Русский язык. ФГОС. «Предложение – основная единица речевого общения». 5 класс. Учебник. Русский язык. 5 класс. Учеб для общеобразоват. организаций. В 2 ч. [Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Конспект урока. ФГОС. "Предложение - основнаяединица речевого общения". 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. [ Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Глазков А. В.]. - 3-е. изд. - М.: Просвещение, 2014г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_5_klass_predlozhenie.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА (5  КЛАСС).

Учитель: Юнусова А.Э.

Предмет

«Русский язык»

Класс

5

Тема урока

«Предложение – основная единица речевого общения» 

Цель урока:

вспомнить отличительные признаки предложения; учить находить грамматическую основу предложений 

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • повторить понятия «главные члены предложения, «подлежащее», «сказуемое»;
  • усвоить алгоритм нахождения подлежащего и сказуемого, выраженных разными способами;
  • научиться находить грамматическую основу предложения.

Регулятивные: способность ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию, контролировать и оценивать свои действия, как по результату, так  и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение, применять методы информационного поиска.

Познавательные: умение выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы; умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение; использование общих учебных  умений; развивать навыки исследовательской деятельности

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; владение устной и письменной речью.

Практическое освоение обучающимися основ исследовательской деятельности, практическое освоение методов познания, умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности;

Условия реализации урока

Информационные ресурсы

Учебная литература

Оборудование

Учебник.  Русский язык. 5 класс. Учеб для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. [Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.

Компьютер, экран.

Основные понятия

«грамматическая основа», «подлежащее», «сказуемое», «словосочетание», «предложение».

Форма проведения урока

урок систематизации знаний

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

  1. Организационный момент.

Цель этапа: создание доброжелательной атмосферы, мотивация учащихся на определенный эмоциональный настрой.  

Приветствие, проверка готовности к уроку.

- Высказывание добрых пожеланий.

- Организация самопроверки д/з.

- Запись числа и «Классной работы».

Здравствуйте, ребята! Хочу всем пожелать хорошего настроения, плодотворной работы на уроке. Ребята, а что пригодится нам для успешной работы на уроке? Конечно, внимание, желание узнать новое, активность.

Проводят самопроверку д/з

Делают записи в тетрадях (число, «Классная работа»)

Регулятивные УУД:

  • эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

II. Актуализация знаний. Мотивация к учебной деятельности.

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для закрепления новых знаний», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося; включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Тренировочные задания.

1. Со следующими словами образовать словосочетания, раскрывая скобки.

(Чистый) голосом;  зайти в (квартира); вписать в (список) речка в (лес); на (нижний) этаж; цветы (ландыш).

2. «Найти  третье лишнее». Записать только словосочетания, объяснить, почему «третье – лишнее».

Раскрыта книга; тетрадь на столе; брат пишет.

Вечер тих; сильный ветер; следы на снегу.

Говорю с тобой; короткая беседа; звенит звонок.

Выполняют задания.

Коммуникативные УУД:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные УУД:

  • мобилизация внимания, уважение к окружающим.

Познавательные УУД:

  • Выдвижение гипотез и их обоснование.

III. Постановка учебной цели

 Цель этапа: формулирование  темы и учебной цели урока.

Создаёт проблемную ситуацию. Подводит к формулированию темы, целей и задач урока.

- Чем являются «лишние слова»?

- Мы  изучили на прошлом уроке наименьшую синтаксическую единицу – словосочетания. О чём пойдёт речь на уроке?

- Чем отличается словосочетание от предложения?

- Какую тему мы будем изучать сегодня на уроке?

- Как вы думаете, для чего нам необходимо, как можно больше узнать о предложении и его главных членах?

-  Какую цель мы должны поставить перед собой?

- Что мы должны «знать» и уметь», чтобы достичь поставленной цели?

- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

Предполагаемые ответы:

- «Лишние слова» - это не словосочетания, a предложения.

- О предложениях.

- Словосочетания имеют главное и зависимое слова. Предложение имеет грамматическую основу, состоящую из двух главных членов предложения или из одного. Имеет смысловую и интонационную законченность.

- Вспомнить отличительные признаки предложения; учиться находить грамматическую основу предложений.

- «Предложение – основная единица речевого общения» (с помощью учителя формулируют тему, записывают её в тетради).

