конспект урока русского языка в 6 классе на тему:"Употребление прилагательных"
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Харитонова Ольга Анатольевна

В разработку включны материалы по развитию речи учащихся, элкменты комплексного анлиза теста, повторения изученного об имени прилагательном в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_k_attestatsii_upotreblenie_prilagatelnyh.docx28.58 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе.

Тема урока: Употребление имён прилагательных в речи.

УМК: Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений:  Тростнцова Ладыженская

Тип  урока: повторение и обобщение изученного материала.

Цель:

- знакомство с ролью имён прилагательных в речи.

Задачи:

- дать представление о роли имен прилагательных в достижении точности и выразительности речи;

- учить наблюдать за использованием прилагательных в создании эпитетов;

- учить тренироваться в подборе синонимов и антонимов с учетом лексического значения многозначного прилагательного;

- учить овладевать элементарными навыками анализа художественного текста, определяя особенности употребления в нем переносного значения прилагательного, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов;

- развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;

- воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.

Оборудование:

- раздаточный материал, презентация для мультимедийного проектора

Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные: имеют эстетические потребности, ценности и чувства.

Регулятивные: самостоятельно определяют цель учебной деятельности, ищут средства ее осуществления.

Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов.

Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

1.Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.

- Нарисуйте на полях тетрадей смайлик-снежинку, который рассказал бы о вашем настроении в начале урока.

 – Отгадайте, о какой части речи говорится в загадке:

Я - часть речи интересная,
Широко в миру известная:
Опишу любой предмет -
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна,
И точна и удивительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить.

 ( О прилагательных.)

Давайте вспомним, что мы уже знаем о прилагательных.

Какой вид работы выберем?

2. проверка домашнего задания.

Тест(да-нет)

  1. Прилагательное- это служебная часть речи?
  2. Прилагательное обозначает признак предмета?
  3.  Прилагательное может быть в краткой форме?
  4. Все прилагательные имеют степени сравнения?
  5. Притяжательные прилагательные имеют краткую форму?
  6. Относительные прилагательные могут обозначать материал?
  7. Качественные прилагательные могут образовывать краткую форму?
  8. Прилагательные изменяются по родам?
  9. Прилагательные в предложении могут быть только определениями?

Поменяемся листочками, проверим тест.

Хорошо. Вы много знаете о прилагательных.

Теперь давайте составим кластер с признаками прилагательных.

 А где и для чего нам могут пригодиться эти знания?

 –  Для чего нам нужны прилагательные?

Определите тему урока.

Чему мы должны научиться?

 – Откройте тетради, запишите дату, тему урока.

Выбирают смайлик-снежинку и демонстрируют своё настроение.

( О прилагательных.)

Ребята предлагают разные виды работы (опрос, работав парах, останавливаемся на тесте) выполняют тест на раздаточном материале с последующей взаимопроверкой

Из предложенных карточек с признаками прилагателных составляют кластер .

Высказывают предположения. Вывод: Изучаем прилагательные, чтобы правильно использовать их в речи

Определяют тему урока, записывают в тетрадях.

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Планирование учебного сотрудничества (К)

Целеполагание (П)

II. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления

2. Новый материал.

 – Посмотрите в окно, к сожалению, этой зимой не очень привлекательный пейзаж за окном

Как утомительно смотреть долгое время на серое однообразие такой картины. А теперь закройте глаза и представьте себе картину, которую навеет вам музыка

/Звучит пьеса П.И.Чайковского. Времена года. Декабрь./ Какой пейзаж вы представили?

 – С помощью чего передается все это разнообразие?

– Да, именно прилагательные делают нашу речь разнообразной, живописной?

 – Что бы мы ни делали, где бы мы ни были, мы всегда хотим не только назвать предметы, но и оценить его, определяя качественную сторону предмета.

 – Как вы думаете, какое место среди частей речи занимает имя прилагательное по части употребления в речи? Чтобы научиться правильно употреблять прилагательные в речи, что нам необходимо, что является образцом правильной и выразительной речи для нас?

Работают совместно с учителем, отвечая на вопросы.

