Урок в 5 классе «Предложение – основная единица речевого общения»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Дать понятие о предложении как основной речевой единице общения.

Основные понятия

«грамматическая основа», «подлежащее», «сказуемое», «словосочетание», «предложение».

Форма проведения урока

Урок «открытия» нового  знания

Учебник.  Русский язык. 5 класс. Учеб для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. [Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_v_ksvu.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА (5  КЛАСС).

Учитель: Чатурова Н.П.

Предмет

«Русский язык»

Класс

5

Тема урока

«Предложение – основная единица речевого общения» 

Цель урока:

Дать понятие о предложении как основной речевой единице общения. 

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • Научиться отличать предложение от других языковых единиц; видеть признаки предложения;
  • повторить понятия «главные члены предложения, «подлежащее», «сказуемое»;
  • научиться определять виды предложений по цели высказывания

Регулятивные: способность ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию, контролировать и оценивать свои действия, как по результату, так  и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение, применять методы информационного поиска.

Познавательные: умение выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы; умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение;

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; владение устной и письменной речью.

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности;

Условия реализации урока

Информационные ресурсы

Учебная литература

Оборудование

Учебник.  Русский язык. 5 класс. Учеб для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. [Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.

Компьютер, экран.

Основные понятия

«грамматическая основа», «подлежащее», «сказуемое», «словосочетание», «предложение».

Форма проведения урока

Урок «открытия» нового  знания

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

  1. Организационный момент.

Цель этапа: создание доброжелательной атмосферы, мотивация учащихся на определенный эмоциональный настрой.  

Приветствие, проверка готовности к уроку.

- Высказывание добрых пожеланий.

Здравствуйте, ребята! Хочу всем пожелать хорошего настроения, плодотворной работы на уроке

Регулятивные УУД:

  • эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

II. Актуализация знаний. Мотивация к учебной деятельности.

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для закрепления новых знаний», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося; включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

1.Подумайте, почему люди понимают или не понимают друг друга? С чем это связано? Посоветуйтесь  с соседом по парте и дайте обоснованный ответ

2.Прочитайте,пожалуйста, запись на слайде.(СЛАЙД)

 озеро, небольшой, около, охотники, полночь, сидеть, , у

-Что  перед нами?

- Какое задание можно выполнить с этими словами?

- Запишите число в тетради.

- Выполните задания: составьте словосочетания. Какие виды словосочетаний по главному слову у вас получились?  Устно дайте характеристику словосочетаниям.

- Какое получилось предложении?

Выполняют задание( собеседники иностранцы, один глухой и т.п. ). Самые значимые выделяются.

Слова.

Составить словосочетания и предложение.

У небольшого озера(именное, связь слов по смыслу и грамматически:при помощи окончания и предлога); сидели у озера(глагольное, по смыслу(где); и при помощи окончания и предлога)

Около полуночи охотники сидели у небольшого озера.

Коммуникативные УУД:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные УУД:

  • мобилизация внимания, уважение к окружающим.

Познавательные УУД:

  • Выдвижение гипотез и их обоснование.

III. Постановка учебной цели

 Цель этапа: формулирование  темы и учебной цели урока.

Создаёт проблемную ситуацию. Подводит к формулированию темы, целей и задач урока.

- Почему  то. Что было на слайде нам не понятно, а запись в тетради ясна?

- Вы  изучили на прошлом уроке наименьшую синтаксическую единицу – словосочетания.

 - Какую тему мы будем изучать сегодня на уроке?

- Для чего нужно предложение?

- Скорректируем тему и запишем в тетрадь

- А есть отличия словосочетания от предложения?

-  Какую цель мы должны поставить перед собой?

Предполагаемые ответы:

Слова в  словосочетаниях и предложении связаны по смыслу. Не любой набор слов может передать информацию в понятной форме.

- Предложение.

С давних времен предложение служит человеку в качестве выражения законченной мысли или словесного озвучивания чувств.

Предложение – основная единица речевого общения.

- Словосочетания имеют главное и зависимое слова. Предложение имеет грамматическую основу, состоящую из двух главных членов предложения или из одного. Имеет смысловую и интонационную законченность.

-  Дать определение предложению.Вспомнить  и запомнить отличительные признаки предложения; учиться находить грамматическую основу предложений.

Коммуникативные УУД:

  • умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса.
  • достижение договоренностей и согласование общего решения.

