Урок русского языка 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Кабычкина Ирина Евгеньевна

Конспект урока русского языка в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet_urok.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Пробный конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС

            Тема: Написание букв и-ы после ц (5 класс)

            Тип урока: открытие нового знания

        Цель: Формирование орфографических знаний        

        Задачи: 1. Воспитывать умение взаимодействия, сотрудничества, самостоятельности, положительной Я-концепции.

                2.Развивать умение работать с учебным материалом; умение применять полученные знания на практике; орфографическую зоркость.

                3.Познакомить с правилом правописания букв и-ы  после ц.

Оборудование: учебник «Русский язык 5 класс» под редакцией Т.А.Ладыженской,  слайды картинок для диктанта, смайлики, видео физкультминутка.

        План-конспект урока

I.Организационный момент

- Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

II. Постановка задач урока учащимися.

- Тема урока: Написание букв и-ы после ц.

- Как вы думаете, каковы цели урока?

Ученики:

1.Узнать, в каких случаях пишутся буквы ы-и после ц.

2.Научиться использовать данное правило на практике.

III. Актуализация опорных знаний

1.Терминологический диктант:

а) раздел лингвистики, изучающий звуки речи;

б) раздел лингвистики, изучающий морфемы;

в) раздел лингвистики, изучающий правила написания слов.

 (Проверка: правильные ответы выводятся на интерактивной доске)

Вывод: Эти знания помогут нам выполнить поставленную задачу. Итак, обратимся к первому разделу лингвистики - «Фонетика». Записать транскрипцию следующих слов: цирк, улицы, тигрицын, рация. (Слова заранее записаны на доске)

- Ребята, что вы заметили?

 Вывод:   Во всех словах после ц мы слышим ы, а пишем то букву и, то ы. То есть на слух мы не можем определить, какую букву нужно писать.

  Обратимся к следующему разделу лингвистики - «Морфемика». Выполните морфемный разбор данных слов.

- Ребята, понаблюдайте, в какой морфеме находятся буквы ы-и после ц ?          

Вывод: Эти буквы находятся и в корне слова, и в суффиксе, и в окончании.

- Как вы считаете, это важно знать, в какой морфеме находится орфограмма? Почему?      

Вывод: Это влияет на выбор букв и-ы после ц.

        Итак, теперь обратимся к «Орфографии». Нам нужно вывести правило, используя наши наблюдения.

III.Формирование новых знаний, умений, навыков

  1. Совместная работа учителя и учащихся по выводу правила.
  2. (Правило-таблица оформляется на доске, учащиеся — в тетрадь для правил)  

Ц

и

Ы

корень

окончание

суффикс — ЫН

  1. Работа с учебником & 87, стр. 182.

- Прочитайте правило, добавьте то, что мы не отметили.

        После данной работы правило-таблица дополняется

на — ция

Искл.: Цыган, цыплёнок, на цыпочках, цыц, цып-цып, цыкнуть.

  1. Предложить записать слова-исключения в виде связного предложения.

IV.Первичное закрепление полученных знаний, умений, навыков        

        _ Ребята, как вы думаете, в однокоренных словах, образованных от слов-исключений сохранится написание буквы ы?        

  1. Образовать и записать от слов-исключений однокоренные слова (1 ученик работает у доски, остальные - в тетрадях)
  2. Физкультминутка.
  3. Работа с учебником. Упр. 446, стр. 182. (заполнить  каждый раздел таблицы). Самостоятельная работа в парах. Проверка.
  4. Диктант-молчанка. ( Учитель показывает на интерактивной доске иллюстрации с изображением цыганки,  огурцов, цирка, цыплёнка, мотоцикла, цифр, синиц, циркуля, акации, рукавиц)

Продолжить заполнение таблицы, записывая данные слова. Взаимопроверка проверка (учащиеся меняются тетрадями).

5.Выборочный  диктант. Учитель читает текст, учащиеся выбирают и записывают слова на изученную орфограмму, продолжая заполнять таблицу.

 Проверка.

Текст  для выборочного диктанта

В цирк

        Сегодня мы идём в цирк. Мы — это папа, мама, моя сестрёнка и я, Вова Синицын. Папа сказал, что сегодня будут выступать борцы, гимнасты, акробаты, наездницы, мотоциклисты, весёлый зверинец.        Весь день я смотрел на часы. Наконец, маленькая стрелочка остановилась на цифре «три». Папа сказал, что пора собираться, но мы давно были готовы.

        По дороге в цирк, на углу одной улицы, папа купил букет душистой белой акации для артистов. Сестрёнка приподнялась на цыпочках и понюхала цветы.

Вот и цирк. Круглолицый контролёр с улыбкой пригласил нас в зал.

На данном этапе урока учитель использует индивидуальные дифференцированные карточки.

V. Итог урока

Итак, ребята, какую орфограмму мы сегодня изучили?

VI. Рефлексия

                Ребята, вернитесь к поставленным нами задачам. Если вы считаете, что выполнили все задачи, выберите зелёный кружок-яблочко, если не все — жёлтый, если ни одной-красный.(Затем после урока приклеить своё «яблочко» на общую «яблоню»)

VII. Домашнее задание

1.Упр. 447.

2.Сочинить сказку-правило (данное дополнительное задание на выбор). Продумать оформление. ( Можно дать начало сказки).

         


Приложение

Карточка №1

        От данных существительных образовать имена прилагательные с суффиксом — ын. Записать полученные слова, выделить суффикс.

куница -

львица -

синица -

тигрица -

Карточка №2

Прочитать загадки. Определить , в какой морфеме пропущена орфограмма.

Вставить пропущенные буквы. Записать предложения в тетрадь, орфограмму выделить. Записать отгадки.

        Сели птиц.. на страниц.. , знают быль и небылиц.. . Две сестриц.. - мастериц.. , друг дружке помощниц.. .

Карточка № 3

Прочитай предложения. Вставь пропущенные буквы. Запиши в тетрадь, выдели орфограмму..

Малыш видел однажды в ц..рке, как фокусник вынул из ц..линдра живого кролика. Карлсон не мог оторвать глаз от ц..плёнка. Они осторожно,на ц..почках, прокрались в комнату.

Карточка № 4

Вставь пропущенные слова, запиши их, выдели орфограмму.

1.Черепаху защищает крепкий … .  2.Наука о лечении называется … .  3. … по осени считают. 4. Значок для обозначения числа называется... . 5.Место на часах, где расположены цифры, называется …

Карточка №5

        Прочитай названия цветов  и «посадите» в тетрадь только те, в которых есть ци. Орфограмму выдели.

        Гладиолусы, флоксы, нарциссы, лилии, георгины, настурции, астры, хризантемы, гиацинты, глицинии, орхидеи, цикламены, сирень, тюльпаны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...