Нескучный урок развития речи
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Урок развития речи 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon neskuchnyy_urok_razvitiya_rechi.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Нескучный урок развития речи

Урок развития речи

Сочинение-описание. 6 класс.

                                                          На доске:

                    ТЕМА УРОКА: «… - …»

Цель урока: создание условий для творческого саморазвития учащихся .

Задачи урока:

  • во взаимодействии с учащимися собрать лексический материал для сочинения-описания персонажа;
  • развитие творческого воображения учащихся;
  • развитие навыков самостоятельной работы;

                                                    .

        1. Разминка.

      Учитель: Давайте попробуем узнать имя нашего персонажа по этим подсказкам.

Подсказки:         

  1. Известная и популярная во всём мире кукла.
  2. Главный участник ярмарочных представлений бродячего кукольного театра, герой потешных комедий.
  3. Балет, поставленный на музыку Игоря Фёдоровича Стравинского, носит то же название.

4.   «Братья» нашей куклы:

Полишинель -

      Пульчинелла («петушок») -

      Касперле -

      Кашпарек -

      Карагёз («чёрный глаз») -

      Видушака -

      Палван-Качал -

      Панч («удар, пробивать отверстие, дырокол») -

      Дон Кристобаль -

     

   Задание № 2.    Ребята, вы гимназисты, изучаете английский, французский, немецкий языки. Предположите, из каких языков пришли к нам эти слова, укажите название стран (уч-ся работают самостоятельно).  

 Учитель:   «Наверное, вы обратили внимание на слова в скобках, это дословный перевод слов. Странная  получается кукла: «черноглазый петушок, наносящий удары, пробивающий отверстия…»  Узнали персонажа бродячего кукольного театра? Назовите его русское имя?   Это Петрушка».

Итак, ребята, имя героя является первым словом темы урока. Впишем его на месте первого многоточия.

Задание № 3. Нарисуйте портрет Петрушки, отразив основные, отличительные его черты (цветные карандаши на парте). Покажите Петрушку  друг другу.

4. Собираем материал к сочинению. Работа над деталью. Изобразительно-выразительные средства.

Учитель: Учитель показывает перчаточную куклу Петрушку. « Похожи наши куклы?»

 

Задание № 4. Напишите слова-ассоциации, словосочетания, которые у вас возникли при встрече с Петрушкой, в 1-ый столбик таблицы «…».

Учитель:  «Зачитайте вслух  слова-ассоциации. Понравившиеся выражения добавьте к своим записям».

Задание № 5. Внешний облик нашего гостя, несомненно, вызвал у вас недоумение. У вас получился весёлый Петрушка, а у меня… Какие вопросы вы бы задали создателю куклы?

       Предполагаемые вопросы: «Почему нос длинный, крючковатый? Почему подбородок острый, огромный? Почему цвет лица темный? Почему глаза жуткие, а улыбка напоминает оскал?».

 Учитель: «Ребята, вы сумели заметить в облике Петрушки самые выразительные, так называемые говорящие детали внешнего облика. В любом виде описаний: места, природы, предмета, человека – мы должны выхватить самые броские, отличительные черты, то есть присущие только этому предмету, выделяющие его из толпы. Ни в коем случае не стремитесь описать всё подробно. Это утяжелит вашу работу, сделает её скучной, бесконечной, унылой.

     Поработаем над прорисовкой деталей портрета нашего странного гостя».

     

 Задание № 6. Вернёмся к таблице «…», ко 2-му столбику под названием «Изобразительно-выразительные средства»

      Перед вами 2 столбика: один состоит из многоточий, которые нужно будет превратить в слова, другой содержит изобразительно-выразительные средства (метафоры, сравнения, эпитеты). Впишите на месте многоточий слова, которые можно будет описать словами второго столбика. Дополните ряды изобразительно-выразительных средств своими примерами. (Уч-ся работают самостоятельно, при проверке - 1 уч-ся у доски).

   

Учитель вписывает слова на доске.

Учитель: 5. Предупреждение ошибок. Слова- синонимы.

Учитель: «Облик нашего нежданного гостя приобрёл конкретные черты. Но, создавая его словесный портрет, вы столкнётесь с проблемой повтора. Какое лексическое средство придёт к нам на помощь в этом случае? Без сомнения, синонимы».

Задание №7 . Перед вами слова-синонимы к слову Петрушка. Разбейте данные слова на три группы, учитывая их подтекст, настроение  

Учитель: «Как вы думаете, ребята, зачем слова-синонимы к слову Петрушка разбивать на 3 подгруппы?  Подбирая синонимы, нужно помнить о том, чтобы их эмоциональная оценка не противоречила идее сочинения.

