"Публицистический стиль".
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Горячева Ксения Юрьевна

Целью урока является ознакомление учеников с основными признаками публицистического стиля. Урок строится таким образом, чтобы учащиеся самостоятельно пришли к выводу о значении публицистического стиля; научились развивать навыки анализа текста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_11.docx24.28 КБ
Файл publitsisticheskiy_stil.pptx503.37 КБ

Предварительный просмотр:

7А__________________

7В__________________

7Г__________________

Урок 11. Стили литературного языка. Публицистический стиль.

Цели: ознакомить учеников с основными признаками публицистического стиля, показать его значение; развивать навыки анализа текста.

Планируемые результаты:

  1. Предметные: публицистический стиль как функциональная разновидность языка;
  2. Метапредметные:
  • Познавательные: владеть смысловым чтением, анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия;
  • Регулятивные: работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т. ч. используя ИКТ;
  • Коммуникативные: излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, организовывать работу в паре, группе;
  1. Личностные: осознавать возможности русского языка для самовыражения и развития творческих способностей.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний

Артиллерия, будущее, вокзал, грамматика, доброжелательный, жужжать, здравствуйте, искусство, коллектив, миллион, ослепительный, поразительный, разъединять, серебристый, территория, удивительный, фразеологизм, чувствовать, юный.

3. Работа по теме урока

Мы продолжаем говорить о стилях речи. Вспомним, какие стили вы уже знаете, и воспроизведем известную ещё с 5 класса схему.

   - Чтобы окончательно завершить схему, осталось познакомиться ещё с одним стилем - публицистическим - и выявить его стилевые черты и языковые особенности.

   - Внесем в схему название стиля и запишем тему урока.

   - Начнём со словарно-орфографической работы: публицистический, публика, публицист, опубликовать, публицистика.

   - Какой общий корень имеют слова?

   - Слово публика (значение: люди, народ) произошло от латинского слова общественный.

   - Таким образом, публицистический стиль используется для обращения к массе людей, к народу. Задача этого стиля - воздействовать на слушателей, читателей, на их чувства, поведение, поступки. Эти задачи выполняют газеты, журналы, выступления по радио и телевидению, выступления непосредственно перед аудиторией.

   Публицистический стиль — это сложное речевое единство, в нем органически сливаются черты разных функциональных стилей: научного, официально-делового, художественного, разговорного.

   - Понаблюдаем на конкретном тексте, отрывке из книги Д.С.Лихачева «Земля родная», за стилевыми и языковыми чертами публицистического стиля и заполним таблицу.

Учитесь говорить и писать

   Учиться говорить и писать нужно все время. Язык – самое выразительное, чем обладает человек. За своим языком надо следить постоянно. Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык.

   Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит… А ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюется словами». Для каждого понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Такой человек хочет показать, что ему все нипочем, что он выше, сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих. А на самом деле он трус и робок, не уверен в себе.

   И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно.

   Если вам приходится часто публично выступать – на собраниях, заседаниях, просто в обществе своих знакомых, то, прежде всего, следите, чтобы ваши выступления не были длинными. Это важно, чтобы вас поняли.

   Второе правило. Чтобы выступление было интересным, всё, что вы говорите, должно быть интересным и для вас. Постарайтесь, чтобы в вашем выступлении была одна, главная мысль, которой должны быть подчинены все остальные.

   Но как научиться писать? Чтобы научиться писать, надо писать, писать письма, дневники. Одним словом: «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде».

   - Какие функции характерны для данного текста? (Воздействие на читателя и слушателя. Сообщение информации.)

   - Чтобы оказать воздействие на читателя или слушателя, каким должен быть текст публицистического стиля? Присущи ли ему эмоциональность, страстность? С каким стилем это сближает публицистику? (Эмоциональность роднит публицистику с художественным стилем.)

   - К чему призывает автор прочитанного нами текста? (Постоянно учиться говорить и писать.)

   - Призывность - отличительная черта публицистического стиля.

   - Актуальна ли проблема, поднятая Лихачевым? (Да. Сейчас многие считают эти умения никому не нужными, а под интеллигентностью понимают только наличие высшего образования.)

   - Задача публицистики - сформировать определенное отношение многих людей к значимым проблемам: общественным, бытовым, политическим, экономическим, философским, моральным. Интерес к общему роднит публицистику с научным стилем.  

Автор публицистического текста хочет быть понятым своими читателями, хочет вызвать интерес у слушателей. Поэтому характерная черта таких текстов - доходчивость.

