Методическое пособие по культуре речи в старших классах.
методическая разработка по русскому языку (11 класс)

Бобрышева Наталья Ивановна

Методическое пособие для уроков по русскому языку и культуре речи в старших классах «Нормы литературного языка» включает в себя презентации к урокам, творческие задания по темам.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Научный стиль Воронежский музыкальный колледж им. Ростроповичей Бобрышева Наталья Ивановна

Слайд 2

Научный стиль характерен для научной литературы. Он требует от автора текста точности, логичности и объективности изложения.

Слайд 3

Вторичные тексты Вторичный текст – текс, созданный на основе исходного текста-первоисточника. Виды вторичного текста: Конспект – письменная фиксация основных положений исходного текста, предполагающее переформулированние исходного текста в соответствии с целью составления конспекта. Создается для личного использования. Тезисы – кратко сформулированные основные положения исходного научного текста, в котором сохраняются логика изложения первоисточника, отсутствуют примеры и цитаты. Предназначены для публикации в научном издании Реферат – жанр научного стиля, который предназначается для того, чтобы в сжатой форме передать наиболее существенные положения и выводы первоисточника. Содержит общие сведения о реферируемом первоисточнике (данные, тема, основные проблемы), его содержания и выводов, оценка реформируемого текста.

Слайд 4

Аннотация - характеристика первоисточника. Отвечает на вопросы «О чём говорится в источнике?» и «Для кого он предназначен?». Содержит около 5-6 предложений Рецензия – письменный анализ научного текста, предполагающий изложение собственных взглядов на освещаемые проблемы, аргументированную оценку и выводы о научно и практической ценности труда. Отзыв – письменный анализ научного текста, строящийся по определенному стандарту * Рецензия и отзыв могут использоваться в публицистическом стиле (рецензия на фильм, отзыв о гастролях)

Слайд 5

Для лексики характерно: Наличие научных терминов. Использование слов с абстрактным значением (оканчиваются на -ость, - ение , - ание ). Отсутствие разговорных, эмоционально-экспрессивных слов.

Слайд 6

В морфологии : Использование единственного числа в значение множественного Преобладают глаголы несовершенного вида 3 лица настоящего времени (учёные исследуют) Используются сложные предлоги и союзы

Слайд 7

Для синтаксиса характерно: Наличие прямого порядка слов Преобладание сложных предложений Широкое использование вводных слов и выражений

Слайд 8

Научно-популярный Созданию научно-популярного подстиля способствовала идея популяризация науки, что предполагает преподнесение научных знаний в доступной форме. Цель повествования – ознакомление читателя с определенными научными сведениями. Автор научно-популярного текста стремится не к краткости, лаконичности и строгой научности изложения, напротив, он старается сделать изложение максимально доступным для читателя. Строго научное изложение фактов переплетается с художественным и разговорным.

Слайд 9

Научно-учебный Определяется целями обучения, овладения обучаемыми основами знаний в той или иной научной области. Адресованное будущим специалистам, такое обучающее изложение изобилует примерами, иллюстрациями, сравнениями, пояснениями, толкованиями. К жанрам учебно-научного подстиля относятся учебник, учебное пособие.

Слайд 10

технический С вязан с разработкой и описанием различных научных технологий и методик, планированием и организацией научно-технических исследований, регистрацией новейших научных разработок, ноу-хау. Технический подстиль связан со сферой высокотехнологичного производства и организации науки.

Слайд 11

Вывод: Текст научного стиля обычно имеет форму монолога, реализуется в письменной форме. Предложения носят повествовательный характер. Преобладают существительные и глаголы. Существенной особенностью научного стиля считается повторение ключевых терминов. Текст состоит из суждений, доказательств, выводов, обобщений и анализа явлений.

Слайд 12

Практическое Задание Прочитайте текст. Предложите различные варианты работ с ним (конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия) Общее развитие культуры, появление все новых и новых знаний об окружающем мире, географические открытия, рост городов и увеличение народонаселения Земли, торговые обмены между отстоящими на тысячи километров территориями - все это в конце средних веков способствовало распространению грамотности и усилению спроса на книгу. Существовавшие тогда рукописные книги были слишком дороги и редки, чтобы удовлетворить этот спрос. Нужда в книге привела к изобретению книгопечатания. Началом его одни считают печатание с деревянных досок, на которых вырезался рельефно текст (ксилографические книги), другие - изобретение наборных литер. Иоганн Гуттенберг (1394-1468), который специалистом по шлифовке драгоценных камней и зеркальных стекол, уже в зрелом возрасте задался мыслью о печатании книг. Он провел первые опыты печатания с отдельных выпуклых букв, из которых делался набор. Это давало возможность по окончании печатания разбирать буквы, а затем набирать ими другой текст. Это стало переворотом в изготовлении книг, упростив, ускорив и удешевив его в сотни раз. (Чумаков B. Народное образование в России. Исторический альманах. - М.: Народное образование, 2000. - C. 187.)

