Конспект урока русского языка в 5 классе "Письмо как одна из разновидностей текста" с презентацией
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Антиперович Светлана Николаевна

Конспект урока русского языка в 5 классе на тему "Письмо" с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока17.81 КБ
Файл Презентация288.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

Антиперович Светлана Николаевна

ГБОУ СОШ № 113 Приморского района  г. Санкт-Петербурга

Русский язык  в 5 классе

Урок № 46  (Раздел «Синтаксис и пунктуация. Культура речи»)

Тема: Письмо как одна из разновидностей текста.

Цели: возродить традиции эпистолярного жанра, подготовиться к написанию сочинения – описания, совершенствовать умение составления письма

Технологии: : здоровьесбережения,  развивающего обучения, личностно -ориентированного обучения

 Тип урока: открытие новых знаний

Планируемые результаты: умение писать письма, понимание языковых явлений в ходе исследования жанра письмо,  формирование интереса к творческой деятельности.

Оборудование: презентация,  мультимедийный  проектор, раздаточный материал (памятки, конверты, образцы письма), учебники русского языка, рабочие тетради

                                       Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация познавательной деятельности. 

 Из письма А.С.Пушкина брату. Ноябрь,1824

«…Знаешь ли мои занятия? До обеда пишу записки; обедаю поздно; после обеда слушаю сказки …Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

Поэт  Николай Языков – Пушкину.

« Я без ума от вашей нянюшки! Какая у нее материнская забота о вас. Поражает ее душевная красота, замечательная народная речь…»

Из письма няни Пушкину 6 марта 1827 г.:

«Любезный мой друг, Александр Сергеевич, я получила ваше письмо и деньги, которые вы мне прислали. За все ваши милости я вам всем благодарна – вы у меня беспрестанно в сердце и на уме, и только , когда засну, то забуду вас…Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю… Прощайте, мой батюшка, Александр Сергеевич, вас буду ожидать и молить Бога, чтоб он дал нам свидеться…» ( писано под диктовку в Тригорском 6 марта 1827 г.)

Я думаю, вы уже поняли, о чем сегодня пойдет речь на уроке. Сформулируйте тему нашего урока.

Запишите число.

Классная работа.

Письмо как одна из разновидностей текста. –

Ребята, вы любите получать письма? А писать их? Сегодня у вас появиться такая возможность – написать доброе, хорошее письмо, чтобы обрадовать человека и передать его ему. Нам надо отправить содержательное и интересное послание, которое хотелось бы опять и опять перечитывать.

Для этого поговорим сегодня о том, каким требованиям должен отвечать текст личного письма и как отправить письмо, чтобы оно нашло своего адресата.

Хотели бы научиться писать такие умные и добрые письма?

Исходя из темы, какой цели мы должны достичь на уроке? Верно, мы познакомимся с историей письма, правилами написания личного письма, научимся  писать письма личного характера.

  1. Актуализация знаний. Письма существуют с давних времен. Они были необходимы людям как вид передачи информации, общения. Как передавали информацию в Древнем мире, Южной Америке, на Востоке? Как правильно писать письма?

Используем с этой целью презентацию «О письмах»

  1. Этап усвоения новых знаний. ( работаем с презентацией)
  1. Словарно – орфографическая работа :

эпистолярный

Адресат

Адресант

  1. Правила написания личного письма
  2. Заполняем правильно конверты для писем по образцу ( адрес, индекс).
  3. Работа в группах( составление плана текста письма другу:

Вступление. Приветствие. (обращение)

Благодарность за полученное письмо(добрые слова в адрес друга, пожелания)

Основная часть. Рассказ о своей жизни (изложение информации адресантом, интересующей адресата)

Заключение. Обращение с просьбой поделиться сообщением о том, что происходит в жизни друга. Выражение уважения. Своего доброго отношения к адресату.

Прощание. Формулы прощания.

Дата. Подпись.

