Урок русского языка в 6 классе "Правописание гласных в корнях КАС-КОС"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Петухова Любовь Валентиновна

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе с использованием исследовательского и развивающего методов обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka_v_6_klasse.doc236.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологичеcкая карта урока руccкого языка в 6 классе

Тема: Правопиcание глаcных в корне –каc-коc-

Предмет

Русский язык

Класс

6

Тема урока

Правописание гласных в корне –кас-кос-

Тип урока

Открытие новых знаний

Цель

Познакомить с правописанием гласных в корне –кас -кос; формировать умение правильно писать слова с данной

орфограммой.

Планируемые образовательные результаты: знание условий выбора букв о-а в корне –кас –кос, умение распознавать слова с чередующимися корнями –кас-кос и применять правило их написания

Предметные

Метапредметные (УУД)

Личностные

Знать правила, регулирующие выбор букв

Формулируют проблему урока; производить

Осознают ценность русского языка и

о-а в корнях –кас –кос; уметь сравнивать

анализ, синтез и сравнение; высказывать

богатство его структуры; развивать интерес к

условия выбора.

предположение на основе наблюдений. Понимают

языку и совершенствовать собственную речь.

информацию устного сообщения, оценивают

достигнутые результаты и формулируют их в

устной и письменной речи. Проявляют

способность строить связное монологическое

высказывание;

Основные понятия и

Чередующиеся гласные.

термины

Средства обучения

Презентация, учебник, рабочая тетрадь к учебнику 6 класса, таблица «Правописание корней с чередующимися

(учебные наглядные

гласными»

пособия,

дидактический

наглядный материал,

ЭОР и др.)

Методы обучения

Частично- поисковый

Организационная структура урока

Этапы урока

Основные виды деятельности учителя

Основные виды деятельности

Формируемые

Коррекционная

учащихся

образовательные

направленность

результаты

этапа урока

1.Мотивация

– Доброе утро! Я очень рада вас

Запись учащимися числа и

Коммуникативные

Сконцентрироват

к учебной

видеть, рада нашей встрече. Надеюсь, наш урок пройдет замечательно.

«классная работа»

Создание

ь внимание,

деятельности.

доброжелательной

создать

Цель:

атмосферы,

положительный

способствова

мотивации к учению

настрой на

ть

Личностные.

учебную

положительн

Ориентироваться в

деятельность

ой

системе знаний

учащихся

эмоциональн

ой

направленнос

ти для

включения

обучающихся

в

деятельность

2.Актуализац

Сегодня я случайно обнаружила на своем столе

Записывают предложения и

Регулятивные.

Коррекция и

ия знаний

чудесный сундучок. А вот открыть его не

отвечают на поставленные

Выделять и

развитие

Цель:

смогла. Здесь какая-то загадка. Давайте

вопросы, анализируют материал

осознавать то, что

зрительных

повторение

вспомним, а как в сказках открывали

уже усвоено и что

восприятий,

изученного

загадочные предметы? Наверное, надо

еще нужно усвоить

повышение

материала,

выполнить необычное задание. Мы сейчас

Коммуникативные.

уровня

необходимого

попробуем использовать все наши знания.

Умение полно и

умственного

для

Вспомните, пожалуйста, а какие темы мы уже

точно выражать свои

развития

«открытия

изучали? А может быть нам помогут

мысли

учащихся,

нового».

предложения?

Познавательные.

внимание,

Выявление

Волны выбросили на берег много водор..слей.

Cистематизировать

память, речь,

затруднений в

Веточка выр..стает из почки.

учебный материал,

логическое

деятельности

Л..жился на поля туман. Шум дождя рас

изученный ранее.

мышление,

учащихся.

пол..гал ко сну.

Ветки березы к..сались крыши дома.

Прочитайте и назовите слова с пропущенными

чередующимися гласными в корне. Какие

орфограммы представлены в словах? А что

общего в правописании корней –лаг-лож, -раст

– рос-? А какую гласную надо вставить в слово

«к..сались»? Почему возникли трудности при

написании этого слова?

3.Поcтановка

Сформулируйте тему нашего урока. Что нам

Формулируют тему и цель урока

Регулятивные.

Активизация

учебной темы

сегодня предстоит сделать на уроке? Чему мы

Запиcывают тему урока

Умение выделять и

познавательной

и цели урока

должны научиться?

осознавать то, что

деятельности,

Цель: после

Открываем наш сундучок. Достаю

нужно усвоить

развитие

обсуждения

изображения цветные с корнями –КАС-КОС-.

Коммуникативные.

логического

затруднений

Что нам надо сделать, чтобы достичь цели? Я

Полно и точно

мышления,

называют

предлагаю вам стать исследователями и самим

выражать свои

памяти, речи

тему и

мысли

постараться определить условия выбора

проговариваю

написания гласной в корнях –кас-кос-.

Познавательные.

т цель урока.

Систематизировать

учебный материал

4. «Открытие

Записаны  слова в два столбика:

Пробная формулировка правила,

Регулятивные:

Развитие

нового

Прок..саться

прик..сновение

опираясь на предыдущий алгоритм

Умение выделять то,

мышления( сравн

знания»

К..саться воды

к..снуться руки

работы.

что нужно усвоить

ение, анализ,

Цель

Чем объединены эти слова?

Построение алгоритма выхода из

Коммуникативные:

обобщение,

:решение

Что вы наблюдаете в корнях? Какие гласные

затруднения.