Слайд 13

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воронежский музыкальный колледж им . Ростроповичей Бобрышева Наталья Ивановна Публицистический стиль речи

Слайд 2

Определение Слово п ублицистический образовано от латинского слова publicus , что значит «общественный, государственный» Публицистический стиль —функциональный стиль речи, который используется в жанрах: статья, очерк, репортаж, интервью, памфлет, ораторская речь. Публицистический стиль служит для воздействия на людей через СМИ

Слайд 3

Информирование Передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя Убеждением его в чем-то Внушением ему определённых идей, взглядов Побуждением его к определенным поступкам , действиям Цели публицистического стиля:

Слайд 4

Информационные (функции сообщения) Экспрессивные (функции воздействия) Функции публицистического стиля

Слайд 5

Документализм (журналист говорит о конкретных фактах) Обощённость , абстрагированность (факты подвергаются анализу, осмыслению в контексте времени, жизни страны или мира в целом) Экспрессивность (эмоциональность и субъективная оценочность ) Доступность и ясность изложения Логичность и последовательность повествования Общие стилевые черты

Слайд 6

Информационные (хроника, информационная заметка, интервью, репортаж) Аналитические (статья, корреспонденция, рецензия) Художестванно-публицистические (очерк, фельетон, памфлет, эссе) Основные жанры

Слайд 7

Язык СМИ Политический Рекламный Публицистический стиль осуществляется в письменной и устной форме. Условия создания текстов – оперативность. подстили

Слайд 8

Экспрессивность Информативная насыщенность речи Фактографичность Лаконичность Эмоциональность Побудительность изложения Наличие стандарта в выражении Конкретность Основные черты

Слайд 9

Стандартные формулы (речевые клише): горячая поддержка, живой отклик, резкая критика и др. «Театральная» лексика: политическое шоу, на политической арене, закулисная борьба, роль лидера, драматические события и др. Эмоциональнооценочная лексика: актив, милосердие, помыслы и др. Книжные пласты лексики: дерзать, воздвигать, воинство и др. Военная терминология: гвардия, штурм высоты и др. Архаизмы: Доллар и его лекари. Военные барыши растут. Лексические признаки

Слайд 10

Единственное число имени существительного в значении множественного: Русский человек всегда отличался выносливостью; Преподаватель всегда знает студента; Родительный падеж имени существительного: время перемен, пакет предложений, реформа цен, выход из кризиса и др.; Императивные формы глагола: Оставайтесь с нами на первом канале! Настоящее время глагола: в Москве открывается, 3 апреля начинается; Причастия на - омый : ведомый, невесомый, влекомый ; Производные предлоги: в области, на пути, на базе, во имя, в свете, в интересах, с учетом. Морфологические признаки

Слайд 11

Риторические вопросы: Выдержит ли русский человек? Хотят ли русские войны? Восклицательные предложения: Все на выборы! Предложения с измененным обратным порядком: Воюет армия с природой (ср.: Армия воюет с природой). Исключение составляли предприятия добывающей промышленности (ср.: Предприятия составляли исключение); Заголовки статей, очерков, выполняющие рекламную функцию: Малые беды большого флота. Зима – сезон горячий. Синтаксические признаки

Слайд 12

Рассмотрим, как используются компоненты публицистического стиля, на примере. Отрывок из статьи: Можно ли давать урок, если нет классной комнаты? Сдавать экзамен без зачетки в кармане? Входит ли вдыхание меловой пыли полной грудью необходимой составной частью в процесс получения высшего образования? Вот Виктор В., например, так не думает. Ему 41 год, он не последний человек в одной из страховых компаний и в то же время – студент университета третьего возраста. Во время перерыва на обед или вечером, когда жена Виктора уже спит, он садится за клавиатуру компьютера, входит в Интернет и начинает грызть гранит науки в том месте, которое ему обозначил профессор, стоящий на кафедре в семи сотнях километров от его дома.

Слайд 13

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лексика Лексические нормы « Слово – великое оружие жизни» В. О. Ключевский ГБ ПОУ «Воронежский музыкальный колледж имени Ростроповичей» Бобрышева Н.И.

Слайд 2

Что такое лексика? Лексика – это словарный состав языка, стилистического пласта, конкретного текста или множества текстов. Изучением лексики занимается лексикология , и именно этот раздел языкознания имеют в виду, упоминая о научных изысканиях в этой области. Лексическое значение – важнейший признак слов как самостоятельных единиц, которые выполняют номинативную функцию в языке: называют предметы и явления действительности. Лексическое значение раскрывает признаки, по которым можно определить свойства, общие для ряда предметов (действий, признаков), а также устанавливает различия, выделяющие данный предмет (действие, признак).

Слайд 4

Заимствованные слова «Новые слова иностранного происхождения вводятся в русскую печать беспрестанно и часто совсем без надобности, и – что всего обиднее – эти вредные упражнения практикуются в тех самых органах, где всего горячее стоят за русскую национальность и ее особенности». Н. С. Лесков

Слайд 5

« Словарик » Пресс-секретарь – 1) помощник высокопоставленного лица, пишущий для него тексты выступлений; 2) ответственный секретарь какого-либо печатного издания; 3) представитель высокопоставленного лица или учреждения, информирующий прессу о действиях и намерениях этого лица или учреждения. Тендер – 1) распределение квот; 2) торговая марка; 3) коммерческий конкурс, торги по заранее поданным заявкам. Электорат – 1) круг избирателей, голосующих за определенную кандидатуру или политическую партию; 2) все имеющие избирательное право; 3) народ. Инаугурация – 1) торжественная церемония открытия чего-либо; торжественная церемония вручения наград; 3) торжественная церемония вступления нового президента в должность. Бартер – 1) товарный обмен; 2) товарно-денежный обмен; 3) безналичный расчет. Определите правильное значение следующих слов.