Участники группы проговаривают вслух алгоритм написания письма, заполнения конверта. ( на столах учащихся почтовый конверт, памятка, образец написанного письма)

  1. Этап продуктивного использования полученных знаний. Проверка письма, исправление ошибок.
  2. Закрепление знаний. Учитель организует самостоятельную работу по созданию творческой работы. Учащиеся пишут письмо с использованием памятки. Взаимопроверка. Обсуждение результатов.
  3. Рефлексия деятельности ( итог урока). Учитель организует рефлексию в парах. Предлагает составить сиквейн на «Письмо»:

одно существительное

два прилагательных

три глагола

фраза, несущая определенный смысл

заключение – одно существительное

  1. Домашнее задание : отредактировать письма


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

И целый мир в конверте! К уроку русского языка «Письмо» Учитель русского языка и литературы Антиперович С.Н.

Слайд 2

Э. Асадов Как мало все же человеку надо! Одно письмо. Всего-то лишь одно. И нет уже дождя над мокрым садом, И за окошком больше не темно... Зажглись руин веселые костры, И все вокруг вишнево-золотое... И больше нет ни нервов, ни хандры, А есть лишь сердце радостно-хмельное! Я теперь богаче, чем банкир. Мне подарили птиц, рассвет и реку, Тайгу и звезды, море и Памир. Твое письмо, в котором целый мир. Как много все же надо человеку.

Слайд 3

Да, не в моде нынче жанр эпистолярный , И ни времени, ни слов для писем нет . А высокий стиль уже не популярный – Средством связи людям служит Интернет. Только всё же вам напомнить разрешите : Не заменит писем " Скайп " и телефон . Напишите , хоть кому-то напишите , Пусть не будет без работы почтальон. Если всё у вас не ладится порою, Если мир вдруг повернулся к вам спиной , Если горе вам покажется горою , Если беды не обходят стороной, Вы отчаиваться всё же не спешите . Выход есть, и он доступен вам весьма : Как ни трудно вам, но всё же напишите , Отыщите адресата для письма.

Слайд 4

Каков порядок написания адреса в нашей стране ? Город или другой населенный пункт. Область , район. Улица (площадь, проспект, переулок). Дом №, корпус №, квартира №. Фамилия , имя, отчество адресата.

Слайд 5

Словарно-орфографическая работа Эпистола (греч.) – уст. письмо, послание . Эпистолярный(греч .)- свойственный письмам, написанный в форме писем, состоящий из писем. Адресат (нем.)- получатель, лицо, которому адресовано почтовое отправление, телеграмма. Адресант (нем.)-отправитель, лицо, посылающее почтовое или телеграфное отправление. Адрес (фр.)

Слайд 6

Письмо - « грамотка», уведомленье, сообщение на бумаге, лист, письменная речь, беседа, посылаемая от одного лица к другому. В.И . Даль . Толковый словарь русского языка Письмо пишут на хорошей бумаге (писать письма на листах, вырванных из тетради,- признак дурного тона). Письмо лучше писать от руки. Письмо необходимо начать со слов приветствия и обращения (при этом следует учитывать, в каких отношениях находятся адресант и адресат).

Слайд 7

И сторию писем и почтового дела можно считать такой же древней, как «историю древнего мира». О, где ты, стиль эпистолярный? Где вы, альбомы, дневники? Чисты листы, как ледники В стране стоградусополярной . Письмо начать бы - от руки! – По-пушкински : "мой друг бесценный!... "Пусть информацией бесцельной Повеет от твоей строки, - Не по делам, не по нужде, Не с меркантильным смыслом тайны, А просто так: о снеге талом, О вешней молодой воде, О милой общей чепухе, О прошлых памятных застольях.. .С тоской - о временных застоях, О неудавшемся стихе.

Слайд 8

Письмо писать не торопясь , Со вкусом... Не забыв постскриптум ... Чтобы потом по чувствам скрытым Имен угадывалась связь . Ах , в письмах смысл особый скрыт ! Ведь даже непонятный почерк И , впрочем, идеальный прочен Как самый редкий манускрипт Ах , в письмах жив ещё полёт , Что вопреки прогрессу долог : Я - лист - конверт - почтамт - графолог -Тот, кто моё посланье ждет . И если, заложив листки , К друзьям Вы гоните машинку , То совершаете ошибку, - Перепишите от руки!

Слайд 9

Чужие письма - тайна за семью замками. Пытаться заглянуть в них (независимо от того, кому они адресованы: подруге, маме, брату, незнакомому человеку) - все равно, что влезть к чужому карману или подсмотреть в замочную скважину . Кто-то сказал, что письмо - фотография души. Это верно, потому что красивое письмо не только рассказывает о чем-либо, но и передает мысли, настроение, чувство человека, говорит о его интересах, увлечениях . А содержание и стиль письма во многом зависит от того, кто пишет и кому он пишет.