Регулятивные УУД:

  • постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоенного и нового материала;
  • умение планировать и оценивать свои действия;
  • умение выявлять, что уже усвоено, а что подлежит усвоению.

Познавательные УУД:

  • умение анализировать языковой материал;
  • поиск и выделение необходимой информации.

IV. Объяснение нового материала

Цель этапа: обеспечение восприятия и осмысление нового материала.

Cоздание проблемной ситуации.

1. Работа с текстом упр.453, с.90

 Прочитайте задание. Как бы вы ответили? Обсудите с соседом по парте и дайте ответ.

Обратите внимание на слово «лёжка». В каком значении дано это слово? Прочитайте. А вы знаете еще значения этого слова? (слайд) ( Лежка  - процесс действия от глагола лежать.1.Долгое хранение чего-либо( обычно о продуктах. Плодах, которые должны вылежаться, чтобы приобрести необходимые качества)

2.сильно болеть. Лежать в лежку болея. Долгое лежание.

-Чем отличаются три строчки? Какие единицы языка служат для того, чтобы называть явления действительности? Какие используются для сообщения  какой-либо информации о них?

- Какая из единиц языка содерцит больше информации6 словосочетание или предложение?

-Давайте сделаем первый вывод по теме урока. Что такое  предложение и какой первый отличительный признак предложения ?Для чего оно служит?( После проговаривания вывести на слайд)

- Как связаны слова в словосочетании? А в предложении?

- делаем второй вывод(вывести на сайд)

-что является грамматической основой предложения?

- выпишите из предложений грамматические основы.

Делаем вывод:предложение имеет грамматическую основу(вывести на слайд)

Может ли предложение состоять из одного слова?

_ Прочитайте предложения из этого упр. Образуют ли они текст? Докажите.

_ Стоит точка. Значит, предложение обладает интонационной законченностью.

- как в устной речи это проявляется? (понижением голоса), а в письменной(знаки завершения- точка, ?!...)

Вывод: предложение имеет интонационную законченность(слайд)

 

Первые две подписи – предметы и животные. Третья подпись – события, которые просходят с этими предметами и явлениями.

Медведь, ….- слова

Предложение.

Предложение- основная единица языкового общения. Оно служит для сообщения разнообразных явлений действительности, выражения мыслей, чувств.

От слова к сову можно задать вопрос(смысловая связь), грамматическая при помощи окончаний и предлогов

 Слова в предложении связаны по смыслу и грамматически

- Подлежащее отвечает на вопросы кто? что? Подлежащее выражено в предложении разными частями речи: именем существительным, местоимением, именем числительным; подлежащее подчеркивается одной линией.

- Сказуемое  главный член предложения, который отвечает на вопросы что делает предмет? каков он?  В предложении подчеркиваем двумя линиями.

Читают. Отмечают правильность.

Можно озаглавить, все предложения связаны между собой по смыслу. Можно определить тему, тип речи. Стиль. В конце каждого предложения стоит точка.

Познавательные УУД:

  • извлечение необходимой информации и ее использование, постановка и формулирование проблемы.

Коммуникативные УУД:

  • аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Регулятивные:

  • Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению).

V. Физкультминутка.

Цель этапа: снятие напряженности и усталости

- Ребята, а сейчас отдохнем и выполним физкультминутку.

Поднимает руки класс – это раз.

Повернулась голова – это два.

Руки вниз, вперед смотри – это три.

Руки в стороны пошире развернули на четыре.

С силой их к плечам прижать – это пять.

Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

Выполняют физкультминутку вместе

 с учителем.

VI. Закрепление изученного материала

Цель этапа: проговаривание и закрепление новых знаний, выявление первичного осмысления изученного материала.

Работа с учебником.

1. Чтение теоретического материала стр. 91, 92

  • Анализ языкового материала.
  • Вывод

2. Выполнение упр. № 455 (стр. 92) устно

Какие знаки препинания вы поставили? С какой целью произносятся эти предложения? К слову рассказать подберите синоним. Повествовать.

-составьте вопрос к этому тексту.  У вас получилось предложение? Какова цель вашего предложения? Мы с вами сейчас произнесли два вида предложений по цели высказывания.

- определите, какие виды предложений по цели высказывания можно выделить?

А моя просьба тоже прозвучала в виде предложения. Что же это за вид по цели? (я попросила, побудила вас к действию)

- вы просто молодцы! С какой интонацией я произнесла это предложение?

