Словообразование урок русского языка в 7 классе
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Куцаева Елена Сергеевна

Урок-обобщение

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slovoobrazovanie_7_klass.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока русского языка

7 класс

«Словообразование»

(повторение в конце учебного года)

Цель урока:

  1. отработать навыки морфемного и словообразовательного разбора;
  2. выработать умение составлять словообразовательные цепочки;
  3. эстетическое воспитание учащихся.

Оборудование: 1) таблица образования сложных слов;

                           2) иллюстрация с изображением памятника Петру I  скульптора Фальконе;

                           3) материалы для интерактивной доски.

Ход урока:

I.Орг.момент.

II.Проверка домашнего задания.

     1.Вопросно – ответная беседа:

         - Что изучает лексика?

         - Как и почему происходят изменения в лексическом составе языка?

         - Расскажите об устаревших словах, неологизмах. Приведите примеры.

         -Расскажите о синонимах, антонимах, омонимах. Приведите примеры.

          - Что такое фразеологизмы? Приведите примеры.

     2.Синтаксическая 5-минутка.

         Записать предложение, составить его схему.

: Писательница А. Кувшинчикова по случаю выхода своей первой книги приготовила шикарный салат и красиво уложила его в салатницу².

                Как образованы первое и последнее слова этого предложения?  Одинаковое ли значение имеет в них суффикс -ниц-? Как в лексике называются слова с одинаковым звучанием и написанием, но с абсолютно разным значением?
В словообразовании также встречается омонимия!
Запишите несколько слов с омонимичными значениями суффикса –ниц-.

III.Повторение и обобщение изученного.

     1.Вступительное слово учителя.

                   На прошлом уроке мы повторяли изученное по теме « Лексика и фразеология».     Темой сегодняшнего повторения является раздел русского языка «Словообразование».Все в мире взаимосвязано, и все разделы русского языка   связаны между собой. В этом мы могли убедиться, выполняя предыдущее задание, в котором лексические и словообразовательные пласты задействованы одновременно.

     2.Фронтальный опрос.

          -Что изучает словообразование?

          - Что такое морфема?

          - Какие морфемы мы знаем? Дайте характеристику каждой из морфем. Приведите примеры.

          - Какие способы образования слов нам известны? Дайте характеристику каждому способу. Приведите примеры.

 IV.Закрепление.

     1.Выборочный диктант

  .          Иван Семенович Полупшенный построил на даче новый забор. Глядит на него, радостно потирает руки:
– Хорош заборчик получился!
– Да не забор это вовсе, а так, заборик, – произнес свысока жираф, прогуливавшийся по дачному поселку после обеда в зоопарке.
– Да уж скажешь тоже, заборик – целый заборище! – пискнул мимоходом мышонок, стараясь найти дырку в плотно подогнанном штакетнике. – Щелей нет, а пока на такую высоту поднимешься, кошка как раз сцапает!
– Ой, уморили: заборик, заборище... Не то и не другое, так себе, заборишко, – буркнул сосед Ивана Семеновича по даче, давно недолюбливавший Полупшенного за хвастовство и чрезмерную самонадеянность.

     Вопросы и задания

         Выпишите все словообразовательные пары с исходным словом забор. Каким значением различаются производные основы в каждой из них?
Почему все участники диалога называют забор по-разному?
Какой частью речи являются исходное и производное слово во всех парах?
(Вы уже готовы сделать вывод? Производное и исходное слово могут относиться к одной части речи!)
        А можете ли вы привести примеры, в которых исходные и производные слова являются разными частями речи?

      2.Распределительный диктант.

.          Разбейте слова на группы в соответствии со способом образования:

регулировщица, ежегодный, ежегодник, отголосок, раскланяться, изредка, отягчить, сотрудник, трогательный, протрубить, обтесать, прикоснуться, прикосновение, расступиться, ступенчатый, постройка, замарашка, лепет, морщина, озарение, опека, промысел, проржаветь, пририсовать, супруга, рокот, соблазн.

В случае затруднения не стесняйтесь заглядывать в словообразовательный словарь!

       3. Словообразовательная работа.

          Допишите знаменатели:

4.Свободный диктант.

         Даны глаголы: драть, биться, делать, гнить, бросить, дуть, звать, шить, гореть, бежать, грести, бить, жечь. Ответьте на вопросы, используя образованные от них производные с приставкой с-.