Слайд 10

Для чего мы пишем письма ? Сообщить , оповестить; Поздравить; Извиниться; Поделиться чувствами, впечатлениями; Поблагодарить и т.д. Композиция письма 1.Приветствие и (или) обращение - название того, кому предназначено письмо. ( Дорогой друг!... Любимая моя бабушка!..) 2.Вступление - извинение, вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, любезности в его адрес, пожелания . 3 . Основная часть - изложение информации, интересующей адресата.

Слайд 11

Основные правила написания писем. • Письмо пишут только на хорошей бумаге • Письмо лучше писать от руки (это касается частных писем). • Письма с поздравлением, приглашением также обычно пишут от руки. • Письмо необходимо начать со слов приветствия и обращения. • В письме следует упомянуть о ранее полученном от адресата письме (или о последней встрече). • Письмо не должно начинаться с изложения собственных новостей. • Письмо необходимо строить по законам логики: вступление, основная часть, заключение.

Слайд 12

Письмо может содержать сведения о своих близких, друзьях, свободном (рабочее) времени. • Письмо следует писать разборчиво (извинитесь за плохой почерк, если он таков). • Письмо должно быть написано грамотно. • Письмо уместно закончить обращением к адресату с вопросами о его жизни. • Письмо не должно содержать различных вставок между строк. Если вам необходимо добавить важную информацию, напишите post scriptum , а затем нужную информацию и инициалы своего имени. • Письмо должно заканчиваться подписью адресанта. • Письмо перед отправлением следует перечитать.

Слайд 13

• Письмо нужно запечатать в конверт, правильно надписанный. Сначала указать ФИО адресата, затем – название города, потом – название улицы и номер дома. Не забудьте указать индекс!

Слайд 14

Полезные советы • 1 . Часто говорят, что не хватает времени на письма. Но всегда можно найти возможность взять ручку и бумагу и сесть за стол. 2 . Правила хорошего тона требуют, чтобы на каждое полученное письмо был дан ответ. •3 . Если вы не смогли по каким-то причинам поблагодарить кого-то за оказанную любезность лично, следует отправить благодарственное письмо . Если вы обидели кого-то , можно написать письма -извинение . •Письма-напоминания пишут тем, кто забыл о долге или тянет с его исполнением . Такие письма обязательно запечатываются в конверт. Они должны быть выдержаны в вежливом тоне. •4 . Бестактно заглядывать в чужие письма. Тайну переписки охраняет Закон.

Слайд 15

Правила оформления письма. 1. Слева, справа, сверху и снизу должны быть поля. 2. Письмо может быть написано от руки или напечатано . Помните, что напечатанные письма утрачивают личностный характер. Не принято печатать письма-соболезнования , письма-благодарности за приглашение на семейный праздник , письма-поздравления , т.е. все письма, посвященные событиям в личной жизни корреспондента . 3. Писать следует разборчиво, без ошибок. 4 . Не пользуйтесь ластиком. 5 . Логически законченные части письма необходимо оформлять в абзацы.

Слайд 16

А.И. Куприн «Гранатовый браслет » « Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам. .. Уходя , я в восторге говорю:. «Да святится имя Твое»... Через десять минут я уеду, я успею только наклеить марку и опустить письмо в почтовый ящик, чтобы не поручать этого никому другому. Вы это письмо сожгите. Я вот сейчас затопил печку и сжигаю все самое дорогое, что было у меня в жизни: ваш платок, который, я признаюсь, украл. Вы его забыли на стуле на балу в Благородном собрании. Вашу Записку…ею Вы запретили мне писать Вам. .. Я не знаю, как мне кончить письмо.. Дай бог Вам счастья, и пусть ничто временное и житейское не тревожит Вашу прекрасную душу. Целую Ваши руки. Г. С. Ж.»

