Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Письмо» (р/р)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Михайлина Ольга Руслановна

Тема урока: «Письмо» (р/р)

Цель урока: познакомить учащихся с историей возникновения письма, его видами и формирование навыков правильного написания письма как жанра литературного текста.

Задачи урока:

Образовательные:

  • дать понятие “эпистолярный жанр”;
  • раскрыть значение письма как средства общения людей на расстоянии;
  • познакомить с разными видами писем по цели общения;
  • ознакомить со смысловыми частями письма;
  • развитие практических навыков правильного оформления письма и конверта;
  • совершенствование умения выделять обращение на письме и в речи;
  • показать роль общения в письме
  • научить составлению личного письма.

Развивающие:

  • овладение навыком постановки знаков препинания при обращении;
  • закрепление навыков употребления прописной буквы в именах собственных;
  • развитие образного и логического мышления путем составления письма;
  • развитие умений различать стили речи, выражать приветствия, поздравления, свои мысли, чувства;
  • развитие творческих способностей учащихся, умения работать в группах, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее;
  • работа над развитием устной и письменной речи учащихся.

Воспитательные:

  • воспитание любви к родному языку, привитие интереса к его познанию;
  • формирование этического отношения к слову, чувства ответственности по отношению к слову;
  • воспитывать культуру речи  и любовь к языку, его красоте и многозначности;
  • воспитание грамотного адресата и адресанта.
  • приобщать к искусству слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pismo.docx46.06 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ г. Москвы «Школа № 587»

Конспект урока русского языка в 5 классе

Тема: «Письмо» (р/р)

Разработал урок

учитель русского языка и литературы

Дзюбенко Ольга Руслановна

Москва

Тема урока: «Письмо» (р/р)

Цель урока: познакомить учащихся с историей возникновения письма, его видами и формирование навыков правильного написания письма как жанра литературного текста.

Задачи урока:

Образовательные: 

  • дать понятие “эпистолярный жанр”;
  • раскрыть значение письма как средства общения людей на расстоянии;
  • познакомить с разными видами писем по цели общения;
  • ознакомить со смысловыми частями письма;
  • развитие практических навыков правильного оформления письма и конверта;
  • совершенствование умения выделять обращение на письме и в речи;
  • показать роль общения в письме
  • научить составлению личного письма.

Развивающие:

  • овладение навыком постановки знаков препинания при обращении;
  • закрепление навыков употребления прописной буквы в именах собственных;
  • развитие образного и логического мышления путем составления письма;
  • развитие умений различать стили речи, выражать приветствия, поздравления, свои мысли, чувства;
  • развитие творческих способностей учащихся, умения работать в группах, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее;
  • работа над развитием устной и письменной речи учащихся.

Воспитательные:

  • воспитание любви к родному языку, привитие интереса к его познанию;
  • формирование этического отношения к слову, чувства ответственности по отношению к слову;
  • воспитывать культуру речи  и любовь к языку, его красоте и многозначности;
  • воспитание грамотного адресата и адресанта.
  • приобщать к искусству слова.

Оборудование:

Для учителя

Для учащихся

  • презентация;
  • интерактивная доска
  • образцы писем из литературных произведений, из жизни великих людей.
  • наглядный материал;
  • учебник русского языка;
  • конверты и бумага;
  • образец оформления конверта, опорная схема написания письма;
  • словари;
  • фрагменты подвижной музыки

  • конверты;
  • бумага для писем
  • рабочие тетради;
  • ручки;
  • наградные значки  за ответы

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и цели урока.
  3. Актуализация знаний учащихся.
  4. Изучение нового материала.
  5. Закрепление полученных знаний.
  6. Подведение итогов урока.  Д/з

Список источников информации:

  1. Ладыженская Т.А. «Русский язык, 5 класс»
  2. Львова С.И. «Уроки словесности» 5-9 классы
  3. Маршак С.Я.  «Почта»
  4. Ресурсы интернета (иллюстрации, материалы)
  5. Толковый словарь С.И. Ожегова, 26-е издание, изд. «ОНИКС» (пояснения слов и терминов)
  6. Энциклопедия «Все обо всем»

Этапы урока

Содержание работы

Деятельность учащихся

1. Организационный момент: приветствие учителя, объявление целей урока.

2. Сообщение темы и цели урока.

3. Актуализация знаний учащихся.

