Дидактический материал 8-9 класс русский язык
методическая разработка по русскому языку (8 класс)

Дидактический материал предназначен для использования на уроках русского языка в 8-9 классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskiy_material_dlya_8-9_kl.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ (8-9 класс)

Комплексный диктант

      Однажды утром я вышел на крыльцо и в изумлении зам…р  вчерашняя ч…рная земля за ночь стала золотой. (Бледно)желтый свет подн…мался от земли  засыпа(нн,н)ой листьями.

      Нач…налось бабье лето. Дни как бы сделались св…тлее и чище. Воздух  трава сухие ветки    все зат…нулось цепкой паутиной,  которая  т…нулась с запада на восток и каждое утро тысячи маленьких паучков,  как сказочные ткачи,  п…крывали всю землю своей пряжей.

      Ледя(нн,н)ое небо по ночам бл…стало созвездиями:  Сириус сверкал в глухой воде озер, как синий алмаз; Сатурн подымался над бе(з,с)молвием сосновых боров в осе(нн,н)ие сумерки;  Юпитер закатывался в лугах, за Окой   где уже вяли травы и п…чернели  броше(н,нн)ые  и ненужные осенью сен…косные дороги. Иногда в полноч… робкий дождь перешептывался в саду с листвой. Я вых…дил на порог  пр…слушиваясь к со(нн,н)ому  борм…танию дождя  и жалел милых друзей  оставшихся в Москве  потому что они (не)могли насл…ждаться этой к…ртиной.

      Ночью мне снилась зеленая вода  п…крытая листьями лип и берез. Внезапно листья оживали  пр…вращаясь в золотых плоских рыб  и с плеском и брызгами ра…летались по воде  и…пуга(н)нные отражением бледного солнца.

                                                                                                                   (168 слов)                                                                                                                                 (По К. Паустовскому)

Грамматические задания:

1.Выписать слова с чередующейся безударной гласной в корне

2. Выписать слова с приставками на з,с

3. Выписать пять слов,  в которых количество букв и звуков совпадает.

4. Сделать синтаксический разбор предложения: Внезапно листья оживали  пр…вращаясь в золотых плоских рыб  и с плеском и брызгами ра…летались по воде  и…пуга(н)нные отражением бледного солнца.

5. Подчеркнуть обособленные определения.

 

Входная контрольная работа, 10 класс

_Ф.И._________________________________

            Мы плыли по главному руслу и с удовольствием наблюдали за птицами нас…лявшими Уссурийскую тайгу.

            Изредк...  мы  св...рачивали  в  у…кие протоки зар…сшие лозой и к...мышом которые скрывали нашу лодку. Мы плыли тихо подх...дили к птицам бли(з,с)ко и подолгу ра…сматривали их.

            Прежде всего я заметил белую цаплю с ч…рными ногами и ж...лто…зеленым клювом. Она чи(нн,н)о  ра...хаж...вала около берега  покач...вала в такт головой  и внимательно ра...сматр...вала дно реки. Заметив лодку птица п…дпрыгнула два раза грузно п…днялась на воздух и отлетев (не)много снов... спустилась на соседн...й проток... .

            Потом мы увид...ли выпь. Серовато…ж...лтая окраска перьев ж...лтые глаза и такие же ж...лтые ноги делают ее уд…вительно непр...вл...кательной. Эта угрюмая птица х...дила  ...горбившись по песку и пр…следовала хлопотливого кулика. Заметив лодку выпь забилась в траву выт...нула шею и подняв голову кверху зам...рла на месте. Окраска ее оп...рения и поднятый кверху клюв соверше(нн,н)о зат...рялись в траве.

            Дальше мы увид...ли новую к…ртину. Ни…ко над водой около берега на ветк...  лозняка уед...не(нн,н)о   с...дел  зим...родок. Эта маленькая птичка с большой головой и большим клювом, к...залось,  др...мала. Вдруг она ринулась в воду нырнула и снова пок…залась на пов…рхности  держа в клюв... маленькую рыбку. Прогл...тив добычу зим...родок сел на ветку и опять погрузился в др...моту но услышав шум пр...ближающейся  лодк... с криком п…несся вдоль реки. Яркой с...невой  м...лькнуло его оп...ренье. Отлетев (не)много он уселся на куст потом отлетел еще дальше и наконец совсем скрылся за пов…ротом.

