кулинарный урок
методическая разработка по русскому языку (7 класс)

Хасплатова Эсфира Эмиргамзаевна

Одна и две н в суффиксах страдательных причастий

план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тип урока: интегрированный - закрепление изученного материала. Практикум

 

 

 

Цель урока: создание комфортных условий для  развития  и  обучения  учащихся в  зоне их  ближайшего развития, сохранения  здоровья  учащихся

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kulinarnyy_urok.docx26.22 КБ

Предварительный просмотр:

Одна и две н в суффиксах страдательных причастий

план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему  

 

Тип урока: интегрированный - закрепление изученного материала. Практикум

 

Цель урока: создание комфортных условий для  развития  и  обучения  учащихся в  зоне их  ближайшего развития, сохранения  здоровья  учащихся

 

Задачи урока:

Образовательные:

·         Обучающая:  закрепить  правила правописания «Н и НН в суффиксах страдательных причастий»; вырабатывать  навык  различать причастия и отглагольные прилагательные.

·         Воспитательная: воспитывать наблюдательность и привычку к самопроверке.

Развивающая:  развивать логическое мышление, внимание, любознательность и познавательный интерес к предмету,  творческие  способности  учащихся.

Деятельно - коммуникативные:

·         закреплять навык работы в паре, в коллективе;

·         закреплять навык работы с книгой, со словарём, тетрадью.

Ценностно - ориентированные:

·         прививать желание изучать русский  язык;

·         через проведение релаксационных пауз учить следить за своим здоровьем, снимать  утомляемость.

 

Методы обучения:

проблемный;

объяснительно-иллюстративный;

частично-поисковый;

словесно-логический.

 

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

фронтальная;

индивидуальная;

работа в паре.

 Конспект  урока  по  русскому  языку в 7 классе

Тема: «Правописание Н и НН в страдательных причастиях»

                                                                                                                                                                                                       

Тип урока: интегрированный - закрепление изученного материала. Практикум

Цель урока: создание комфортных условий для  развития  и  обучения  учащихся в  зоне их  ближайшего развития, сохранения  здоровья  учащихся

Задачи урока:

Образовательные:

● Обучающая:  закрепить  правила правописания «Н и НН в суффиксах страдательных причастий»; вырабатывать  навык  различать причастия и отглагольные прилагательные.

● Воспитательная: воспитывать наблюдательность и привычку к самопроверке.

● Развивающая:  развивать логическое мышление, внимание, любознательность и познавательный интерес к предмету,  творческие  способности  учащихся.

Деятельно - коммуникативные:

● закреплять навык работы в паре, в коллективе;

● закреплять навык работы с книгой, со словарём, тетрадью.

Ценностно - ориентированные:

● прививать желание изучать русский  язык;

● через проведение релаксационных пауз учить следить за своим здоровьем, снимать  утомляемость.

Методы обучения:

● проблемный;

● объяснительно-иллюстративный;

● частично-поисковый;

● словесно-логический.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

● фронтальная;

● индивидуальная;

● работа в паре.

Применяемые в данной разработке педагогические технологии: здоровьесберегающие технологии (физминутка для глаз, самомассаж, смена видов деятельности на уроке), технология развития  мышления, технология оценивания образовательных достижений, работа в «малых группах», технология разноуровневого обучения, технология проблемного обучения, ИКТ.

Оборудование: мультимедиа-проектор, интерактивная доска, компьютер, программные средства Microsoft Power Point, Microsoft Word , средства  ИКТ, учебник, раздаточный  дидактический  материал, смайлики для самооценивания.

Ход урока

1. Организационный момент

- Ребята, проверьте готовность к уроку. Сделайте необходимые записи в тетради: число, классная работа. Тему урока мы сформулируем чуть позже. А пока внимание на доску.

   Слайд № 1

Учитель читает стихотворное произведение Б. Пастернака «Во всем хочу дойти до самой сути»

● Ребята, в чем основная мысль стихотворения Б. Пастернака?

(Человек каждый день совершает маленькие открытия, но постичь их настоящую истину возможно только лишь своим собственным трудом и упорством).

● А хотелось бы и вам  «свершить свои открытия на уроке»?

● Хотелось бы хоть раз «дойти до самой сути»?

● Тогда в путь. У нас сегодня необычная форма урока: урок-путешествие. Конечно же, мы никуда не поедем, а совершим очередное путешествие по просторам Русского языка,  по стране Причастий. У вас на партах есть листки самооценки, в течение урока не забывайте оценивать свою работу: за каждый правильный ответ – 1 балл.