Слайд 6

Ответы 1.3) 2.3) 3.1) 4.3) 5.2)

Слайд 7

«Словарик» Определите правильное значение фразеологических оборотов: темна вода во облацех – 1. пасмурная погода; 2. недостижимые высоты; 3. неясно, непонятно; глас вопиющего в пустыне – 1. очень громкий голос; 2. напрасный призыв к кому-либо, остающийся без ответа; 3. инакомыслие; пошла писать губерния – 1. интенсивное развитие каких либо событий, действий; 2. доносительство; 3. отписки чиновников; кануть в Лету – 1. погибнуть; 2. бесследно исчезнуть; 3. пропасть без вести; танталовы муки – 1. нестерпимая боль; 2. угрызения совести; 3. страдания, вызываемые осознанием близости желаемой цели и невозможности ее достичь.

Слайд 8

Ответы 1.3) 2.2) 3.3) 4.2) 5.3)

Слайд 9

«Словарик» Соедините левую и правую части таблицы. Определите, каким нелитературным элементам соответствуют следующие предложения. Для справки: просторечия, жаргонизмы, канцеляризмы, слова-паразиты, варваризмы, диалектизмы. __________- «лишние» слова, не несущие никакой информации; __________ - иноязычные слова, употребляемые без необходимости для обозначения названных по-русски предметов и явлений; __________- слово или выражение официально-делового стиля, неуместно употребленное в тексте другого стиля; __________- слова и обороты, обслуживающие социально замкнутые группы; __________ - слова и выражения, свойственные местным говорам; __________ - грубые, сниженный слова из обиходно-бытовой речи.

Слайд 10

Ответы 1) слова-паразиты 2)заимствованные 3)канцеляризмы 4)жаргоны 5)диалектизмы 6)варваризмы

Слайд 11

Определите в предложениях ошибки, связанные со смешением паронимов: 1.Командир части отправил родителям солдата благодарное письмо. 2. Дом покидали хозяева, отправляясь на отдых, и слуги одевали чехлы на мебель. 3. Прозаик написал удачливое произведение о современной жизни. 4. Я являюсь абонементом сотовой связи Мегафон.

Слайд 12

Правильный вариант 1.Командир части отправил родителям солдата благодарственное письмо. 2. Дом покидали хозяева, отправляясь на отдых, и слуги надевали чехлы на мебель. 3. Прозаик написал удачное произведение о современной жизни. 4. Я являюсь абонентом сотовой связи Мегафон.

Слайд 13

Какими частями речи является слово «путём» в предложениях? А) Почта была доставлена водным путём. Б) Разногласия были устранены путём переговоров. В) И слова-то путём не умеет молвить, а еще петербургский!

Слайд 14

Укажите предложение с фразеологизмом. а) Не уследила я за ним, барыня, а он кота в лужу посадил. б) Сел поросенок в лужу и довольно улыбается. в) С такой подготовкой как бы нам не сесть в лужу. г) В луже сидеть – любимое занятие свиней. Ответ: А), Б)

Слайд 15

Фразеологические загадки: 1. Его проглатывают; он подвешен у другого; за него тянут, заставляя высказаться. 2. Ее толкуют в ступе или носят в решете те люди, которые занимаются бесполезным делом; ее набирают в рот, когда молчат. 3. Не цветы, а вянут; не ладони, а ими хлопают; не белье, а их развешивают доверчивые люди. 4. Он в голове несерьезного человека; его советуют поискать в поле; на него бросают слова и деньги. Ответы: 1) язык; 2) вода; 3) уши; 4) ветер.

Слайд 16

Анализ текста ( 1) И еще один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык. (2) В нем вся она — наша Россия. (3) В нем все дары ее: и ширь неограниченных возможностей; и богатство звуков, и слов, и форм; и стихийность, и нежность; и простор, и размах, и парение; и мечтательность, и сила; и ясность, и красота. (4) Все доступно нашему языку. (5)Он сам покорен всему мировому и надмирному и потому властен все выразить, изобразить и передать. (б) Это язык зрелого самобытного национального характера. (7) И русский народ, создавший этот язык, сам призван достигнуть душевно и духовно той высоты, на которую зовет его — его язык... (8) Горе нам, что не умели мы беречь наш язык и бережно растить его — в его звучании, в его закономерной свободе, в его ритме и в ризах его органически выросшего правописания. (9) Не любить его — значит не любить и не блюсти Родину нашу. (10) А что есть человек без Родины? (11) Чем были бы мы, если бы кому-нибудь удалось оторвать нас от нашей России? (12) Пусть же другие народы поймут и запомнят, что им только тогда удастся увидеть и постигнуть Россию, когда они познают и почуют нашу речь. (13) А до тех пор Россия будет им непонятна и недоступна; до тех пор они не найдут к ней ни духовного, ни политического пути. (14) Пусть мир познает наш язык и через него впервые коснется нашей Родины. (15) Ибо тогда, и только тогда он услышит не о ней, а её.

