Текст.Типы речи
презентация к уроку по русскому языку (10 класс) на тему

Чуклай Татьяна Михайловна

Презентация рекомендуется на уроки развития речи в 10 классе.В ней структурированы типы речи и перечислены особенности каждого из них.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon tekst.tipy_rechi.ppt1.15 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Улетают журавли. 1.Покружили они над рекой, над родным болотом. 2. До свидания, до свидания, журавли! 3. В золотые осенние дни собирались к отлету журавли. 4. Через леса, через поля высоко в небе летят они на юг. 5. Мы слышим их прощальные голоса. 6. Стройными косяками полетели в дальние страны. Расставьте предложения в таком порядке, чтобы получился текст. Сколько абзацев в этом тексте?

Слайд 3

Улетают журавли. 3. В золотые осенние дни собирались к отлету журавли. 1.Покружили они над рекой, над родным болотом. 6. Стройными косяками полетели в дальние страны. 4. Через леса, через поля высоко в небе летят они на юг. 5. Мы слышим их прощальные голоса. 2. До свидания, до свидания, журавли!

Слайд 4

Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически, объединённых в целое темой и основной мыслью. Признаки текста: 1.Тематическое и композиционное единство частей. 2. Наличие грамматической связи (цепной или параллельной) 3.Смысловая цельность. 4. Относительная законченность.

Слайд 5

ТИПЫ РЕЧИ Повествование Описание Рассуждение Это тип речи, при помощи которого рассказывается о каких-либо событиях в их временной последовательности; сообщается о последовательно сменяющих друг друга действиях или событиях Это тип речи, при помощи которого изображается какое-либо явление действительности путем перечисления его постоянных или одновременно присутствующих признаков или действий Это тип речи, при помощи которого доказывается или объясняется какое-либо положение, мысль; говорится о причинах и следствиях событий и явлений, оценках и чувствах

Слайд 6

1.Композиционные особенности: экспозиция (обстановка, предшествующая началу действия); завязка (начало событий); развитие действия; кульминация (наивысший момент в развитии событий); развязка (конец события). 2. Грамматические особенности: преобладание глаголов в форме прошедшего времени совершенного вида , называющих конкретные действия (движение, речь и др.); использование деепричастий, деепричастных оборотов, наречий; слова и словосочетания, помогающие показать строгую последовательность действий во времени ( однажды, сначала, затем, сперва, еще, уже, а в это время, тогда и др.) ; характерна цепная связь. ПОВЕСТВОВАНИЕ

Слайд 7

Работа в парах. Проследите за развитием действий в отрывке из рассказа В.Шукшина «Гринька Малыгин». Можно ли этот отрывок назвать текстом? - Определите тип речи. - Определите композицию текста. - От какого лица ведётся повествование. - Определите грамматические особенности текста.

Слайд 8

План анализа повествовательного текста. 1.Коммуникативная цель: дать информацию о действиях и событиях. 2.Тема: о чем или о ком говорится в тексте. 3.Основная мысль. 4.Схема построения (композиция). 5.Грамматические особенности.

Слайд 9

Текст 1. Задание: сделать анализ текста-повествования. У корня виноградной лозы кто-то обронил семя, и выросло деревце. Пока оно росло и нуждалось в помощи, великодушная лоза не обижала его, делилась с ним пищей и водой. Но вот дерево стало большим. У него теперь такие корни, что оно уже не просит пищи, а берет , сколько ему нужно. Виноградная лоза потеснилась. Она привыкла обходиться малым, и того, что оставалось от соседа, вполне хватало ей, чтобы в свой срок налить грузные кисти винограда сладчайшим соком. Все бы хорошо, если бы дерево не отняло солнца у виноградного куста. Оно раскинуло над ним ветви, раскудрявило крону. Тут уж лоза не выдержала, попросила соседа не заслонять солнца. А дерево лишь плотнее сомкнуло над ней ветви. Но проходил срок, и лоза снова радовала глаз новыми гроздьями – она ведь привыкла обходиться малым. А дерево и сей час растет без помех, безраздельно захватив солнце, но что-то никто не помнит, чтобы оно завязывало на своих ветвях хоть один плод. ( Л.Гурунц.)

Слайд 10

Описание – это изображение какого-либо явления действительности путём перечисления и раскрытия его основных признаков. В тексте-описании изображаются, перечисляются признаки, отличительные приметы, характерные особенности людей, живых существ, предметов, событий, действий.

Слайд 11

Композиционные особенности начальная часть (представление предмета описания); основная часть (конкретизация предмета , выражение отношения автора к предмету); заключительная часть (возможна, но не обязательна) Грамматические особенности преобладание существительных и прилагательных; глаголы несовершенного вида; множество образных средств ( сравнение, метафора, олицетворение, эпитет, инверсия, антитеза, повтор слова и др.).

Слайд 12

План анализа описательного текста. 1.Тема: предмет описания. 2. Коммуникативная цель: дать информацию о предмете, то есть рассказать о его признаках, свойствах. 3. Основная мысль. 4. Схема построения. 5. Грамматические особенности.

Слайд 13

Рассуждение — это тип речи, при помощи которого доказывается или объясняется какое-либо положение, мысль; говорится о причинах и следствиях событий и явлений, оценках и чувствах (о том, что нельзя сфотографировать). Рассуждение — это мысли о мире, а не сам мир.

Слайд 14

Типичная композиция текстов-рассуждений включает: 1) тезис (мысль, требующую доказательства или опровержения); 2) обоснование (аргументы, доводы, доказательства, примеры); 3) вывод

Слайд 15

В текстах-рассуждениях особая роль принадлежит вводным словам, указывающим на связь мыслей, последовательность изложения (во-первых, во-вторых, итак, таким образом, следовательно, с одной стороны, с другой стороны) , а также подчинительным союзам со значением причины, следствия, уступки (для того чтобы, вследствие того чтобы, так как, хотя, несмотря на то что и т. д.) .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Строение текста типа рассуждения-доказательва" Презентация.

Подробная разработка урока русского языка в пятом классе по теме " Строение текста типа рассуждения-доказательства" с презентацией....

Работа над сочинением-рассуждением. Проблемы текста. Типы проблем.

Предлагается материал, который можно использовать для обучении написанию сочинения-рассуждения при подготовке к ЕГЭ в 10 - 11 классах....

Строение текста типа рассуждения

Урок изучения нового материала в 5классе по развитию речи со следующими задачами 1)познакомить учащихся со строением текста типа рассуждения,2) сформировать умение составлять собственные тексты подобн...

Текст. Типы и виды текстов.

Знакомство с текстом,его признаками,типами и видами....

Фрагмент урока русского языка по теме "Структура текста. Типы речи"

Предсталена презентация фрагмента открытого урока. Подобные формы работы можно использовать не только на современных уроках русского языка, но на занятиях по развитию речи....

Текст. Типы речи

Конспект урока по теме:«Текст. Типы речи». 5 класс. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний...