Главные вкладки

    Словарная работа на уроках русского языка
    статья по русскому языку

    Громова Ирина Юрьевна

     Словарные занятия на уроках русского языка являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка является необходимым условием освоения учащимися родного языка: его  орфографии, грамматики, правильного словоупотребления, и, наконец, связной речи вообще.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл slovarnaya_rabota_na_urokah_ryaz.docx26 КБ

    Предварительный просмотр:

         

    Словарная работа на уроках русского языка

       https://arhivurokov.ru/multiurok/5/1/c/51c703d761d154dc38afce72da45aa2c72bcd8d3/doklad-na-tiemu-slovarnaia-rabota-na-urokakh-russk_10.pngСловарные занятия на уроках русского языка являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка является необходимым условием освоения учащимися родного языка: его  орфографии, грамматики, правильного словоупотребления, и, наконец, связной речи вообще.

               В целях повышения речевой культуры видное место должны занимать упражнения, направленные на расширение активного словаря детей, а также на выработку у них умения выбирать из своего словарного запаса для выражения мысли те слова, которые наиболее соответствуют содержанию высказывания и делают его правильным, точным и выразительным.

    Словарная работа преследует различные цели и имеет разное содержание.

    1. Она может быть направлена на ознакомление учащихся с лексическим значением новых для них слов (словосочетаний), значение которых дети понимают неправильно или неточно.

    2. Она может преследовать цели грамматические: усвоение некоторых грамматических форм, образование которых вызывает у детей затруднения (например, родительный падеж существительных множественного числа: носков, но чулок; волос, голов, апельсинов, килограммов).

    3.Словарные упражнения могут проводиться с целью обучения детей произношению слов и, прежде всего, соблюдению нормативного ударения (щавель, позвонит, красивее, километр и др.).

    4. Для усвоения правописания слов с непроверяемыми орфограммами необходимо проводить словарно-орфографическую работу.

    Эффективность словарной работы зависит от того, проводится ли она планомерно и систематически на протяжении всех лет обучения или носит случайный характер, и насколько целесообразно она построена. Работа со словом должна являться обязательным компонентом в структуре урока по любому предмету, а не только по русскому языку.

    Раскроем подробнее работу по первому и четвертому направлениям.

    Развитие активного словаря учащихся предполагает выяснение лексического значения слова. Непонимание смысла слов и неумение употреблять их в речи самым отрицательным образом сказывается на успешности обучения детей и на их речевом развитии. Кроме отдельных слов, требуют разъяснения смысла и многие фразеологические обороты: белая ворона, ни свет ни заря, столбовая дорога и т. д.

    Методикой разработано немало приёмов объяснения детям значения непонятных слов.

    Для слов с предметным значением лучше предложить наглядное объяснение, показав или сам предмет, или его изображение на рисунке, на слайде, в учебном фильме.

    Когда наглядное объяснение не представляется возможным, можно раскрыть содержание слова путём краткого словесного толкования.

    Возможно применение следующих способов определений:

    а) путём подбора к нему синонимов (изумрудный – ярко-зелёный);

    б) путём перечислений предметов (признаков, действий), общую группу которых называют

    данным словом (насекомые - это бабочки, жуки, муравьи);

    в) описательным способом (адресат – тот, кому отправляют письмо, телеграмму);

    г) путём родовидового определения (амбар – здание, постройка для хранения зерна).

    Слово не может быть усвоено вне сочетания его с другими словами, без употребления его в речи, и главное – это учить детей правильному и точному употреблению слова.

    Словарно – орфографические занятия нельзя сводить только к заучиванию правописания слов с непроверяемыми орфограммами и бесконечной тренировке их написания. Словарно – орфографические упражнения будут эффективными и обеспечат прочное усвоение детьми правописания слов только в том случае, если применять разнообразные приёмы изучения и закрепления их и систематически проверять умение учащихся безошибочно писать изученные ими слова с непроверяемыми орфограммами.

