Программа внеурочной деятельности
рабочая программа по русскому языку (6 класс)

Солодякова Ольга Викторовна

Программа внеурочной деятельности для учащихся 6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti_po_russkomu_yazyku_.docx26.31 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»                                           Руководитель МО:       ___________/_____________/

Протокол №_____от«____»_________20____г

«Согласовано»                       Заместитель директора по УР«МКОУ Кондинская СОШ»:                                     Кузьмина Э.В. /___________/

«____»____________20____г

«Утверждаю»                                               Директор «МКОУ Кондинская СОШ»                                                 Локоцкова О.Д. /___________/

Приказ  №_____ от«____»____________20____г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Занимательная лексика и фразеология

6 класс

                                                       

                                                                                                                                      Составила: Солодякова  Ольга Викторовна     Кв. категория  1

     

                                                                             Г.п. Кондинское

                                                                                                                        2016                                                                         

Пояснительная записка

Статус документа

              Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Занимательная лексика и фразеология» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,  Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования, с учетом межпредметных и внутрипредметных  связей, логики учебного процесса, задач формирования у школьника умения учиться и в соответствии с целями и задачами основной образовательной программы общеобразовательного учреждения, примерной программы по внеурочной деятельности.

             Свободное владение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности должно стать нормой. Такой уровень владения русским языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных организационных форм учебной работы по русскому языку – различного типа уроков, факультативных занятий, внеклассной работы, индивидуальных самостоятельных занятий. Основа овладения учащимися русским языком закладывается в начальной школе. Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к родному языку, интереса к познавательной деятельности являются важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется не только на уроке, но и во внеурочной деятельности. Такая работа дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой – вовлечь обучающихся в системную исследовательскую, проектную деятельность, охватывающую большой объем предметного материала, ориентированную на формирование в первую очередь личностных результатов школьников – создание ситуации творческого саморазвития.

Цели программы «Занимательная лексика и фразеология»: 

  • создание ситуации для  формирования мотивации  обучающихся к изучению дополнительного предметного материала по русскому языку в разделе «Лексика и фразеология»;
  • формирование мотивации к исследованию лексического содержания слова, фразеологических единиц;
  • формирование навыков анализа результатов исследовательской и творческой деятельности.

Задачи программы

Обучающие:

• развитие интереса к русскому языку;

• углубление знаний, умений, навыков по лексике и фразеологии русского языка;

• пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной  деятельности в познании родного языка;

• формирование устойчивой мотивации к изучению русского языка;

• развитие творчества и обогащение словарного запаса;

• совершенствование общего языкового развития учащихся;

• совершенствование коммуникативной культуры учащихся;

• углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие: 

• воспитание культуры обращения с книгой;

• формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;

• воспитание любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы.

Развивающие: 

• развивать смекалку и сообразительность;

• приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе;

• развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

• учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

            Программа внеурочной деятельности реализуется на основе системно-деятельностного подхода, является неотъемлемой частью образовательного процесса, рассчитана на 35 часов.

Главным результатом реализации рабочей программы внеурочной деятельности должно стать создание ситуации для творческой самореализации учащегося.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Предметные результаты:

проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;                                                                                                                                                                                    группировать слова по тематическим группам;

подбирать к словам синонимы, антонимы;

опознавать фразеологические обороты;

соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;

оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Календарно-тематическое планирование «Занимательная лексика и фразеология»

Наименование раздела

Тема занятия

Основные понятия

Кол-во часов

Дата

1

Занимательная лексика (20 часов)

Словарный запас. Лексикон.

1

2

Словарное богатство русского языка.

Лексическое значение слова и способы его объяснения. Основные виды словарей, их назначение, структура, содержание словарных статей.

1

3

Многозначные слова.

Многозначность слова.

1

4

Слова-омонимы.

Омонимия, словарь омонимов

1

4

Как и почему появляются новые слова?

Лексическое значение слова. Неологизмы

1

6

Происхождение слов. Этимология.

Этимологический словарь, его назначение, структура, содержание словарной статьи.

1

7

Об одном и том же  разными словами.

Слова-синонимы.

1

8

Слова – антиподы.

Слова-антонимы

1

9

Фразеологизмы – это…

Фразеологизм. Фразеологический оборот.

1

10

Источники фразеологизмов

Мифы. Басни Крылова

1

11

Слова-иностранцы

Слова иноязычного происхождения. Словарь иностранных слов.

1

12

Крылатые выражения. Афоризмы.

Басни Крылова

1

13

14

Уходящие слова

Историзмы и архаизмы в литературе

2

15

16

Паронимы.

2

17

Профессиональные слова

Профессионализмы

1

18

Диалектные слова

Диалектизмы в литературе

1

19

Жаргонные слова

Жаргон, сленг

1

20

Виды словарей

Словарная статья, значение слов

1

21

22

Слово о словах

Что в имени тебе моем

Ономастика. Значение имен

2

22

24

Древнерусские имена.

История появления имен, отчеств, фамилий

2

25

Отчество и фамилия.

1

26

Времена года.

История появления названий месяцев, предметов быта, растений.

1

27

28

О том, что нас окружает в быту

2

29

Растения – почему их так называют?

1

30

Географические названия

Топонимика. Происхождение  географических названий

1

31

32

Черты характера и чувства.

Отличие чувств от черт характера. Описание своих чувств и характера.

2

33

34

Создание и защита презентаций и проектов

2

Список  литературы

1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М.: Русский язык, 1986.

2. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. М.: Просвещение, 1995.

3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2001 (CD).

4. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. М.: Просвещение, 1987.

6. Введенская Л.А., Саакян Р.Я. Наш родной язык. М.: Просвещение, 1971.

8. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. М.: Просвещение, 1991.

9. Даль В.В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1–4. М.: Русский язык, 1981.

10. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. М.: Просвещение, 1980.

11. Иванова В.А., Панов Г.А., Потиха З.А., Сергеев Ф.П. Занимательно о русском языке. Л.: Просвещение, 1990.

12.Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского язы- ка. М.: Просвещение, 1981.

13. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. М.: 1987.

14. Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. Друзьям русского языка. М.: Знание, 1982.

15. Никонов В.А. Словарь русских фамилий. М.: Школа-пресс, 1993.

16. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2000.

17. Успенский Л.В. Культура речи. М.: Знание, 1976.

18. Ушакова О.Д. Этимологический словарик школьника. СПб.: Издательский дом «Литература», 2005.

19. Шкатова Л.А. Подумай и ответь. М.: Просвещение. 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...