4. Изучение нового материала.

5. Закрепление полученных знаний.

6. Подведение итогов урока.  Д/з

- Сегодня на уроке мы будем продолжать учиться умению общаться друг с другом, умению правильно выражать свои мысли и чувства устно и письменно.

Для начала я загадаю вам загадку:

Заклеили клеем прочно
И ко мне прислали срочно.
Я его не пожалею:
Получу и вмиг расклею.


- Правильно конверт, а что находится внутри?

(демонстрация конверта с письмом).

- Тема нашего урока
: «Письмо» (слайд 1)

- Сегодня на уроке мы будем учиться писать письмо, правильно его оформлять.

- Запишем в тетрадях дату, тему урока, эпиграф (на доске).

-За каждые правильные и развернутые ответы вы будите получать по «звездочке», набираете за урок больше 5 «звездочек», получаете оценку «5».


Слово учителя с элементами беседы

-Ребята, с какой целью мы пишем письмо?

-Когда мы пишем письма? Для чего мы их пишем?

Ответы детей.

- Почему возникла необходимость писать письма?

- Молодцы, все ответы верные.

 -Письмо возникло потому, что людям необходимо было общаться на расстоянии.

(слайд 2)
- Мы живем среди людей, и главную прелесть человеческого существа составляет возможность устного и письменного общения, при помощи которого мы передаем свои мысли, чувства, эмоции, получаем и сообщаем информацию.

До середины ХХ века письмо было основным средством общения людей на расстоянии. Затем появился телефон, а сейчас – Интернет, вследствие чего, к сожалению, письмо все реже используется людьми как средство общения.

Письмо можно хранить годами, время от времени перечитывая его и вспоминая того, кто его писал. Не зря в музеях хранится переписка великих людей (поэтов, писателей, ученых),  так как по письму можно судить о характере, взаимоотношениях человека с другими людьми.

В литературе существует эпистолярный жанр (от греч. epistolэ – послание, письмо) – художественные произведения в виде писем, посланий.

Работа со словарями

- Давайте обратимся к толковому словарю, прочитаем определение письма. Появляется на экране:
(слайд 3) 

Письмо - написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь.

С. И.Ожегов.

Письмо – одно из основных средств связи между людьми, учреждениями, организациями.

-Различают деловые (служебные) и личные письма (схема на экране,
слайд 4)

-О служебных более подробно мы будем говорить в старших классах, а сегодня поговорим о личных письмах, правилах их написания, оформления.

- Но прежде всего, давайте обратимся к истории письма, узнаем, откуда оно произошло, что собой представляли первые письма.
Выступление подготовленных учеников (одно на выбор)

Где и как появилась почтовая служба? (стр. 256-258,книга “Все обо всем”) (сообщение ученика).

Сегодня мы считаем вполне обычным делом отправить по почте письмо, а ведь когда-то это было очень хлопотно. Например, для переправки писем в Древней Греции служили необычайно выносливые гонцы — гемеродромы. Некоторые из них были способны пробежать за сутки более 200 километров! Но будь они посыльными в Вавилоне, где писали на глиняных табличках, им бы пришлось нелегко.

Доставка писем нередко была делом отважных людей. Во времена освоения Америки существовала почтовая линия “ПОНИ-ЭКСПРЕСС”. Рискуя жизнью в перестрелках с бандитами и индейцами, наездники перевозили почту через весь континент всего за неделю. А ведь это 3200 км.

Какими только способами не переправляли письма! Когда корабль терпел бедствие, в море бросали закупоренную бутылку с посланием.

Иной раз из Англии она доплывала до Австралии. Первооткрыватель Колумб тоже воспользовался “бутылочной” почтой. Правда, его письмо было выловлено из воды через 363 года.

Почтальонами работали голуби. И даже пчелы, которые хорошо ориентировались в полетах и легко могли найти свой улей, расположенный за много километров. Теперь же вы свободно можете написать письмо хоть в Австралию.

(слайд 5)

Как идет почта? (стр. 215-216, книга “Все обо всем”) (сообщение ученика).

Для нас абсолютно привычно находить в почтовом ящике письма издалека, преодолевшие сотни километров. Но задумывались ли вы, как они дошли до вас?

