Методическая система по развитию речи учащихся на уроках русского языка
учебно-методический материал по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Четверикова Ольга Иннокентьевна

Развитие связной речи учащихся - важный аспект обучения русскому языку. Включение учащихся в познавательную творческую деятельность способствует пробуждению собственного "я" ученика, развивает его способность выражать свои мысли в устной и письменной форме. Уроки русского языка - это умение учащихся создавать устные и письменные высказывания определённого стиля, структуры, композиции. В конечном итоге уроки русского языка - это грамотные, правильные, красивые ответы учащихся по всем другим предметам. Прихожу к выводу, что уроки русского языка будут результативными при условии, если чётко продуманы все виды работ по развитию связной речи учащихся на каждом уроке русского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Собственная методическая система  по развитию письменной речи учащихся.

Развитие связной речи учащихся – важный аспект обучения родному языку. Последнее время коммуникативному воспитанию придается особое значение, так как в

нем справедливо видят залог формирования личности. Включение учащихся в

познавательную творческую деятельность способствует пробуждению собственного «я» ученика, развивает его способность свободно выражать свои мысли в любой ситуации. Ведь уроки русского языка – это и умение учащихся создавать устные и письменные высказывания определенного стиля, структуры, композиции. В конечном итоге уроки русского языка – это грамотные, правильные, красивые ответы учащихся по всем другим предметам. Прихожу к выводу, что уроки русского языка будут такими при условии, если четко продуманы все виды работ по развитию связной речи учащихся на каждом уроке русского языка.

Доминирующей идеей курса русского языка является интенсивное речевое развитие учащихся.

Как показывают исследования Л.В.Занкова, прекрасным средством создания на уроке речевых ситуаций и обеспечения мотивации высказывания является изобразительная наглядность. Речевые ситуации, созданные с помощью слова учителя и средств наглядности являются ситуациями воображаемыми, поэтому при создании таких ситуаций от учителя требуется немалая доля творчества. Работа над каждым из творческих заданий на основе изобразительной наглядности включает в себя несколько этапов:

  1. подготовительный этап – знакомство с изучаемыми грамматическими явлениями, наблюдение над их функционированием в речи, работа с образцами высказываний, словарная подготовка;
  2. включение творческого задания в канву урока с помощью изобразительной наглядности, эмоциональный и деловой настрой учащихся;
  3. коллективная работа над содержанием и структурой высказывания;
  4. самостоятельная работа учащихся;
  5. прослушивание созданных миниатюр, сочинений, их анализ, рецензирование, редактирование.

На данном этапе я свою задачу вижу в том, чтобы, придавая большое значение нравственному и эстетическому воспитанию, научить видеть и понимать, чувствовать и любить прекрасное во всем: в неброском пейзаже, в картине рассвета, в простеньких ромашках  на лугу, в пшеничных полях, в скромной рябине под окном. Эмоциональный настрой делает полученные знания прочными. Роль учителя при работе над картиной особенно ответственна: он должен подготовить учащихся к вдумчивому восприятию произведения, в процессе беседы донести идейный смысл и художественные достоинства картины, вызвать должный отклик, эмоции. Сбор чернового материала к сочинению по картине предполагает выполнение учащимися заданий, которые учат их вглядываться в изображение, развивают наблюдательность, приобщают к пониманию языка искусства. Чтобы сочинения не превращались в констатацию сюжета картины, следует помочь учащимся расширить круг впечатлений о художнике, об истории создания произведения и т. д. Картину можно использовать и для того, чтобы научить детей собирать и фиксировать материал наблюдений. Например, в подготовке к сочинению по картине А. Пластова «Летом», прежде чем отправиться в воображаемое путешествие, предлагаю под фонограмму «Звуки летнего леса» прослушать напутствие писателя М. Пришвина: «Обычно вы входите в лес и начинаете шуметь, кричать, бегать. А если вы постараетесь быть тихими и скромными, вы услышите шорохи леса, познаете его тайны. Лес раскроет вам глубины своих сокровищ, красоту мира. На доске слова Н. Рыленкова:

