конспект урока русского языка 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Урок поможет учащимся сформировать  критический стиль мышления в процессе изучения материала, развить умения находить, перерабатывать и принимать информацию, развить навык применения теории в практической деятельности по выработке орфографической грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_klass_rahznosklonyaemye_sushch.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

 Класс: 6

 Тема урока: Разносклоняемые существительные

 Тип урока: урок открытия новых знаний

 Цель урока: : Познакомить обучающихся с разносклоняемыми существительными, формировать умение правильно их писать

Задачи урока:

образовательные: Формирование критического стиля мышления в процессе изучения материала

развивающие: развитие умения находить, перерабатывать и принимать информацию, развитие навыка применения теории в практической деятельности по выработке орфографической грамотности

воспитательные: воспитание интереса к русскому языку, его истории, ответственного отношения к учению.

Предметные результаты:

Знать: разносклоняемые существительные; особенности их склонения;

Уметь: распознавать в тексте, склонять разносклоняемые существительные, обосновывать выбор гласных в окончаниях; совершенствовать навыки правильного написания падежных окончаний имен существительных

Личностные: Уважительное отношение к родному языку; самооценка учебной деятельности, умение связывать цель учебной деятельности с мотивом (для чего?).

Метапредметные: Умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий; осуществлять самоконтроль, самокоррекцию; оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других; учиться работать в паре; формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения; извлекать необходимую информацию из различных источников; использовать полученные на уроке знания в жизни.

 Основные понятия темы: разносклоняемые существительные

 Межпредметные связи: литература


Организационный этап(мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

-Добрый день, ребята! Нарисуйте на полях круг такого цвета, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Рисуют круг и демонстрируют своё настроение

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

Действие смыслообразования (Л).

Актуализация знаний и фиксация затруднений

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Выявляет знания, полученные по теме «Имя существительное» в 5 классе, используя приём «Торт»

Давайте мы с вами испечём торт.

Но чтобы он получился вкусным, мы повторим всё об имени существительном. Из скольких коржей он будет состоять?

1корж - общее значение

2-морфологические признаки

3- синтаксическая роль

  1. Дайте определение имени существительного.
  2. Как изменяются существительные?
  3. Как называется изменение существительных по падежам?
  4. Сколько склонений у существительных?
  5. Какие существительные относятся к 1 склонению?
  6. Какие существительные относятся ко 2 склонению?
  7. Какие существительные относятся к 3 склонению?
  8. Какую роль выполняют существительные в предложении?

Отвечают на вопросы, называют признаки имени существительного

3

Постановка цели и задач урока.

Выдвигает проблему. Предлагает обучающимся

Закончить фразу:

Склонение-это...

К 1 склонению относятся...

Ко 2 склонению относятся...

К 3 склонению относятся...

Сейчас проведём игру «Загадочные мешочки»

( существительные, относящиеся к разным склонениям, даны вперемешку, надо разложить существительные в «свой» мешочек)

Пассажир, перрон, вокзал, троллейбус, армия, долина, игра, сессия, опасность, знамя, вестибюль, мышь, окно, мяч, небо.

1ряд-1скл., 2ряд- 2 скл. .,3р.-3скл.

Чем вы руководствовались, распределяя слова?

Какое слово оказалось лишним?

Как вы думаете почему?

Проблемный вопрос: имеются существительные, которые не относятся ни к первому, ни ко второму, ни к третьему склонению. Что это за существительные? Прием «Корзина идей и понятий».

4

Построение проекта выхода из затруднения

Какие пути решения вы предлагаете? Как будем действовать, чтобы проверить наши предположения? Проведём исследование, может окончания подскажут решение проблемы?

Просклоняем:

1) игра, имя

2) окно, имя

3) мышь, имя

Окончания какого склонения имеет существительное имя в Р.п, Д.п, П.п? ( 3-го склонения)

-А в Т.П? (2-го склонения)

Как можно было бы назвать такие существительные?