Слайд 17

ЗАДАНИЕ Какова же тема и основная мысль текста ? Выполните тестовые задания. 1. Какая тема не затрагивается в этом тексте? 1) Богатство и могущество русского языка; 2) Значение охраны языка; 3) Отражение ментальное в языке; 4) Язык и речь. 2. Определите стиль и тип речи текста. 1) Научный стиль, описание; 2) Публицистический стиль, рассуждение; 3) Научный стиль, рассуждение; 4) Художественный стиль, описание. 3. Какое из слов употреблено в тексте в прямом значении? 1) Поющий. 2) Познает. 3) В ризах. 4) Парение. 4. Какое предложение содержит индивидуально-авторский неологизм? Ответ: 1)3; 2)5; 3)8; 4)13 5. Какие средства выразительности используются в абзаце 1? 1) Синекдоха. 3) Гипербола. 2) Эпитеты. 4) Антитеза. 6. Из предложения 14 выпишите частицы. 7. Сколько грамматических основ входит в состав предло­жения 12? 8. Какое из предложений является сложным бессоюзным? Ответ: 1)3; 2)7; 3)9; 4)13.

Слайд 18

Задание : определите по дифиниции вид тропа 1)-------------------------------- 2)-------------------------------- 3)--------------------------------- 4)--------------------------------- 5)---------------------------------- 6)---------------------------------- название части вместо названия целого, частного вместо общего, перенос, основанный на количественном признаке характеристика какого-либо предмета или явления, лица при помощи образного определения, скрытого сравнения замена слова или выражения описательным оборотом употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений образное выражение, содержащее непомерное преувеличение какого-нибудь действия, явления, предмета употребление одного слова или выражения вместо другого на основе ассоциаций по смежности

Слайд 19

Ответы 1) Синекдоха 2) Эпитет 3) Перифраз 4) Метафора 5) Гипербола 6) Метонимия

Слайд 20

Задание : определите по дифиниции вид фигуры речи фигуры речи Примеры 1 2. 3. 4. 5. 6 . Люблю тебя, Петра творенье, люблю твой строгий, стройный вид А новое так отрицает старое!.. Всё пройдёт, как с белых яблонь дым. Сладкая скорбь. Куда ты скачешь, гордый конь, и где опустишь ты копыта? Простите, простите, простите меня! И я вас прощаю, и я вас прощаю .

Слайд 21

Ответы 1.Анафора 2.Антитеза 3.Градация 4.Оксюморон 5.Риторический вопрос 6.Лексический повтор

Слайд 22

« Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» И. С. Тургенев


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Орфоэпия Орфоэпические нормы Преподаватель : Бобрышева Н.И.

Слайд 2

Из глубины веков Произносительные нормы русского языка сложились исторически. Это был длительный процесс. Впервые произносительные нормы русского языка зафиксировал М.В. Ломоносов. Неоценимый вклад в теорию русской орфоэпии внес Р.И. Аванесов: ему принадлежит наиболее авторитетное руководство по современной русской орфоэпии - книга "Русское литературное произношение". Современное русское литературное произношение сформировалось на основе устной речи Москвы (московского просторечия), в которой нашли отражение особенности северных и южных русских говоров (диалектов). Этот процесс начался еще в XVIII в., когда Москва стала центром русского государства. Считается, что к XIX в. старомосковское произношение сложилось во всех основных своих чертах, которые определили многие нормы современного русского литературного произношения. За последние 70 лет многие из старых произносительных норм по разным причинам подверглись существенным изменениям.

Слайд 3

Орфоэпические нормы Орфоэ́пия — совокупность правил устной речи, закреплённых в литературном языке. Среди орфоэпических норм выделяют: 1) нормы произношения (произносительные ) правила произношения звуков; 2) нормы ударения (акцентологические ) – правила постановки ударения; 3) нормы использования интонации (интонационные) – правила интонирования речи. Особенности русского ударения: подвижное, разноместное, изменчивое. Орфоэпические нормы весьма важны в речевой деятельности, поскольку неверное произношение или ударение отвлекают внимание от смысла высказывания, затрудняют понимание, а часто просто производят неприятное впечатление на слушающего.

Слайд 4

«Словарик » 1) Правильно прочитайте слова, следя за правильным произношением ударных звуков [ э ] и [ о ] . Афера, бытие, вычерпывать, гололедица, гренадер, двоеженец, крестный ход, одновременный, околесица, оседлость, преемник. Белёсый, блёклый, вменённый, длинношёрстный, жёлоб, издёвка, манёвры, осёдланный, остриё, платёжеспособный, решётчатый, свёкла. 2) Определите, какое слово лишнее, учитывая варианты произношения ЧН. 1.Конечно, нарочно, игрушечный. 2.Что, чтобы, нечто. 3.Типичный, яичница, молочный. 4.Горчичник, калачный, коричневый. 5.Ильинична, очечник, пряничный. 6.Скворечник, вечность, скучно. 7.К шапочному разбору, гречневый, двоечник.

Слайд 5

3) Правильно прочитайте слова с буквой «Г». [ г ]- груша, газета, город, гость, гардероб, голос, гуманитарный, гармония, голоден, говорит, государство, гроза, группа, грипп, программа, график, грим, гремит, графин, когда, где, глухой, гвалт, загнал, Волга, нога, другой, могут, много, дорога, вьюга, отвага, бумага, заслуга, скряга; [ г ’] - герой, герб, гербарий, круги, Гена, Георгий, гимнаст, гимназия, гитара, гиря, шаги, деньги; [y]- ага, ого, господи, бухгалтер; [x]- лёгкий, мягкий, облегчить, когти, бог, налегке, мягкошёрстный, мягчайший; [ в ]- сегодня, первого, у него, итого, скучного, зелёного.