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно…

Вот с таким напутствием и отправляются дети в лес, на полянку, которая изображена на репродукции с картины А.Пластова «Летом». Обращаясь к классу, говорю:

- Представьте себе, что жарким летним днем, широко раскинув руки и закрыв глаза, вы лежите под белоствольной березкой. Лежите, усталые и благодарные, благодарные лесу за его щедрые дары. Если чутко прислушаться, то можно услышать, о чем шепчутся березы, какую телеграмму отстукивает в эфир дятел, о чем поют птицы.

Чутко-чутко прислушайтесь к лесным звукам. Расскажите, что вы услышали, какие тайны поведал вам лес, какие сказки…

Русский язык как учебный предмет (особенно уроки развития речи) позволяет успешно решать задачи эстетического воспитания детей. Обращения к произведениям искусства расширяют границы уроков русского языка, дают возможность научить детей понимать живопись, музыку. Большое значение для воспитания чувства прекрасного, а также для развития творческих речевых способностей учащихся имеет реализация межпредметных связей между русским языком, музыкой, изобразительным искусством.

 Школьное сочинение, как и любой текст, может существовать только в определенном жанре. Т.А.Калганова выделяет следующие жанры:

а) литературно-критическая статья;

б) рецензия;

в) эссе;

г) очерк;

д) дневник;

е) путешествие;

ж) эпистолярный жанр.

Каждый из перечисленных жанров имеет свои особенности. Исходя из этого, предлагаю ученикам писать следующие сочинения:

1.Сочинение по картине;

2.Сочинение-описание;

3.Сочинение-этюд;

4.Сочинение на основе жизненных впечатлений;

4.Сочинение-рассуждение.

Сочинения во всех классах должны выполнять, в первую очередь, функции обучения.

Творческие задания на основе изобразительной наглядности развивают творческое воображение, наблюдательность, содействуют формированию коммуникативных умений, являются средством нравственного и эстетического воспитания. Воссоединение картинки и слова ведет к созданию собственной «картинки».

Всякий раз испытываю волнение перед уроками развития речи. Раскроются ли сегодня мои ученики? Как серьезно будут размышлять, насколько глубоко затронет их сердца та или иная тема? Так, работа над жанром сочинения-описания помещения по заданию учебника должна завершиться самостоятельной творческой работой по описанию класса, жилого помещения. Что дает такая работа уму и сердцу детей? Ничего! Обычно в таких сочинениях рассказывается о том, что и где стоит и лежит. Я дополнила это задание: опишите комнату сначала в обычный дневной час, освещенную ярким солнечным светом, а затем расскажите о том, как она выглядит, какими звуками и цветами наполняется, например, освещенная луной или отблеском ранней утренней зари. Или, чтобы кроме описания уютного интерьера современных квартир, постучались в детские сердца раритеты, вещи-память, имеющие не материальную ценность, а высокую нравственную, связывающую  их с родословной семьи.

При изучении каждой темы отвожу время для творческой работы на изучаемое явление. Например, тема урока «Имена существительные собственные и нарицательные». Задание по развитию речи и цель: уметь использовать собственные и нарицательные имена существительные в роли обращения (составить предложения со словами мама, Родина). Или тема «Имя существительное как часть речи». Задание по развитию речи: сочинение-миниатюра на тему «Родина – это…». Цель работы – проверить, как усвоены признаки понятий. На обобщающих уроках по той или иной части речи создаются миниатюры «За что я хочу похвалить имя существительное» или  «Хвала имени прилагательному». После эмоционального слова учителя, в котором восхищение удивительной частью речи, дети пишут свои работы. Письменной работе предшествует планомерная, систематическая устная подготовка, которую схематично можно изложить так:

а) рассказ учителя;

б) устные высказывания учащихся;

в) словарная работа;

г) письменная работа.

