Употребление глаголов в речи
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)

Дуюнова Ольга Борисовна

Правописание и употребление глаголов в речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл upotreblenie_glagolov_v_rechi.rar1.59 МБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  Московской области

«Чеховский техникум»


 

                                      РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА

                                       ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

                              « УПОТРЕБЛЕНИЕ  ГЛАГОЛОВ В РЕЧИ»

                                                                                                      Разработал:

                                                                                            Дуюнова Ольга  Борисовна

                                                                                               преподаватель русского    

                                                                                               языка и литературы                          

                                       

                                                     Чехов. 2

                    Тема:  «Употребление глаголов в речи»  

Данный материал  может быть использован на уроках русского языка в средних профессиональных образовательных учебных  заведениях для обучающихся по профессиям «Автомеханик», «Слесарь по ремонту и обслуживанию автомобилей»

Цели урока:

1. Повторение и обобщение знаний обучающихся по правописанию глаголов и глагольных форм;

- повторить основные  лексико-грамматические разряды и орфограммы глагола;

- Углубить знания об  употреблении и роли глаголов в разных стилях речи

- Развивать профессиональную грамотность обучающихся.

Задачи урока:

Познавательная:   Совершенствование знаний о роли глагола в речи, обратить внимание на мастерское использование глаголов писателей и поэтов, показать, в чем состоит изобразительная сила глагола.

 Развивающая: развивать умение правильно употреблять глаголы в речи; 

- развивать профессиональную грамотность обучающихся;

  Воспитательная: воспитывать бережное отношение к родному слову.

Планируемые результаты:

Личностные:

-любовь и уважение к родному языку;

-стремление к речевому самосовершенствованию, как показателю общей культуры личности;

Метапредметные:

-способность свободно и правильно формулировать свои мысли и излагать их в устной и письменной форме.

Предметные:

-владение разными видами речевой деятельности;

-владение орфографическими навыками и умениями;

-способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета;

Вид урока: комбинированный   

Тип урока: Урок обобщения и закрепления знаний, умений, навыков.

 -повторительно-обобщающий

Методы урока: Частично-поисковый, исследовательский, комментирование орфограмм

 Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная

Оборудование:  компьютер, проектор, презентация, карточки для самостоятельной работы обучающихся.

Эпиграфы:

                                                                                                      «Глагол является основой языка.                                                    

                                                                                                      Найти верный глагол для  фразы-

                                                                                                       Значит дать движение фразе».

                                                                                                                 Л.Н.Толстой

                                                                                                        Глагол - великий двигатель.

                                                             ХОД УРОКА

 1. Организационный момент .

1 )  Психологический настрой.    Высказывания о глаголе:

Интересная часть речи

в русском языке живет.

     Кто что делает, расскажет:

                                                                Чертит, пишет и поет.

                                                                     

Он энергичен, многолик-

Глагол,

Он действовать привык.

Необходим он –

Вот в чём соль.

Я говорю ему:

«Глаголь!»

Л.Татьяничева      

2)   УГАДАЙТЕ ЗАГАДКУ и узнаете, о чем пойдет речь на уроке

                                                       Я свою задачу вижу в том,

Чтоб сказать о действии любом.

И счастливый мой удел таков—

        В речи быть одним из главных слов.

. 2  Слово учителя:   О какой части речи говорится в этом четверостишии?  (  О глаголе.)

Глагол--  самая распространенная, необыкновенная  часть речи. Обозначает действие или состояние. Но ведь все сущее, весь мир находится в движении — развивается, изменяется, совершает действии, воздействует или подвергается воздействию. Это разнообразное вечное движение выражается посредством глаголов.

По частоте  употребления в речи  занимает 2 место  после существительных.

Об этом свидетельствуют такие факты: из 9000 слов на глагол приходится 2500.

15 % слов художественного текста – это глаголы.

 Самыми частотными являются:  СКАЗАТЬ, ГОВОРИТЬ , СЛЫШАТЬ быть, мочь, , знать, стать, видеть, хотеть, видать, думать, работать, любить и т.д..

 Древнегреческий мыслитель Конфуций говорил:

Я слышу, и я забываю.

                                                          Я вижу, и я помню.

Я делаю, и я понимаю.

Обратите внимание, сколько глаголов использовал автор для выражения своей мысли. Как вы понимаете значение этих слов?