Коммуникативные УУД:

  • умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса.
  • достижение договоренностей и согласование общего решения.

Регулятивные УУД:

  • постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоенного и нового материала;
  • умение планировать и оценивать свои действия;
  • умение выявлять, что уже усвоено, а что подлежит усвоению.

Познавательные УУД:

  • умение анализировать языковой материал;
  • поиск и выделение необходимой информации.

IV. Объяснение нового материала

Цель этапа: обеспечение восприятия и осмысление нового материала.

Cоздание проблемной ситуации.

1. Работа с текстом.

Списать, вставить пропущенные буквы, подчеркнуть грамматическую основу предложения.

- Назовите в каждом предложении его грамматическую основу.

- Почему возникли затруднения при выполнении задания?

- Исправим ошибки, допущенные вами при нахождении подлежащего и сказуемого

Постановка проблемы.

- Достаточно ли полученных ранее знаний для выполнения подобных знаний?

2. Работа с предложениями.

2. Дописать пословицы, подставив нужное по смыслу слово. Подчеркнуть грамматическую основу предложения.

- В каких предложениях будет только один главный член?

3. Подведение к формулированию основных определений по теме урока.

- Что  вы знаете о подлежащем и сказуемым?

- На какие вопросы отвечает подлежащее?

- Какой частью речи выражается?

- В каком падеже стоит подлежащее?

- Как графически выделяется в предложении?

- На какие вопросы отвечает сказуемое?

- Какой частью речи выражается?

- Как графически выделяется в предложении?

- Что мы еще должны узнать о главных членах предложения?

1. Работа с текстом.

Чуть бре…жит рассвет. На листья бл…стят капли росы. Туманное  летнее утро об…щает теплым день. Поселок еще не проснулся. Я вых…жу на крыльцо и вдыхаю свеж…й воздух утра. Мир вокруг свеж и умыт.

Предполагаемые ответы.

2. Работа с предложениями.

Смелость города… . Правда в огне не горит и в воде… . Долг платежом… . Цыплят по осени … . Много будешь знать, скоро … . Слезами … не поможешь.

Слова для справок: красен, берёт, считают, состаришься, не тонет, горю,  полнится.

Предполагаемые ответы.

- Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.

- Подлежащее отвечает на вопросы кто? что? Подлежащее выражено в предложении разными частями речи: именем существительным, местоимением, именем числительным; подлежащее подчеркивается одной линией.

- Сказуемое  главный член предложения, который отвечает на вопросы что делает предмет? каков он?  В предложении подчеркиваем двумя линиями.

Познавательные УУД:

  • извлечение необходимой информации и ее использование, постановка и формулирование проблемы.

Коммуникативные УУД:

  • аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Регулятивные:

  • Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению).

V. Физкультминутка.

Цель этапа: снятие напряженности и усталости

- Ребята, а сейчас отдохнем и выполним физкультминутку.

Поднимает руки класс – это раз.

Повернулась голова – это два.

Руки вниз, вперед смотри – это три.

Руки в стороны пошире развернули на четыре.

С силой их к плечам прижать – это пять.

Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

Выполняют физкультминутку вместе

 с учителем.

VI. Закрепление изученного материала

Цель этапа: проговаривание и закрепление новых знаний, выявление первичного осмысления изученного материала.

- Организует выполнение заданий

Задание 1.  «Собери предложения»:

«Кулик! Кулик! – восклицает она.

A кукушка в ответ обещает ей что-то.

Длиннохвостая птица летит над болотом.

И опять над болотом стоит тишина.

Задание 2. Работа с текстом.

Списать текст, вставляя пропущенные буквы и определяя границы предложений. Подчеркнуть в предложениях грамматическую основу.

      Слоны идут купат…ся они долго плавают в р…ке ни один сухопутный зверь так (не) любит воду слонихи моют своих к…призных д…тей сл…ненок кричит но мамаша вытаскивает его в воду она пол…вает и массирует ему спину хоботом потом сл…ниха посыпает сына (с)верху землей и п…ском.

Работа с учебником.

1. Чтение теоретического материала стр. 91, 92

  • Анализ языкового материала.
  • Вывод

2. Выполнение упр. № 453 (стр. 90) (устно).