Сочинения на основе жизненных впечатлений имеют большое значение в воспитании самостоятельности учащихся, в развитии их творческого воображения и мышления, устной и письменной речи. Сбор материала для подобных сочинений предполагает четкий отбор жизненных фактов, которые дают возможность составить и высказать собственное мнение, выразить свои чувства и настроения. Материалом здесь могут служить экскурсии, посещения музеев, туристические походы, внеклассное чтение, встречи с людьми различных профессий, беседы на этические и эстетические темы.

( М.А.Рыбникова так писала о значении экскурсий в развитии наблюдательности:

 « Экскурсии учат искусству видеть и истолковывать увиденное через организованную подачу впечатлений. Экскурсия, хорошо подготовленная и проведенная, сама отличается органичностью почти художественного произведения; она заставляет творить и говорить каждого»). Я направляю внимание детей на тему, помогаю им разобраться в обилии фактов и настроений.

 Для облегчения работы по сбору чернового материала рекомендую учащимся различные памятки. Приведу пример подготовительной работы к сочинению на основе жизненных впечатлений. Сочинение – этюд о природе в разные времена года (суток).Цель работы – проверить умение отбирать материал на предложенную тему.

Подбираются существительные, связанные с темой «Утро»: природа, трава, небо, роса, туман, ветерок. После этого подбираются прилагательные и глаголы, которые уместно использовать в описании утра, например: ветерок – легкий, свежий, прохладный, шаловливый; туман – утренний, седой, молочный; небо – голубое, чистое; березы – стройные, белоствольные; солнце – яркое, теплое, багряное и т.д. Получаются опорные словосочетания, которые записываются на доске. Предлагаются модели предложений (схемы) , которые комментируются устно. Далее следует письменная работа.

Чтобы научить детей использовать в творческих работах свои наблюдения и впечатления стала давать задания написать сочинение – миниатюру типа «И вдруг я увидел…» , «Вид из моего окна» , «Вид из школьного окна» , « А снег идет, идет…» и т.д.

Разные бывают виды из окон. Из наших классных окон видна крыша второго этажа здания школы, часть клумбы на пришкольном участке с красавицей- рябиной в центре, ряд тополей и кленов по кромке школьного стадиона, соседние пятиэтажные и девятиэтажные дома. И все… . Но это замечательно. Ведь если включить фантазию, разбудить творческую активность, то и кусочек неба над тобой может оказаться целой поэмой.

В этом учебном году, после многих приемов работы по развитию речи, описанных мною выше, у семиклассников (работаю с ними с пятого класса) наблюдается интересный ход мыслей, образное видение, многие сочинения-этюды удачны и эмоциональны.

Сочинения-рассуждения на морально-этическую тему для учащихся представляют определенную трудность. Дети не всегда достаточно информированы, они еще не достаточно хорошо умеют строить развернутое рассуждение. Поэтому при подготовке к этому сочинению провожу работу по углублению морально-этических представлений учащихся.

Содержание работы:

1.Беседа с классом по предложенным высказываниям (раздаточный материал):

а). Что такое духовная культура? Что такое счастье? Как связаны между собой эти понятия - духовность и счастье? Как происходит духовное обогащение человека? Какие примеры проявления духовной культуры вы видите в окружающем мире?

2 .Подбор материала (содержание) к написанию сочинения:

а). Использование данных высказываний;

б). Использование собственных наблюдений, фактов из жизни;

в). Использование материалов из прочитанных книг;

г). Определение собственной личной позиции.

3. Постановка тезиса и его аргументирование.

4. Отбор языковых средств, помогающих выразить свое отношение к проблеме.

5. Написание сочинения-рассуждения.

