практикум

Тест

18

17.01

Стилистические фигуры: градация, антитеза

2

2

Практикум, комплексное применение знаний

Конкурс

19

24.01

Оксюморон. Лексический повтор.

2

2

Практикум

Творч. работа

20

31.01

Анафора. Эпифора.

2

2

Практикум

Индивид. Опрос

21

7.02

Параллелизм. Эллипсис. Умолчание.

2

2

Практикум

Фронт.опрос

22

14.02

Риторические фигуры

2

2

Практикум

Карточки

Тема 3. Анализ текста. (8 час.)

 

23

21.02

Содержание исходного текста.

2

2

Лекция

Фронт.опрос

24

28.02

Тексты функционального стиля.

2

2

Практикум, комплексное применение знаний

Тест

25

7.03

Рецензия. Эссе.

2

2

Комплексное применение знаний

Творч.работа

26

14.03

Рассуждение

2

2

Комплексное применение знаний

Фронт.опрос

Тема 4. Композиция и языковое оформление сочинения. (10часов)

 

27

21.03

Вступление к сочинению.

2

2

Лекция

Практич.задание

28

4.04

Авторская позиция

2

2

практикум

Зачет

29

11.04

Основная часть сочинения.

2

2

Беседа.Практикум

Творч.задание

30

18.04

Изложение собственного мнения

2

2

Практикум

Фронт.опрос

31

25.04

Заключительная часть сочинения.

2

2

Практикум

Практич.задание

Тема 5. Практическая часть(8 час)

32

16.05

Сочинение-рассуждение

2

2

Практикум

Творч.работа

33

20.05

Сочинение-эссе

2

2

Практикум

Практич.задание

34

23.05

Сочинение-описание

2

2

Практикум

Творч.работы

35

30.05

Сочинение-повествование

2

2

Практикум

Зачет

Дидактические материалы – раздаточный учебный материал: схемы, учебные задания  для индивидуальной и групповой работы, карточки, памятки и т.д.

Материально-техническое обеспечение:

интерактивное оборудование,  компьютер, парты.

ЦОР, методические таблицы, электронные таблицы,  учебные пособия.

Литература для педагога:

1.А.И.Власенков Русский язык, 10-11кл. М.; Просвещение, 2010;

2. Г.Т. Егораева Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). М.; «Экзамен», 2010;

3.Т. А. Ладыженская. Система обучения сочинениям на уроках русского языка. М.; Просвещение, 2009;

4.Т. А. Калганова. Сочинения различных жанров в старших классах. М.; Просвещение, 2009;

 5.В. И. Капинос. Развитие речи: теория и практика обучения. М.; Просвещение, 2009;

 6.Е.А.Влодавская. Русский язык. Поурочное   планирование. Москва. «Экзамен».20010.

 7.Е.Д.Бердникова,А.Г.Пестрякова.Тесты по культуре речи. Москва. «Флинта»,2000.

 8.Т.И.Павлова,Т.В.Белоусова.Компетентностные задания по русскому языку.5-11 классы. Ростов-на Дону, «Легион».2012.

 9.Г.Т.Егораева. Универсальные материалы с методическими рекомендациями.-М. «Экзамен».2010.

10.Г.Т.Егораева.Справочный материал. .-М. «Экзамен».2012.

11.А.И.Власенков. Русский язык:    Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб.для 10-11 кл. общеобраз. учрежд. / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - 13-е издание. - М.: Просвещение, 2007.

12.А.Б.Малюшкин. Комплексный анализ текста. 10 класс. Москва. Творческий центр,2010.

13.Г.О.Матина,Ю.Н.Сивакова.Сочинения разных типов. Технология подготовки.С-Пб. «Азбука классика»,2005.

14.Г.В. Галкина, Л. З. Полонецкая. Занимательные задачи по русскому языку. Ростов-на-Дону. «Феникс»,2009.

         15.Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Ростов-на-Дону. «Легион».2012. 

Для учащихся:

1.Глязер С.В. Ларчик с играми. – М., 1975.

2.Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.,1985.

3.Компаниец В.Г. Игры и развлечения. – М., 1953.

4.Минскин Е.М. От игры – к знаниям. – М., 1987.

5.Чкаников М.Н. Игры и развлечения. – М., 1957.

6.Игры и развлечения / Сост. Фирсова Л.М. – М., 1992.

7.Соловьева Н.Н. Необычное словообразование. Игры на уроках: Учебное пособие по русскому языку для 5-6 классов – М., 1998.

8.Успенский Л.В. Слово о словах. – М., 1997.

9.Загадки-шарадки.  И не только… Занимательные материалы по русскому языку на уроках и внеклассных занятиях/ Авт.-сост. М.П.Филипченко. – Волгоград: Учитель, 2007.

10.Пасхалов А.П. Русский язык. Занятия школьного кружка. 5 класс. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.

11.Аксенова Л.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры. – М., 1991.

12.Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Звуки на все руки: Пятьдесят логопедических игр. – СПб.: Детство-Пресс, 1999.

13.Любич Д.В. Лингвистические игры. – СПб: Издательство Буковского, 1998.

Интернет-ресурсы:

http://www.prosv.ru - сайт издательства «Просвещение» (рубрики «Филология» и «Русский язык»)

http:/www.drofa.ru - сайт издательства Дрофа (рубрика «Русский язык»)

http://www.edu.ru - Центральный образовательный портал

http://www.intellectcentre.ru – сайт издательства «Интеллект-Центр

http://www.fipi.ru - портал информационной поддержки мониторинга качества образования

https://statgrad.org/ - портал Статград

http://school-collection.edu.ru – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://eor-np.ru – сайт Электронные образовательные ресурсы

http://www.fipi.ru – сайт федерального института педагогических измерений gramma.ru - сайт "Культура письменной речи". gramota.ru - справочно-информационный портал "Грамота.ру". rus.1september.ru – сайт для учителей "Я иду на урок Русского языка"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное  мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...