урок "з и с на конце приставок"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Уляшева Неля Егоровна

Тип урока - изучение новой темы. Он строится на основе ранее изученного материала. Используются схема, алгоритм для закрепления темы. Пободраны интересные задания. Сопровождается яркой презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл z_i_s.rar910.85 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка по теме "Буквы З и С на конце приставок". 5-й класс

Цели урока: осмысление и закрепление правила «Правописание приставок на –з и –с»; овладение способами действия по правилу

Тип урока: изучение нового материала в условиях реализации ФГОС.

Форма урока: урок-исследование.

Модель обучения: базовая (5 класс – 6 часов в неделю).

Реализуемая программа: составлена на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы». Авторы М. Т. Баранов, Н. М. Шанский, Т. А. Ладыженская. Москва, «Просвещение», 2009 год.

УМК: учебник «Русский язык 5 класс». Авторы Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Москва «Просвещение», 2010 г.

Задачи урока:

Образовательные:

  • развить умение формулировать определение понятий;
  • повторить морфемный разбор слов;
  • совершенствовать орфографические и  умения.

Развивающие:

  • развитие критического мышления;
  • развитие внимания;

Воспитательные:

  • воспитание интереса и уважения к родному языку;
  • воспитание ценностного отношения к слову;

Содержание урока:

  1. Ориентировочно-мотивационный этап.

1. Установка психологического комфорта. Лестница успеха. конспект- Здравствуйте, ребята! Посмотрите на доску. На ней изображена лестница успеха. Давайте посмотрим, в чем заключается его секрет. Читаем, начиная снизу.

- Так в чем заключается секрет успеха?

Главное сказать себе: «Я хочу это сделать!»

- Надеюсь, что на сегодняшнем уроке вы добьетесь успехов.

2. Выравнивание знаний. Опрос знаний по изученному презент

Учитель. Кто скажет, ребята, какую тему мы исследовали на прошлом уроке?

Ученики. Правописание гласных и согласных в приставках.

Учитель. К какому выводу мы пришли?

Ученики. Гласные и согласные в приставках пишутся одинаково независимо от произношения.

Словарный диктант

Заработать, потерять, проводит, надписать, поведение, наберёшься, бесцветный, беззвучный, разрезать, безводный, растолкать, переделывать.

Учитель. Посмотрите внимательно, все ли приставки знакомы? Какие из них не входят под изученное нами правило?

Ученики. Бесцветный, безводный, разрезать, растолкать.

Учитель. Выделите приставки в этих словах.

Учитель. Что обозначает приставка в этих словах?

Ученики. Без воды, без звука, без цвета.

значение одинаковое без- (бес- ) - отсутствие

Учитель. Ребята, чем же мы будем с вами заниматься? Что будем исследовать?

Ученики. Исследовать, когда писать з-с на конце приставок.

2. Учитель. Сформулируйте тему урока

Учитель. Сформулируйте учебную задачу.

Ученики. Научиться правилу написания букв з-с на конце приставок.

Учитель. Нужно ли изучать данную орфограмму?

Ученики. Да, чтобы быть грамотными.

Учитель..Ну что ж, тогда приступим к исследованию. Итак, мы выделили слова:

бесцветный - безводный

растолкать - разрезать

я бы хотела, чтобы вы вспомнили парные звонкие и глухие согласные.

Звонкие: ┐з б, в, г, д, з, ж + р, л, м, н, й

Глухие: ┐с п, ф, к, т, с, ш + х, ц, ч, щ

В какой фразе есть все глухие согласные? (Фока, хочешь поесть щец?)

- Пользуясь этой схемой, объясните правописание слов.

Бесцветный - пишем на конце приставки с, потому что рядом стоит глухой согласный звук.

Безводный - пишем з, т.к. рядом стоит звонкий согласный звук.

Вывод сверяем с правилом в учебнике.

Запомни! Приставки С в русском языке не бывает: сделать, сбить, сжечь

5. Перед  вами  алгоритм. Расставьте  его    шаги  в  нужном  порядке.

  •  Если  корень  начинается с глухого согласного, то  пишем  С.
  • Если  корень  начинается со звонкого  согласного , то пишем  З.
  • Посмотрите на  букву  согласного  звука  после  приставки.
  • Выделите  в  слове  приставку.

Физминутка: Слайд

закрепление.