Слайд 6

« Словарик» Прочитайте слова с твёрдым согласным перед буквой [ е ] и с мягким согласным перед буквой [ е ] . Объясните значения иноязычных слов. [ э ] - а д екватный, аль т ернатива, Амс т ердам, анти т еза, бу т ерброд, вун д еркинд, д емпинг, д е т ектив, и д ентичный, ин т ерпретация, каш н е, компью т ер, ку з ен, к р едо, пар т ер, мо д ерн, о т ель, пре т ензия, продю с ер, Р ембрандт, с т енд, т емп, т ен д енция, фла н ель, фор т епиано, ше д евр, э н ергия. [‘ э ] - аг р ессия, ба сс ейн, бе н ефис, В е н есуэла, д е г е н ерат, д екларация, д еп р ессия, инци д ент, клар н ет, п р есса, прог р есс, р ейтинг, Р емарк, с ессия, т ерапевт, т еррор, фа н ера, ши н ель, юриспру д енция.

Слайд 7

Задания на ударение Прочитайте слова, правильно поставьте ударение. Апостроф, аргумент, аристократия, безудержный, блокировать, валовой, газопровод, диспансер, договор, жалюзи, закупорить, звонит, каучук, красивее, кухонный, медикамент, нагибаться, обеспечение, оптовый, приговор, пломбировать, приданое, принудить, средства, столяр, танцовщица, углубить, факсимиле, феномен, форзац, ходатайствовать, черпать, щавель, экспертный. Апокалипсис, благовест, вероисповедание, Тайная вечеря, догмат, евангелие, знамение, иконопись, тотем, христианин, фетиш. Сергий Радонежский, патриарх Алексий, Великий Устюг, Кижи, Никарагуа, Квебек, леди Макбет, Константин Бальмонт, Сергей Иванович Ожегов.

Слайд 8

Ответы Апостр о ф, аргум е нт, аристокр а тия, без у держный, бл о кировать, валов о й, газопров о д, диспанс е р, догов о р, жалюз и , зак у порить, звон и т, кауч у к, крас и вее, к у хонный, медикам е нт, нагиб а ться, обесп е чение, опт о вый, пригов о р, пломбиров а ть, прид а ное, прин у дить, ср е дства, стол я р, танц о вщица, углуб и ть, факс и миле, фен о мен, ф о рзац, ход а тайствовать, черпать, щав е ль, эксп е ртный. Апок а липсис, бл а говест, вероиспов е дание, Тайная в е черя, д о гмат, ев а нгелие, зн а мение, и конопись, тот е м, христиан и н, фет и ш. С е ргий Р а донежский, патри а рх Ал е ксий, Вел и кий У стюг, Киж и , Никарагуа, Квеб е к, леди М а кбет, Константин Бальм о нт, Сергей Иванович Ож е гов.

Слайд 9

Атеист, брюнет, вестерн, индекс, тест, интернат, компьютер, ателье, бестселлер, инерция, тенденция, бармен, вундеркинд, гипотенуза, бижутерия, контейнер, интерьер, термос, детектив, бизнесмен, стенд, шедевр, шимпанзе, кларнет, темп, адекватный, бактерия, капелла, потенциальный, свитер, бутерброд, менеджер, грейпфрут, дельтаплан, термин. Прочитайте слова в соответствии с орфоэпическими нормами.

Слайд 10

Работа с текстом 1) Августо́вский или а́вгустовский ? 2) Как правильно : августо́вский вечер или а́вгустовский вечер? 3) Справочники по современному русскому литературному произношению отмечают у этого прилагательного колебание в ударении. 4) Причем колебание это очень старое, и оно устойчиво сохраняется. 5) По правилу в этом прилагательном должно быть такое же ударение, как и в имени существительном, от которого оно образовано. 6) То есть а́вгуст и а́вгустовский . 7) Такое ударение словари приводят на первом месте как правильное, литературное. 8) Помните, у С.А. Есенина: 9) Не хочу я лететь в зенит,/Слишком многое телу надо,/Что ж так имя твое звенит,/Словно а́вгустовская прохлада? 10) По мнению исследователя современной литературной нормы доктора филологических наук К.С. Горбачевича , у многосложных прилагательных в современном языке наблюдается тенденция к ритмическому равновесию . 11) Она-то и смещает ударение к середине слова. 12) Например, у А.Т. Твардовского: 13) За тысячу верст/В стороне приднепровской - /Нежаркое солнце/Поры августо́вской . У С.Ю. Куняева : 14) Пахнет горькою прохладой ,/ Августо́вскою росой ,/Подорожником и мятой –/Словом , что ни есть заклятой/Среднерусскою травой. 15) Произношение августо́вский современные литературные словари указывают в качестве допустимой нормы. 16) Итак , в правильной литературной речи следует говорить а́вгустовский вечер, но допустимо и произношение августо́вский вечер .

