Сочинение на лингвистическую тему 15.1 (по тексту Ю.Грибова)
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Подготовка к ОГЭ

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА: Сочинение на лингвистическую тему 15.1

(подготовка к ОГЭ)

ЦЕЛИ:    

1. Обучающие:  

  • расширить представление обучающихся о сочинении на лингвистическую тему.

2. Воспитывающие:

  • рассмотреть нравственные категории, такие, как любовь к природе,  её красоте, умение видеть её и ценить.

3. Развивающие:

  • учить применять полученные теоретические знания для расширения познавательных и практических задач; развивать умение аргументированной монологической и диалогической речи.

Оборудование: проектор, интерактивная доска, типовые экзаменационные варианты ОГЭ под редакцией И.П.Цыбулько

ХОД УРОКА

Когда суть дела обдумана заранее, слова приходят сами собой.

Гораций

  1. Слово учителя:

Хочу ещё раз напомнить вам, что экзаменационная работа  состоит из  трёх частей: изложения, блок заданий части 2 и творческое задание на выбор либо сочинение на лингвистическую тему, либо сочинение, представляющее интерпретацию ключевого выражения или слова.

  1. Постановка целей урока:

Сегодня мы ещё раз попробуем разобраться, о чём писать в сочинении на лингвистическую тему, как строить эту работу, какие языковые средства  выбирать. Эпиграфом к уроку я выбрала слова древнеримского  поэта и философа Горация: «Когда суть обдумана заранее, слова приходят сами собой» то, есть когда знаешь о чём писать или рассуждать слова приходят сами. Внимание на экран. Слайд 1

- Открываем тетради,  записываем тему урока, эпиграф.

  1. Работа по теме  урока

-Итак, сочинение на лингвистическую тему.

-Какое слово является ключевым в словосочетании лингвистическая тема? (Лингвистическая)

- Вспомним, что такое лингвистика?  (Наука о языке)

- Можно ли предположить, что  является предметом аргументации в сочинении на лингвистическую тему сочинении?

(Лексические, грамматические   и синтаксические явления).

- Что мы понимаем под  лексическими явлениями языка?

( Антонимы, диалектизмы, жаргонизмы,  книжная лексика, синонимы, сравнения, метафоры, устаревшая лексика, фразеологизмы, эпитеты)

- Что мы понимаем под грамматическими явлениями языка?

( Строение слова, изменение слова, строение словосочетания и предложения)

 Что мы понимаем под синтаксическими явлениями языка?

( Вводные слова и словосочетания, восклицательные предложения, градация, инверсия, обращения)

 Слайд 2

-  Внимание на экран! Давайте проверим наши предположения. Перед вами темы сочинений, предлагаемые разработчиками экзамена.  Слайд  3

(Анализ тем, определение языковых явлений).

-Сегодня мы подробно остановимся на грамматических явлениях, которые могут быть аргументами в сочинении на лингвистическую тему.

 - Вспомним, что такое грамматика?

 Грамматика – наука, которая изучает образование и изменение слов, строение словосочетаний и предложений. Внимание на экран. Слайд 4

 - При написании сочинения на лингвистическую тему, какого стиля речи надо придерживаться?  Научного. Поэтому ваши  высказывания должны быть точными, достоверными,  нейтральными. Тип речи – рассуждение-доказательство.

- Вспомним, как строится текст рассуждение-доказательство. Алгоритм написания сочинения. Внимание на экран. Слайды 5

4. Работа с текстом. Вариант 11. По тексту Ю.Грибова.  ОГЭ. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты под редакцией И.П.Цыбулько.                                                            

Чтение текста В-11.

- С чего начинаем  писать сочинение на лингвистическую тему? (С тезиса.)  Предлагаемое высказывание М.В.Исаковского: « Я понял, что человек может знать великое множество слов, может в совершенстве правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении. Всему этому учит нас грамматика»  и тема , и тезис нашего сочинения. Можно тезис обыграть, придумать вступление, оно не должно быть более 1-2 предложений.

- Переходим ко второму этапу.

 Находим подходящие грамматические аргументы.  Назовите грамматические категории, которые могут быть  аргументами в сочинении по этому тексту.

(Словосочетание и предложение с обособленным членом; строение слова и словосочетание; строение слова и  предложение с однородными членами).

 Обращаю ваше внимание:  аргументы должны быть разными и их надо разъяснить.