А чтобы узнать как называются существительные, и определить тему урока нам нужно разгадать ребус. Для этого нам нужно вспомнить и математику

1)Как называется результат математического выражения уменьшаемое минус вычитаемое (разность)

2)Часть горЫ (склон)

Какова же тема нашего урока?

Ребята, сформулируйте цель нашего урока, опираясь на тему. Используйте для этого опорные фразы, записанные на доске:
познакомиться с…

узнать…
понять…
научиться

- Цель нашего сегодняшнего урока - познакомиться с особой группой существительных – разносклоняемых, узнать, сколько их, понять, в чем их особенности, научиться их склонять.

5

Применение знаний и умений в новой ситуации.

Групповая работа– 1гр-поиск информации о разносклоняемых именах существительных

Дети работают по следующему плану:

1. Какие существительные относятся к разносклоняемым?

2.Почему они так называются?

3.Каковы особенности склонения данных существительных?

Защита работы групп. Взаимооценка и самооценка работы групп.

Работают в группах с разными источниками.

6

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Ребят, давайте объясним значения разносклоняемых существительных

БРЕМЯ, -мени, ср. 1. Тяжелая ноша (стар.). 2. перен. Нечто тяжкое, трудное, тяжесть (книжн.)

ВРЕМЯПродолжительность, длительность чего-н., измеряемая секундами, минутами, часами т.д

ВЫМЯ, -мени, (редко) мн. вымена, -ен, -енам, ср. Молочные железы усамок млекопитающих животных.

ЗНАМЯ, -мени, мн. -мена, -мен, -менам, ср. Определенного цвета широкое полотнище на древке, принадлежащее воинской части, какой-н.организации, государству.

ИМЯ, имени, мн. имена, имен, именам, ср. 1. Личное название человека, даваемое при рождении, часто вообще личное название живого существа.

ПЛАМЯ–огонь

ПЛЕМЯ, -мени, мн. -мена, -мен, -менам, ср. 1. Этническая и социальнаяобщность людей, связанных родовыми отношениями, территорией, культурой,языком и самоназванием. Первобытные племена. Союз племен. Кочевые племена.2. перен. Народ, народность

СЕМЯ, -мени,мн. -мена, -мян, -менам, ср. 1. Орган размножения у растений, зерно.

СТРЕМЯ,род., дат. и предл. -мени, те. -менем, мн. -мена, -мян, -менам,ср. 1. Железная дужка, подвешиваемая к седлу для упора ног всадника. Вдеть ноги в стремена.

ТЕМЯ, -мени, ср. Верхняя часть черепа, головы, между лобными,затылочными и височными костями.

ПУТЬ дорога

Давайте запишем данные слова в тетрадь

Упр._______

7

Домашнее задание (записано на доске).

Комментирует ДЗ на выбор:

1.Подобрать пословицы с разносклоняемыми словами.

  • Составить тест по теме «Разносклоняемые существительные».

3.Упр._____

Записывают ДЗ в дневниках.

8

Рефлексия учебной деятельности.

Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. Представьте себе, что у вас в руках телефон. Отправьте СМС маме о том, что изучали сегодня на уроке, довольны ли вы своею работой на уроке, полезен ли будет вам материал урока?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Разделы русского языка"

конспект урока русского языка в 5 классе коррекционных школ 2 вида по теме "Разделы русского языка" в форме путешествия "Регата по заколдованным островам" с презентацией и  физминуткой...

Конспект урока русского языка в 11 классе "Гимн русскому языку"

Первый урок русского языка в 11 классе можно провести необычно, например в форме игры. Предлагается работа в группах....

Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка

Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".

Данный конспект урока  разработан для уч-ся 6 класса  по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку

Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта.  Пре...

конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Русский язык-один из развитых языков мира"

Русский язык - один из развитых языков мираПредмет: русский языкКласс: 6Тема урока: Русский язык - один из развитых языков мираТип урока: открытие новых знанийЦели урока: соз...