Текст. Типы речи
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс)

Кафедра словесности Гимназии им. Е.М. Примакова

Конспект урока по теме:«Текст. Типы речи». 5 класс. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tipy_rechi_-_gazeta.docx52.92 КБ
PDF icon tipy_rechi._shablon.pdf123.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме:

«Текст. Типы речи»

5 класс

подготовила учитель

русского языка и литературы

Баркова В.В.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

№ п/п

Цель + что отрабатывается

Этап

УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ

Тип группового взаимодействия

Дидактический материал

Время на выполнение задания

Примечания

1.

Положительно настроить обучающихся на урок, распределить их на пары

Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок начнём с того, что постараемся найти свою пару по карточкам.

Обучающиеся разбиваются на пары путём поиска второй части названия разных газет и журналов и садятся на места по парам соответствии с найденными парами.

Парная работа

Карточки с частями наименований газет и журналов:

«Гимназический еженедельник»

«Школьный вестник»

«Общешкольный журнал»

«Интересное издание»

«Школьная правда»

«Умный гимназист»

«Хорошие оценки»

«Учебные дни»

«Интересная учёба»

4 мин

При нечётном количестве детей в классе делаем карточки с названием «Журнал о словесности»

КОНТРОЛЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

Как вы смогли соединить слова друг с другом? Что помогло определить свою пару?

Что получилось?

ЗАДАНИЕ НА АКТИВИЗАЦИЮ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ

Послушайте, какие ещё названия есть в классе. Что объединяет все названия пар? Что вам это напоминает? (названия газет и журналов)

2.

Научить правописанию словарных слов, отрабатывается орфографическая зоркость учащихся

Орфографическая работа

Сегодня мы с вами будем не просто заниматься русским языком, а делать это профессионально, как те люди, которые занимаются изданием газеты.

Что такое газета? Где можем уточнить наше определение?

(В словаре: ГАЗЕ́ТА, -ы, ж. Периодическое издание в виде больших листов, обычно еженедельное, посвящённое событиям текущей политической и общественной жизни.)

Какие вам известны профессии людей, которые трудятся над выпуском газет?

Фронтальная работа

Работа в тетрадях. Интерактивная доска с объяснением понятий.

КоРРеспондент (журналист) - автор текстов корреспонденций, заметок, статей) в газете, журнале, на радио и телевидении.

КоРРектор - работник типографии или издательства, занимающийся чтением и правкой текстов (исправлением ошибок)

РЕдактор - лицо, обрабатывающее и подготовляющее, редактирующее текст для печати или оформляющее издание.

3 мин

КОНТРОЛЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

Какие слова могут вызвать трудности при написании? Словарные слова (профессия, корреспондент, корректор, редактор - на интерактивной доске)

3.

Актуализировать и обобщить знания о тексте  (вспомнить основные понятия, связанные с текстом)

Актуализация опорных знаний

Сейчас мы с вами должны пройти проверку –можем ли мы быть журналистами? Нужно уметь создавать материалы для газеты. А газета состоит из…? Да, статей, т.е. текстов.

Откройте конверты и составьте целое из разрезанных частей.

Что получилось? Докажите, что перед вами текст. Что должно быть у текста? Какие важные элементы текста вы помните?

Парная работа

Текст, разрезанный на части (по предложениям)

3 мин

КОНТРОЛЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

+ЗАДАНИЕ НА АКТИВИЗАЦИЮ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ

Слушаем текст, который получился, готовимся продолжить ответ в любой момент. Все ли получилось? Были ли несовпадения?

(затем - текст на интерактивной доске) Еще раз проверьте правильность последовательности предложений в тексте. Докажите, что ваш вариант тоже возможен.

4.

Осознать особенности разных типов текста

Работа с текстом

Создавая текст, журналисты часто сталкиваются с проблемой выбора слов. Перед вами тексты с пропущенными словами. В группе заполните эти тексты словами, подходящими по смыслу.

Парная работа

 

Карточки с текстами разных типов речи с пропущенными в них словами.