3 Мотивация. Актуализация

- Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? (  о глаголе)

 Сегодня мы повторим изученное о глаголе, будем закреплять умение правильно писать и  употреблять глаголы в речи.

В качестве эпиграфа к уроку я взяла    слова Л.Н.Толстого ( презентация.  Слайд 2 ) 

Прочитайте  эпиграф и отберите ту часть, которая отражает мнение Л.Н.Толстого о глаголе. ( ответ: без глагола не построить предложений, не передать собеседнику никаких сообщений)

4 Закрепление изученного о глаголе

 1)  Как вы думаете, в каких стилях речи употребляются глаголы? С какой целью?

-В научном. официально—деловом, художественном, разговорном.

 (В официально-деловом и научном – для достижения точности речи. В художественной и разговорной речи глаголы придают особую выразительность).

- Какие глаголы придают особую выразительность речи? (Глаголы в переносном значении.)

- Утверждение, что «Глагол - великий двигатель» верно? Какое значение имеет слово двигатель? 

                                  СТИЛИ РЕЧИ  (Слайд 3)

 Русский язык богат глаголами, что дает возможность выражать мысли более точно, ярко, образно.

Рассмотрим, употребление глаголов  в разных стилях речи

 2)  Диктант  ( Название записывается после чтения текста)         

                                                       МОЯ ПРОФЕССИЯ

Выбирая профессию, мы выбираем свой жизненный путь, потому что профессия—это не только способ заработать, но и одно из основных средств реализации жизненных ценностей.

Моя будущая профессия—автомеханик.  

Автомеханик—это незаменимая единица, с которой все начинается в сервисах обслуживания.

Его качества, квалификация, самоотдача на рабочем месте во многом влияет на репутацию автотранспортного предприятия.

Автомеханик—это специалист, который занимается осмотром, ремонтом транспортных средств , регулирует тормоза, двигатель, трансмиссию и др. части автомобиля.

--Производит общую оценку состояния автомобиля, выявляет неисправности, ремонтирует механизмы.

ТЕХНИК по ремонту автотранспорта должен:

-- знать конструкцию машин и причины возникновения поломок;

--понимать особенности взаимодействия узлов транспортного средства.

-- делать диагностику автомобиля,

--ремонт двигательной системы транспортного средства.

А как производится ремонт двигателя? (сначала надо снять двигатель -т.е порядок снятия двигателя)

3)  Последовательность снятия двигателя с автомобиля (порядок выполнения  работ по снятию двигателя)          Слайд 4  

Чтобы произвести ремонт двигателя, надо:

1  Снять капот;

2  Слить масло из двигателя;

3  Слить охлаждающую жидкость;

4   Отсоединить шланги системы охлаждения;

5  Отсоединить электропровода от аккумуляторной батареи;

6  Отсоединить шланг от вакуумного усилителя тормозов.

7  Отсоединить шланги подачи топлива

8   Отсоединить приводы воздушной и дроссельной заслонок карбюратора.

9  Отсоединить сцепление.

10 Отсоединить глушитель

11 Отсоединить привод передних колес.

12 Отъединить коробку передач.

13Закрепить двигатель на подъемном устройстве.

14 Отвернуть крепления двигателя к кузову.

15 Вынуть двигатель в сборе со сцеплением и коробкой передач.

Установка двигателя на автомобиль производится в порядке, обратном его снятию.

Задание:  указать глаголы ( подчеркнуть, какой частью речи выражены)-ИНФИНИТИВОМ (глаголом неопределенной формы)-- какую роль играют глаголы в тексте?

-Определите стиль речи данного текста.

4)   ЗАМЕНА КОЛЕСА   Слайд 5

Задание: вставить пропущенные буквы. Объяснить орфограммы.

 Подставля…тся домкрат под определенное место кузова.

-Откручива…тся гайки колеса.

-Снима…тся колесо.

-Став…тся .запасное колесо.

-Затягива…тся гайки колеса.

-Проверя…тся надежность затяжки.

5)  Беседа по вопросам ( Фронтальный опрос)

 -- Что такое глагол? Часть речи, обозначающая действие. Значение действия выражается в вопросах что делать? Что сделать?

-- Что такое ИНФИНИТИВ? --Начальная форма глагола.

   Инфинитив - .неопределенная форма глагола, указывает только на действие.

 Инфинитив отвечает на вопросы : что делать? Что сделать?

Это неизменяемая форма глагола, поэтому в предложении может быть только подлежащим.