    Хорошо давать задания, которые направлены в комплексе и на усвоение орфографии, и на  произношение, и на правильное построение грамматических категорий, и на активизацию словаря, и на развитие связной речи. Я использую следующие задания:

    1) различные виды работы с орфографическим словарем (см.далее);

    2) подбор к изучаемому слову однокоренных слов, а также образование от слов с непроверяемым написанием новых слов при помощи приставок и суффиксов; это не только помогает избежать ошибок при написании, но и значительно расширяет лексикон ребенка;

    3) разбор слова по составу, что приводит к осознанию учащимися морфологической структуры слова. В процессе этой работы они осмысливают значение каждой морфемы в слове. Так, выделение в слове корня позволяет детям глубже понять основное значение слова, так как найти в слове корень – это значит найти главный внутренний смысл слова.

    4) подбор к изучаемому слову синонимов и антонимов, которые помогают нам передать свою мысль выразительно, ярко, красиво;

    5) различные виды работы с фразеологическими выражениями, загадками и отрывками из стихотворений; разгадывание кроссвордов;

    6) составление с изучаемым словом словосочетаний и предложений.

           При обучении детей правописанию мы обязательно используем орфографический словарь, причем не только маленький, находящийся, как правило, в конце учебника, но и специальное издание для школьников.

    Из упражнений, связанных с использованием словаря, применяю следующие:

    а) Устные упражнения в отыскивании в словарике слов, названных учителем, в нахождении в них “опасного” при письме места.

    б) Выписывание из словаря слов по определённым смысловым, грамматическим и

    прочим признакам (по теме “животные”, “вежливые слова” и др.; наречия: быстро, вдруг; имена прилагательные: красивый, уважаемый; одушевленные имена существительные: ребята, заяц; имена существительные 1-го склонения: ягода, собака; слова с безударной гласной “а”: барабан, картофель; слова из трех слогов: малина, урожай, слова с ударением на первом слоге: русский, скоро и т. д)

    в) Списывание слов с пропущенными буквами с заданием проверить написание по словарю. Пропуск трудных букв мобилизует внимание учащихся, а обращение к орфографическому словарю способствует закреплению правильного зрительного образа слова.

    г) Упражнения в составлении словосочетаний и предложений со словами из словаря.





    Материал для работы со словарными словами.

    Подбор однокоренных слов:

    - Адрес, адресат, адресант, адресный, адресок, переадресовка.

    - Берёза, берёзка, березонька, березник, березняк, березовый, подберёзовик.

    - Болото, болотце,болотный,болотистый.

    - Борода, бородка, бородища, бороденка, бородушка, бородач.

    - Воробей, воробьиха, воробьенок, воробушек, воробышек, воробьиный.

    - Ворона, вороний, воронье, вороненок, вороненочек, проворонить.

    - Сахар, сахарок, сахаринка, сахарить, сахарный, сахарница.

    - Серебро, серебрение, серебряный, серебристый, серебряник (мастер).

    - Солдат, солдатский, солдатка, солдатушки.

    - Соловей, соловьиха, соловьиный, соловушка, соловьенок.

    - Солома, соломка, соломинка, соломина, соломенный.

    Разбор слова по составу;

     для такой работы  предлагаю слова, однокоренные тем, которые изучаются в словаре учебника:

    Аптечный, багажник, валенок, газетчик, дорожный, железяка, заячий, интересно, картофелина, малинник, ореховый, погодка и др.

    Подбор к изучаемому слову синонимов и антонимов.

    Синонимы:

    алмаз – бриллиант, 
    алфавит - азбука,
    вдруг – внезапно,
    весело – радостно,
    ветер – ураган – вихрь, 
    воин – боец – солдат – витязь, 
    желать – хотеть, 
    извините – простите,
    иногда – изредка – подчас – порой, 
    комната – светлица – горница – каморка, 
    космос – вселенная, 
    красивый – прекрасный,
    путешественник – путник – турист, 
    рассвет – восход,
    ребёнок – малыш – дитя - крошка – детёныш - малютка, 
    спасибо - благодарю.

    Антонимы:

    богатство – бедность, 
    быстро – медленно,
    весело – грустно,
    город – деревня,
    дорога – аллея, шоссе,
    дорогой – дешёвый (товар),
    женщина – мужчина,
    здоровый – больной, 
    здравствуй – до свидания, прощай,
    красиво – уродливо,
    мороз – жара,
    пришел – ушел,
    рассвет – закат, 
    родина – чужбина,
    спасибо – пожалуйста,
    устный – письменный,
    хорошо – плохо,
    чёрный – белый.