   - Посмотрим, какие синтаксические средства языка, позволяющие усилить ее воздействие на читателей и слушателей, характерны для публицистической речи?

   - Найдите в тексте:

  • побудительные (по цели высказывания) и восклицательные (по эмоциональной окраске) предложения;
  • риторические вопросы (на которые отвечает сам автор);
  • повторы;
  • однородные члены;
  • параллелизмы (сходное построение предложений текста).

   - Как вы думаете, к кому обращается автор?

   - Каким образом завершается текст и с какой целью это делает автор? (В публицистическом стиле часто используются литературные цитаты, афоризмы, пословицы и поговорки.)

   - Определим, какие лексические средства связи использует автор. Найдите в тексте антонимы ( говорить - «плеваться словами»; обычные слова - жаргонные выражения, сильнее всех - трус и робок и др.); слова книжной и разговорной речи (обладает, моральный облик, жаргонные выражения, публично выступать - книжная лексика; нипочем, плюётся словами - разговорная лексика).

   - Найдите в тексте слова и выражения, использованные в переносном значении. С каким стилем речи они сближают наш текст? («Плюется словами», с художественным стилем.)

   - В публицистическом стиле могут использоваться слова в переносном значении и слова так называемой «газетной образности». Это стандартные сочетания слов, которые сближают публицистический стиль с языковыми шаблонами официально-делового стиля. Например: белое золото - хлопок, огненные годы - военные годы.

  -  Определите, что обозначается следующими сочетаниями слов:

  • белая смерть - сахар,
  • битва за урожай - уборка урожая,
  • черное золото - нефть,
  • зеленый щит земли - лес,
  • королева спорта - легкая атлетика,
  • голубые дороги - водные пути.

   - Приведите свои примеры «газетной образности». Есть ли они в тексте? А какие есть стандартные сочетания? (Моральный облик, сознательная жизнь, умственное развитие.)

   - Итак, мы рассмотрели стилевые и языковые черты публиц. стиля. Надо отметить, что не в каждом тексте можно найти полный набор этих признаков.

   - Публицистике свойственен непосредственный контакт с аудиторией. Где реализуется публицистический стиль в устной и письменной речи?

Работа с учебником

Слово учителя.

- Публицистический стиль имеет древнюю историю. Он зародился еще в античные времена. До сих пор студенты и ученые, юристы, политологи пользуются образцами публицистического стиля, созданными ораторами Древней Греции и Рима. Познакомимся с фрагментом ораторской речи, записанной почти две с половиной тысячи лет назад.

1) Упражнение 59: выразительное чтение (читает учитель), обсуждение вопросов.

2) Упражнение 60: выразительное чтение, определение примет публицистического стиля.

3) Упражнение 61.

Пояснение учителя.

Произведения публицистического стиля ставят не только проблемы войны и мира, проблемы прав и свобод человека, но и проблемы патриотизма, защиты природы, гуманизма; призывают к добру, терпимости, взаимопониманию. Бывает, что публицистические тексты выполняют сиюминутные задачи: например, привлечь потенциальных избирателей к выбору определенного кандидата; пользуются не совсем честными приемами: утаивают негативные факты, преувеличивают заслуги человека, стремящегося к власти. Нас же интересует, прежде всего, честная публицистика, ставящая перед обществом важнейшие проблемы, привлекающая внимание к процессам, происходящим в обществе.

Текст упражнения 61 принадлежит перу писателя Соколова- Микитова. Приметы художественного стиля сочетаются в тексте с публицистической направленностью.

Найдем приметы публицистического стиля. (Обсуждение.)

Выполним упражнение письменно.

  1. Итоги урока 

Основные черты публицистического стиля - информативность, устная и письменная форма, эмоциональность, оценочность, взаимодействие с другими стилями, использование общественно-политической лексики, риторические фигуры (обращения, восклицательные предложения), побудительные предложения.

Основные жанры публицистического стиля - статья, очерк, репортаж, интервью, публичные выступления, речи.

  1. Рефлексия
  2. Домашнее задание

§ 10, упражнение 62 (подготовка устного выступления), упражнение 63.

Учитесь говорить и писать

   Учиться говорить и писать нужно все время. Язык – самое выразительное, чем обладает человек. За своим языком надо следить постоянно. Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык.

   Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит… А ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюется словами». Для каждого понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Такой человек хочет показать, что ему все нипочем, что он выше, сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих. А на самом деле он трус и робок, не уверен в себе.