Показатель инфинитива -суффикс -ТЬ.-ТИ, -ЧЬ. –СТЬ, -СТИ

--  Что такое спряжение? Изменение глагола по лицам и числам.

-- сколько спряжений у глагола?

--   Как изменяются глаголы?-  глаголы изменяются по временам

--   Какие глаголы являются переходными, какие — непереходными? Привести примеры из текста (замена колеса)

--   Какую синтаксическую роль играют  глаголы в тексте? сказуемые (существительные)

-объяснить правописание личных окончаний глаголов занимается, регулирует, производит, выявляет, ремонтирует.

---От чего зависит правописание Безударных личных окончаний глагола ? (от спряжения)

--  В каком наклонении глаголы изменяются по временам?

( в настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам, а в прошедшем времени глаголы изменяются по числам )

6   СОСТАВЛЕНИЕ  КЛАСТЕРА

  -1 человек составляет кластер у доски (сильный обучающийся) – Чернов Данила

 (слайды 6-8 )  

-2 -рассказывают о свойствах и признаках глагола. (правописание глаголов) слайд 7)  

7)   Большинство глаголов употребляется в художественном стиле речи, т.к. являются изобразительно-выразительным средством, служат для характеристики героев.

  Послушайте рассказ известного американского писателя О, Генри, победителя конкурса на самый короткий рассказ, который имеет все составляющие традиционного рассказа- завязку, развитие действия, кульминацию, развязку.

  Шофер закурил и нагнулся над бензобаком посмотреть, много ли осталось там бензина. Покойнику было 23 года.

-Докажите, что это рассказ.

--Найдите глаголы. В чем особенность данных глаголов? ( одновременно употребляются глаголы прошедшего времени  и настоящего)

К вашему сведению 15% слов художественного текста- глаголы

Частота употребления связана не только с содержательной насыщенностью, но и с  высокой эстетической ценностью, на что специально обращали внимание многие   поэты и  писатели.

Русский писатель А Югов сказал: «Глагол самая огнепышашая , самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая,  самая свежая, артериальная кровь языка.»(«Думы о  русском слове»  (слайд 8),подчеркивая, глаголы придают динамичность, живость языка, речи.

  Ю В Бондарев сказал «…По моему глубокому убеждению, вся разительность прозы – в глаголе, ибо Г—это действенность характера»

Можно приводить много примеров использования глаголов   речи в художественной литературе. Например, В Г Распутин в повести «Последний срок» на 3 страницах употребил около 20  разных глаголов речи, чувства.

8    Слайд 9 Глагол помогает                             Жить, думать,

                                                                                  Чувствовать, любить,

                                                                                  Свершать открытия.        

                                                                                        Б. Пастернак  

Задание:

Подобрать синонимы к глаголу

ДУМАТЬ - мыслить, размышлять, предаваться размышлениям, задумываться, мозговать, помышлять

-- ГЛАГОЛЫ ЧУВСТВА  передают чувства героев, делают текст более эмоциональным

 Вывод: Использование синонимов  в речи делает её образной, выразительной и красивой

9) Поэты также отмечают эти свойства глагола как изобразительно-выразительного средства.   Слайд 10

Звучит стихотворение «Засмеялась  весна»  С. Городецкого. 

-Указываются глаголы, употребляющиеся в переносном значении.

Проецируется на экран  слайд 11  Текст  стихотворений не записывается

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далеких

Одинокий бег.

А. Фет 

На дворе гуляет непогода,

Ночь стоит темным -темна,

И совою пучеглазою

Из-за туч глядит луна.

Под окошком ветви яблони

Так и ходят ходуном,

И березка с дубом шепчется,

Как со старым колдуном.

П.Комаров

-  О чем эти стихотворения?

--Найдите глаголы. Укажите особенности употребления данных глаголов в этих стихотворениях. ( особенность- используются глаголы в переносном значении -метафоры)

ГЛАГОЛЫ ПОДЧЁРКИВАЮТ

ДВИЖЕНИЕ,

ДИНАМИКУ

--  Итак, о чем мы говорим сегодня на уроке? О глаголе и употреблении его в речи

ЗАПИШИТЕ ТЕМУ УРОКА. Глагол. Употребление форм глагола в речи. 

Сегодня на уроке мы обобщим  сведения о глаголе. Повторим правописание безударных личных окончаний глагола. Будем закреплять умение правильно писать и употреблять глаголы в речи

Урок проведем в виде просмотра журнала «ГЛАГОЛИЯ»

На первой  странице журнал предлагает   Орфоэпическую  разминку.

