Подготовка к ЕГЭ. 1 задание по русскому языку
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10 класс)

Копылова Надежда Евгеньевна

Задание 1 ЕГЭ по русскому языку  требует от учащегося умения проводить информационную обработку текста.

В задании небольшой объём, всегда только три предложения и всегда два верных ответа.

Это задание, как и 2-е, проверяет способность учащихся улавливать логику развития мысли автора предъявленного для анализа текста. При этом экзаменуемые должны иметь представление о том, что одну и ту же информацию можно изложить, используя разные синтаксические конструкции, и задание 1 контрольных измерительных материалов нацеливает учащихся на использование всего богатства синтаксических конструкций, которыми располагает родной язык.

Чтобы решить задание 1, необходимо выделить главную информацию предлагаемого текста. Затем:

— Сжать эту информацию в одно предложение самому;

— Найти хотя бы одно предложение, в котором есть, на Ваш взгляд, ВСЯ информация, и сравнить с тем, что получилось у Вас;

— Обратить внимание на то, что в ТРЁХ из пяти предложений информация будет:

а) искажать текст, внося в него дополнения или нарушая причинно-следственные связи;

б) неполной, то есть будет передавать содержание верно, но лишь частично;

в) слишком краткой.

 

Далее найти предложение похожее по смыслу с  той же информацией и  фактами, но — другими синтаксическими конструкциями. Например, придаточное определительное будет заменено причастным оборотом. Однородные сказуемые — деепричастными оборотами и т. п.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadanie_1_ege.pptx77.64 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Задание 1 ЕГЭ

Слайд 2

Текст - речевая единица, характеризующаяся набором предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически. Смысловую целостность обеспечивает тема текста и его основная мысль. Именно благодаря единству этих понятий автор создает текст, понятный читателю.

Слайд 3

Тема текста - то, о чем говорится в тексте. Основная мысль (идея) текста - то, что хотел сказать автор читателю. Смысловые конструкции текста – слова, предложения, абзацы, знаки препинания, несущие на себе основную структурную и смысловую нагрузку текста. Ключевые слова – слова, несущие основную информацию в тексте.

Слайд 4

Текст строится по следующим логическим схемам

Слайд 5

Причина - Следствие. Сначала говорится о причинах события или явления, потом указывается само событие или явление (или наоборот)

Слайд 6

2.Часть — Целое. Сначала перечисляются компоненты чего-либо, потом называется само явление.

Слайд 7

3. Факт — Вывод. Даются общеизвестные факты, которые служат всего лишь предысторией, которая приводит к выводу. Как правило, он находится в конце.

Слайд 8

Это задание состоит из небольшого текста научного стиля и вариантов предложений , в одном из которых верно передана главная информация, содержащаяся в тексте .

Слайд 9

Необходимо провести логико-смысловой анализ исходного текста, выделить ключевые слова в нем, проследить причинно-следственные связи между частями и выбрать предложение, в котором заключена главная информация текста.

Слайд 10

Так проверяется умение выпускников адекватно понимать основную и дополнительную, явную и скрытую информацию сообщения, используя сжатие текста.

Слайд 11

Алгоритм выполнения задания: 1 .Выделите в каждом предложении ключевые слова, важные для понимания текста; обратите внимание на главную часть сложноподчиненных предложений .

Слайд 12

2.Определите причинно-следственные отношения между предложениями в тексте. 3.Сократите текст, вычеркнув второстепенную информацию (пояснения, детали, описания незначительных фактов, комментарии, повторы).

Слайд 13

4.Передайте в одном предложении главную информацию, которая содержится в тексте. 5.Соотнесите свой вариант сжатия текста с одним из ответов. 6.Выберите правильный вариант ответа .

Слайд 14

Типичные ошибки в ответах: Указывают (дают) информацию, которой нет в тексте; Указывают недостоверную информацию; Указывают неполную информацию; Дают два разных по содержанию ответа.

Слайд 15

В воздухе многих населенных пунктов с развитой промышленностью появилось значительное количество примесей. Помимо газообразных загрязняющих веществ, в атмосферу от различных отраслей промышленности поступает значительное количество твердых частиц - пыли, дыма, сажи. Загрязнители воздуха наносят тяжелый урон не только здоровью человека, но и окружающей природе.