3. Выполнение упр. № 455 (стр. 92) (письменно).

Проверка по образцу с экрана с проговариванием в речи.

Составляют четверостишие из предложенных строф, записывают в тетради, подчёркивают грамматические основы.

Работают с текстом. Выполняют задания. Комментируют пропущенные орфограммы, определяют границы предложений, подчеркивают грамматические основы.

Работа с учебником.

Читают теоретический материал 

1. Чтение теоретического материала

    стр. 91, 92

  • Анализируют языковой материал.
  • Делают выводы

2. Выполнение упр. № 453 (стр. 90) (устно).

3. Выполнение упр. № 455 (стр. 92) (письменно).

Регулятивные УУД:

  • умение осуществлять проверку знаний, сверяясь с эталоном;
  • коррекция;
  • контроль и оценка процесса и результатов деятельности, подведение итогов.

Личностные УУД:        

  • самоопределение.

VII.  Домашнее задание

Цель этапа: настроить учащихся на самостоятельную работу по изученной теме.

Задаёт домашнее задание:

- выучить теоретический материал стр.90, 91;

- выполнение упр. № 456 (стр. 93) (письменно).

 Записывают домашнее задание в дневники.

VIII. Итог урока. Рефлексия.

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

Комментирование оценок.

Отвечают на вопросы:

  1. Сегодня мы узнали о …
  2. Теперь я могу…
  3. Я научился…
  4. Мне было трудно…
  5. Своей работой я ….

Регулятивные УУД:

  • саморегуляция осознание качества и уровня усвоения знаний;

Личностные УУД:

  • оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности

Коммуникативные УУД:

  • умение выражать свои мысли.
  • инициатива в выборе задачи, поиск и сбор информации.

+ / -

+ / -

1.На уроке я работал

хорошо

плохо

2.Своей работой на уроке я

доволен

не доволен

3.Урок для меня показался

коротким  

длинным

4.За урок я

не устал

устал

5.Мое настроение

стало лучше

стало хуже

6.Материал урока мне был

понятен

не понятен

7.Домашнее задание мне кажется

легким

трудным

Использованные источники:

1. Русский язык. 5 класс. – Харьков: «Веста»: издательство «Ранок», 2002.  – стр. 304

2. Учебник.  Русский язык. 5 класс. Учеб для общеобразоват. организаций. В 2 ч. [Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме "Основные единицы синтаксиса" 8 класс

Презентация содержит теоретический материал, задания разного уровня сложности, задания для поготовки к ОГЭ, а также позваляет интегрировать в урок изучение литературы....

Русский язык. Конспект урока. Части речи. 5 класс.Учебник. Русский язык. 5 класс. Учеб для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. [Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.

Конспект урока. Предмет "Русский язык". 5 класс. Тема: "Повторение. Части речи". Учебник. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. [ Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Гл...

Технологическая карта урока по теме «Треугольники» Урок в 5 классе по теме «Треугольники и их виды» Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Г.В. Дорофеев,И.Ф.Шарыгин и др.

Технологическая карта урока по теме «Треугольники»  Урок в 5 классе по теме «Треугольники и их виды» Учебник: Математика.  5 класс: учеб. для общеобразоват. организац...

Технологическая карта урока закрепления знаний в 5 классе "Предложение — основная единица речевого общения"

Технологическая карта урока закрепления новых знаний по ФГОС в 5 классе...

Урок в 5 классе «Предложение – основная единица речевого общения»

Дать понятие о предложении как основной речевой единице общения.Основные понятия«грамматическая основа», «подлежащее», «сказуемое», «словосочетание», &l...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по русскому языку для 5 класса 2018-2019 учебный год. Учебник русского языка, авторы: Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, М.Т. Баранов.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  по русскому языку для 5 класса 2018-2019 учебный годПрограмма расчитана для 5 классов на 170 часов. В ней прописаны все контрольные уроки, уроки развития реч...

Тематическое планирование к рабочей программе по учебному предмету «Русский язык» (ФГОС, уровень основного общего образования) УМК Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, С.Г. Бархударов 5 класс

Тематическое планированиек рабочей программе по учебному предмету «Русский язык»(ФГОС, уровень основного общего образования)УМК Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, С.Г. Бархударов5 класс...