10. Орфоэпический разминка   Слайд 12

Спишите глаголы, поставьте ударение.

ЗвонИт, баловАть, премировАть, создалА, положил, повторит, поняла, прибыл, нажил, руководит, закУпорить, 

(Ударение у глаголов обычно падает на последний слог, в слове прибыл – на приставку)

-составьте с данными словами словосочетания ( устно -по очереди)

ПРОВЕРКА - по цепочке

11  Культура речи. Говорите правильно.

Внимание на экран.  Какие глаголы употребляет в речи Милославский?

 (фрагмент из к/ф «Иван Васильевич меняет профессию»

положИ  трубку, кладИ трубку

--Правильно употребляет глаголы?

-А как надо?

позвонИть- звонИт,

положИ-клади трубку

Объясните  различие в значениях слов

 -- Милославский Употребил в наше время ругательное слово .Однако оно произошло от слова «сволОчь»- «Собрать сено».

Сообщения обучающихся о вариантах форм и трудных случаях в выборе морфологических норм.

Сообщение 1 Формы повелительного наклонения.  Гулин Андрей  

12  Словарная работа  Слитно или раздельно?

Ненавидеть, несдобровать, негодовать, невзлюбить, недоумевать.

13. Графический диктант. Определите спряжение глагола.

 Взаимопроверка. Мыть(1), строить(2), гаснуть(1), тянуть(1), кашлять(1), любить(2) сеять(1), давить(2) , грузить(2) , сушит(2). 

1  Графический диктант. Определите спряжение глагола.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1 спр

+

+

+

+

+

+

+

+

2 спр

+

+

- Как определить спряжение глаголов с безударными личными окончаниями в настоящем и будущем времени? (Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определяют по неопределенной форме).

14  Какие глаголы относятся к I спряжению, а какие ко II.  (Работа по алгоритму)

Слайд (13)

Интересные  глаголы  – бежать, хотеть!

Проспрягайте глаголы

Бежать-1 вариант                                   Хотеть-2 вариант

1 л- я бегу                                                - я хочу

2  ты бежишь                                             ты хочешь

3 л-он бежит                                              он хочет

   Они бегут                                                они хотят

Во всех лицах, кроме одного, у него окончания II спряжения, как и положено таким глаголам. А вот в третьем лице множественного числа вдруг появляется окончание I спряжения. В грамматике этот глагол так и называется разноспрягаемый.

Сообщение 2 Формы глаголов настоящего и будущего времени  Лев Джемисюк

15     Самостоятельная работа.( Слайд 14)

Задание  

Исправьте ошибки, связанные с неправильным образованием форм глаголов.

1) Мой сосед броется электрической бритвой. (бреется)

2) Сосед жгёт костёр уже второй день. (жжёт)

3) Ты не берегёшь себя. (бережёшь)

4) Мы стригёмся в парикмахерской. (стрижёмся)

5) Мой знакомый ложит свою сумку куда попало. (кладёт)

6) Они давно не плотят за свет и газ. (платят)

7) Вы хочете спать? Так ляжьте! (хотите, лягте)

- В каком наклонении стоит последний глагол?

16  Использование фразеологизмов в речи.

 1) Игра  « Угадай словечко!»   (  Слайды 15-. 21)

Объяснить значение фразеологизмов, заменив их глаголами:

Вставлять палки в колеса -мешать,

Сесть в калошу-

Делать из мухи слона-

За двумя зайцами погонишься-

Водить за нос--

17  Впишите в пословицы глаголы ( устно):

--Кашу маслом …

--Выше головы…

--после драки кулаками…

18 Самостоятельная работа

                       Тест по теме «Правописание глаголов»

                            1 вариант

           1.      В каком варианте пишется Ь?

1)      делает...ся

2)      мне не нравит...ся

3)      будет строит...ся

4)      крапива жалит...ся

         2.      В каком слове пишется   буква И?

1)      ты бор...шься

2)      мы накол...м дров

3)      лицо пыш...т здоровьем

4)      мы высп...мся

         3.      В каком слове пишется буква Е?

1)      белье полощ...тся

2)      терп...шь боль

3)      никого не обид...т

4)      вы все предвид...те

         4.      В каком слове пишется буква Ю?

