Сжатое изложение презентация к уроку
презентация к уроку по русскому языку (9 класс)

Медведева Лариса Михайловна

Презентация сопровождает данный урок. который проводится как один из нескольких уроков Р.Р. по сжатому изложению на начальном этапе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izlozhenie_office_powerpoint_2.pptx1.48 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Изложение ( Подготовка к ОГЭ) Как работать над изложением? Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 16» г.Минусинск, Красноярский край Автор урока: Медведева Лариса Михайловна , учитель русского языка и литературы

Слайд 2

Из энциклопедии афоризмов «Мысль в слове» Э. Борохова Чем больше вы скажете, тем меньше люди запомнят. Чем меньше слов, тем больше пользы. Ф. Фенелон . Краткость и точность – вот свойства подлинного гения. А. Франс. Где мало слов , там вес они имеют. У.Шекспир. Сказать метко – сказать кратко. Б. Грасиан .

Слайд 3

Из толкового «Словаря русского языка» С.И.Ожегова ЛАКОНИЗМ, -а, м. Краткость и чёткость изложения. Л. выражения. ЛАКОНИЧНЫЙ, - ая , - ое ; - чен , - чна и ЛАКО- НИЧЕСКИЙ , - ая , - ое . Отличающийся лако - низмом , немногословный. Л. стиль. Лакони - чная надпись. сущ. лаконичность , -и , ж.

Слайд 4

Прочтите текст , докажите, что это текст , озаглавьте 1 ) . Русский язык принёс нам из далёких времён редкий подарок – «Слово о полку Игореве», его степную ширь и горечь, трепет синих зарниц, звоны мечей. 2 ) . Этот язык украшал сказками и песнями тяжёлую долю простого русского человека. 3 ) . Он был главным и праздничным, ласковым и разящим. 4) . Он гремел неколебимым гневом в речах и книгах наших вольнодумцев, томительно звучал в стихах Пушкина, гудел, как колокол на башне вечевой, у Лермонтова, рисовал громадные полотна русской жизни у Толстого, Герцена, Тургенева, Достоевского, Чехова, был громоподобен в устах Маяковского, прост и строг в раздумьях Горького, колдовскими напевами звенел в строфах Блока. 5). Нужны, конечно, целые книги, чтобы рассказать о всём великолепии, красоте, неслыханной щедрости нашего действительно волшебного языка. К.Паустовский

Слайд 5

Проверьте 1-е и 2-е пр-я связаны по смыслу (говорится о русском языке) лексически и грамматически (русский язык – этот язык); 2-е и 3-е связаны по смыслу и грамматически (язык украшал – он был праздничным); 3-е и 4-е связаны по смыслу и лексически (он был … разящим – он гремел … гневом…); 4-е и 5-е связаны по смыслу и лексически (метафоричность рассуждений о языке).

Слайд 6

Тезис – основное умозаключение (главная информация) Тезисом в 1-ом абзаце нужно считать Русский язык принёс нам «Слово о полку Игореве» (это сообщение о произошедшем) Речь идёт именно о русском языке, который принёс редкий подарок ( воспринимаетя как эпитет, потому что соотносится со «Словом о полку …»), нам – это русским людям. Всё, что выражено посредством метафор: его степную ширь и горечь, трепет синих зарниц, звоны мечей есть аргументы , т.е. доказательства.

Слайд 7

Проверьте 1 ). Русский язык принёс нам из далёких времён редкий подарок – «Слово о полку Игореве» , его степную ширь и горечь, трепет синих зарниц, звоны мечей. 2). Этот язык украшал сказками и песнями тяжёлую долю простого русского человека. 3). Он был главным и праздничным, ласковым и разящим. 4). Он гремел неколебимым гневом в речах и книгах наших вольнодумцев, томительно звучал в стихах Пушкина, гудел, как колокол на башне вечевой, у Лермонтова, рисовал громадные полотна русской жизни у Толстого, Герцена, Тургенева, Достоевского, Чехова, был громоподобен в устах Маяковского, прост и строг в раздумьях Горького, колдовскими напевами звенел в строфах Блока. 5). Нужны , конечно, целые книги, чтобы рассказать о всём великолепии, красоте , неслыханной щедрости нашего действительно волшебного языка . К. Паустовский

Слайд 8

Своими словами сформулируйте и запишите содержание микротем Русский язык принёс нам из древности редкий подарок – «Это слово о полку Игореве». Этот язык украшал жизнь русского человека песнями и сказками, стихами великих поэтов, полотнами русской жизни у великих прозаиков. Много книг, созданных щедрым русским словом, являют всё великолепие и волшебство языка.