 - Приведите примера из текста:

(Образование слова берёзок (предложение 3) и  предложение 2 с обособленным обстоятельством);

Грамматическое строение словосочетания  с деревенскими ребятишками (предложение 3) и предложение 2 с обособленным обстоятельством.)

 

- Какие  речевые клише помогут вам построить сочинения?

 Приведите несколько примеров. ( Обучающиеся приводят примеры речевых клише)

 Внимание на экран  Слайд 6,7,8

6. Работа по предупреждению ошибок.

( Работа по парам)

- Перед вами написанное сочинение по  тексту Ю.Т.Грибова, представьте,  что вы эксперты.  Выставьте баллы за работу, пользуясь  критериями оценивания задания 15.1 .Типовые экзаменационные варианты под редакцией И.П.Цыбулько, 2015, КИМ стр.83-84.

Каждый вынесенный балл должен быть обоснован.

7. Заключительное слово:

- Мы с вами хорошо поработали на уроке,  разобрались в понятии грамматика, вы имеете представление о чём  писать в сочинении на лингвистическую тему. Возможно, на экзамене  такое сочинение будет легче написать, ещё раз хочется  вспомнить слова Горация: «Когда суть дела обдумана заранее, слова придут сами».

8.  Домашнее задание:

Написать сочинение  15.1 по заданию Варианта 12.

Текст Грибова Ю.

(1)Был октябрь, на лугах гуляло стадо, и доносило дымом с картофельных полей. (2)Я шёл медленно, посматривая на перелески, на деревеньку за лощиной, и вдруг ясно представил живого Некрасова. (3)Ведь он в этих местах охотился, бродил с ружьём. (4)Может, у этих старых дуплистых берёзок и он останавливался, отдыхая на пригорке, беседовал с деревенскими ребятишками, думал, слагал строки своих стихов. (5)Может, потому как живой и видится на этих дорогах Некрасов, что он создал, бывая здесь, много поэтических произведений, воспел красоту верхневолжской природы.

(6)Сама по себе природа вечна и почти неизменна. (7)Пройдёт сто лет, люди придумают новые машины, побывают на Марсе, а леса будут такими же, и так же будет пригоршнями разбрасывать ветер золотой берёзовый лист. (8)И так же, как сейчас, природа будет будить в человеке порывы творчества. (9)И так же будет страдать, ненавидеть и любить человек...

(10)Плыли мы как-то вниз по Ветлуге на старой деревянной барже. (11)Рабочие леспромхоза, их было человек десять, играли в карты, лениво переговаривались и курили. (12)А две поварихи и женщина из района сидели на корме и ели яблоки. (13)Река сначала была узкой, берега унылы, с лозняком и ольхой, с корягами на белом песке. (14)Но вот баржа обогнула отмель и вышла на широкий простор. (15)Глубокая и тихая вода лакированно блестела, словно в реку вылили масло, и в это чёрное зеркало смотрелись с обрыва задумчивые ели, тонкие берёзки, тронутые желтизной. (16)Рабочие отложили карты, а женщины перестали есть. (17)Несколько минут стояла тишина. (18)Только катер постреливал глушителем да за кормой вскипала пена.

(19)Вскоре мы вышли на самую середину реки, и, когда за изгибом показался хуторок с убегающей в поле дорогой, женщина склонила голову набок и запела тихо:

Куда бежишь, тропинка милая,

Куда зовёшь, куда ведёшь...

(20)Поварихи тоже стали глядеть на дорогу и, пока женщина делала паузу, как бы забыв что-то, повторили первые слова песни, а потом уж все вместе ладно и согласно закончили:

Кого ждала, кого любила я,

Уж не воротишь, не вернёшь...

(21)Они некоторое время молчали, не отрывая серьёзных лиц от берега, и, вздохнув, поправив платочки, продолжали петь, смотря друг на друга и как бы чувствуя родство душ.

(22)А мужчины, сдвинув брови и поджав губы, тоже уставились на хуторок, и кое-кто из них невольно подтягивал, не зная слов или стесняясь петь в голос. (23)И целый час все вместе пели они эту песню, по нескольку раз повторяя одни и те же строчки, а баржа катила себе вниз по Ветлуге, по лесной дикой реке. (24)Я смотрел на них, вдохновлённых, и думал о том, что вот все они разные, а сейчас вдруг они как бы одинаковыми стали, что-то заставило их сблизиться, забыться, почувствовать вечную красоту. (25)Ещё подумал я и о том, что красота, видно, живёт в сердце каждого человека и очень важно суметь разбудить её, не дать ей умереть, не проснувшись.