Памятка (как собирать черновой материал к сочинению на основе жизненных впечатлений):

  1. Обдумайте формулировку темы, выявите ее идейный смысл. Определите главные вопросы, отвечающие теме.
  2. Всмотритесь внимательно в тот предмет или явление, о котором будете писать. Выделите главное и второстепенное.
  3. Определите жанр своего текста.
  4. Отберите лексику.
  5. Сделайте краткие записи.
  6. Составьте черновик сочинения.
  7. Отредактируйте написанное.

В силу необходимости писать о собственных впечатлениях, жизненном опыте, а не пересказывать почерпнутый материал из книг, такие работы являются средством привития учащимся способности излагать лично пережитое. В итоге, сами ученики придут к пониманию начального смысла слова «сочинение» - самостоятельной творческой работы.

                                                         Анализ сочинений

 Всегда с большим интересом проверяю творческие работы. Интересно следить, как развивается образное видение, как дети передают свои впечатления через художественный образ, как постепенно овладевают богатством русского языка. Проверив творческие работы, организую выставки лучших работ в классе. Это доставляет большую радость тем, чья работа оказывается на выставке. И всем остальным интересно. В перерыве между двумя уроками, если уроки сдваиваются, дети не хотят выходить в коридор, толпятся у стендов, рассматривают, читают работы. Многие ученики, получившие свою работу, исправленную учителем, не интересуются характером своих ошибок и не стремятся преодолеть их. Между тем, без активной, напряженной борьбы с ошибками от них невозможно избавиться. Поэтому тщательно продумываю уроки работы над ошибками и анализа творческих работ. На таких уроках показываю образец работы над ошибками, учу объяснять допущенные ошибки, указывая при этом на их характер. Записываю на доске фрагмент работы одного ученика и предлагаю найти ошибки разных типов. Дополнительно подбираю тексты для редактирования. Класс делится на группы и каждой группе дается карточка с текстом. Те, кто выполнил работу на «4» и «5» консультирует слабых или получает задания повышенной трудности. Учитель в это время проводит индивидуальное консультирование. Практикую взаимное рецензирование работ по плану.

План рецензии:

  1. Соответствует ли сочинение теме?
  2. Достаточно ли глубоко раскрыта основная мысль сочинения?
  3. Не нарушена ли логическая связь между частями?
  4. Язык и стиль сочинения.
  5. Уместно ли использованы цитаты?
  6. Что, на ваш взгляд, получилось наиболее удачно (неудачно)?

Анализируя работы, прочитываю лучшие из них полностью, из других беру наиболее яркие отрывки. При этом особо отмечаю работы тех учеников, которым раньше не удавалось точно и выразительно передать свои мысли в письменной форме. Отметив достоинства и недостатки, обращаю внимание на те сочинения или их части, где наиболее проявилась самостоятельность мышления, наблюдательность авторов, их умение обобщать, делать выводы. Сочинения, получившие неудовлетворительные оценки, анализируются на индивидуальной консультации и перерабатываются под моим руководством.        

Воспитательное, нравственное воздействие связного текста (а не отдельных предложений или словосочетаний) бесспорно.

При этом текст наглядно показывает взаимосвязь и взаимодействие всех элементов грамматики и лингвистики.

Отрабатывает умение применять изученное во всех видах речевой деятельности озвучивание опорного конспекта. При озвучивании ОК идёт работа по развитию устной речи учащихся – умение пользоваться научным стилем речи. Обобщая и систематизируя материал по ОК, ученики составляют связный рассказ на лингвистическую тему, показывая хорошие знания теории. На обобщающих уроках использую групповую форму организации учебной деятельности учащихся. Выполняя задание, учащиеся объясняют и помогают друг другу, опираясь на тетрадь для конспектов.

В заключении подводятся итоги, формулируются выводы. Прошу прокомментировать устное сообщение, где учащиеся могут поправить, дополнить. Образец комментирования устного ответа на стенде. И дети говорят о полноте знаний выступающего от каждой группы, о речевом оформлении ответа, рассуждают о качестве приводимых примеров.  На данном этапе уроке главной целью всего класса является критическое и оценивающее прослушивание выступающего.

