Причастие.
методическая разработка по русскому языку (7 класс)

Технология педагогического сотрудничества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prichastie_ped.sotr_.7.docx115.38 КБ

Предварительный просмотр:

Причастие

7 класс

 ЦЕЛИ: 

Способствовать усвоению общего понятия о причастии как части речи; сформировать приемы мышления по определению причастий; прививать интерес к данной части речи; учёбе в целом. 

Задачи урока:

Образовательные:

развить умение формулировать определение понятий;

формировать умение отличать причастие от других частей речи;

обогащать словарный запас учащихся;

совершенствовать орфографические умения.

Развивающие:

осуществление системно-деятельностного подхода;

развитие внимания;

формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

развитие творческих, речевых способностей учащихся;

формирование логических умений.

Воспитательные:

воспитание интереса и уважения к родному языку;

воспитание ценностного отношения к слову;

развитие коммуникативных УУД:

создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

ТИП УРОКА: усвоение новых знаний 

Технологии: Педагогика сотрудничества.

Проверка домашнего задания.

Ребятам предлагается проверить правильность выполнения домашнего упражнения, причем важно, чтобы каждый ученик аргументировал свое решение. Если у кого-то выявляется ошибка, ее можно исправить, но только после того, как ученик поймет, почему сделано исправление

Молодцы,ребята!

Актуализация  знаний

- Изучение причастия мы начнём с повторения прилагательного и глагола

- Итак, назовите признаки прилагательного., глагола.

Признаки прилагательного Признаки глагола

Признак Действие

Род Вид

Число Время

Падеж Переходность\непереходность

Определение Возвратность

Сказуемое

- Как вы думаете, зачем мы повторили прилагательное и глагол?

(Значит, та часть речи, которую мы должны изучить, имеет что-то общее и с глаголом, и с прилагательным). 

- Ещё на уроке нам пригодятся такие понятия как «однородные слова», «члены предложения». Давайте вспомним, что мы о них знаем.

Сегодня мы будем изучать особую форму глагола. Причастие.

Изучая любую часть речи, что мы должны выяснить?

(Значение, морфологические признаки, синтаксическую роль, работать над правописанием). 

Эиграфом к сегодняшнему уроку послужат слова В.Даля: «Часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного».

Предлагаю в парах самостоятельно ознакомиться с новым материалом, используя учебник. При этом один из вас исполняет роль диктора (он медленно и с выражением читает правила и теоретический материал по учебнику), а другой - роль художника (он должен на основе восприятия материала на слух нарисовать схему-сигнал - графически отобразить правила). Сначала схема отображает ключевые слова-понятия: "Причастие- форма глагола", затем грамматические признаки - схема разрастается в паутину и, наконец, приводятся примеры.

СХОДСТВО С ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ

СХОДСТВО С ГЛАГОЛАМИ

1. имеют те же окончания, что и прилагательные:

читающий

читающая

читающие

1. Изменяются по временам:

читающий - читавший

2. Изменяются по числам, родам и падежам:

читающий - читающие

читающая - читающей - читающему

2. вид (совершенный и несовершенный):

читающий - прочитавший

3. согласуются с именем существительным в роде, числе, падеже:

читающий мальчик

читающая девочка

читающие ребята

3. Имеют при себе зависимое существительное или наречие:

читающий книгу

читающий быстро

4. Отвечают на вопросы прилагательных: какой? какая? какое? какие?

 

Теперь нам осталось узнать о синтаксической роли причастия в предложении.Выполните частичный синтаксический разбор предложения (члены предложения, части речи)

Волнуется желтеющая нива

Какова же синтаксическая роль причастия?

Физкультминутка

Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4–5 раз. 

Усвоение нового материала

Распредели слова в 3 колонки, обозначь суффиксы причастий.

глагол

прилагательное

причастие

Тихий, выполнил, громкий, бежит, читающий, умный, умеющий, бережёт, бережливый, летящий, изящный , горящий, горячий, забытый, прячет, мрачный, смеющийся, величайший, бушующий, люблю, любящий.

Выпишите из следующих предложений в правый столбик прилагательные, а левый – причастия.

На улице светило яркое солнце.

Медведь, уснувший в берлоге, проспит до весны.

По реке, скованной льдом. Можно кататься на коньках.

С неба падали холодные снежинки.

Смирно стоят зеленеющие ели.

В поле завывает злая вьюга.

Падающий снег сверкал на солнце.

Заяц оставил на снегу маленькие следы.

Заколдованный лес притягивает своей загадочной красотой.

Что же означают слова В.Даля, взятые в качестве эпиграфа?

Итог урока

Обобщим. Что вы узнали о причастии?

Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Страдательные причастия настоящего времени. Суффиксы страдательных причастий настоящего времени"

Образование причастий настоящего времени, формирование навыков написания суффиксов страдательных причастий настоящего времени....

ДЕЕПРИЧАСТИЕ И ПРИЧАСТИЕ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ И ПРЕДЛОЖЕНИИ. СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ ДЕЕПРИЧАСТИЙ И ПРИЧАСТИЙ.

·        Повторение и обобщение сведений о роли деепричастий и при­частий в словосочетании и предложении...

Причастие.Понятие о причастии:общее грамматическое значение,морфологические и синтаксические признаки.

Урок изучения новой темы, реально отражающий учебный план и соответствующий программе по русскому языку под редакцией В.В.Бабайцевой, А. Ю. Купаловой, Е.И Никитиной, А.П. Еремеевой. Урок построен с уч...

Слитное и раздельное написание не- полная форма причастий, краткое причастие.

Слитное и раздельное написание не - полная форма причастий, краткое причастие – Здравствуйте! Тема нашего урока – «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями». – Запомните, НЕ с п...

"Бурное море причастий". Повторение и обобщение по теме "Причастие". Урок-экспедиция в 7-м классе Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речи Задачи: закрепление умения находить причастия в тексте; определять его

Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речиЗадачи: закрепление умения находить причастия в тексте;определять его грамматические признаки;находить и правильно писать ор...