2. Актуализация знаний

● Чтобы я на 100 процентов была уверена в вашей готовности, давайте поиграем в игру «Верю – не верю»  (или потопаем - похлопаем)

 

1. Причастия могут быть страдательными и действительными. НЕТ? ДА?

2. Страдательное причастие – это причастие, в котором субъектом является тот же предмет, который сам над собой совершает действие, НЕТ? ДА?

3. -Т-, -ЕНН-(-ЁНН-), -НН- – это морфемы, принадлежащие действительным причастиям настоящего времени. НЕТ? ДА?

4. Причастный оборот – это главное слово и зависимое от него причастие? НЕТ? ДА?

5. Всегда ли нужно обособлять причастный оборот знаками препинания на письме? НЕТ? ДА?

6.Причастие – особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по его действию. НЕТ? ДА?

7. Могут ли страдательные причастия быть образованы с помощью суффикса -НН- от глаголов на -ать, -ять,  -еть. НЕТ? ДА?

Слайд № 2     Самопроверка.  

● Молодцы, ребята. А теперь в путь. Отправляемся? А как же без помощников? А как называются помощники в путешествии? (Гиды, проводники) Итак, настало время познакомиться с первым из них.

3. Лексическая работа

(на доске словарная карточка):  КУЛИНАРИЯ                                                            

● Давайте вместе тихонечко прочитаем это слово правильно.

● Это первый наш проводник. Запишите это слово, укажите ударение.

 Слайд № 3

КУЛИНАРИЯ, сущ., -и, ж (от лат. culina - кухня) - искусство приготовления пищи. Кулинария - это вопрос времени. В общем и целом, чем больше времени, тем лучше результат. Джон Эрскин

4. Создание словарной статьи (форма: лексическое лото)

● Только что мы с вами познакомились со словарной статьей толкового словаря. Расскажите, как она строится?                                                                      

(слово, его значение, особенности грамматической формы: окончания, морфологические признаки, примеры)

● А сейчас мы попробуем сами собрать словарные статьи, раскрывая значение кулинарных терминов. Для этого соедините правильно термин и его значение.

Панировать - обваливать котлеты, рыбу и т.п. в муке или измельченных сухарях перед обжариванием.

Пассеровать - обжаривать муку, овощи, коренья перед закладкой в бульон, соус, жаркое.

Бланшировать - обрабатывать овощи, фрукты, грибы и т.п. кипятком, паром, горячим маслом (обычно при подготовке их к длительному хранению путем консервирования, соления и т.п.).

Слайд 4

5. Работа в парах.

● Что у вас получилось? Подберите к терминам синонимы-глаголы, помогающие понять их значение. Запишите в тетрадь эти пары столбиком.

Слайд 5

Панировать  - обвалять

Пассеровать - обжарить

Бланшировать - ошпарить

6. Определение темы и целей урока

● А сейчас пришло время познакомиться со вторым проводником. Он-то и поможет нам сегодня добраться  благополучно до финала путешествия.

● Итак, внимание, образуйте от данных глаголов слова с Н и НН в суффиксах и запишите полученные слова в столбик. Что у вас получилось?

Слайд 6

Панированный

Пассерованный

Бланшированный

● Какими частями речи они являются? (отглагольные прилагательные и причастия)

● Какое же орфографическое правило станет нашим сегодняшним проводником?

● Вернитесь к пропущенной строке с темой урока. Сформулируйте тему урока и запишите ее. (Правописание Н и НН в страдательных причастиях).

● Чему хотите научиться на сегодняшнем уроке?

7. Отработка орфографического правила по теме урока

А) теоретическое повторение орфографического правила

● Итак, проводники есть. Поезд готов, а значит, полный вперед к первой станции.

Станция «Орфографическая»

● Давайте вспомним, сколько Н пишется в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени? В случае затруднения можно обратиться за помощью к учебнику, стр.57, 61.

Слайд 7     Станция «Орфографическая»

Панированный

Пассерованный

Бланшированный

Припущенный

● Внимание на доску. Какое слово здесь лишнее и почему? (припущенный, причастие)

● Почему в этом слове пишется НН? (есть приставка)

● Слова какой части речи у нас остались? (отглагольные прилагательные)

● Возможно ли их превратить в причастия? Как? (добавить зависимое слово)

● Давайте посмотрим, какие же слова подойдут по смыслу в качестве зависимых? (подсказкой является словарная статья)

Двигательный  режим (самомассаж  ушных  раковин, пальцев  рук)

Слайд 8

Б) работа по созданию причастных оборотов

Панированный (в сухарях, муке)

Пассерованный (с жиром, в масле)

Бланшированный (в масле, кипятком)

● А как называются такие словосочетания? (причастный оборот)

● Запишите полученные словосочетания в тетрадь, укажите графически главные слова.