Слайд 11

Задания 1. Установите тип речи. Обоснуйте свое мнение. 2. Определите тему и основную мысль. 3. Назовите раздел науки о языке, который изучает произношение слов. Каких ученых-лингвистов в этой области вы знаете? 4. Укажите способ связи во 2-м абзаце (3–7-е предложения). 5. Укажите способы образования слов многосложное, равновесие, подорожник, среднерусский. 6. Какой звук обозначен буквой « е» в слове вечер в первом слоге? 7. Назовите все морфологические признаки слова образовано (5-е предложение). 8. Укажите все номера предложений с вводными словами. Определите их роль в тексте. Замените их синонимичными вводными оборотами. 9.Напишите сочинение-миниатюру на тему «Колебания языковой нормы» или «Активные процессы в области ударения», используя сведения из данного текста. Приведите собственные примеры (за помощью обращайтесь к словарю).

Слайд 12

Экспресс - тест баловать ребенка воспринял мотивированный опека повторенный повторит , повторят средства окон договор осужденный облегчить задала эксперт запасный углубленный понял начал подбодрить блага на доску локтем иначе черпать свекла укра и нский

Слайд 13

Ответы балов а ть ребенка воспр и нял мотив и рованный опека повторённый повтор и т, повтор я т ср е дства о кон догов о р осуждённый облегч и ть задал а эксп е рт зап а сный углублённый п о нял н а чал подбодр и ть бл а га на д о ску локтём ин а че ч е рпать свёкла укр а инский – укра и нский

Слайд 14

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фразеологизмы в нашей речи Воронежский музыкальный колледж им. Ростроповичей Преподаватель русского языка и литературы Бобрышева Н.И. Русский язык - это сказочное сокровище, это богатство, которое с каждым днём пополняется, это счастье бесконечных открытий и встреч с прекрасным. И.А.Бунин

Слайд 2

Фразеология- Это особый раздел языкознания, изучающий фразеологизмы

Слайд 3

Фразеологизмы бывают Идиомы или «фразеологические сращения» (играть в бирюльки) «Фразеологические единицы», «фразеологические сочетания» (находиться в зените славы)

Слайд 4

Биография фразеологизмов

Слайд 7

Задание Распределите фразеосочетания на три группы: нейтральные, книжные и разговорные. Объясните значения данных выражений: Держи карман шире; между Сциллой и Харибдой; типун на язык; иметь место; железная дорога; губа не дура; марионеточное правительство; валять дурака; море по колено; головной убор; дать стрекача; сизифов труд; шевелить мозгами; командировочное удостоверение; ума не приложить; ничтоже сумняшеся ; попасть впросак; прямой угол; попасться на удочку; остаться с носом; я умываю руки; ходить на задних лапках; единовременное пособие; тертый калач; избиение младенцев; уши вянут; ахиллесова пята; прокрустово ложе; прокрустово ложе; Варфоломеевская ночь; наломать двор; козел отпущения; не от мира сего; развесить уши; съесть собаку в деле; точить лясы; метать бисер перед свиньями ..

Слайд 8

Особенности образования фразеологизмов связаны с типом материала, на базе которого они создаются. В русском языке таких типов пять: отдельные слова русского языка; свободные словосочетания русской речи; пословицы русского языка; фразеологические единицы русского языка; иноязычные фразеологизмы.

Слайд 9

1.душа нараспашку, человек в футляре 2.«голова соображает» 3. старый воробей (старого воробья на мякине не проведешь) 4. второе дыхание, цепная реакция, нулевой цикл. 5. зеленый свет – «свободный проезд». 6. ехать в Тулу со своим самоваром, а кальками «возить уголь в Ньюкасл» и «везти сов в Афины».

Слайд 10

Так, в разных языках существуют фразеологические эквиваленты англ. Achilles' heel: фр. talon d'Achilles , нем. Achilles Ferse , чеш . Achilova pata , рус. ахиллесова пята, болг . ахилесова пета; эквивалентны болг . пирова победа: рус. Пиррова победа, пигл . Pyrrhic victory, фр. victoire a la Pyrrhus. козла отпущения является англ. S capegoat . У многих народов говорят: поет как соловей, смел как лев, у прям как осел, пьян как свинья и т. д. фр. (пьян как) певчий дрозд, монах (францисканец, тамплиер) или ломтик хлеба в бульоне . Интернациональная фразеология

Слайд 11

Сказочные фразеологизмы: Кащей бессмертный, битый небитого везет, пустился наутек, глаз не сомкнул, по белу свету, ни с чем, в тридевятом царстве, в тридевятом государстве, служить верой правдой ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ ЯЗЫЧЕСКИЕ: «после дождичка в четверг» связан с днём Перуна, богом грома, который и приходился на четверг. В этот день обычно ожидали в засуху дождя, но поскольку часто мольбы к Перуну не достигали цели, родилось это выражение, окрашенное печалью и сожалением.