1. Кошка почти вся ____________, лишь кое-где виднелись _______ пятнышки. Большое _________ пятно выделялось  на спине, а __________ - на кончике хвоста. У нее были большие ___________ глаза, почти изумрудные. На ушках -  кисточки, на лапках - выпущенные коготки.

2. __________ люди заводят кошек?Наверное, они любят животных и знают народные поверья. ________, кошки приносят удачу и оберегают дом от всего плохого. _________, кошка в доме - это к удаче и благополучию. _________, по преданию, они отгоняют злых духов. Вот какие таинственные животные - кошки.

3.  Мы ___________ в парк, ___________ на лавочку. К нам ________ кошка. Она испуганно __________ на нас, зашипела и _________ прочь. Видно, что-то её испугало. Она __________ лужу и ___________ на высокое дерево.

6 мин

КОНТРОЛЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

Что получилось? Какие слова вставили? Что общего в текстах? В чём заключается их различие?

ЗАДАНИЕ НА АКТИВИЗАЦИЮ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ

Во время выступления групп другие группы ставят плюсик рядом со своим словом в тексте, если оно совпадает полностью или по части речи.

5.

Уметь различать разные типы текстов

Определение темы работы. Актуализация опорных знаний

Мы, как журналисты, должны отлично разбираться в разных типах текста. Вспомним теоретическую информацию, заполнив пустую схему.

Групповая работа-

Пустая схема «Типы речи» (их названия и признаки)

5 мин

КОНТРОЛЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

Эксперт от группы выходит к интерактивной доске и заполняет одну строку таблицы.

ЗАДАНИЕ НА АКТИВИЗАЦИЮ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ

Дополните свои схемы информацией, которую представляют другие группы

6.

Закрепить знания учащихся о типах текста посредством творческой работы

Закрепление материала. Творческая работа

Мы прошли первый этап школы журналистики и готовы создать собственную газету. Придумайте название своей газеты и составьте три текста разных типов.

Расскажите другим группам о своих газетных страницах и о тех текстах, которые представлены на них.

Групповая работа

Каждая группа получает лист, представляющий собой страницу журнала с пустыми местами для текстов, клей, чтобы вклеить схему и тексты разных типов речи. (перед выступлением групп получают листы оценивания)

15 мин

(8 мин- подготовка текстов, 7 мин - выступления групп и взаимоконтроль)

КОНТРОЛЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

+ЗАДАНИЕ НА АКТИВИЗАЦИЮ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ

Участники других групп внимательно слушают и оценивают работу групп с помощью листов оценивания, затем кратко высказываются по поводу выступления групп

7.

Уметь производить оценку собственной деятельности

Рефлексия и подведение итогов

Расскажите нам, понравилось вам работать журналистами или нет. Над чем постоянно работают журналисты? Какие знания нужны для работы над изготовлением газеты?

Продолжите фразы

Сегодня мне понравилось…

На уроке было интересно, потому что ….

 Сегодня мне было трудно, так как …

Фронтальная работа

4 мин


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общее понятие о тексте и основных типах речи: рассуждение.

Тема .Общее понятие о тексте и основных типах речи: рассуждение. Цель урока:     1. Актуализация знаний учащихся, полученных  на прошлых уроках ( типы текстов, особенност...

Развитие речи. Повторение. Типы речи. Способы и средства связи предложений в тексте

Урок повторения и закрепления знаний типов речи и спобов связи предложений в тексте....

Текст.Типы речи

Презентация рекомендуется на уроки развития речи в 10 классе.В ней структурированы типы речи и перечислены особенности каждого из них....

Урок русского языка и литературы по теме "Текст. Признаки текста. Смысловые типы речи"

Урок направлен на развитие умения работать с текстом, совершенствовать письменную и устную речь обучающихся, способствует повышению мотивации к предмету....

Методическая разработка урока "Функционально-смысловые типы речи. Соединение в тексте различных типов речи"

Урок  предназначен для  студентов  СПО 2 курса, обучающихся  профессии "Повар,кондитер" .  ...

Фрагмент урока русского языка по теме "Структура текста. Типы речи"

Предсталена презентация фрагмента открытого урока. Подобные формы работы можно использовать не только на современных уроках русского языка, но на занятиях по развитию речи....