   И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно.

   Если вам приходится часто публично выступать – на собраниях, заседаниях, просто в обществе своих знакомых, то, прежде всего, следите, чтобы ваши выступления не были длинными. Это важно, чтобы вас поняли.

   Второе правило. Чтобы выступление было интересным, всё, что вы говорите, должно быть интересным и для вас. Постарайтесь, чтобы в вашем выступлении была одна, главная мысль, которой должны быть подчинены все остальные.

   Но как научиться писать? Чтобы научиться писать, надо писать, писать письма, дневники. Одним словом: «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде».

_____________________________________________________________________________

Учитесь говорить и писать

   Учиться говорить и писать нужно все время. Язык – самое выразительное, чем обладает человек. За своим языком надо следить постоянно. Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык.

   Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит… А ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюется словами». Для каждого понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Такой человек хочет показать, что ему все нипочем, что он выше, сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих. А на самом деле он трус и робок, не уверен в себе.

   И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно.

   Если вам приходится часто публично выступать – на собраниях, заседаниях, просто в обществе своих знакомых, то, прежде всего, следите, чтобы ваши выступления не были длинными. Это важно, чтобы вас поняли.

   Второе правило. Чтобы выступление было интересным, всё, что вы говорите, должно быть интересным и для вас. Постарайтесь, чтобы в вашем выступлении была одна, главная мысль, которой должны быть подчинены все остальные.

   Но как научиться писать? Чтобы научиться писать, надо писать, писать письма, дневники. Одним словом: «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Стили литературного языка. Публицистический стиль.

Слайд 2

Стили речи Разговорный Книжные Научный Официально- деловой Художественный Публицисти-ческий

Слайд 3

Каково назначение публицистического стиля? Назначение публицистического стиля — сообщая, убеждать, воздействовать на слушателей, читателей, на их чувства, поведение, поступки, формировать у людей правильное отношение к общественным проблемам. Что обозначает слово «публицистика»? Название стиля публицистический происходит от латинского слова publicus — общественный (в нашем языке есть слово публика, одно из значений которого — люди, народ).

Слайд 4

Публицистический стиль — это сложное речевое единство, в нем органически сливаются черты разных функциональных стилей: научного, официально-делового, художественного, разговорного.

Слайд 5

В публицистическом стиле могут использоваться слова в переносном значении и слова так называемой «газетной образности». Это стандартные сочетания слов, которые сближают публицистический стиль с языковыми шаблонами официально-делового стиля. Например: белое золото - хлопок, огненные годы - военные годы.

Слайд 6

Определите, что обозначается следующими сочетаниями слов: белая смерть - битва за урожай - черное золото - зеленый щит земли - королева спорта – голубые дороги - сахар, уборка урожая, нефть, лес, легкая атлетика, водные пути.

Слайд 7

Домашнее задание: § 10, упражнение 62 (подготовка устного выступления), упражнение 63.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности публицистического стиля.Урок русского языка в 10 классе.

Урок  представляет собой презентацию и текстовый материал.Это первый урок в системе обучения сочинению ЕГЭ, в доступной форме ребята знакомятся с составляющими частями сочинения, подробнее  ...

« Публицистический стиль. Интервью - жанр публицистики» Урок русского языка в 9 классе

Данный урок построен на краеведческом материале. Цель: познакомить учащихся с жанром публицистики – интервью;научить излагать материал в форме беседы; воспитывать любовь и уважение  к людям...

Лигвистическая характеристика публицистического стиля (элективный курс 10-11 класс)

Методическая разработка. Предназначена для углубленного изучения публицистического стиля. в частности, в ней отражены: сфера использования, языковые приметы. Что касается последнего, язык стиля изучае...

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ

Данный материал я применяла при разработке программы элективных курсов "Комплексный анализ текста". Использование этой методики, способствует ни только овладению грамотным письмом, но и успешно сдать ...

Стили речи. Публицистический стиль

I. Вступление. II. Публицистический  стиль.1. Характеристика публицистического стиля.2. Особенности публицистического стиля.3. Жанры публицистики.   1) Очерк как жанр публицистики....

Урок в 7 классе по теме "Стили речи. Публицистический стиль"

Повторение изученного о стилях речи, дать представление о публицистическом стиле, сформировать умение определять текст публицистического стиля, его признаки....

Кейс – технология Стили речи. Особенности публицистического стиля. Урок русского языка в 10 классе.

Урок русского языка в 10 классе с использованием кейс-технологии....