Слайд 12

Пословицы Бабушка гадала да надвое сказала: либо дождик, либо снег, либо будет, либо нет - Бабушка надвое сказала; За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь - Гоняться за двумя зайцами Любовь не картошка, не выбросить за окошко - Любовь не картошка; Свой ум - царь в голове - Без царя в голове; Взвыла и пошла из кармана мошна - Плакали денежки; На леченом коне далеко не уедешь - Далеко не уедешь на чём-то; Если бы кабы, во рту выросли грибы, тогда бы не рот, а целый огород - Если бы кабы

Слайд 13

Многие фразеологизмы связаны с русскими древними ремеслами Столяр : без сучка, без задоринки, снять стружку; разделать под орех. Скорняк : небо с овчинку показалось, овчинка выделки не стоит. Сапожник : два сапога пара, на одну колодку сделаны. Рыбак : ловить рыбку в мутной воде, мутить воду, попасться на удочку, закидывать удочку, сматывать удочки. Охотник : заметать следы, держать нос по ветру, мёртвая хватка, попасть в ловушку. Музыкан т: играть первую скрипку

Слайд 14

В русской фразеологии отразились детали русского быта. " Загребать жар чужими руками" - пользоваться результатом чужого труда. Жар - это горящие угли. И, кстати сказать, загребать их из печи было для хозяйки делом совсем непростым: проще и легче было бы для неё сделать это "чужими руками" Фразеологизмы ведутисторию и от русских игр: "играть в прятки"- прятаться, "положить на обе лопатки"- победить , "лежачего не бьют", "водить хоровод" - дружить , "играть в бирюльки" - заниматься пустяками и др.

Слайд 15

Фразеологизмы из мифологии "авгиевы конюшни", "ахиллесова пята», "нить Ариадны", "Прометеев огонь", "объятия Морфея" , яблоко раздора, ящик Пандоры, гордиев узел, дамоклов меч , двуликий Янус , золотой дождь, кануть в Лету, метать громы и молнии , между Сциллой и Харибдой

Слайд 16

Библейские фразеологизмы Вавилонское столпотворение, глас вопиющего в пустыне, запретный плод, иерихонская труба, камень преткновения, камня на камне не оставить, козёл отпущения, манна небесная, нести свой крест, овца заблудшая, отделять плевелы от зёрен, посыпать главу пеплом, соломоново решение, соль земли, терновый венец, первая ласточка.

Слайд 17

Исторические фразеологизмы : Во всю Ивановскую можно громко кричать, храпеть, голосить, "Иван, родства не помнящий», казанская сирота, держать камень за пазухой, уйти с носом, оставаться с носом, в долгий ящик.

Слайд 18

Басни И. Крылова « Кот и повар» - «А Васька слушает да ест», «Квартет» - «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь», «Ларчик» - «А ларчик просто открывался», «Щука и кот» - «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник», «Лебедь, Щука и Рак» - «Да только воз и ныне там», «Белка» - «Как белка в колесе» , «Кукушка и петух» - «Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку», «Пустынник и медведь» - «Медвежья услуга», «Скворец»- «Пой лучше хорошо щегленком, чем дурно соловьем», «Любопытный» - «Слона-то я и не приметил» Литературные фразеологизмы

Слайд 19

Викторина Кто автор следующих афоризмов? Свет мой зеркальце, спать вечным сном, не в бровь, а (прямо) в глаз, спору нет, за морем житьё не худо, не по дням, а по часам, выжить из ума, дорогой ценой, белены объелся Пушкин Сам себя высек, срывать цветы удовольствия, в Греции всё есть Гоголь Двадцать два несчастья, на деревню дедушке, палата номер шесть, человек в футляре Чехов Акробаты пера, виртуозы фарса , ещё до исторического материализма , на блюдечке с золотой каёмкой, раздача слонов, сермяжная правда. Ильф и Петров

Слайд 20

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Национальный русский язык Воронежский музыкальный колледж им. Ростроповичей Бобрышева Н.И.

Слайд 2

Русский язык является одним из древнейших языков (относится к восточнославянским). Его история связана с появлением письменности. Создателями славянской азбуки (кириллицы) были проповедники христианства братья Кирилл и Мефодий .

Слайд 3

В Великоморавской державе они занимались переводом богослужебных книг с греческого языка на старославянский. Распространение письменности на Руси связано с введением христианства в 988 г. князем Владимиром Святославовичем.

Слайд 4

В истории развития русского языка традиционно выделяют следующие основные периоды. V (VI) - XIV (XV) вв. - выделение восточных славян в особую этническую группу из общеславянского единства. XIV - XV вв. - деление языка восточных славян на три близкородственных (великорусский, малорусский и белорусский). Середина XVII - первая четверть XIX в. - формирование русской нации и русского литературного языка.

Слайд 5

В XVIII веке в связи с реформаторской деятельностью Петра I осуществляется реформа азбуки, начинает издаваться первая русская газета ; увеличивается количество заимствований из западноевропейских языков. Император издает первый указ о наказании за злоупотребление иностранными словами.

Слайд 6

XIX век - формирование современного русского литературного языка. В его становлении значительную роль сыграл А.С. Пушкин. Происходит небывалый расцвет русской литературы, публицистики, науки, что способствует дальнейшему становлению и обогащению русского национального языка.

Слайд 7

XX век - развитие современного литературного языка. Разграничивают два периода: с октября 1917 г. по апрель 1985 г. (советский период) и с апреля 1985 г. по настоящее время (новейший период). После Октябрьской революции 1917г. происходят новые процессы в русском языке: переход в пассивный запас многих слов, ставших неактуальными (слова, связанные с государственным устройством, церковная лексика); пополнение словарного запаса новыми словами – советизмами; появление большого количества аббревиатур ( ЧК, ликбез, комбед и др.).