Образец:

– Куда подевалась твоя тетрадь? – Сжег!
– Почему футболист лежит на газоне? – ...
– Что ты делаешь? –
Сено ...
– А где Иванов? – ...
– Почему у тебя нос шелушится? – ...
– Откуда у тебя новое платье? – ...
– Чего это курица раскудахталась? –
Цыплят ...
– Ты только что в шляпе была. Где она? –
Ветром ...
– Донесет муравей эту хвоинку? –
Нет, наверное, ...
– Что-то вы все без картошки? – ...
– Кто тебе подарил эту шкатулку? –
Сам ...
– Почему мы так долго идем? –
С дороги ...
– Чем занимаешься? –
Ремонтом. Обои со стен ...

         А как вы напишете следующие слова: _борная (России по футболу), _бор, _десь, _бой, _дание, _доровый, _гиб, _добный?

     5. Восстановительный диктант.

          Восстановите пропущенные «звенья» в цепочках, выделите словообразовательные аффиксы.

а) Ржавый --> ржаветь --> ? --> проржавелый;
решето --> ? --> изрешетить --> изрешечивать;
обрести --> приобрести --> приобретать --> ?;
? --> общество --> общественный --> общественник;
коллекция --> коллекционировать --> коллекционирование --> ?;

б) держать --> ? --> сдержанный --> ?;
единый --> соединить --> ? --> воссоединять --> ?;
? --> симпатичный --> ? --> несимпатично;
сказать --> ? --> ? --> рассказчица;
считать --> ? --> расчет --> ? --> расчетливо;
рад --> радость --> ? --> ? --> безрадостность;

в) корить --> ? --> укор --> укоризна --> ? --> ? --> безукоризненно --> небезукоризненно;

г) резать --> ? --> резчица;
частый --> ? --> ? --> учащение;
меньший --> ? --> ? --> преуменьшение;
плесень --> ? --> ? --> ? --> заплесневелость;
чары --> ? --> ? --> ? --> очаровательно.

6.Самостоятельная работа (текст проецируется через кодоскоп).

     Перепишите текст, заполните орфографические и пунктуационные пропуски.

На Сенатской площади господствуют стелющиеся г_ризонтали открывает_ся ш_рокая п_рспектива Невы. Над ними царит с_луэт всадника на крутом гребне в_лны. Ничто не засл_няет памятник не мешает его круговому о(п,б)ходу и во(с,з)приятию всего б_гатства его пл_стических аспектов. В посредственных памятниках бывает так что смотрятся они только с какой-нибудь одной, много – с двух точек зрения, а с других выглядят бе_характерно, бе_форменно. «Медный всадник» не имеет невыгодных и неинтересных аспектов. Все его с_луэты выр_зительны, и в их изменениях – жизнь ________ Петра. То он видит_ся в коло(с,сс)альном напряжении берущим крутой подъем то уже од_левшим подъем и над бездной ос_дившим коня то всадник выглядит благосклонным то гневно гр_зящим врагам а то в нем чудит_ся бе(сж, зж, жж)алос_ная деспотическая сила: самый жест простертой длани неоднозначен в производимом им впеч_тлении. Впеч_тления м_няются не только при круговом о(п,б)ходе м_нумента – они зависят и от того, смотреть ли на него изд_ли или вплотную, виден он сквозь п_лену падающего снега, или сквозь туман, или при лунном свете, спокойна Нева или бурлива.

(Н.Дмитриева. Краткая история искусства)

         Вставьте на месте пропущенного слова производное прилагательное от исходного Фальконе – итальянского скульптора, автора памятника Петру I.
        Можно ли говорить о производности слов:
всадник, перспектива, бездна, горизонталь, восприятие?
        Какое значение придает приставка
без- (бес-) словам бе_характерно, бе_форменно, бе_жалостный? Как вы объясните разницу в их написании?
        Определите способы образования слов
 обход, господствовать, богатство, подъем, издали, вплотную, пластический.
        Сколько словообразовательных типов представлено в данном ряду:
счастливый, назойливый, талантливый, бурливый, крикливый?

     7. Творческий диктант.

          Ответьте письменно на вопросы:

                     – Что помогает превратить мясо в фарш?        
                    – Дом в пять этажей называется...
                    – Поговори-ка ты со мной, гитара...
(А еще какая бывает гитара?)
                     - Какого цвета зебра?
                    – Беда! Все затряслось, стали рушиться дома и падать деревья.                       Началось...
                      – С помощью какого механизма можно выжать сок из апельсина?
    Вы записали
сложные слова. Подумайте: почему они так называются?