1)      они мел...т кофе

2)      крупы порт...тся

3)      они справ...тся

4)      занятия оконч...тся

         5.   B каком слове пишется буква Я?

1)      они распор...т швы

2)      родители хлопоч...т

3)      они ма...тся без дела

4)      дети стро...т дом из песка

     6.  В каком варианте глагол имеет суффикс -ОВА-?

1)      испыт...вать печаль

2)      приз...вать к примирению

3)      задум...ваться над своей судьбой

    4)      попроб...вать заглянуть в будущее

                                     2 вариант

1.      В каком варианте не пишется Ь?

1)      не могу взят...ся

2)      будет старат...ся

3)      не хочу злит...ся

4)      прут гнет...ся

           2.      В каком слове пишется буква И?

1)      куст вян...т

2)      все забуд...тся

3)      увид...л друга

4)      калачом не заман...шь

      3.  В каком варианте в глаголе пишется Е?

1)      война многих осирот...ла

2)      воздух нас опьян...л

3)      повесел...л ребят

4)      край обезлюд...л

      4.  В каком варианте в глаголе пишется Е?

1)      война многих осирот...ла

2)      воздух нас опьян...л

3)      повесел...л ребят

4)      край обезлюд...л

          5  В каком варианте пишется А?

1)      они ни на что не наде...тся

2)      они услыш...т твой голос

3)      всей правды тебе не скаж...т

4)      колыш...тся травы

6.  В каком варианте глагол имеет суффикс -ЫВА-?

1)      завед...вать отделом

2)      оправд...вать друга

3)      исповед...вать христианство

4)      завид...вать согласию

       19   ЗАДАНИЕ

  • От глаголов победить, убедить, очутиться, чудить, ощутить образуйте форму 1-го лица ед.числа.

Возможно ли это?

Как в случае необходимости употребления данных глаголов можно построить фразу?

  • Образуйте формы ед. и мн. числа повелительного наклонения от следующих глаголов:

глядеть, ехать, лазать, лезть, вылезать, лечь, трогать, положить.

Сообщение 3  Аксенов Алексей

20   Словарный диктант ( повторение)

Вставить пропущенные буквы. (У доски 2 уч-ся:  1-выписывает слова с чередованием  Е/И  другой - А/О)

Остальные обучающиеся выполняют в тетрадях задание на тему «Чередование гласных в корне слова»и Самопроверка).

Раст_рать, обм_кнуть в краску, загар. Стел…тся взр_стить, возг_раемость, зат_реть, оз_ренность, к_снуться, пром_чить, з_рька, выр_внять площадку, забл_стать, прим_риться.

          Самопроверка

Задания для всех

-.В выделенном слове, вы уже обратили внимание, – другая орфограмма в корне.

 А какие еще орфограммы есть  в этом слове?

           Рефлексия Подведение итогов урока

 1.     Доволен ли ты тем, как прошел урок?

2.     Было ли тебе интересно?

3.     Сумел ли ты получить новые знания?

4.     Был ли ты активен на уроке?

5.     Ты сумел показать свои знания?

   

На этом уроке мы с вами повторили одну из самых больших тем по морфологии, вызывающей затруднения при выполнении заданий на экзамене.. Углубили знания об  употреблении и роли глаголов в разных стилях речи

 Убедились, что русский язык богат глаголами, что дает возможность выражать мысли более точно, ярко, образно.

Глаголы подчеркивают действие, движение, динамику, слова-синонимы устраняют повтор, обогащают язык, делая его более выразительным).

    Изобразительная сила глагола - в динамике, в движении, в радости действия и достижении победы.

Д./З. Повт. правописание глаголов -упр. 252 (учебник Гольцовой)

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Употребление глаголов в речи

Урок русского языка в 5 классе...

Упражнение в употреблении глаголов в речи.

Конспект урока русского языка «Упражнения в употреблении глаголов в речи» проведен в 7-ом классе коррекционной школы VIII вида. Цели: учить школьников правильно употреблять глаголы в речи...

Употребление глаголов в речи

урок русского языка по теме "Употребление глаголов в речи"...

Употребление глаголов в речи

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе "Употребление глагола в речи"...

Урок" Употребление глаголов в речи".

Тип урока: урок обобщения и систематизации предметных знаний....

Презентация на тему "Особенности употребления глаголов в речи"

Презентация «Особенности употребления глаголов в речи» предназначена для работы в 10-11 классах в ходе подготовки к 6 заданию ЕГЭ по русскому языку, посвященному нормам образования форм слова. Отдельн...