Слайд 8

С апреля 1985 г. в русском языке действуют другие процессы: возврат в активный словарный запас многих слов, ушедших в пассив в советский период ( гимназия, трест, департамент ); появление новых слов, связанных с различными сферами жизни общества : ( госструктура , бизнес- центр, хоспис, кармический , килобайт, йогурт); деидеологизация лексики; либерализация языка (активное использование в публичной речи жаргонных слов, огрубление речи, формирование сленга).

Слайд 9

ЗАДАНИЯ Задание 1. Подберите к словам старославянского происхождения исконно русские слова с тем же корнем. Прах; враг; власть; бредить; гражданин, единый; горящий; Млечный (путь); освещение; прохладный, равный, агнец, страж, хранить, страна.

Слайд 10

Задание 2. Подберите к исконно русским словам старославянизмы с тем же корнем. Голова; надёжа; ворота; дерево; чужой; шелом; колючий; короткий, здоровье; середина; полонить; лодка; одёжа, золотой, волочить, огородить.

Слайд 11

Задание 3. Объясните значение устаревших слов и подберите к ним синонимы из активного запаса лексики современного русского языка. Брадобрей, лекарь, зело, водомет, сие, очи, лазарет, послух, зефир, днесь, сеча, глаголет, лик, снедь, алчность, грядет, чело, сонм, скрижаль, бражничать, отсель, оный, седмица.

Слайд 12

Задание 4. Проверьте себя. Закончите предложения, выбрав правильный ответ. Древнерусский язык – это … а) восточнославянский язык; б) южнославянский язык; в) западнославянский язык. 2. Создание славянской азбуки связано с именем (именами) … а ) Ярослава Мудрого; б) Кирилла и Мефодия ; в) князя Владимира.

Слайд 13

3. Старославянский язык – это … a ) язык древнерусской народности; б) древний письменный язык славян; в) язык-предок всех славянских языков. 4. Время распространения письменности на Руси - … a ) 863 год; б ) 988 год; в ) 1720 год .

Слайд 14

5. Формирование современного русского литературного языка происходило … a ) в V-XIV веках; б) в XVIII-XVIII веках; в) в XIX веке. 6. Основоположником современного русского литературного языка является … a ) М. Горький; б) М.В. Ломоносов; в) А.С. Пушкин.

Слайд 15

7. В истории развития русского языка традиционно выделяют … a ) два периода; б) три периода; в) четыре периода. 8. Славянская азбука называется … a ) латиницей; б) кириллицей; в) глаголицей.

Слайд 16

9. На славянских языках говорят … а ) болгары, украинцы, латыши; б) поляки, белорусы, молдаване; в) македонцы, чехи, хорваты. 10. Для лексики советского периода характерны следующие слова … а) г убернатор, большевик, КГБ, гимназия, Ленинград, колхозник; б) уезд, красногвардеец, домком, благочестие, бригада; в) пионер, РСДРП, комиссар, ударник, милиционер.

Слайд 17

11. Активные процессы в лексико-фразеологической системе современного русского языка ... a ) идеологизация , перераспределение лексики активного и пассивного состава, переименование, стилистическая дифференциация; б) деидеологизация, перераспределение лексики, жаргонизация , либерализация языковой нормы; в) деидеологизация, переосмысление слова, ужесточение речевой нормы, стилистическая дифференциация, жаргонизация .

Слайд 18

12. Наибольшие языковые изменения произошли … а) в научном стиле речи; б) в публицистическом стиле речи; в) в разговорной речи.

Слайд 19

ОТВЕТЫ на Задание 7 а) б) б) б) в) в) в) б) в) в) б) в)

Слайд 20

Домашнее задание Подготовить доклад на одну из тем: История русского алфавита. История буквы в русском языке. Искусственные и естественные языки. Роль русского языка в современном мире.

Слайд 21

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие "Культура речи на уроках математики, 5-6 класс"

- По тому, как человек говорит, можно судить о его культуре и развитии, об умении думать. Поэтому на своих уроках постоянно учу детей правильно говорить....

Методическая разработка по теме: "Использование сложно-координационного вида лёгкой атлетики - барьерного бега на уроках физической культуры с девушками старших классов".

Анализ содержания базовой части раздела по лёгкой атлетике для девушек старших классов, анализ опроса учителей физической культуры....

Развитие навыков письменной речи учащихся старших классов на уроках английского языка.

Как правильно написать письмо, сочинение, эссе, различные описания, а так5же официальное письмо или заявление в старших классах. На что обратить внимание при обучении письменной речи в старших классах...

Внеклассное мероприятие. Конкурс "Дискуссия о культуре речи" в старших классах

Конкурс для учащихся  9-11классов в рамках Недели  русского языка.  Дискуссия о культуре речи. Цель:   -обратить внимание на нравственную позицию гражданина России...

Обучение монологической и диалогической речи учащихся старших классов на уроках английского языка

Итоговая аттестационная работа на курсах профессиональной переподготоки...

Методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия по экономике и культуре речи в 10 классе: «Думайте сами, решайте сами: владеть или не владеть?»

Методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия по экономике и культуре речи в 10 классе:«Думайте сами, решайте сами: владеть или не владеть?»...