Морфемика. Словообразование. Урок русского языка в 10 классе
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)

Материалы для проведения урока в 10 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovoobrazovanie._10_klass.ppsx327.97 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Морфемика и словообразование

Слайд 2

для образов-я новых слов приставка корень суффикс окончание главная: значимые части слова - морфемы изменяемая: выражает граммат. знач-е слов, новых слов не образует выражает общее лексическое знач-е родственных слов для образов-я новых слов

Слайд 3

Окончание служит для связи слов, выражает граммат. знач-я (рода, числа, падежа, лица); не входит в основу слова; образует разные формы одного слова: города (мн.ч., им. пад.) – городу (ед.ч., дат. пад.) – городами (мн.ч., тв. пад.) Особого внимания при разборе слова по составу требуют слова с нулевым окончанием, которое не выражено звуком и на письме не обозначено буквой.

Слайд 4

Нулевое окончание не выражено звуком и на письме не обозначено буквой. берёз , справа, умылся , кофе , счастлив , армий берёз , справа, умылся , кофе , счастлив , армий , неужели

Слайд 5

Несклоняемые и неспрягаемые слова: наречия, деепричастия ( всегда, играя ), служебные ( под, и, не ), неизменяемые существительные ( пальто, кофе ) не имеют окончаний ! Не путать отсутствие окончаний с нулевым окончанием! Например, кофе – оканчивается на «е» (нет ) море – окончание «е»

Слайд 6

НЕ ПУТАТЬ! качественных и относительных прилагат-х -ий окончание ( какой? синий ) притяжательных прилагат-х -ий суффикс ( чей? лисий, волчий ) в форме им. п., ед. ч., м. р. Он сохраняется при склонении. Только в других формах суффикс представлен в виде [ j ]. О нём сигнализирует разделительный ь. волчий – волчь [ j ] его , лисий – лись [ j ] его .

Слайд 7

Окончание служит для связи слов, выражает граммат. знач-я (рода, числа, падежа, лица); не входит в основу слова; образует разные формы одного слова: города (мн.ч., им. пад.) – городом (ед.ч., тв. пад.) – городами (мн.ч., тв. пад.) Особого внимания при разборе слова по составу требуют слова с нулевым окончанием, которое не выражено звуком и на письме не обозначено буквой.

Слайд 8

Суффикс и приставка , присоединяясь к основе, изменяют лексическое значение слова : малина малинник («место, где растет малина») серый сероватый («немного, слегка серый»)

Слайд 9

Не путать! книж к а книж н ый книж ищ а книж ечк а книг и книг у книг ой книг е книга формы того же слова однокоренные слова

Слайд 10

У родств. слов корень может меняться (быть чередующимся ), правильный выбор варианта определяется орфограф. правилами Пример: умирать – умереть – умру – мор

Слайд 11

В родственных (однокоренных) словах лексич. значение корня одинаковое ! На вод нение, наводчик, повод, поводырь, вод оросль, вод оем, вод янистый, водитель, поводок, поло водь е, вод яной, вод овоз. Наводнение, наводчик, повод, поводырь, водоросль, водоем, водянистый, водитель, поводок, половодье, водяной, водовоз.

Слайд 12

Некоторые корни в «свободном» виде (корень + окончание) не встречаются! Они имеются в словах только в сочетании с приставками, суффиксами или с другими корнями: Например: раз-у-ть, об-у-ть, вз-я-ть, объ-я-ть, под-ня-ть, под-ним-ать. Например: разуть, обуть, взять, объять, поднять, поднимать.

Слайд 13

В морфемах могут быть беглые гласные: вс помнить, вос поминание, вз рыв, взо рвать.

Слайд 14

Основа - часть слова, выражает лексич. знач-е слова; окончание в неё не входит. производная (делится на морфемы) Не производная ( не делится на морфемы) город , море пригородный , моряк

Слайд 15

В неё не входят формообразующие суффиксы л, и, ее, ей, айш, ейш ! Например: жда л , нес и те прошедш. вр. повелит. накл. быстр ее , велич айш ий сравнительн. и превосходн. степени

Слайд 16

Основа может быть прерванной просматривать – просматриваться

Слайд 17

Соединительная гласная (о,е) – морфема для образования новых слов способом сложения , входит в основу. слова. железнодорожный , лесостепь

Слайд 18

Среди морфем могут быть антонимы: от- и при- (отплыть, приплыть) синонимы: -ист-, -тель- (строитель, гитарист) омонимы: ик (домик - уменьш.-ласкат., химик – профессия)

Слайд 19

Разбор по составу (слово в той же форме, что в предлож-и) Опытным горнякам иногда приходится работать в труднодоступных местах шахты. 2 горнякам

Слайд 20

Морфемный разбор (всегда по начальной форме!) Опытным горнякам иногда приходится работать в труднодоступных местах шахты. 2

Слайд 21

Морфемный разбор Устно: 1) Это слово – существительное м. р. 2 скл. во множ. ч. дат. п.; значит, в нем выделяется окончание –ам; 2) горняк – «работник горной промышленности». Лексич. значение передается при помощи суффикса -як-. Существительное горняк образовано от прилагательного горный с помощью названного суффикса. Значит, способ образования суффиксальный.

Слайд 22

Словообразовательный разбор Письменно (всегда по н.ф.): горняк горный (суффиксальный)

Слайд 23

Пример словообразовательной цепочки : гора горный горняк

Слайд 24

Способы образования слов ( 5 морфологических – основные): 1. Суффиксальный способ : гордый — горд ость 2. Приставочный способ: грузить — раз грузить . 3. Приставочно-суффиксальный способ: окно — под окон ник . 4. Бессуффиксный способ: выходить — выход , сухой — сушь .

Слайд 25

Способы образования слов 5. Сложение (слов или основ): - выставка-продажа - сталевар - завуч - вуз

Слайд 26

Неморфологический способ - переход из одной части речи в другую: гостиная, учёный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 10 класс "Основные понятия морфемики и словообразования"

Данный урок является уроком обобщения и систематизации знаний, умений и навыков. Вид урока: урок-практикум. ...

Конспект урока русский язык 5 класс "Морфемика"

Конспект урока для 5 классов по разделу "Морфемика".  Цель урока: разнести понятия формы слова и однокоренные слова.  Сформировать у детей умение определять однокоренные слова по морфемной с...

Дистанционный урок русского языка. 7 класс.Повторение пройденного. Подводные рифы некоторых сложных тем 7 класса. На перекрестке морфологии и морфемики.

Урок остановит внимание семиклассников на сложных моментах правописания некоторых слов (предлогов, наречий, союзов, частиц и т. п.), понимание которого  находится на перекрестке морфологии и морф...

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...