Исследовательский проект 5 класс "Фразеологизмы"
проект по русскому языку (5 класс)

Белоусова Светлана Евгеньевна

Исследовательская деятельность осуществлялась учащимися 5 класса.Тема исследования-фразеологизмы. В настоящее время возникла проблема отсутствия знаний о фразеологизмах, и сейчас она стоит особенно остро, потому что выпускники 9 и 11-х классов сдают ГИА и ЕГЭ, в контрольно-измерительных материалах которых есть задания, требующие знания фразеологизмов. Оказалось, что многие из старшеклассников с большим трудом находят фразеологические обороты в тексте, не понимают их значение, не умеют их употреблять в речи. Фразеологические обороты - особый пласт русского языка, часть культуры нашего народа, - должны возвратиться в нашу речь и обогатить её.

Таким образом, определилась цель проекта: проводя определённые исследования в области языкознания, изучать природу фразеологизмов и учиться на примере русских народных сказок и произведений русских писателей-классиков употреблять фразеологизмы в своей речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon issledovatelskiy_proekt_5_klass_frazeologizmy.zip56.09 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

Название,   тип проекта

Исследовательский проект "Фразеологизмы как средство выразительности речи".

Авторы, класс

5 Г

Предметы, знания которых используются (углубляются в ходе проекта)

Литература, русский язык

Ключевая проблема

Многие учащиеся не знают значение фразеологизмов, не видят их в тексте, не умеют  употреблять в речи

Цели проекта

1.Показать природу фразеологизмов и учиться на примере русских народных сказок и произведений русских писателей-классиков употреблять фразеологизмы в своей речи, представить источники происхождения фразеологизмов;

2.познакомиться с фразеологическими словарями русского языка; представить свой словарь фразеологизмов;

Задачи проекта

1.Произвести поиск необходимой языковой информации о фразеологизмах;

2.выяснить источники происхождения фразеологизмов;

3.познакомиться с фразеологическими словарями русского языка;

4.составить свой словарь фразеологизмов;

Краткое описание идеи проекта

Основополагающий вопрос проекта: зачем нужны фразеологизмы в языке?

Этапы работы над проектом:

 

  • Разработка проектного задания

1. Класс делится на 4 группы, которые получают задания

1 группа - исследовать данные науки о фразеологизмах; изучить источники фразеологизмов;

2 группа - социологический опрос учащихся, учителей, родителей;

3 группа - исследовательская работа; объект исследования: русские народные сказки, произведения И.А. Крылова, Н.В.Гоголя;

4 группа - изучение словарей фразеологизмов; подбор фразеологизмов-синонимов, антонимов, омонимов.

 2. Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе, определение источников (найти в Интернете, спросить дома, воспользоваться энциклопедиями)

  • Сбор и уточнение информации, анкетирование
  • Обсуждение со школьниками возможных источников информации,
  • Самостоятельная работа групп
  • Консультации учителя.

  • Осуществление результатов.

Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе

  • Оценка результатов (анализ выполнения проектных заданий)

Ученики участвуют в подготовке к представлению материала на уроке-презентации.

  • Проведение урока "Роль фразеологизмов в нашей речи".

Учащиеся усвоили значение понятия "фразеологизм", познакомились с источниками фразеологизмов русского языка, с фразеологическими словарями.

  • Создали презентацию о фразеологизмах.
  • Составили словарь фразеологизмов.
  • Работали с фразеологизмами-омонимами, синонимами, антонимами.
  • Узнали историю происхождения многих фразеологизмов.

Продукт проекта

Словарь фразеологизмов, презентация о фразеологизмах.

Возможности использования проекта

1.Данный проект могут использовать в своей работе учителя для формирования навыков самостоятельной работы с большими объемами информации;

2.Оказывать помощь в осознании значения фразеологизмов, формировать умения применять их в речевой ситуации;

3.Обучать краткому изложению своих мыслей устно и письменно.

Возможные точки роста проекта

1.Продолжить составления словаря фразеологизмов.

2.Исследовать большие объемы текстов с целью выявления в них фразеологизмов и выявления их роли в тексте.

 Источники информации

1. В.П. Жукова, А.В. Жукова. Школьный фразеологический словарь русского языка. М.: "Просвещение". 1983.

2. Розенталь Д.Э. и др. Русский язык для школьников 5-9 классов. Путешествие в страну слов. Учебное пособие. М.: Дрофа, 1995.

4. Фёдоров А.И. Фразеологический словарь русского литературного языка: ок. 13 000 фразеологических единиц. М.: Астрель: АСТ, 2008.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы проектирования (модули: исследовательский проект, социальный проект, бизнес-план) 10-11 класс

Основы проектирования - программа для 10-11 классов. Модули: "Исследовательский проект", "Социальный проект" и "Бизнес - план"....

Выступление на занятии «мастер-класс» № 2 Тема: Теоретические аспекты и практическая значимость метода «исследовательские проекты с применением ИКТ» на уроках географии и во внеурочное время в развитии творческо-исследовательских способностей учащихся.

Выступление на "Мастер -класс" по теме "Теоретические аспекты и практическая значимость метода «исследовательские проекты с применением ИКТ» на уроках географии и во внеурочное время в развитии творче...

Исследовательский проект на тему "Водохранилище "Волжская ГЭС им. В.И. Ленина"" с применением технологий проблемно-исследовательского обучения на уроках географии

Современное общество предъявляет достаточно высокие требования к уровню и качеству образования. В связи с этим одним из главных направлений образовательного курса современной школы является прак...

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА “ Яшь эзтабарлар”түгәрәге кысаларында “352 нче Орша дивизиясе эзләреннән” темасына эзләнү-тикшеренү проекты. Исследовательский проект “ По следам 352 ой Оршанской дивизии” в рамках кружка “ Юный следопыт

Актуальность проектаАктуальность этого проекта определяется тем, что, в 90-е годы прошлого столетия в России произошли как важные, позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период кр...

Формирование исследовательской культуры обучающихся, создание условий для реализации исследовательских проектов

Работа над научным исследованием формирует у учащихся новые качества – широту кругозора, видение проблем и определенную системность, логичность мышления, что пригодится им не только в дальнейшей научн...

Формирование проектно-исследовательской компетентности учащихся. Работа над исследовательскими проектами.

Современный мир предъявляет к выпускнику школы высокие требования: обладание высокой степенью компетентности, творческой подготовленности к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности. Поэто...

Исследовательский проект участника конкурса научно-исследовательских работ "Старт в науке".

Конкурс научно-исследовательских работ. Предмет «русский язык».Тема проекта: «Приёмы словообразовательной языковой игры на материале повести-сказки Э.Н. Успенского «М...