- здорово. А это?

-по эмоциональной окраске можно выделить два вида предложений – восклицательные и невосклицательные( на слад)

Самостоятельная работа

Посмотрите на слайд. Перед вами текст, состоящий из повествовательных предложений. Добавьте в него вопросительные и побудительные предложения, чтобы рассказ получился «ярким».

Невидимки бывают не только в сказках. В небе плывут облака.Их несет невидимка – ветер и воздух. За невидимками следят метеорологи. Везде у них есть метеорологические станции, где метеорологи наблюдают за погодой.

  Во втором предложении подчеркните грамматическую основу.

Расскажите о предложении на примере одного предложения.

Работа с учебником.

Читают теоретический материал 

1. Чтение теоретического материала

    стр. 91, 92

  • Анализируют языковой материал.
  • Делают выводы

Рассказать нам о Москве.

Спросить.

Повествовательные, вопросительные

Побудительные(вывести на слайд)

Регулятивные УУД:

  • умение осуществлять проверку знаний, сверяясь с эталоном;
  • коррекция;
  • контроль и оценка процесса и результатов деятельности, подведение итогов.

Личностные УУД:        

  • самоопределение.

VII.  Домашнее задание

Цель этапа: настроить учащихся на самостоятельную работу по изученной теме.

Задаёт домашнее задание:

- выучить теоретический материал стр.90, 91;

- выполнение упр. № 454 (стр. 93) (письменно)

Составить опросник по теме урока(10 вопросов)

 Записывают домашнее задание в дневники.

VIII. Итог урока. Рефлексия.

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

Комментирование оценок.

Отвечают на вопросы:

  1. Сегодня мы узнали о …
  2. Теперь я могу…
  3. Я научился…
  4. Мне было трудно…
  5. Своей работой я ….

Регулятивные УУД:

  • саморегуляция осознание качества и уровня усвоения знаний;

Личностные УУД:

  • оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности

Коммуникативные УУД:

  • умение выражать свои мысли.
  • инициатива в выборе задачи, поиск и сбор информации.

+ / -

+ / -

1.На уроке я работал

хорошо

плохо

2.Своей работой на уроке я

доволен

не доволен

3.Урок для меня показался

коротким  

длинным

4.За урок я

не устал

устал

5.Мое настроение

стало лучше

стало хуже

6.Материал урока мне был

понятен

не понятен

7.Домашнее задание мне кажется

легким

трудным

Использованные источники:

1. Русский язык. 5 класс. – Харьков: «Веста»: издательство «Ранок», 2002.  – стр. 304

2. Учебник.  Русский язык. 5 класс. Учеб для общеобразоват. организаций. В 2 ч. [Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение говорению на уроках английского языка с использованием ситуаций речевого общения

Методические рекомендации по обучению говорению на уроках английского языка с использованием ситуаций речевого общенияСоставитель: Соловьева Татьяна Викторовна, учитель английского языка.Методич...

Развитие коммуникативной компетенции на уроках английского языка через создание ситуаций речевого общения

В современной массовой школе существует противоречие между объективно возрастающими требованиями, предъявляемыми новыми стандартами к решению проблем развития коммуникативной компетенции учащихс...

Методическая разработка урока по биологии «Клетка -основная единица живого. Строение клетки»

Технологическая катра урока по биологии , 5 класс по теме ""Клетка-основная единица живого. Строение клетки"...

методическая разработка "Уро биологии. 7 класс. "Вид - основная единица систематики"

Материал предствлен технологическкой артой урока по теме "Вид - основная еденица систематики" (биология 7 класс). Соответствует УМК "Линия жизни" издательства "Просвещение&quo...

Русский язык. ФГОС. «Предложение – основная единица речевого общения». 5 класс. Учебник. Русский язык. 5 класс. Учеб для общеобразоват. организаций. В 2 ч. [Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.

Конспект урока. ФГОС. "Предложение - основнаяединица речевого общения". 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. [ Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Глазков А. В.]. - 3-е. изд. - М.: ...

10 класс.рабочая программа.Русское речевое общение

Шаталова В.М. Культура русского речевого общения. Учебное пособие для учащихся 10–11 классов общеобразовательных учреждений Московской области. – М.: Изд-во МГОУ, 2004 г....

Технологическая карта урока закрепления знаний в 5 классе "Предложение — основная единица речевого общения"

Технологическая карта урока закрепления новых знаний по ФГОС в 5 классе...