Итак, сначала письмо опускают в почтовый ящик, затем приходит почтальон и собирает письма изо всех ящиков квартала и относит их в центральное почтовое отделение. Гашение марок и штемпелевание происходит с помощью машины. Затем письма сортируются. Это очень кропотливая работа: нужно учитывать различные области, районы и города нашей страны и зарубежных стран. Почта, которую приходится отправлять самолетом, упаковывается в специальные мешки, их отвозят в аэропорт. Обычная почта отвозится на грузовиках на вокзалы. В поездах дальнего следования существуют специальные вагоны, и там почта сортируется согласно месту назначения. Так упаковки с письмами передаются с вокзала на вокзал. К вокзалам подъезжают грузовики и развозят письма по почтовым отделениям в зависимости от адресов, указанных на конвертах. Там письма сортируются в последний раз и разносятся почтальоном каждому конкретному адресату.


-Сегодня на уроке я упоминала о художественных произведениях эпистолярного жанра, т.е. написанных в форме письма.

-А сейчас мы послушаем стихотворение о почте. Написал его замечательный поэт       С. Я. Маршак.

(Стихотворение читают подготовленные учащиеся, а на экране  демонстрируются иллюстрации к стихотворению, слайд 6)


Обучение написанию письма.

- Ребята, как же нужно написать письмо, чтобы оно было понятно тому, кому ты его пишешь?

Ответы детей

- Правильно, письмо надо писать разборчиво, аккуратно, без ошибок.

- Сейчас мы напишем словарный диктант. Мы запишем слова, которые часто употребляем в письмах.


Объяснительный словарный диктант.

Здравствуйте, дорогой, уважаемый, привет, здоровье, счастье, до свидания, до скорой встречи.


- Обратимся к письму. Перед вами план письма (на экране).

-Кому мы чаще всего пишем письма?

С какой целью?

Ответы детей.

-Правильно, нашим близким, родным, друзьям. Для того чтобы поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями. Через письма мы узнаем о жизни тех, кому пишем, рассказываем о себе.


Работа с учебником. Анализ текста.

А теперь, ребята, давайте обратимся к учебнику. Прочитаем текст письма

Н. Островского к своей матери  (упражнение 213 стр.88)

-К какому стилю речи относится текст?

-Какие ещё есть стили? (повторение стилей языка)

Разговорный стиль - делимся с кем-то своими мыслями, чувствами.

-Основная мысль текста?

- О чем этот текст? (ответы детей).
Автор переживает за свою маму и заботливо к ней относится. Ведь мама - самый дорогой на свете человек. Вы всегда должны помнить об этом.

Любое письмо строится по определенной схеме:

1. Зачин.

2. Основная часть.

3. Концовка.

(слайд 7)

-Зачин обычно начинается с обращения к адресату.

-Вспомните, какие знаки препинания ставятся при обращениях?

-Каким словом обычно начинаем мы письма?

-Учтите, что в этом слове имеется непроизносимый согласный звук (в), который произносится в словах “здравие, здоровье”

-Обращаясь к кому-либо по имени или имени и отчеству, не забывайте о том, как пишутся имена собственные. (С  прописной буквы).

-В основной части содержится та информация, которой вы хотите поделиться с адресатом.

-Концовка обычно содержит формулу прощения, употребле6ния слов “До свидания”, “о встречи”, дату написания письма и вашу подпись.

- Каждый из вас не раз уезжал из родного дома. Давайте попробуем написать примерное письмо. Ведь все мы испытываем одинаковые чувства, когда находимся вдали от дома.

-У вас у каждого на столе схема с опорными словами. С чего бы вы начали писать письмо?

-Используйте предлагаемые «формулы» приветствия и знакомства.


Здравствуйте!

Добрый день (вечер, утро)!

Привет!

Здорово!

Приветствую вас!

Разрешите (позвольте) вас приветствовать!

Рад Вас приветствовать!

Я приветствую вас от имени…

Добро пожаловать!

Моё почтение!

Салют! Хэлло!

 Приветик!

Здравия желаю!

Давайте знакомиться!

Хочу с вами познакомиться!

Мне хотелось бы с вами познакомиться! Разрешите (позвольте) с вами познакомиться!

Разрешите представиться… Меня зовут…
Познакомьтесь, пожалуйста!

Прошу любить и жаловать!

Очень приятно с вами познакомиться.


В оставшееся время учащиеся пишут письмо на одну тем (по выбору). Темы на экране
(слайд 9)

1. Письмо моей семье (маме, папе, бабушке, дедушке – можно в отдельности)

2. Письмо другу.