Отвечают, описывают представленные картины

 Учащиеся приходят к выводу, что это язык писателей и поэтов

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

III. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

  1. Работа по карточкам

Зимою и летом, осенью и весною хорош… ру(с,с)ский лес.

В тихий зимний день выйдеш…, бывало, в лес на лыжах, дышиш… и не надышиш…ся. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берёз. Тяж…лыми шапками белого снега покрыты (тёмно)-зелёные ветви высоких и маленьких елей. Высокие вершины елей унизаны ожерельем лиловых шишек. С весёлым свистом перелетают с ели на ель, качаются на шишках стайки красногрудых клестов.

Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся лё…кие следы белок, маленькие следочки лесных мышей и птиц. Только очень внимательный человек может наблюдать жизнь зим…его леса. Нужно уметь ходить тихо, слушать и останавливаться. Только тогда откроется перед вами вся чудес…ная красота спящего зимнего леса.

 – На партах у вас лежат карточки, прочитайте задание, текст. Подготовьтесь к выразительному чтению.

Чтение текста.

 – К какому типу речи относятся этот текст?

 – Определите стиль текста. Аргументируйте свой ответ

 – Какая главная мысль текста?(показать красоту зимнего леса).

 – Какова роль прилагательных в раскрытии основной мысли текста?

(помогают показать, чем именно красив русский лес)

 – Определите, какими членами предложения являются прилагательные в тексте? (Определениями.)

 – А еще какими членами предложения могут быть прилагательные?

 – Какие выразительные средства использует автор, чтобы создать яркую картину этого времени года? Выпишите в тетрадь свои примеры из текста. Какие средства выразительности используют прилагательные? (эпитеты, метафоры)

- Как вы понимаете выражение «невидимой жизнью полнится зимний лес» (только внимательный человек может разглядеть красоту зимнего леса)

- Объясните правописание слов с пропущенными буквами.

- Разберите по составу слова: 1в. –кружевными, 2в. – красногрудых.

2) Работа с синонимами и антонимами.

- В какие краски раскрашивает лес волшебница-зима?

- Подберите синонимы (письменно) к словам «красивый».

- Подберите синонимы и антонимы к слову «ласковый».

- Составьте словосочетание со словом «ласковый» так, чтобы сначала прилагательное употреблялось в прямом значении, а затем – в переносном.(ласковый человек, ласковый ветер)

Физминутка

Вот мы проанализировали текст о зиме, отдохнули, что еще необходимо сделать, чтобы правильно использовать прилагательные в речи?.

Верно. Я предлагаю вам обогатить текст о елочке прилагательными. Несколько минут вам на творческую работу

Работают с текстами по карточкам.

Отвечают на вопросы.

Выполняют задания, анализируя текст.

определениями

Эпитеты: тихий день, глубокие сугроб, невидимой жизнью, легкие следы, спящий лес.

Метафоры: стволы согнулись кружевными арками, тяжелые шапки белого снега, унизаны ожерельем лиловых шишек

Попробовать самим создать текст, используя прилагательные

Учащиеся добавляют прилагательные в текст. Затем читают получившиеся сочинения

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

IV.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

- Надеюсь, что наш урок вам понравился. Я поняла, что среди вас много художников, чувствующих красоту слова.

- Интересно ли вам будет оказаться в художественной лаборатории писателя?

- Исследование какой темы вели на уроке?

- Какие понятия разобрали?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

- Что нужно сделать ещё?

- Где можно применить новые знания?

- Оцените свою работу на уроке. Работу класса

- Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?

- Дома  описать запомнившийся день зимних каникул, используя прилагательные

Дают ответы на вопросы

Анализируют работу на уроке через самооценку

Записывают домашнее задание

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка "Обобщение изученного по теме Имя прилагательное" с презентацией

Конспект урока русского языка 6 класс по теме: "Обобщение изученного по теме Имя прилагательное" с презентацией...

Конспект урока русского языка, 11 класс по теме: Проблема текста

Цель: совершенствование языковых компетенций учащихся в работе над проблемой текста.Задачи:·        обобщить и систематизировать знания учащихся о проблеме текста, с...

План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"

Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только ч...