. Сделаем выводы об образовании сложных слов. Рассмотрите таблицу:

Образование слов путем сложения

Примечание. К сложным словам относятся и существительные, имеющие в своем составе интернациональные элементы: фото-, авто-, авиа-, мото-, кино- и др. Самостоятельно подберите примеры таких слов.

         - Что общего и в чем различие в образовании сложных и простых слов?

V. Домашнее задание.

       а) Девочкам.

                       Совершите «экскурсию» по кухне, обращая внимание на предметы и приборы, названные сложными словами (мясорубка, соковыжималка...). Запишите их. А теперь напишите сочинение, как вы (или с помощью взрослых) готовили праздничный обед. Кто больше использовал «кухонных» сложных слов?

         б) Мальчикам.

                            Существует много сложных слов, обозначающих средства передвижения, сельскохозяйственные орудия. Вспомните их (бензовоз, луноход, картофелекопалка...). Попробуйте придумать с ними историю о необычном ралли (это такие гонки на специальных спортивных машинах) или расскажите об особенностях их назначения и работы.

         Резервный материал.

1.Вы видели картину И.Шишкина «Рожь»? Кто еще не видел, обязательно посмотрите! А теперь задание: спишите текст, вставьте буквы на месте пропусков в словах, объясните их написание. Как образованы слова с пропусками в приставках и суффиксах?

Рус_кое богат_во

Картины Шишкина часто встречают зрителя солнечной опушкой, убегающим в глубь леса ручьем, и_хоженной дорогой или пол_вой тр_пинкой, пр_топтанной в густой траве. Художник словно з_вет нас за собой, чтобы вместе вступить в лесную глуш_, пр_йти по раздольному полю.
Д_леко-д_леко, сколько хватает взгляда, золотит_ся на солнце густая рож_. Ветер легко к_лышет налитые к_лосья. И_чезает во ржи извил_стая тр_пинка. Д_леко впереди мелькают платки идущих по ней крестьянок. Могучие сосны-в_ликаны устремились в голубое небо, и от этого еще шире кажут_ся просторы золотого поля.
Мы смотрим на шишкинскую «Рож_» и думаем о бе_крайних, пр_вольных пр_сторах родной земли, о ее богат_ве и щедр_сти. И, конечно же, сам Шишкин думал не о том лишь, чтобы верно изобразить колосья и сосны. Недаром он пометил для себя: «Раздолье. Пр_стор. Угодье. Рож_. Рус_кое богат_во...».

(В.Порудоминский)

2.Рассмотрите репродукцию пейзажа И.Левитана «Золотая осень».
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Допишите последнее предложение абзаца.

«Золотая осень». Белые стволы и пылающая листва берез, пр_зрачная голуб_зна неба, рыж_ватая трава, холодная синь реки. И воздух, который сам врывает(?)ся в грудь и от которого, как от ключ_вой воды, поламывает зубы. И бодр_сть, которой зар_жает нас этот п_гожий осенний денек. И праздник золота и синевы. И грусть от того, что кончит(?)ся праздник, а за ним – ув_данье, черно-белый зимний сон. И радостная уверенн_сть, что потом, впереди...

К словам с пропусками в суффиксах подберите проверочные. Во всех ли случаях удалось сделать это?
Определите тип текста. Выпишите несколько слов и словосочетаний, доказывающих ваше мнение.
Что общего в морфемном составе слов
синь, зелень, грудь? Можно ли говорить об исходной основе каждого из них?
Найдите слова с корнем
-син-, расположите их в словообразовательном гнезде, дополните его известными вам производными.
Постройте словообразовательную цепочку от исходного слова
золото, состоящую из производных не менее двух ступеней.
3. «Не тормози, сникерсни!» – громко зазывала реклама. Вова Бутузов предложил Насте Кувшинчиковой:

– Ну, что, пойдем сникерснем, раз так настаивают?
– Вот еще! – возмутилась Настя. – Делать неизвестно что.
– Как это неизвестно?
– Да конечно! И слова-то такого нет, а мы что-то должны сделать.
– Как нет?
Сникерснуть – значит съесть «Сникерс».
– Понимаю, что тут без «Сникерса» не обошлось, но глагол-то неправильно образован! Сам посмотри:
топать – топнуть, кричать – крикнуть, моргать – моргнуть... Глаголы-то с суффиксом -ну-, если отвечают на вопрос что сделать?, производные, образованы суффиксальным способом. А где же исходный для сникерснуть? Сникерсать, что ли? Что-то я такого не слышала.
– Ишь ты, похоже, ты права, – задумался Вова.