3. Письмо ветерану.

Физминутка (слайд 10)

Сели мы писать письмо,
Очень важное оно.
Долго мы его писали
И немножечко устали.
Встанем, ручками встряхнем
И немножко отдохнем.
Пошагаем мы на месте
И попрыгаем все вместе,
Развороты вправо, влево.
На носочках потянулись,
Все друг к другу повернулись,
Очень мило улыбнулись.
Головою покачаем
Раз и два, поприседаем
И работу продолжаем!


- Прочитайте, кто желает, свои письма.

-Молодцы, вы хорошо справились с заданием.


Оформление конверта 

-Письмо мы написали.

- Теперь что нужно сделать? Правильно, запечатать в конверт и подписать.

- Что при этом надо помнить?



- Почему так важно правильно подписывать?



-Правильно, значит, очень важно не ошибиться в написании адреса.

-А что означает
слово « адрес»?

 Мы сегодня знакомимся с новыми словами (слайд 11)

Слово “адрес” вошло в русский язык из французского (adresse) и обозначает надпись на письме, посылке, бандероли и т.п., указывающую получателя и место назначения.

Адресат – нем.Adressat < фран.> – получатель, тот, кому адресовано письмо, посылка телеграмма и т.д.

Адресант – нем. Adressant <фр.> – отправитель, тот, кто отправляет письмо, посылку и т.д.


Словарная работа: адрес, адресат, адресант, индекс. 

(слайд 12)

- Посмотрите на экран. Перед вами образцы написания адресов отправителя и получателя письма (на мониторе).

-Когда мы подписываем конверт, надо знать
почтовые правила: (слайд 13)

1. Писать грамотно, разборчиво, аккуратно.

2. Название города, поселка, областей, района и др. населенных пунктов в И.п.

Ф.И.О. отправителя в И.п.

Ф.И.О. получателя в Д.п.

3. Внизу пишется индекс предприятия связи (6 цифр - образец на конверте)


-Давайте правильно подпишем конверты.

Объяснение
(слайд 14,15,16)

-Сначала адрес отправителя.

-Теперь адрес получателя. Адрес нашей школы


-Оформим до конца конверт.

- Итак, конверт мы подписали, чего не хватает?


Домашнее задание: написать письмо

(слайд 17)


- Для того чтобы проверить, научились ли вы правильно писать и оформлять письмо, для этого мне необходимо прочитать ваши письма. Если вы напишете кому-то другому, я не имею права их читать.

У нас есть одно правило, которое вы должны запомнить на всю жизнь: никогда нельзя читать чужие письма. Это правило порядочного человека.

-Вы спросите: « О чём писать?». В этом году вы стали пятиклассниками. У вас новые учителя, появились новые предметы, изменились условия обучения. Поделитесь в письме своими впечатлениями. Какие трудности вы испытываете, в какой помощи нуждаетесь? Какие у вас пожелания, предложения?

Работа с эпиграфом.

-Ребята, согласны ли вы с этим высказыванием? (ответы детей)


Подведение итогов урока. Оценки за урок.

-Ребята, чему мы сегодня научились?

- Зачем нужны письма? Можно ли обойтись без писем в наше время информационных технологий?

- Какова их роль в жизни человека? В чем их преимущество?

- А вы пишите письма? Кому? По какому поводу?


(ответы детей).




-конверт

-письмо

Эпиграф к уроку: 

Письмо - это птица:
Может весь мир облететь.
Письмо, как родная матушка,
Может сердце любовью согреть.


-разговорный

-научный

-художественный

-здравствуйте! 

- С приветствия, обращения.

-Чтобы оно дошло до того, кому пишешь.

Надо правильно оформить конверт.

- Письма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

План-конспект урока русского языка с использованием ИКТ. Тема урока: "Тире между подлежащим и сказуемым". 8 класс.

Данный урок поможет расширить и углубить знания детей о правилах пунктуации, регламентирующих постановку тире между подлежащим и сказуемым.На уроке использованы методические приемы: объяснение учителя...

Конспект урока русского языка, 11 класс по теме: Проблема текста

Цель: совершенствование языковых компетенций учащихся в работе над проблемой текста.Задачи:·        обобщить и систематизировать знания учащихся о проблеме текста, с...

План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"

Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только ч...