Слайд 17

к письму до 1917 года. Правила хорошего тона…. Молодая девушка никогда не должна ни получать, ни писать писем мужчине, даже от имени ее родителей; лучше всего, если ни одной строчки, написанной ею, нет в руках мужчины, который не приходится ей родственником или еще не совершенный старик. Тайно написанное письмо мужчине ставиться молодой девушке в большую вину. Когда кто-нибудь берет на себя обязательство передать кому-либо письмо, он обязан передать его нераспечатанным; лицо же, получившее это письмо, должно распечатать его в глазах доставившего. При отправлении в путешествие, уехавший пишет первым. Оставшийся отвечает, не откладывая этого очень долго. Неприлично в письме выражать короткость, несуществующую в личных отношениях. В переписке должно избегать двусмысленностей. В письме нужно сообразовывать: во-первых, с возрастом, во-вторых, с уважением, с которым мы обязаны относиться к старшим, в-третьих, с душевным состоянием лиц, к которым мы обращаемся. Так, например, не тактично писать об удовольствиях особе, которая в это же время удручена горем; не следует похваляться веселием своей жизни и роскошью, окружающей нас, перед теми, кому судьба предоставила лишения и горькие испытания… Следует быть осторожным и никогда ни о ком не писать ничего дурного, потому что коль скоро письмо отослано, мы уже не в состоянии исправить зло: что написано пером, того не вырубишь топором .

Слайд 18

В том случае, когда письмо написано не с особой целью и не затрагивает какую-либо определенную проблему, оно обязательно должно передавать настроение автора. Известный немецкий драматург Лессинг Г. Э. советовал своей сестре: «Пиши так, как ты говоришь, и это будет прекрасно».

Слайд 19

Всякое письмо, кем бы оно написано ни было, изображает нравственный облик пишущего, умственное мерило его образования... (Сазонов, Бельский. Полный письмовник.) • Уникальность писем в том, что они позволяют человеку непредвзято заглянуть в себя... Работа над письмом –это и работа над собой. Шалва Амонашвили .

Слайд 20

История письма Эпистолярная литература - переписка, изначально задуманная или позднее осмысленная как художественная или публицистическая проза, предполагающая широкий круг читателей. Античность Средневековая публицистика Европы Письма Эпикура и Цицерона Письма Киприана и Августина Средневековая публицистика Руси Переписка Ивана 4 с князем Курбским, письма Аввакума

Слайд 21

В XVII-XVIII вв. форма эпистолярной литературы используется как способ придания непосредственности интеллектуальному общению. (“Письма провинциала” Б. Паскаля, переписка Вольтера, “Письма к сыну” Ф. Честерфилда). Известны очерково-документальные “Письма русского путешественника” Н.М. Карамзина и письма из Франции Д.И. Фонвизина П.И. Панину. Опыт и форма эпистолярной литературы использованы в художественной повести “Бедные люди” Ф.М. Достоевского. История письма

Слайд 22

Современные формы переписки сложились около двухсот лет тому назад. Их родина – Англия. Оттуда ведут своё начало основные правила – этикет составления корреспонденции. История письма

Слайд 23

В эпоху классицизма появляются даже произведения, основанные на переписке действующих лиц, в так называемой эпистолярной форме. Эпистола (лат. Epistola – письмо) – литературное произведение в форме письма, в котором излагаются размышления и суждения автора по поводу определенного предмета .) Как литературный жанр эпистола в России возникла в XVIII веке. Предлагается детям вспомнить и назвать произведения русской литературы, (авторов), написанные в эпистолярном форме. /Ф. М. Достоевский «Бедные люди» /

Слайд 24

Адресат, а, м., одуш . [нем. Adressat ]. Лицо, получающее почтовое или телеграфное отправление, получатель. Адресант, а, м., одуш . [нем. Adressant ]. Лицо, посылающее почтовое или телеграфное отправление, отправитель.

Слайд 25

Возникновение на Руси первых почтовых служб относится еще к X веку. На развитие первых почтовых связей в России оказали свое влияние татары : сами слова " ям " и " ямщик " – татарского происхождения. " Ям " происходит от татарского " дзям " – дорога, а ямщик от " ямчи ", что означает проводник. По инициативе боярина А.Л. Ордина-Нащокина в 1667 году для пересылки государственных бумаг была образована первая почтовая служба. В 1723 году в России было 4 почтовых конторы . В1837 г. впервые почта была доставлена из Петербурга в Царское Село по железной дороге.