                   Каким же вы увидели Петрушку: клоуном, смельчаком или странником? Какое слово, на ваш взгляд, наиболее точно характеризует его внутренний мир, его душу, его судьбу? Выбранное слово впишите в тему нашего урока. У каждого она получится своя, потому что Петрушка и комедиант, и защитник, и скиталец. Это и будет темой вашего сочинения. (Например, «Петрушка – странник»)

  6. Цель любого описания – через внешние детали передать психологическое состояние героя, его характер, внутренний  мир

Учитель: «Цель любого описания – через внешние детали передать психологическое состояние героя, его характер, внутренний  мир. Обратимся к 4 столбику нашей таблицы «Слова, выражающие эмоциональную оценку или образную характеристику персонажа». Подчерните только 2 слова, которые, на ваш взгляд, характеризуют Петрушку. На самом деле все слова могут использоваться в вашей творческой домашней работе: все они дают оценку характера данного персонажа».

               

  Задание № 8. Ребята, перед вами текст с многозначительным названием «За кулисами». Внимательно прочитав текст, вы приблизитесь к разгадке странного облика Петрушки. Ответы на предложенные вопросы подчеркните в тексте.

Вопросы:

   

 1.  Почему эта кукла встречается во всех культурах мира?

 2.  Что унаследовал Петрушка от своих далёких предков?

 3.  Петрушка производил впечатление глуповатого персонажа. Почему?

 4.  Почему Петрушка – любимый герой потешных комедий?

 5.  Объясните смысл названия текста. (Каким Петрушка старался казаться на сцене и каким был на самом деле?)

Учитель: « Ребята, мы собрали богатый лексический материал. Давайте поговорим о композиции нашего сочинения. Перечислите обязательные пункты плана сочинения? Материал данного текста в какой части сочинения будем использовать? Этот текст вы сможете использовать во вступлении, в заключении, в описании героя -  в основной части. (Подписать абзацы текста: «вступление», «заключение», «основная часть») Обратимся к нашей таблице. В какой части работы нам пригодятся слова-ассоциации? Изобразительно-выразительные средства? Слова-синонимы? (Подписать столбики таблицы: «вступление», «заключение», «основная часть»)

Задание № 9. Продолжите текст (5-6 предложений) по данному началу, используя лексический материал нашей таблицы:

« К Петрушке подступила тоска. Он почувствовал себя одиноким. Глянул в зеркало и обмер…»

Учитель: Ребята, прочтите ваши сочинения-миниатюры. Каким получился ваш персонаж? Назовите ведущую черту характера вашего Петрушки?

         

8. Итоги урока.

Учитель: «Ребята, что мы узнали на сегодняшнем уроке? Как вы думаете, нам удалось выполнить задачи урока? Достигли целей?

                 Д/з: написать сочинение на одну из следующих тем, включив в него описание Петрушки:

  1. «Потешный молодец»
  2. «Странствия Петрушки»
  3. «Исповедь Петрушки»
  4.  своя тема

 

                                                                           -1-

                                  Раздаточный материал к уроку по теме « …»

                                  (сочинение-описание куклы)

                                                                  Тучки небесные, вечные странники!..

                                                                             Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники…

                                                         

                                                                             Кто же вас гонит: судьбы ли решение?..

 СТРАННИК, -а, м. (устар.).

1. Странствующий человек (обычно бездомный или гонимый). С. в мире (одинокий и бесприютный человек).

2. Человек, идущий пешком на богомолье, богомолец. * Небесный странник (высок.) - о метеорите. II ж. странница, -ы. II прил. страннический, -ая, -ое.

1. Описание внешности – это только повод поговорить о душе, о судьбе.

 Отрывок из книги Н.А.Дмитриевой «Ван Гог. Человек и художник»:

 

 «Они (башмаки) словно говорят: на нас ещё никто никогда как следует не смотрел – так посмотрите же. И мы смотрим и неожиданно для себя видим многое: долгие, долгие дороги, исхоженные упорным путником, покрытые… пылью, снегом и лужами, дороги с колдобинами и булыжниками, колючками и комьями земли; видим внутренним зрением и самого путника, который, подобно этим ботинкам, изрядно поизносился, побит и помят, но не потерял способность идти дальше – подмётки сделаны на диво прочно и только отполировались от странствий, даже и шнурки не порвались, хоть и расшнуровались наполовину, а язычки башмаков вывалились и повисли набок, как язык у тяжело дышащей усталой собаки».

   Оказывается, по одной детали можно судить о персонаже, которого мы не видим.

 2. Разминка.

                                                             Подсказки.

1. Известная и популярная во всём мире кукла.

2. Главный участник ярмарочных представлений бродячего кукольного театра, герой потешных комедий.

3. Балет, поставленный на музыку Игоря Фёдоровича Стравинского, носит то же название.

4. В миру имеет множество имён:

Полишинель

      Пульчинелла («петушок»)

      Касперле

      Кашпарек

      Карагёз («чёрный глаз»)

      Видушака

      Палван-Качал

      Панч («удар, пробивать отверстие, дырокол»)

      Дон Кристобаль

                                                                         -2-

3.  Нарисуйте портрет куклы (2 минуты).        

        

                                                                     -3-

 Рекомендации.