(По Ю. Т. Грибову)*

* Грибов Юрий Тарасович – современный писатель, член редколлегии серии книг «Живая память», автор книг «Сороковой бор», «Ржаной хлеб», «Перелом лета» и др.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕМА : Сочинение на лингвистическую тему 15.1 МБОУ СОШ с. Михайловское (подготовка к ОГЭ) ЦЕЛИ: Обучающие расширить представление обучающихся о сочинении на лингвистическую тему. 2. Воспитывающие: - рассмотреть нравственные категории, такие, как любовь к природе, её красоте, умение видеть и ценить её. 3. Развивающие: учить применять полученные теоретические знания для расширения познавательных и практических задач; развивать умение аргументированной монологической и диалогической речи. Оборудование: проектор, интерактивная доска, типовые экзаменационные варианты ОГЭ под редакцией И. П. Цыбулько .

Слайд 2

Лингвистика – наука о языке. Предмет анализа в сочинении : Лексические явления (антонимы, диалектизмы, жаргонизмы, метафоры, разговорная и просторечная лексика синонимы ,сравнения, устаревшая лексика, фразеологизмы, эпитеты) Грамматические явления языка: (словообразование, морфология, синтаксис, средства художественной выразительности ) Синтаксические явления (вопросительные предложения, инверсия обращения, однородные члены, риторические вопросы).

Слайд 3

ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ «В русском языке достаточно красок, чтобы живо изобразить любую картину. Его огромный словарный запас позволяет передать самую сложную мысль.» (Из учебника русского языка). «Грамматический строй русского языка отличается богатством, гибкостью, выразительностью.» (Из учебника русского языка). Владимир Викторович Колесов: «Каждый глагол – свёрнутая в слово целая речь».

Слайд 4

Грамматика Грамматика – раздел языкознания, наука об образовании и изменении слов, о строении словосочетаний и предложений.

Слайд 5

Алгоритм написания сочинения-рассуждения 15.1 1.Сформулировать собственный тезис на основе высказывания автора. Тезис , т.е. положение, подлежащее доказательству, должен представлять собой интерпретацию заявленной фразы автора на теоретическом уровне. 2. Привести различные доказательства (аргументы) этого тезиса – не менее двух аргументов из текста, иллюстрирующих различные языковые явления. 3. Сделать вывод-заключение, подтверждающий заданный тезис. Важно! Каждая из указанных частей сочинения-рассуждения представляет собой новый абзац.

Слайд 6

Речевые клише Вступление (формулирование тезиса): Автор убеждён , что… По моему мнению… Попробуем разобраться в смысле этого высказывания: Не могу не согласиться с… Мне кажется…

Слайд 7

Основная часть (аргументация) В подтверждение этого тезиса можно привести примеры, демонстрирующие лексическое (грамматическое) явление из … предложения. Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к… предложению. Рассмотрим … предложение. В нём использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как… Это подтверждает вывод о том, что…

Слайд 8

Заключение (вывод) Таким образом,… Значит,… Следовательно,… Нам удалось доказать,… Исходя из сказанного,…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как писать сочинение на лингвистическую тему

Новая форма ГИА в 9 классе по русскому языку ("три в одном" : тесты, сжатое изложение, сочинение) требуют новых форм подготовки учащихся к этому испытанию. Предлагаю вниманию коллег, перед которыми во...

ГИА Шаблоны для написания сочинения на лингвистическую тему

Материал поможет девятиклассникам подготовиться к экзамену по русскому языку...

Технология обучения девятиклассников сочинению на лингвистическую тему

Алгоритм написания сочинения лингвистическую тему....

Открытый урок "Готовимся к сочинению на лингвистическую тему"

Урок подготовки к ГИА по русскому языку в 9 классе. Приёмы работы с текстом....

Презентация по теме "Обучение написанию сочинения на лингвистическую тему" для 9 класса

Этот материал можно использовать при обучении учащихся написанию сочинения на лингвистическую тему. Он составлен на основе демонстрационного материала ГИА 2013 года....

Работа с текстом. Подготовка к сочинению на лингвистическую тему.

Предложен текст, цитата А. А. Реформатского о местоименных словах. Подобран теоретический материал, изучив который учащиеся 9 класса смогут написать сочинение....

Презентация урока на тему "Готовимся к сочинению на лингвистическую тему"

В данном уроке системно, в виде презентации показано, как готовить выпускников 9 класса к написанию сочинения на лингвистическую тему....