Слайд 26

Функции эпистолярного жанра. Существует официальная и неофициальная (дружеская) переписка. Это письма родным, друзьям, любимым. Для дружеского письма характерны следующие функции: коммуникативная (общение), информативная (сообщение), прагматическая (воздействие), экспрессивная (самовыражение), фактическая (контактоустанавливающая ). Наиболее значимой из этих функций является коммуникативная, так как эта функция письма ориентирована на получение ответа. Эпистолярные элементы письма – обращение, подпись, дата, место написания.

Слайд 27

Каждое письмо состоит из четырех частей, составляющих связную целость, удобную для чтения. 1) Обращение – начинается титулом, когда обращаемся к лицу титулованному, или просто именем, отчеством и фамилией. 2) Вступление – начинается разнообразно: с какой-нибудь любезности, пожелания или извинения. 3) Изложение о предметах, интересующих адресата. Оно неопределенно до бесконечности, как неопределенны и многочисленны предметы рассуждения. 4) Заключение состоит в изъявлении чувств преданности, почтения и собственноручной подписи. Постскриптум . При законченном уже письме иногда вспомниться то, что в него не вошло, а упомянуть непременно следует. Тогда в конце письма, обыкновенно под подписью, ставится знак P. S. или N. B. И за ним приписывается забытое. Это добавление употребляется в переписке с короткими знакомыми, но избегается с высшими особами.

Слайд 28

Наибольшее распространение эпистолярный жанр получает в 19 веке. Существовали правила написания разного рода писем: "Письма увЂдомительныя ", "Письма, совЂтъподающiя ". "Письма рекомендательныя ", "Письма извинительныя ", "Письма, въкоихъ содержится исканiе дружбы или прiязни ", "Письма, содержащiя простую учтивость", "Письма благодарительныя ", "Письма любовныя и (что так актуально) "Письма поздравительныя ". Особое внимание уделялось ясности, чистоте, благопристойности и грамотности писем. Большое значение в старину имели поздравления с праздниками.

Слайд 29

Письма писателей – важный источник, представляющий большое значение для изучения личности и творчества . Из письма А.С.Пушкина Н.Н.Гончаровой “ Моя дорогая, моя милая Наталья Николаевна – я у ваших ног, чтобы благодарить и просить вас о прощении за беспокойство, которое я вам причинил. Ваше письмо прелестно и вполне меня успокоило. Мое пребывание здесь может продолжиться вследствие обстоятельства совершенно непредвиденного…(..) Я постараюсь устроить все как можно скорее…” Эпистолярный жанр является средством создания литературного произведения. Судьба маленького героя отразилась в рассказе А.П.Чехова «Ванька». Его письмо раскрывает душу, образ мыслей мальчика-сироты, которого обижает хозяин. “Милый дедушка, Константин Макарыч ! И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался. А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья во двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятёнка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селёдку, а я начал с хвоста, а она взяла селёдку и ейной мордой начала меня в харю тыкать…”( А.П.Чехов. “Ванька”) Письма с фронтов Великой Отечественной войны — документы огромной силы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка в 7 классе"Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных" с ЭОР.

Урок - введение нового материала и самостоятельной деятельности учащихся с использованием ЭОР (электронно-образовательных ресурсов)  пробуждает интерес к изучаемому предмету, способствует во...

Конспект урока русского языка "Обобщение изученного по теме Имя прилагательное" с презентацией

Конспект урока русского языка 6 класс по теме: "Обобщение изученного по теме Имя прилагательное" с презентацией...

Конспект урока русского языка по теме: «Одна и две буквы нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных» в 7 классе

Конспект урока русского языка по теме: «Одна и две буквы нн в суффиксах страдательных причастий  прошедшего времени и отглагольных прилагательных» в 7  классе...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Разновидности речи: устная и письменная. Диалог и монолог".

Цели: - познакомить учащихся с разновидностями устной и письменной речи;  - дать определение понятиям ″диалог″ и ″монолог″, помочь учащимся уяснить разницу между ними...

План-конспект урока русского языка в 6 классе "Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных"

Первый урок по теме "Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных"....

Конспект урока русского языка в 6 классе "Функциональные разновидности языка"

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме: «Функциональные разновидности языка»Цель: расширить знания учащихся о стилях речи; дать понятие о функциональных разновидностях языка; отр...