Метод групповой работы воспитывает умение дискутировать, сотрудничать, критически и оценивающе относиться к работе, уважать мнение других.

Наилучшим образом проявить себя в коллективе, почувствовать свою значимость в общем деле помогает именно работа в группах. В данном случае очень важно, чтобы в коллективе царил эмоциональный комфорт. За этим я особо слежу. Поэтому в конце урока очень часто провожу опросник (какое настроение было в начале урока, в конце урока, что особенно запомнилось, что удалось, а что нет, повторения каких моментов урока, форм работы хотелось бы, какие были личные открытия). Деление на группы чаще всего определяется учителем, либо по жребию ( разрезанная открытка), либо по желанию учащихся, то есть группы могут быть постоянного и переменного состава.

Разновидности групповой работы, применяемые мной на уроках русского языка:

  1. Обучение по типу «конструктора». Группа получает задание, которое делится на конкретные задачи, распределяемые между учащимися. Каждый член группы работает самостоятельно. Из отдельных частей потом складывается общая картина задания. Учитель оценивает общую работу группы и даёт письменную проверочную работу, чтобы проверить знание темы каждым учеником.
  2. Группа четырёх. Цель - вовлечь ребят в совместную работу над заданием. Чаще используется при проверке домашнего задания. А затем общая проверка.
  3. Групповое исследование. Эта модель предлагает взаимную связь между группами. Между ними распределяются мини-темы, в группах работают сообща, а сообщение затем делает один от группы.
  4. Обучающая группа. После представления новой темы и учебного материала  все работают в группах: читают различные материалы, обсуждают и выполняют задания, помогают друг другу. Учитель проверяет успешность освоения материала путём письменных работ. Работа с картами-подсказками.
  5. Групповой опрос. По перечню вопросов консультант опрашивает каждого члена своей группы. ( Лист самоконтроля).
  6. Учебная встреча. (Между командами класса).
  7. Урок- диспут. (Столкновение разных мнений).

При использовании групповой работы возрастает интерес учащихся к занятиям и уровню их учебных достижений, в классе доминирует атмосфера поддержки и помощи. Учащиеся более доброжелательны друг к другу, разрешается отчуждённость тех, кто ранее отвергался классом. Происходит самореализация личности, развитие в себе того лучшего, что делает человека человеком. Не мыслям надо учить, а учить мыслить. Главным методом достижения цели, задач обучения для меня является проблемное задание. Именно с него начинается процесс мышления. Итогом групповой работы является следующие виды уроков:

  • лекция;
  • семинар;
  • диспут;
  • урок-размышление;
  • зачёт;
  • конференция;
  • творческий практикум;
  • урок-путешествие.

Таким образом, на моих уроках каждый ученик, работая индивидуально, имеет возможность выбрать задание любого уровня сложности, тем самым не только достичь обязательного уровня обучения, но и двигаться дальше.

Систематизация заданий к тексту (задания сгруппированы по направлениям деятельности) - это этап обдумывания, осмысления текста и инвентаризации своих знаний и представлений, что является важной ступенью на пути создания текста будущего изложения или сочинения. (Оформлены папки, которые являются раздаточным материалом).

  1. Задания, направленные на умение выделять в тексте главное (концепт).

.   Найдите предложения, в которых заключена главная мысль текста, или сформулируйте ее самостоятельно

. Найдите главное событие.

. Расположите события по степени важности.

. Вынесите самую важную информацию на первое место, в начало изложения. Содержание остальных частей текста передайте сжато (или выборочно).

  1. Задания, направленные на интерпретацию текста.
  •   Объясните, как вы понимаете утверждение о том, что...
  •   Как вы относитесь к мысли автора о том, что...
  •   Выскажите свое мнение в связи с прочитанным (напишите о своем понимании события).
  •   Соотнесите прочитанный текст с другими или подберите подобный по смыслу.        
  •         Приведите обоснованный ответ на вопрос, заданный автором.