                                                                                                       (По В. К. Арсеньеву)

Грамматические  задания:

1.Прочитать  текст. Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания

2. Выписать слова с неизменяемыми  приставками.

3. Выписать слова с приставками на з,с

4. Выписать слова с чередующейся гласной в корне слова

Комплексный диктант

Поутру бри(лл,л)иантики р…сы на изжелта…зеленой траве как будто бе…счетные бисеринки ра…сыпа(нн,н)ые по суко(нн,но)й скатерти. Ст…рожка стоит на берегу озера, за част…колом и утре(н,нн)яя тишина (не)нарушает…ся ни пением птиц ни шелестом листвы. Кажется  природа спит спокойным сном  не отягоще(н,нн)ым никакими заботами.

Под дощатым навесом бе…мятежно ра…валился лохматый дли(н,нн)оухий пес. Разомлевший от мягкоголаскового утре(н,нн)его солнца  он даже (не)подн…мает головы  а лишь зевает мне вслед  и шумно  по…стариковски вздыхает. Верно  сегодня ему и  дела нет до его заклятых врагов – дер…венских котов.

Между тем разн…мастные коты сидят повсюду  на крыше  под лес…ницей  на некраше(н,нн)ом заборе – и смотрят  не отрываясь  на кошелку с рыбой повеше(н,нн)ую на суч…к старой дикор…стущей яблони.

Время от времени то один то другой плутишка п…дпрыгивает вверх  стараясь опрокинуть сумку  и  заметив пса  бр…сается наутек.

Я выхожу из дома  и коты  застигнутые врасплох  (тот)час же ра…бегают…ся  застревают между кольями част..кола и нач…нают отчая(н,нн)о  орать.

По осени сад засыпа(н,нн)  золотисто…оранжевыми листьями. В двух махоньких комнатках ст…новится светло как в обл…тающем саду. П..трескивает печь  и пахнет яблоками и чисто вымытыми полами. Синицы  ра..саживают…ся на ветках  бе…заботно щ…бечут и п…сматривают на подоко(нн,ни)к  где лежит ломоть ржаного хлеба. За печкой  з…водит (не)громкую песню сверч…к и я ощущаю свою затеря(н,нн)ость в этом огромном мире и во…принимаю ее как счастье.

             Грамматические  задания:

  1. Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания.

  1. Выписать слова с приставками на з,с

  1. Сделать синтаксический разбор предложения: Я выхожу из дома  и коты  застигнутые врасплох  тотчас же ра…бегаются  застревают между кольями част..кола и нач…нают отчая(н,нн)о  орать.

  1. Выписать слова с чередующейся гласной

 

Контрольная работа по теме «Орфография»

ФИ_____________________________________

Все вокруг стало менят…ся не по дням  а по часам. Яблони и груши  всюду пр…стиравшие сети кр…вых  корявых ветвей  закудрявились млечным снегом  и с каждым днем цвет этот ст…новился все белее  все гуще и благово(н,нн)ее.

Огромный старый клен  видный отовсюду  оделся свежей, мягкой зеленью. В…ршины стари(н,нн)ых лип на главной а(л,лл)ее тоже п…крылись прозрачным узором юной листвы. И все это  макушка клена  акации  и кусты дикор…стущей смородины  и  п…двенечная бел…зна яблонь и  груш  р…стущих впереме…ку   п…ражало своей густотой  свежестью и  н…визной.

На чисто вымете(н,нн)ом дворе от р…стительности стало как будто теснее. По целым дням были отв…рены настеж… окна и двери во всех комнатах  в белом зале  в синей стар…модной гости(нн,н)ой  в маленькой дива(нн,но)й, тоже синей и увеша(н,нн)ой сплошь овальными миниатюрами.

Однажды  п…дремав после обеда  Митя вышел из дома и  никуда не спеша  пошел в сад. День был жаркий, тихий  и  проходя по моще(н,нн)ой булыжником дороге  Митя задевал бел…снежные   торчавшие откуда…то  и…поднизу ветви. Цветы п…тихоньку осыпались  и  земля между ними была сплошь усея(нн,н)а блеклыми лепестками. В теплом воздухе чу…ствовался их сладковатый аромат. Иногда нах…дило облачко  синее небо голубело  и теплый воздух и эти тленные запахи делались еще сильнее и слаще. И все время  по…дневному скучая  то там  то здесь цокал то один  то другой соловей.