● Наш поезд замедляет ход, и мы  с вами оказываемся на следующей станции.

Слайд 9   Станция «Пунктуационная»

8. Отработка пунктуационного правила о причастном обороте

А) теоретическое повторение пунктуационного правила

● Что мы знаем о постановке знаков препинания при причастном обороте?

● Что необходимо нашим причастным оборотам, чтобы проверить это пунктуационное правило? (необходимо добавить определяемое слово)

Б) задания по лексической сочетаемости

● А добавлять мы будем это слово необычным способом. Первый наш проводник (кстати, как его зовут?) передал для вас интересную корзиночку с продуктами, которые и помогут нам добавить необходимое определяемое слово.

● А кто знает, как называются продукты в кулинарных рецептах? (ингредиенты)

Слайд 10

● Запишите это слово.

Ингредие́нт, м. Составная часть какого-л. сложного соединения или смеси. Доля, часть чего-л.

● Итак, достаю из корзинки

Картофель, лук, йогурт, шоколад, морковь, рыбу, курицу

● Устно проговариваем возможные словосочетания в препозиции без знака препинания и в постпозиции со знаком препинания.

Слайд 11

Рыба, курица, панированная (в сухарях, муке)

Картофель, лук, морковь, пассерованный (с жиром, в масле)

Лук, морковь, рыба, бланшированный (в масле, кипятком)

В) конструирование предложений с причастным оборотом.

● А сейчас я прошу вас составить с данными словосочетаниями предложения по вариантам:

1ряд – со словом панированный

2ряд - со словом пассерованный

3ряд - со словом бланшированный

Проверка. (Читают со знаками препинания)

Двигательный  режим (гимнастика  для  глаз)

Г) краткие страдательные причастия: правописание и синтаксическая роль

● В какой форме употреблены страдательные причастия в предложениях? (в полной).

● Какова синтаксическая роль данных причастий? (являются определениями)

● Как изменится правописание и синтаксическая роль страдательных причастий, если мы употребим их в краткой форме? (сократится количество Н и в предложении краткие страдательные причастия будут сказуемыми)

● Попробуйте преобразовать свои предложения, заменив полную форму страдательного причастия на краткую. Что мы должны будем сделать с предложением? (убрать глагол-сказуемое, так как краткое причастие станет сказуемым и обязательно распространить предложение)

Варианты предложений:

Слайд 12

Лук бланширован кипятком.                

Лук пассерован в масле.

Рыба панирована в сухарях.

Рыба бланширована поваром.

Морковь пассерована в масле.

Морковь бланширована на кухне.

● Подчеркните краткие страдательные причастия как члены предложения.

9. Тренировочные упражнения. Вставь букву.

● Где-то я уже слышала такие предложения. А где? Вы не знаете? Ах, да в кулинарной книге. А вот и она. Правда, здесь чего-то не хватает. Кажется, здесь побывал наш второй проводник, который очень хочет напомнить о себе. Значит, пришла пора его вспомнить.

● Нас ждет следующая станция.

Слайд 13  Станция «Проверочная»

● Итак, мы с вами на своеобразной таможне. А документом станет работа, которую, я надеюсь, вы выполните легко и правильно.

САЛАТ ИЗ СВЕКЛЫ

Испече…ую, очище…ую  свеклу натереть  на  крупной  терке. Огурцы, нареза…ые мелкими кубиками, соединить с луком, нашинкова…ым кольцами. Получе…ую массу перемешать, приправить по вкусу солью, сахаром, соком лимона, тмином, растительным маслом.

● Внимание на доску. Вам предстоит вставить буквы в кулинарный рецепт.

● На ваших партах есть точно такой же текст. Вставьте буквы сразу в карточку. Дополнительно: укажите части речи у слов с пропусками. Не забудьте графически объяснить вставленные буквы. (Один ученик работает у доски).

● Проверяем. Найдите предложение с причастным оборотом. В какой позиции он находится?

● Молодцы. Таможня дает добро. И мы с вами на новой станции.

Слайд 14    Станция «Творческая»

10. Работа с деформированным текстом

● Итак, у нас осталось последнее задание. Давайте подумаем какое. Какой проводник нас давно не навещал? (Кулинария)

● Мы должны будем составить рецепт.