3.   Задания, направленные на творческую переработку текста.

  •  Сделайте в тексте вставки: введите описание своей любимой игры (любимого времени года...), рассуждение о поступках героя, историю о... .
  •  Дополните текст похожими примерами.
  •  Изложите содержание текста в другом жанре (стиле).
  •  Найдите в тексте общее  частное. Расскажите сначала о частном, а затем перескажите фрагмент, представляющий собой общее рассуждение.
  •  Найдите в тексте части, служащие причиной, и части, являющиеся следствием.
  •  Вынесите на первое место самую интересную для вас информацию и перескажите ее подробно. Остальные части текста перескажите сжато.

Какое бы творческое задание мы ни предложили к изложению, важно, чтобы ученик размышлял над текстом, задавал себе вопросы, строил предположения и проверял их в процессе чтения, а после чтения умел выразить главную мысль, составить план, ответить на вопросы.

Однако «диалог с текстом» на этом не заканчивается. Следующим важным этапом является обдумывание текста (размышления, рефлексия). На этом этапе ученик задает себе примерно такие вопросы:

  • Что нового я узнал из текста?
  • Какие факты оказались для меня неожиданными?
  • Что я об этом думаю?
  • Как это соотносится с тем, что я уже знаю?
  • На какие размышления эти факты наталкивают меня?
  • Встречалось ли мне что-либо похожее раньше - в жизни, в литературе, в кино?
  • Какие факты, примеры, случаи я могу использовать в своем сочинении?        

Цепочка таких вопросов – по сути, алгоритм внутренней работы ученика с текстом.

Особую трудность представляет выявление проблем в тексте художественного стиля, в котором описываются взаимоотношения героев, их поступки и т.п. В художественном произведении выявленные писателем общие закономерности жизни воплощены в конкретных художественных образах. От ученика требуется умение обобщать.

  Предлагаю учащимся следующие вопросы:        

*        Какой аспект жизни человека отражает данная ситуация'?' ('Социальный - человек и общество; политический - человек и государственная власть, экологический - человек и окружающая среда;)

   нравственный (этический) - взаимоотношения людей, нравственные ценности.)

  • Какие аналогичные ситуации, случаи известны учащимся?
  • Какие качества личности героев проявляются в данной ситуации? (Сострадание, милосердие, благородство/грубость, эгоизм, жестокость и т.п.)

*        Какие абстрактные понятия помогают охарактеризовать суть описанной ситуации? (Понимание/непонимание, дружба/предательство, героизм/трусость, любовь/ненависть и т. п.)

Комментарий к проблеме - это рассуждения, пояснительные замечания по поводу проблемы текста.

Выделяю два типа комментария.

1.        Текстуальный комментарий представляет собой объяснение
текста, следование за автором в раскрытии проблемы.

Конкретизировать содержание комментария можно с помощью следующих вопросов:

  • Как, на каком материале автор раскрывает проблему?
  • На чем заостряет внимание? Почему?
  • Какие имена (факты, события) упоминает автор? Для чего?
  • Какие эмоции автора выражены в тексте?
  •  Как выражено отношение автора к изображаемому?   В чем это проявляется?
  • Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме?

2.При концепционном комментарии в центре внимания интерпретация проблемы текста, её актуальность, столкновение различных мнений по данному вопросу и т.п. Рекомендую ученикам найти ответы на следующие вопросы:

  • К какому типу принадлежит эта проблема? (Социальная, философская, экологическая, нравственная и т.п.)
  • Актуальна ли эта проблема в наши дни? В чем ее значимость для общества?
  • Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой? Касается ли она каждого из нас или только людей определенного возраста, рода занятий и т.п.?

*        Почему эта проблема привлекла внимание автора?