Слайд 16

Задание . В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

Слайд 17

1) Главным источником загрязнения воздуха являются промышленные предприятия. 2) Газообразные и твердые примеси, содержащиеся в воздухе населенных пунктов с развитой промышленностью, наносят вред природе и человеку. 3) Хозяйственная деятельность человека оказывает значительное влияние на атмосферу. 4) Примеси, загрязняющие атмосферу, могут быть газообразными и твердыми.

Слайд 18

выделяем в каждом предложении ключевые слова, важные для понимания основной мысли текста:

Слайд 19

1.В воздухе многих населенных пунктов с развитой промышленностью появилось значительное количество примесей. 2.Помимо газообразных загрязняющих веществ, в атмосферу от различных отраслей промышленности поступает значительное количество твердых частиц - пыли, дыма, сажи. 3. Загрязнители воздуха наносят тяжелый урон не только здоровью человека, но и окружающей природе.

Слайд 20

определяем причинно-следственные отношения между предложениями:

Слайд 21

1.В воздухе многих населенных пунктов с развитой промышленностью появилось значительное количество примесей. 2.Помимо газообразных загрязняющих веществ, в атмосферу от различных отраслей промышленности поступает значительное количество твердых частиц - пыли, дыма, сажи. Второе предложение уточняет, расширяет смысл первого предложения (состав примесей в атмосфере - газообразные и твердые примеси). 3. Загрязнители воздуха наносят тяжелый урон не только здоровью человека, но и окружающей природе. Обращаем внимание на роль сочинительного союза

Слайд 22

О тсекаем второстепенную информацию: пояснения, детали, описания незначительных фактов, комментарии.

Слайд 23

В воздухе многих населенных пунктов с развитой промышленностью появилось значительное количество примесей . Помимо газообразных загрязняющих веществ, в атмосферу от различных отраслей промышленности поступает значительное количество твердых частиц - пыли, дыма, сажи. Загрязнители воздуха наносят тяжелый урон не только здоровью человека, но и окружающей природе.

Слайд 24

В воздухе населенных пунктов с развитой промышленностью много газообразных и твердых примесей. Загрязнители воздуха наносят урон не только здоровью человека, но и окружающей природе.

Слайд 25

П ередаем в одном предложении главную информацию, которая содержится в тексте.

Слайд 26

Загрязняющие вещества различного характера в городах с развитой промышленностью наносят вред не только здоровью человека, но и окружающей среде. 1) Главным источником загрязнения воздуха являются промышленные предприятия. 2) Газообразные и твердые примеси, содержащиеся в воздухе населенных пунктов с развитой промышленностью, наносят вред природе и человеку. 3) Хозяйственная деятельность человека оказывает значительное влияние на атмосферу. 4) Примеси, загрязняющие атмосферу, могут быть газообразными и твердыми.

Слайд 27

Ответ: 2

Слайд 28

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

Слайд 29

1) Сибири, занимающей две пятых пространства Азии, в планах экономического развития России уделяется большое внимание. 2) Сибирь удивляет нас не только своими размерами и уникальностью, но и тем, что это крупнейшая в мире сокровищница полезных ископаемых. 3) В планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание, поскольку в этом регионе сосредоточены огромные природные богатства. 4) В развитии мировой экономики Сибирь занимает особое место, так как этот регион занимает одну пятнадцатую всей суши Земли и здесь сосредоточены огромные природные богатства 5) Сибири, обладающей огромными природными богатствами, в планах экономического развития России уделяется большое внимание.

Слайд 30

Ответ: 3,5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовые задания по русскому языку для подготовки учащихся 11 класса к ЕГЭ

Тесты содержат несколько вариантов заданий частей А и В экзамена по русскому языку в формате ЕГЭ...

Методические рекомендации подготовки к ЕГЭ - 2015 по русскому языку .Теория к заданию 6

Здесь я предлагаю теоретический материал по подготовке к ЕГЭ 2015 задание 6. Материал изложен в виде таблиц,  используются и правила-помощники для запоминания некоторых сведений....

Тестовые задания по русскому языку для подготовки к ГИА (ОГЭ, 9 класс)

Тестовые задания по текстам детского писателя Юрия Яковлева "Рыцарь Вася", "А Воробьёв стекло не выбивал", "Он убил мою собаку"...

Тестовые задания по русскому языку для подготовки к ЕГЭ

Тесты по русскому языку для учеников 11 класса, содержащие вопросы по всем разделам русского языка....

Тестовые задания по русскому языку для подготовки к ЕГЭ

Тесты по русскому языку для учеников 11 класса, содержащие вопросы по всем разделам русского языка....