Конспект урока русского языка в 7 классе
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Эреджепова Эльвира Равилевна

Урок русского языка в 7 классе "Причастие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_7_klasse.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

                                  УРОК  РУССКОГО  ЯЗЫКА  В 7 в  КЛАССЕ

ТЕМА:   Употребление причастий в речи.

ТИП УРОКА:   повторение и обобщение по теме .

ЦЕЛИ:

- повторить, систематизировать знания об изученных грамматических и синтаксических      признаках причастия;

 - формировать умение  видеть причастия в тексте и правильно употреблять в устной и письменной речи;

 - развивать творческое воображение учащихся;

 - воспитывать уважительное отношение к слову.

                                      ХОД  УРОКА.

  1. Организационный  момент.
  2. Приветствие   /Добрый день. Мы 7 в класс, учитель Эреджепова Э.Р.
  3. Учитель   Сегодня в рамках повторения мы продолжаем работать с причастием. Перед вами ТАБЛИЦА.В ней 3 колонки

ЗНАЮ

УМЕЮ

ЧЕМУ НАУЧИЛСЯ

- Скажите, что мы уже знаем об этой части речи?

 ( морфологические  пр-ки, правила написания, правила постановки знаков препинания при причастных оборотах. )

Что умеем? А 3 колонку заполним к концу урока….

Какие еще трудности нас ожидают? .Всегда ли мы правильно конструируем предложения с оборотами?

Чем будем заниматься? Давайте сформулируем цели нашего урока.

- формировать умение  видеть причастия в тексте и правильно употреблять в устной и письменной речи;

Помогать преодолевать трудности нам сегодня будет этот замечательный человек.

Кто   это?

Чем известен  этот  художник ?

На уроке нас будут сопровождать морские пейзажи, созданные Айвазовским.

Как вы думаете, почему море станет объектом нашего внимания (море не бывает абсолютно спокойным, с ним всегда что-то происходит, эти изменения и помогают передать причастия).

Оформление   записи в тетрадях: Второе октября.

                                                         Классная работа.

                                                         Употребление причастий в речи.

Чтобы участвовать в научной экспедиции, нам стоит пройти квалифицированные испытания.

ЗАДАНИЕ 1.  Перед вами текст. Прочтите его. Есть ли в нем причастие?  На картине изображено поднимающееся над гневной пучиной солнце. Оно открывает алые ворота в грядущий день. Только теперь можно разглядеть всё, что недавно было скрыто ночным мраком. Высоко поднимаются яростно рвущие волны. Самая высокая из них устремилась к горсточке людей, спасающихся на обломках мачты. Это девятый вал.

                          Подберите однокоренные слова к слову причастие, запишите (причастие, причастность, причастный)

                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Причастный- имеющий непосредственное отношение к чему-то.

Причастие причастно к каким частям речи?

Вспомнить поможет таблица-подсказка. Докажите?

С первым заданием справились удачно, теперь проверим, как мы соблюдаем орфографические нормы в написании причастий.

Работа по карточкам ( ключ на доске )

Из каждой экспедиции, путешествия хочется привезти сувенир. И вот наш подарок. Это маленькие жемчужинки отыскала наша поисковая группа.

               Вам слово.

               Мы еще раз убедились, что нам предстоит научиться употреблять причастие и причастные  обороты в своей письменной речи, соблюдая синтаксические  нормы .

                            А перед нами следующее сложное испытание.

Перед вами предложения с ошибкой. Давайте

ЗАДАНИЕ А5 ЕГЭ.

  • На картине изображено освещённое море    лучами утреннего солнца. 
  • Спасающимся на обломках мачты людям     предстоит ещё одно испытание.
  • Солнце закрыто тяжёлыми серыми тучами, нависшие над зеленоватыми волнами.

                Записать одно предложение- 2 человека     ( Самира, Аня )

Что различает эти предложения?

в 3 пр-и ошибка в согласовании ( нарушены нормы согласования причастия и определения слова)

 О том, что море гневная, непредсказуемая стихия говорят не только художники, поэты, музыканты.

Это можем сделать и мы. Чтобы наша речь была образной и выразительной ( не было повтора) мы употребляем синоним конструкции.

Мы вновь обращаемся к заданиям ЕГЭ.

Наша задача заменить придаточную часть сложноподчиненного предложения причастным оборотом.

  1. Когда путешественники возвращались домой, высоко над морем стояла луна, которая освещала морскую гладь бледным синим цветом.
  2. Земля, которая показалась на горизонте, произвела на матросов неописуемое впечатление.
  3. Корабль стал похож на щепку, которая попала в течение реки.
  4. Старая лодка, на корой мы отправились в путь, медленно покачивалась на волнах.

Замена невозможна, так как союзное слово которое выступает с предлогом.

Очень хорошо.

Чтобы убедиться, что с целями и задачами справились, составим свой короткий рассказ с исп.прич. и п.о

 Обозначая признак предмета по действию, причастие украшает речь, заставляет нас обратить внимание на незаметные, на первый взгляд, детали. Конечно, невозможно составить предложение из одних причастий, но именно им под силу описать неукротимую природную стихию.

Скучная серая осень. По крышам бьет дождь. И вот мне  вспоминается летний день и волны, бьющиеся о…..

Сегодня мы обратили внимание на то, какую роль играет причастие в создании образных картин. Мы увидели, насколько велики возможности причастий. Мы попытались конструировать предложения с причастиями и причастными оборотами и исправлять ошибки, связанные с неправильным употреблением этих конструкций.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка 5 класс

Конспект урока русского языка по теме "- тся и - ться в глаголах". Урок проводится с использованием ЭОР....

Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты....

План-конспект урока русского языка 8 класс "Интонация, логическое ударение"

Разработка урока русского языка для аттестации на соответствие занимаемой должности...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"

Данный урок ориентирован на учебник  "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой.  Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...