    Работа со словарными словами, входящими в состав фразеологизмов.

    Эта работа не только укрепляет орфографический навык, но и обогащает словарный запас ребёнка. Предлагается списывание и толкование фразеологических сочетаний (поговорок).

    Без году неделя (совсем недавно).

    Белая ворона (необычный, странный человек, который сильно выделяется среди других людей).

    Беречь как зеницу ока (тщательно, заботливо оберегать что-либо).

    Бросать слова на ветер (говорить впустую, необдуманно).

    Галопом по Европе (поверхностно, несерьёзно).

    Держать язык за зубами (молчать, не говорить лишнего).

    Ждать у моря погоды (надеяться на что-либо, самостоятельно ничего не предпринимать).

    Обвести вокруг пальца (обмануть).

    Одного поля ягоды (похожи друг на друга, обычно отрицательными качествами).

    От зари до зари (весь день).

    Писать как курица лапой (писать очень плохо, неразборчиво).

    Скатертью дорога (пожелание убираться вон, куда угодно).

    Язык хорошо подвешен (умеет хорошо, гладко говорить).

    С пословицами ведется подобная работа. Кроме того, с ними уместно предлагать и вставление пропущенных букв, и письмо по памяти, и т.д., а также выбор пословицы, подходящей по смыслу к тексту, из нескольких данных.

    Аппетит приходит во время еды.
    Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
    Тот герой, кто за Родину горой.
    Декабрь – хвостик года.
    Золото добывают из земли, а знания из книг.
    Большому кораблю большое плавание.
    Захотел медведь мёду, да вспомнил про пчёл.
    Не разгрызёшь орешка, не съешь и ядра.
    Растение – земли украшение.
    Трава соломы зеленее.
    Дружные сороки и гуся утащат.
    Сам погибай, а товарища выручай.
    Крепкую дружбу топором не разрубить.
    Упустишь время, потеряешь урожай.
    Хорошее начало – половина дела.
    О человеке судят по его труду.
    Яблоко от яблони недалеко падает.

    Письмо по памяти (отрывки включают словарные слова)

    Музыканты прибежали,
    В
     барабаны застучали.
    Вдруг забили барабаны.
    Прибежали 
    обезьяны. (К. Чуковский)

    Белая берёза 
    Под моим окном
    Принакрылась снегом,
    Словно 
    серебром. (С. Есенин)

    Отгадывание загадок и написание отгадок, которыми являются словарные слова.

    Сам алый, сахарный.
    Кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз)

    Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер)

    Это кто бежит такой
    По лесной опушке,
    Белый весь, как снег зимой,
    Ушки на макушке? (Заяц)

    Не снег, не лёд,
    А серебром деревья уберёт. (Иней)

    На грядке – зелёный, а в бочке – солёный. (Огурец)
    За стеной костяной,
    Соловейко, спой! (Язык)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Словарная работа на уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

    В материале работы описаны задачи над работой со словарным словом, формы деятельности, показана работа со словарным словом,описано проведение констатирующего эксперимента с заданиями, сделаны выв...

    СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Сельницина Нина Викторовна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 75 г. Челябинска

    Роль русского языка в школах Российской Федерации сегодня необычайно высока. Известно, что язык в школе выполняет двойную функцию: является не только предметом обучения, но и средством приобретения зн...

    Организация словарной работы на уроках русского языка в 5 классе: методические рекомендации для учителей русского языка

    В работе представлены разнообразные приемы представления словарного слова, которые помогают активизировать мышление школьников....

    Методические рекомендации для учителей русского языка и литературы по совершенствованию словарной работы на уроках русского языка

    Данные методические рекомендации призваны оказать помощь учителям русского языка и литературы по совершенствованию словарной работы на уроках русского языка. Методические рекомендации содержат предлож...

    «СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ – ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ» (из опыта работы)

    laquo;Словарная работа на уроках русского языка и литературы – один из путей повышения культуры речи учащихся" (из опыта работы)...

    Словарная работа на уроках русского языка как один из путей развития речи и обогащения словарного запаса учащихся

    Мастер-класс  о системном подходе к изучению лексики родного языка в школе...