1.Задание:  работа в парах; выписать слова с приставками. (1в. - с приставками на з, 2в  – на с)

Разделить, растаять, бескрайний, безжалостный, испечь, возделывать, безболезненный, издать, взмахнуть, испортить, вознаградить, вскрикнуть, вздыхать, сделать, бесчувственный, сбить.

  1. - А теперь  встаньте  и  поднимите  руки  над  головой. Я  буду читать отрывки  из  стихотворений,  а  вы  делать  один  хлопок,  если  услышите  слова  с  приставками,  оканчивающимися  на  -З-С.

 Листья, листья, листопад

Не  расчистить  школьный  сад.

У солнышка  есть  правило: оно  лучи  расправило,

Раскинуло  с  утра. И на  земле  жара.

Рассердилась  бабушка: « Меня ты не учи.

Разбираюсь  правильно, как  пинать  мячи».

Я Володины отметки узнаю без дневника.

Если брат приходит с тройкой,

Раздаются 3 звонка.

Нет, в жизни мне не повезло:

Однажды я разбил стекло.        

. Продолжим  нашу  работу.

3. Творческий диктант.

Заменить существительное с предлогом прилагательным с приставками на з (с) . Распределить в два столбика: без-, бес-

1. Ребенок без забот (беззаботный)

2. Небо без звезд (беззвездное)

3. Жидкость без цвета (бесцветная)

4. Дорога без конца (бесконечная)

5. Плач без звука (беззвучный)

6. Движение без шума (бесшумное)

7. Шоколад без вкуса (безвкусный)

8. Вход без платы (бесплатный)

9. Ребенок без помощи (беспомощный)

10. Океан без предела (беспредельный)

  1. Распедели в 2 столбика. Слайд
  2. Подбери примеры с корнем и приставкой воз

10.  Тест по теме «Правописание приставок».

 1)  В каком слове  приставка оканчивается на –с?

     а) и..черпать;           б) чре..мерный;      в) бе..жизненный;      г) во..делать.

 2) В каком слове  приставка оканчивается на –с?

    а) во..наградить;     б) бе..шумный;       в) ра..жечь;                 г) ра..будить.

3) В каком слове приставка оканчивается на –з?

    а) ни..ходить;          б) во..произвести;  в) ра..чёт;                    г) в..дохнуть.

 4) В каком слове приставка оканчивается на –з?

    а) и..жарить;            б) и..царапать;      в) ра..шнуровать;        г) бе..ценный.

 5) В какой строке во всех словах пропущена одна и та же буква:

    а)  и..царапать;     и..жарить;                    б) и..числять;   бе..ценный;

    в) бе..жалостный;   бе..шумный;                 г) бе..вкусица;  ра..шнуровать.

Ответы: 1) а;  2)б; 3) г;  4) а; 5)б.                 Оцените себя!

11.  Рефлексия

Закончи предложение:

а) «Буква З пишется на конце приставок, если…»

б) «Буква С пишется на конце приставок, если …»

Я могу похвалить себя за …

Довольны ли вы тем, как прошел урок?

Было ли интересно?

Были ли вы активны?

Было ли трудно?

Сумели ли вы показать свои знания?

 

12. Домашнее  задание.

На выбор: 1. Составить  слова  с  приставками  на  стр. 31


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание -з и -с на конце приставок (урок русского языка в 5 классе)

У урока объяснения нового материала помимо трех основных целей, которые мы преследуем на каждом уроке, должна быть, на мой взгляд, и особая "миссия" - привлечение внимания учащихся к новому материалу,...

Правописание букв З и С на конце приставок

Урок закрепления и совершенствования знаний по теме «Буквы З и С на конце приставок». На уроке используются  карточки для индивидуальной работы,  тесты для проверки знаний по теме, тек...

Правописание з-с на конце приставок

Уров русского языка в 5 классе...

Правописание букв З и С на конце приставок.

Урок русского языка в 5 классе по теме "Правописание букв З и С на конце приставок" с приложениями....

Урок на тему "-з- и -с- на конце приставок" 5 класс

Урок по ФГОС. Формироание УУД, работа по индивидуальной образовательной программе....

«Буквы з, с на конце приставок»

Урок русского языка...

Урок русского языка "Буквы з-, с- на конце приставок". 5 классй

Урок русского языка на названную тему комплексный, включающий в себя проверку знаний, степень усвоенности во время урока, развивающие элементы. На уроке присутствуют элементы информационных технологий...