*Какой аспект (какую сторону) этой проблемы рассматривает автор?

*        К каким выводам автор подводит читателя?

 

Виды аргументов

 Логические аргументы - это доводы, апеллирующие к человеческому рассудку, к разуму. К ним относятся:

  • научные аксиомы;
  • положения законов и официальных документов;        
  • законы природы, выводы, подтвержденные экспериментально;
  • заключения экспертов;
  • цитаты из авторитетных источников;
  • показания очевидцев;
  • статистические данные;
  • примеры из жизни или художественной литературы.

Психологические аргументы - это доводы, которые вызывают

у адресата определенные чувства, эмоции и формируют определенное отношение к описываемому человеку, предмету, явлению. К ним относятся:

*        эмоциональная убежденность пишущего;

*        ссылки на авторитетные источники (цитаты, афоризмы, пословицы);

*        примеры, вызывающие эмоциональный отклик адресата;

*        указание на положительные или негативные последствия принятия тезиса автора;

  • апелляция к общечеловеческим нравственным ценностям (сострадание, совесть, честь, долг и т.д.).

Иллюстративные аргументы. Важным элементом аргументации являются иллюстрации, т.е. примеры, поддерживающие аргумент.

Тезис:        Речь человека - это показатель его интеллектуального и нравственного

                         развития.

Аргумент 1.    Действительно, порой речь «скажет о человеке больше, чем лицо, одежда и многое другое.

Иллюстрации к аргументу 1.

   Например, среди моих близких друзей нет таких, чья речь была бы пересыпана грубыми словами. Я убежден, что каждое такое слово несет в себе «отрицательный заряд». Да и кому хотелось бы услышать от близкого человека что-либо, оскорбляющее слух.

Аргумент 2. Правоту автора подтверждает и опыт художественной литературы. Не случайно писатели всегда рассматривали речь персонажа как важнейший способ выявления его характера.

Иллюстрации к аргументу 2.  Герой  романа … вовсе не сквернословит, напротив, на каждом шагу сыплет «ласковыми», уменьшительными словами. Однако во всей его речи проявляется лицемерная душонка человека, для которого нет ничего дороже денег и собственности.

Вывод. Таким образом, ничто не охарактеризует человека лучше, чем его речь.

                                   

                                   Структура аргументации (схему предлагаю ученикам).

                                       

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по русскому языку по теме: «Развитие речи учащихся на уроках русского языка» ( Обобщение собственного опыта).

Развитие речи учащихся является важнейшей задачей обучения русскому языку. Над данной проблемой я работаю в течение многих лет. За это время накоплен дидактический материал, подготовлены методические ...

Методические рекомендации по развитию речи учащихся на уроках русского языка с родным (нерусским) языком обучения

Главной целью методических рекомендаций является развитие учащегося как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: познание, коммуникации, пр...

Учебно-методическое пособие по развитию речи учащихся на уроках русского языка «Комплексный анализ текста»

В современных социальных условиях возникает необходимость подготовки конкурентно способной личности, обладающей универсальными знаниями, которые помогут ей самостоятельно, критически и творчески мысли...

Культура устного и письменного ответа, сочинения – миниатюры в системе работы по развитию речи учащихся на уроках русского языка и литературы.

В процессе педагогической деятельности учитель русского языка и литературы помогает учащимся в овладении речью как устной, так и письменной. Процесс этот сложный, длительный, требует от преподавателя ...

Методические рекомендации по развитию речи учащихся на уроках русского языка

Методические рекомендации по развитию речи учащихся на уроках русского языка...

Система упражнений по развитию речи учащихся на уроках русского языка. Создание текстов публицистического стиля

Газета – это история мира за сутки. А. Шопенгауэр Методическая разработка создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего обр...

Система работы по развитию речи учащихся на уроках русского языка и литературы

Данные рекомендации позволяют вести сситемную работу над устной и письменной речью учащихся....