● А как вы думаете, чем должен обладать кулинар для того, чтобы создать новое блюдо? (фантазией)

Физкультминутка

● А за фантазию, то есть за творчество, у человека отвечает  правое полушарие головного мозга, которое мы можем активизировать, немного поработав левой рукой. Кстати, левши считаются самыми творческими  и талантливыми людьми.  А какое произведение русского писателя мы не так давно читали именно об этом. (Лесков «Левша»)

● Итак, выберите и выполните рисунок (любого продукта) в тетради левой рукой на 3-4 строки. А мастер-класс нам преподаст наш левша.

● А теперь самое время приступить к работе по созданию небольшого рецепта. У вас на парте есть карточка с деформированным текстом. Вам нужно заменить подчеркнутые глаголы словами с суффиксами Н и НН. Полученный вами текст запишите в тетради, графически объяснив вставленные буквы и указав части речи. Не забудьте отметить границы причастных оборотов и определяемые слова к ним

Слайд 14

Деформированный текст

КИСЕЛЬ ВИШНЕВЫЙ

Вишню, которую очистили от косточек, пересыпали сахаром, оставить на некоторое время. Затем  ягоды, которые перемешали для образования сока, добавить в готовый кисель.

Косточки ягод, которые залили горячей водой и вскипятили, процедить. В готовый кисель влить сок ягод и перемешать.

При подаче на стол разлить в стаканы, сверху положить ложечку взбитых сливок.

Проверка: чтение текста, объяснение Н и НН, пунктуация при причастных оборотах

● Наш поезд домчал нас, завершив путешествие, до Итоговой станции. И наши гиды-проводники  хотят  убедиться, что вы с удовольствием и пользой  провели время.

Слайд 15    Станция «Итоговая»

● Как  ты  оцениваешь  свою  работу  на  уроке?                                                      

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я понял, что…

теперь я могу…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

мне захотелось…

Слайд 16    Задание на дом

● Уровень А : выборочное списывание (карточка 2);

● Уровень В: упр. 110 (Русский  язык: 5-9 классы, 11 издание. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский - М.: «Просвещение», 2010;

● Уровень С: творческая работа. Сочинение-миниатюра «За праздничным столом»,        

«Я готовлю обед» с использованием орфограммы «н и нн в причастиях»

Подведение  итогов.

Выставление  оценок

● Заполните листки самооценки:  поставьте себе ту оценку, которую, вы считаете, заслужили.

● Как  ты  оцениваешь  работу  на  уроке  своего  соседа  по  парте?                         Поставьте оценку за работу на уроке своему соседу.

● В электронном дневнике на страничке педагога оставьте свои эмоциональные отзывы об уроке

Рефлексия. Покажите, с каким настроением вы уходите с урока: поместите свой смайлик рядом с тем героем, с которым ваше настроение похоже.

Применяемые в данной разработке педагогические технологии: здоровьесберегающие технологии (физминутка для глаз, самомассаж, смена видов деятельности на уроке), технология развития  мышления, технология оценивания образовательных достижений, работа в «малых группах», технология разноуровневого обучения, технология проблемного обучения, ИКТ.

 

Оборудование: мультимедиа-проектор, интерактивная доска, компьютер, программные средства Microsoft Power Point, Microsoft Word , средства  ИКТ, учебник, раздаточный  дидактический  материал, смайлики для самооценивания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Форма нарезки капусты (кулинарный карвинг) -урок кулинарии в 5 классе (конспект + презентация).

Цели:1.Образовательная:  - систематизировать знания учащихся по данной теме;  - формирование практических умений нарезать капусту различной формы;2.Развивающая:  - способствовать развит...

"Кулинарный поединок" (урок -игра) для 5,6,7 классов

"Кулинарный поединок"  -  урок в игровой форме (можно провести как внеклассное мероприятие). В игре участвуют 2 команды по 5-7 человек. Команды заранее получают домашнее задание: придумать н...

Интегрированный урок "Кулинарная шпаргалка"

На уроке хорошо прослеживаются межпредметные связи ( информатика, биология, русский язык, литература)...

УРОК «Тепловая кулинарная обработка овощей»

Познакомить обучающихся с приёмами и правилами тепловой обработки овощей...

Урок в 5 классе по теме :Рецепты ВОВ. Из домашней кулинарной книги.

Разработка урока технологии в 5 классе, в ссответствии с ФГОС. Тема урока: Рецепты Великой Отечнственной Войны. Из домашней кулинарной книги. Теоретическая часть урока сопровождается презентацией. Пра...

Мастер кулинарных изделий «Украшение кулинарных блюд в технике « Карвинг»».

На занятии вы познакомитесь:с основными приемами выполнения украшений для кулинарных блюд;с вариантами изготовления украшений из вареных яиц;с вариантами оформления готовых блюд;изготовите:украшение к...