Русский язык. Тема урока "Разносклоняемые имена существительные"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Халилова Атия Сайфутдиновна

Конспект урока по теме "Разносклоняемые имена существительные" с применением технологии критического мышления. 6 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

Наименование ОУ: Филиал МАОУ «Староалександровская СОШ им. Калиева А.М.» Карбанская ООШ им. Неатбакова Х.А.

ФИО автора: Халилова АтияСайфутдиновна, учитель русского языка и литературы

Класс: 6

Тема: Разносклоняемые имена существительные

Тип урока: Урок-исследование

Технологии: технология развития критического мышления

Использованные приемы: кластер

Цели урока: 1.Образовательная. 

 Познакомить обучающихся с разносклоняемыми существительными,

определить признаки, по которым разносклоняемые

существительные объединены в тип склонения.

2. Развивающая. Развитие речи, логического и аналитического

мышления, коммуникативных умений, навыка применения

теории в практической деятельности по выработке

орфографической грамотности.

3. Воспитательная. Воспитание интереса к родному языку, его

истории. Воспитание ответственного отношения к учению.

ХОД УРОКА

I. Орг. момент

– Здравствуйте, ребята. Я АтияСайфутдиновна, учитель русского языка и литературы Карбанской школы. Мы с вами встречаемся накануне всеми любимого праздника, Нового года. Поздравляю всех с этим праздником и желаю всем успеха. Какой Новый год без елок. Украсим  урок елками.

II. Актуализация опорных знаний.

Успех.

Как вы понимаете это слово?    

Успех – это    (Слайд 1)

- удача в достижении чего-либо;

- общественное признание;

Хорошие результаты в работе, учебе. ( По словарю С. И. Ожегова)

К какой части речи относится это слово.

Назовите морфологические признаки имени существительного?

Морфологические признаки:

  • постоянные – нарицательные/собственные, одушевлённые/неодушевлённые, род, тип склонения;
  • изменяемые – число, падеж.

Сегодня повторим типы склонений имен существительных. Нужно разделится на 3 группы. Выбрать руководителя. Каждая группа получает маршрутный лист.

Алгоритм определения склонения написан в ваших  маршрутных листах.

В ходе выполнения заданий вы должны будете украсить елочки.

Сейчас все работаете по тексту. (слайд № 2)

Маршрутный лист урока.

1. Прочитайте текст.

2. Определите тему текста -

2. Разделите текст на  подтемы -

3. Определите тему 1 абзаца -

4. Пользуясь алгоритмом,  выпишите из первого абзаца имена существительные

1 группа – 1 склонения

2 группа  - 2 склонения

3 группа -   3  склонения.

1 склонение

2 склонение

3 склонение

Проверяем   (слайды 3,4,5)

Алгоритм определения склонения имени существительного

1. Прочитай слово.

2. Поставь  его в начальную форму.

3. Определи род.

4. Найди и выдели окончание.

5. Вспомни правило

1 склонение

2 склонение

3 склонение

Ж.р. -а, -я

М.р. – а,я

М.р. –

Ср.р. - -о, -е

Ж.р. –

6. Просклоняйте слова, выделите окончания

1 склонение

2 склонение

3 склонение

Земля

Поле

Ночь

III. Изучение нового материала. Создание проблемной ситуации.

Запишите предложение

Зима – самое холодное время года. (слайд №6)

Подчеркните грамматическую основу предложения.

Определите род имен существительных.

К какому склонению относятся существительные среднего рода?

Определите склонение  словавремя по алгоритму. (слайд № 7)

К какому склонению относится слово время (слайд № 8)

  • (слайд № 9)

  • Р. П.
  • Д.п.                    ен    - 3 скл.        
  • П.п.
  • Т.п.                ем      - 2 скл(слайд № 10)

Как называются такие слова?

Разносклоняемые.

Это интересно ( слайды № 11,12)

VI. Закрепление изученного.

Переписать, раскрыв скобки. Определить падежи. (слайд № 13)

От (доброе семя) – добрые всходы. Лучше голодай, да (добрые семена) землю засевай. По (семена) и всходы. От (семя) – плод, от (плод) – семя. У (каждый плод) свои (семена). До поры до (время) не сеют (семя). Кто рано сеет, (семена) теряет.

Проверим (слайд № 14)

VI. Рефлексия.

Заполните таблицу

Что помню об имени существительном.

Какая информация забыта.

На уроке вспомнил или узнал.         

VI.  Домашнее задание 

Составить кроссворд с разносклоняемыми словами.

VII.  Урок окончен

Раздаточный материал

Маршрутный лист урока.

1. Прочитайте текст.

2. Определите тему теста -

2. Разделите текст на  подтемы -

3. Определите тему 1 абзаца -

4. Пользуясь алгоритмом,  выпишите из первого абзаца имена существительные 1, 2, 3  склонения.

1 склонение

2 склонение

3 склонение

Алгоритм определения склонения имени существительного

1. Прочитай слово.

2. Поставь  его в начальную форму.

3. Определи род.

4. Найди и выдели окончание.

5. Вспомни правило

1 склонение

2 склонение

3 склонение

Ж.р. -а, -я

М.р. – а,я

М.р. –

Ср.р. - -о, -е

Ж.р. –

          Просклоняйте слова, выделите окончания

1 склонение

2 склонение

3 склонение

Земля

Поле

Ночь

Определение склонения  слова ВРЕМЯ

1. Определите род существительного.

2. Какое окончание у имен существительных среднего рода, относящиеся ко второму склонению?

3. Просклоняй слово

4. Сделай вывод.

1 склонение

2 склонение

3 склонение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

5 класс, школа VIII вида, русский язык, тема: "Имена существительные 3 склонения".

Коррекционная школа. 5 класс. Итоговый урок по русскому языку по теме "Имя существительное 3 склонения"...

6 класс, школа VIII вида, русский язык, тема: "Правописание имён существительных в единственном числе".

Урок русского языка в 6 классе коррекционной школы для закрепления правописания окончаний имен существительных в единственном числе....

урок русского языка 5 класс "Имена существительные собственные и нарицательные"

Презентация  рекомендована для индивидуального обучения....

Урок русского языка по теме: "Разносклоняемые имена существительные"

Основная цель урока: Создать условия для выявления учащимися отличительных признаков разносклоняемых имен существительныхЗадачи урока:Создать условия для развития:1)  предметных компетенций посре...

Презентация к уроку русского языка по теме "Разносклоняемые имена существительные", 6 класс

Презентация к уроку русского языка "Разносклоняемые имена существительные" , 6 классЦели урока:закреплять знания о разносклоняемых существительных, особенностях склонения, правописания;формировать уме...

Открытый урок по русскому языку на тему : «Несклоняемые имена существительные»

Открытый урок по русскому языку в 6 классе на тему :"Несклоняемые имена существительные", целью которого является ознакомить учащихся с понятием «несклоняемые имена существительные», показать их морфо...

Технологическая карта урока русского языка. Тема: "Склонение имен существительных"

Технологическая карта урока разработана в соответствии с требованиями ФГОС....