В любом виде описаний: места, природы, предмета, человека – мы должны выхватить самые броские, отличительные черты, то есть присущие только этому предмету, выделяющие его из толпы. Ни в коем случае не стремитесь описать всё подробно. Это утяжелит вашу работу, сделает её скучной, бесконечной, унылой.

  Задание № 7. Ребята, перед вами текст с многозначительным названием «За кулисами». Внимательно прочитав текст, вы приблизитесь к разгадке странного облика Петрушки. Ответы на предложенные вопросы подчеркните в тексте.

Вопросы:

   

 1.  Почему эта кукла встречается во всех культурах мира?

 2.  Что унаследовал Петрушка от своих далёких предков?

 3.  Петрушка производил впечатление глуповатого персонажа. Почему?

 4.  Почему Петрушка – любимый герой потешных комедий?

 5.  Объясните смысл названия текста.

                                                                            За кулисами.

      Возле мест народных гуляний и ярмарок  развертывалась бойкая торговля, устанавливались балаганы, где выступали акробаты, жонглеры, показывали дрессированных животных. Публику веселили скоморохи и разудалый потешник, смутьян  Петрушка.

      Бродячий кукольный театр был простым: ширма, ящик с куклами,  шарманка. Ширма ставилась прямо на землю, и начинались традиционные представления о Петрушке. Маленький живой человечек с длинным носом прыгал на край ширмы и начинал говорить резким, визгливым искусственным голосом, скорее похожим на сиплый вой, как сквозняк из  преисподней.

      Но не только голос у куклы загадочно-непонятный. Внешность марионетки таинственная, не русская. А всё потому, что « дедушкой» нашего Петрушки является древнеримский Маккус. У него, как и у его «потомков», голова неправильной формы, нос крючковатый, на спине -  горб и живой, пронзительно острый, холодящий душу взгляд, а широко раскрытый рот вовсе не улыбка, а ехидный, жуткий оскал; на руках - по четыре пальца.  Всё дело в происхождении. Свою родословную он ведёт от наидревнейшего персонажа ранней мифологии, существовавшего практически у всех народов земли – трикстера,  отличавшегося лукавством, хитроумием, коварством, жестокостью, способностью к перевоплощению.  

       Не случайно Петрушка изображал глуповатого персонажа: за этой маской скрывался острый, проницательный ум. Задира, драчун, он беспощадно высмеивал все человеческие пороки, но особенно доставалось властьимущим, тем, кто пренебрежительно и несправедливо относился к людям. Петрушка всегда побеждал, поколачивая дубиною, и жестокого воеводу, и кровожадного купца, и глупого чёрта, и саму злобную старуху Смерть. Народ видел в нём себя, и это помогало верить в то, что несправедливость можно побороть здесь, при жизни, а не ждать возмездия после смерти.


                                                                Всего горя не проплакать,

                                                                Всей тоски не пережить,
                                                               Видно, надо это горюшко      
                                                               На радость положить, -

 говорится в старинной песне. Эта жизнеутверждающая позиция пронизывает всю комедию Петрушки

К Петрушке подступила тоска. Он почувствовал себя одиноким. Глянул в зеркало и обмер…

Слова-ассоциации

Изобразительно-выразительные средства

Слова-синонимы

Слова, выражающие эмоциональную оценку или образную характеристику персонажа

      …      - пустые, зловещие горошины,

отталкивающе-завораживающий

     …      - римский, с горбинкой

     …      - упрямый, волевой

     …      - мертво-серое, средневековое

    …       - хищные, звериные

    …      - рыжие нитяные жгутики, медные волны

клоун

одинокая душа

 марионетка

 герой

 маска

 судьба

 насмешник

 смельчак

 потешник

 актер

 скиталец

 шут

 путник

 острослов

 жизнелюбец

 комедиант

 балагур

 странник

 защитник

аскетичный

беспощадный

глумливый

гневный

грубый

деспотичный

дисгармоничный

едкий

задиристый

изобретательный

интеллектуальный

ироничный

коварный

лукавый

мечтательный

напористый

язвительный

безысходно-печальный

вызывающе-дерзкий

гневно-протестующий

мрачно-торжественный

сосредоточенно-печальный

презрительно-насмешливый

скорбно-отрешенный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система работы по развитию речи детей с нарушением интеллекта ( на уроках развития речи).

Матриал могут использовать учителя начальных классов школ всех видов....

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".

Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...

Выступление на методическом объединении. Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов II отделения школы для слабослышащих и позднооглохших детей на уроках развития речи.

Выступление на методическом объединении.Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов  II отделения школы для слабослышащих  и позднооглохших детей на уроках разви...

Конспект урока развития речи в 6 классе "Нескучный урок в стране Фантазии"

Путешествие в страну фантазию с элементами творческой мастерской...

Нескучный урок развития речи

Нескучный урок развития речи Урок развития речиСочинение-описание. 6 класс....

Доклад на тему: «Развитие ритмико-интонационной стороны речи на уроках развития речи»

Доклад на тему: «Развитие ритмико-интонационной стороны речи на уроках развития речи»...