Слайд 9

Работа со словом Как можно понять выражение НУЖНЫ КНИГИ? 1 . Их нужно приобрести. 2. Их предстоит написать. 3. Они уже есть, и их нужно прочесть. 4 . Они уже есть, их нужно представить. Каким выражением или словом можно заменить сказуемое РАССКАЗАТЬ? ( представить, явить, обличить, презентовать …) Как понять выражение ЦЕЛЫЕ КНИГИ ? ( нерваные , большие, в большом количестве, …)? Замените его синонимом МНОГИЕ КНИГИ, МНОГО КНИГ, МНОЖЕСТВО КНИГ. Какое из этих выражений более удачное ? равнозначные Можно ли считать выражения РУССКИМ ЯЗЫКОМ и РУССКИМ СЛОВОМ синонимичными? В данном контексте – да. .

Слайд 10

Прочитайте текст и выполните задания 1. Выпишите из текста 2 слова с оглушением согласного звука в середине и одно с оглушением на конце 2. Выпишите 2 слова, образованных сложением 3. Выпишите из текста 2 слова, где правописание согласной в приставке зависит от следующего согласного звука 4. Выпишите из 5-ого предложения слово, образованное переходом из другой части речи и сохранившее прежнее правописание суффикса 5. Выпишите из текста 3 составных именных сказуемых

Слайд 11

Проверьте 1. Выпишите из текста 2 слова с оглушением согласного звука в середине и одно с оглушением на конце (редкий, сказками, строг) ; 2. Выпишите 2 слова, образованных сложением ( вольнодумцев, громоподобен); 3. Выпишите из текста 2 слова, где правописание согласной в приставке зависит от следующего согласного звука ( в раздумьях, рассказать); 4. Выпишите из 5-ого предложения слово, образованное переходом из другой части речи и сохранившее прежнее правописание суффикса (неслыханной); 5. Выпишите из текста 3 составных именных сказуемых ( был главным, был прост и был строг и т.д.)

Слайд 12

Основные приёмы сжатия текста Основных приёмов сжатия текста – два: обобщение частной и исключение второстепенной информации Обобщая , мы передаём содержание частных понятий одним – более общим по смыслу словом словосочетанием или предложением. Обобщать можно однородные по содержанию элементы – однородные члены внутри предложения или однородные предложения внутри абзаца. Исключить из текста нужно всё , что напрямую не относится к сути высказывания: в повествовании – к основной сюжетной линии кто – когда – где – как - что сделал; в рассуждении – к основной проблеме.

Слайд 13

Основные приёмы сжатия текста. Например, 1.Обобщение (объединение) « Мастерская Саврасова резко отличалась от других. В тех работали по необходимости и по обязанности. Иногда зевали и скучали. Здесь не думали о школьных наградах и отличиях… Здесь горячо любили искусство, работу. Увлекались до самозабвения». В мастерской Саврасова не скучали, не думали о наградах и отличиях, здесь горячо любили искусство и работу. Исключение (удаление) « Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: подоконник– это то, что находится под окном; подушка – то, что кладётся под ушко; а вот слово «окно» не каждый свяжет со словом «око», а ведь это родственные слова». Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: например, подоконник – то, что находится под окном.

Слайд 14

Спасибо за урок. Вы молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Подготовка к сжатому изложению" Презентация к уроку развития речи в 8 классе

В материале представлена презентация для проведения урока развития речи по русскому языку в 8 классе. Подготовка к сжатому изложению является подготовительным этапом, знакомящим восьмиклассников с фор...

Сжатое изложение - презентация к уроку

Презентация к уроку - подготовке к сжатому изложению по тексту Г. Троепольского...

Урок русского языка "Обучение сжатому изложению. Основные приемы сжатия текста"

Урок русского языка "Обучение сжатому изложению. Основные приемы сжатия текста", 8 класс...

Тема: «Подготовка к сжатому изложению. Приёмы сжатия текста». «Формирование УУД на уроках русского языка при подготовке выпускников к итоговой аттестации» .

Методическое обоснование урокаДанный урок русского языка является частью системы уроков по подготовке к написанию итогового изложения в 9 классе.В основу данного урока положен системно-деятельностный ...

Презентация "Сжатое изложение. Способы сжатия текста"

Материал предназначен для подготовки к ГИА по русскому языку в 9 классе....