точно и полно

классификация)

учебных

чередуются? От чего зависит написание

Чередование букв О-А зависит от

выражать свою

развитие

задач,

гласной в этих корнях?

последующего суффикса .

мысль

монологической

построение

А теперь сундучок нам приготовил сказку о

Для этого выполняю следующее

Познавательные:

речи

проекта

корнях КАС-КОС-. Послушайте ее и оцените,

действие:

Поиск и выделение

выхода из

правильно ли вы сформулировали правила

1.Выделяю корень и суффикс.

необходимой

затруднения

написания гласной в корнях –кас-кос.

2. Ставлю ударение.

информации,

3. Если после корня стоит суффикс

структурирование

–а- , то пишем в корне –а-.

знаний, определение

4. Если после корня нет суффикса

основной

–а- , пишем корень –кос-.

информации

5.Первичное

Читаем правила в учебнике  и

Познавательные.

Развитие

закрепление

попробуем составить алгоритм действий по

Выполнение упражнения с

Ориентироваться в

монологической

изученного

выбору написания гласных в корнях.

проговариванием алгоритма

системе своих

речи.

материала

Упр. 184

действий.

знаний, выбирать

Активизация и

Цель:

Выпишите сначала слова с пропущенной

решения,

развитие

проговариван

буквой –а-, потом с гласной –о-. Вслух

выстраивать

познавательной

ие правила

проговаривать алгоритм действий.

логическую цепочку

деятельности,

написания и

рассуждений,

повышение

комментирова

анализировать,

уровня

ние

сравнивать,

умственного

написания

обобщать, делать

развития

гласных в

выводы.

учащихся

изучаемых

Личностные.

(внимание,

корнях

Устойчивый

память речь,

познавательный

логическое

интерес.

мышление

6.

Работа с карточкой.

Познавательные.

Самостоятель

Задание: дополнить предложение словами с

Выполняют задание и объясняют

Ориентироваться в

ная работа с

корнем –кас-кос. Графически обозначить

значение слова.

системе своих

самопроверко

орфограмму.

знаний.

й. Цель:

Самолет плавно _______________ земли.

Личностные.

уметь делать

Чтобы доказать теорему, нужно к окружности

Потребность в

вывод о том,

провести ____________ .

самовыражении и

что уже умеет

Эта проблема ___________ меня меньше всего.

самореализации

Самоконтрол

Мать нежно _________ моего плеча.

ь по эталону

Докажите, что слово «Касаться»-

многозначное.

7.

Каждый день по утрам делаем зарядку.

Физкультмин

Очень нравится нам делать по порядку:

утка

Весело шагать, руки поднимать.

Приседать и вставать 4 раза)

Прыгать и скакать (7 прыжков

8. Включение

Тест.

Выполняют задание теста

Регулятивные.

Развивать

нового знания

1). Правописание чередующийся гласной в

Контроль,

способность

в систему

корне –кас-кос зависит от

коррекция,

обобщать и

знаний и

1. ударения

выделение и

делать

повторение

2.

значения корня

осознание того, что

самостоятельные

3.

последующего согласного или сочетания

уже усвоено, что еще

выводы; умение

согласных

необходимо усвоить.

устанавливать

4.

от наличия суффикса –а-

Личностные.

причинно-

2) Укажите слово, в котором пишется корень –

Самоопределение

следственные

КАС-

Коммуникативные.

связи

1.

неприк..саемый запас

2.

к..снулся ветвями воды

Аргументировать

3.

к..саться дна

свою точку зрения.

4.

соприк..снешься

3)Укажите слово, в котором пишется корень –

КОС-

1.

не к..сайтесь истории

2.

к..снусь руки

3.

к..сательная линия

4.

к..сание мяча

9. Рефлексия

А теперь оценим результаты своей работы.

И самостоятельно оценивают себя

Личностные

Коррекция своих

деятельности

Что нового вы открыли для себя и чему

по критериям

Проводят

действий и

Цель:

научились?

«5» - 1 ошибка

самоанализ и

самооценки;

осознание

Какую цель мы с вами ставили перед собой в

«4» - 2-3 ошибки

самооценку

- коррекция

учащимися

начале урока? Добились ли поставленной

«3» - 4-5 ошибок

собственной

способов

своей

цели?

деятельности.

саморегуляции

учебной

Оцените свою работу. Если вам все удалось,

деятельности

поднимите зеленый смайлик. Если не все

и самооценка

получилось - желтый, а если было очень

результатов

сложно и надо еще раз вернуться к теме –

красный.

10. Домашнее

П. 36 упр. 186 Задание прокомментировать

задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка на тему "Гласные И-Ы после Ц".

Урок проводится в 5 классе, отрабатываются навыки орфографической зоркости в отношении представленной орфограммы....

Русский язык. Правописание безударных гласных в корне слова.

План-конспект урока по русскому языку в 3 классе....

Урок русского языка в 5 классе"Правописание корней с чередованием гласных е-и"

Закрепить знания о языке ( языкознание, морфемика, орфография),  тексте ( заголовок, тип речи, стиль речи, языковые средства ), правописании корней с чередованием гласных а-о;  приобрести зн...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Урок русского языка в 5 классе «Правописание корней с чередующимися гласными».

Урок обобщения и закрепления изученного материала по теме "Корни с чередованием" в 5 классе. Урок проводится на творческом уровне с использованием проблемного, развивающего обучения, ИКТ....

Урок русского языка "Правописание безударных гласных в корне слова"

Конспект урока русского языка по теме "Правописание безударных гласных в корне слова" в технологии ТРКМ...