А вы как считаете, кто прав?
Чем отличаются глаголы
топнуть, крикнуть, моргнуть от гнуть, тонуть, вязнуть?

4. Информация для любознательных!

Прочитайте предложения:

Контролер вошел в троллейбус и довольно резко произнес: «Граждане, предъявите проездные документы!».
Я заволновался, потому что забыл проездной дома.
В этих предложениях повторяются слова
проездные (документы) и (забыл) проездной. Относятся ли они к одной части речи? Нет. Ср.: документы (какие?) проездные – прилагательное; забыл (кого? что?) проездной – существительное. Прилагательное проездной образовалось суффиксальным способом от существительного проезд: проездной документ необходим для проезда. А как возникло существительное проездной? Очевидно, оно возникло на основе прилагательного: было прилагательным, согласовывалось с существительным в роде, числе, падеже, а затем иногда стали произносить его отдельно, оно стало зависеть от глагола и уже само получило возможность иметь при себе зависимые прилагательные или местоимения: мой проездной, чужой проездной. То есть прилагательное при определенных условиях становится существительным. (Какие это условия?)

Это еще один способ словообразования –переход слова из одной части речи в другую.
Такой способ возникновения другой части речи достаточно распространен.

Проанализируйте приведенные ниже словосочетания и определите, где повторяющиеся слова являются существительными, а где – прилагательными.

Выходной день, воевал на передовой, передовой отряд, трудная контрольная, запомнившийся выходной, ученая степень, уставшие рабочие, знаменитый ученый, рабочее состояние, контрольная работа, легкая тема, больное легкое, учительский стол, зашел в учительскую, услуги парикмахерской, парикмахерские услуги.

В 6-м классе на уроках литературы изучают сказку-быль М.М. Пришвина «Кладовая солнца». Какой частью речи является слово кладовая в этом названии? Почему? Попробуйте придумать такое словосочетание, где бы слово кладовая являлось иной частью речи. Получается? А почему? Да потому, что исходное для существительного прилагательное уже перестало употребляться! Наверное, в давние времена существовали и кладовая комната, и кладовой запас, и, возможно, даже кладовые деликатесы... Теперь же ничего подобного нет, и слово кладовая является только существительным!

ТЕСТ

I. Укажите предложение, в котором все слова непроизводные.

а) Маленький дом, где я живу в Мещере, заслуживает описания.
б) Это бывшая баня, бревенчатая изба, обшитая серым тесом.
в) Дом стоит в густом саду, но почему-то отгорожен от сада высоким частоколом.
г) Этот частокол – западня для деревенских котов, любителей рыбы.
д) Каждый раз, когда я иду с озера, коты всех мастей – рыжие, черные, серые, белые – бегут за мной.

(К.Паустовский)

2.Укажите предложение, в котором все производные образованы суффиксальным способом.

а) Дядя Федор решил галчонка Хватайку акварелью раскрасить.
б) У Гаврюши голосище был такой, что полдеревни зараз на ноги поднимал.
в)  Я каждый день хожу в патриотический поход по родному краю, когда в соседнее село Троицкое за хлебом иду, – говорит дядя Федор.
г) На другой день снежный дождик стал сильнее.
д) Раньше почтальон Печкин смело во двор проходил, на крыльцо и в дверь стучал, а теперь он стал теленка Гаврюшу побаиваться.

(Э.Успенский)

3. Укажите предложение, в котором встречается приставочный способ образования слов.

а) Кот несся за петухом на трех лапах, а четвертой, передней лапой бил его по спине.
б) От петуха летели лишь пыль и пух.
в) Внутри него от каждого удара что-то бухало и гудело, будто кот бил по резиновому мячу.
г) После этого петух долго лежал в припадке, закатив глаза, и тихо стонал.
д) Его облили холодной водой, и он отошел.

4.В каком ряду есть только сложные слова?
а) Глубокомысленный, приглушенный, изголодавшийся, непригодный.
б) Скороговорка, полноценность, смехопанорама, семеноводство.
в) Комфортабельный, бескомпромиссный, кровеносный, языковедческий.
г) Неузнаваемость, многоступенчатость, рассредоточенность, правдоподобие.

5. В каком слове используется соединительная гласная о?
а) Птиц_ферма;
б) жертв_приношение;
в) месяц_слов;
г) овц_водство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 10 класс "Основные понятия морфемики и словообразования"

Данный урок является уроком обобщения и систематизации знаний, умений и навыков. Вид урока: урок-практикум. ...

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Морфемика. Словообразование. Урок русского языка в 10 классе

Материалы для проведения урока в 10 классе...

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...