           Грамматические  задания:

  1. Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания.

  1. Выписать корни с чередующейся гласной.

3.Сделать синтаксический разбор Однажды  п…дремав после обеда  Митя вышел из дома и  никуда не спеша  пошел в сад.

4.Выписать слова с приставкой на з,с

Контрольная работа 9 класс (1 четверть)

ФИ_________________________________

Отдохнув  артисты направ…лись дальше. Они шли вдоль высокого берега моря  и…редка м…лькавшего меж деревьями. Мало…помалу тр…пинка спустилась вниз   соед…нившись с широкой д…рогой  твердой  как камень. Здесь нач…нался вел…колепный парк. В его густой зелени были ра…броса(н,нн)ы уютные дачные домики. Яркая роскош… южной природы никак (не)трогала старика артиста  но пр…бывание в этих прелес…ных местах во…хищало Сергея  пр…бывшего в этот пр…вольный край впервые. Многочисле(н,нн)ые  р…стения с их твердыми и бл…стящими листьями, как будто лакирова(н,нн)ыми, и ручьи  и вод…пады  и беседки  сплошь увитые виноградом   все это было необыкнове(н,нн)о и  (не)переставало поражать своей прелестью душу мальчика.

Они обошли весь дач…ный поселок и уже соб…рались сойти к морю. По левую сторону ост…валась еще одна, последняя дача. Ее было не видно из..за высокой камее(нн,н)ой стены. Над стеной во…вышались  как дли(н,нн)ые исчерна…серые веретена  запыле(н,нн)ые кипарисы. Только сквозь чугу(н,нн)ые ворота  похожие своей пр…чудливой ре…ьбой на кружево  можно было ра…смотреть уголок свежего  как ярко-зеленый шелк  газона  круглые цветочные клумбы и вдали, на заднем плане, крытую сквозную аллею. П…середине газона стоял садовник  п…ливавший из дли(н,нн)ого шланга розы. Он пр…крывал пальцем отверстие трубы  и от этого в фонтане бе…счетных брызг солнце играло всеми цветами радуги.

  Грамматические задания:

  1. Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания

           

 2. Подобрать к слову  пр…чудливой (резьбой) синоним______________________

 3. Определить количество грамматических основ в предложении Только         сквозь чугу(н,нн)ые ворота  похожие своей пр…чудливой ре…ьбой на кружево  можно было ра…смотреть уголок свежего  как ярко-зеленый шелк  газона  круглые цветочные клумбы и вдали, на заднем плане, крытую сквозную аллею______

4.Сделать синтаксический разбор предложения:  Он пр…крывал пальцем отверстие трубы  и от этого в фонтане бе…счетных брызг солнце играло всеми цветами радуги.

Комплексный диктант

Пополудни осл…пительно белые хатки в иссиня…зеленой траве словно яркие бусинки  ра…сыпа(н,нн)ые по скатерти. Ни…кие холмы  ра…паха(н,нн)ые и засея(н,нн)ые доверху  и заросшие кустами овраги  и тр…пинки  вьющиеся между ними    все чре…вычайно красиво.

Сторо…ка стоит за плете(н,нн)ой камышовой и…городью  и мирное послеобеде(н,нн)ое спокойствие( не)нарушает…ся ни криком петуха ни лаем собак. Кажется селеньице спит крепким (не)замутне(ннн)ым никакими думами сном.

На дощатом крылечк… лежат два (полу)седых сибирских кота. Разомлевшие от сытного обеда и знойного  палящего солнца  они ворочают…ся   п…дергивая лапами  и  обе…силев от жары  тяжело в…дыхают. Верно,  в дремоте им чудят…ся юркие  шустрые и (не)уловимые враги – мыши.

(Не)подалеку, рядом с ра…лапистой матово…зеленой листве(н,нн)ицей, зреют подсолнушки  и там же насыпа(нн,н)о пшено для кур. Однако куры укрылись в т…нечке  а здесь порхают веселые озорные воробьи. На дереве пр…строились почти (не)видимые за листвой синицы с опаской п…глядывающие на дремлющих котов. Впрочем  это соверше(н,нн)о не нужно. В такие жаркие, безветренные, горячие дни котов интересует лишь сон, и ничто иное.

Между тем то одна  то другая пичужка  осмелев  на лету выклевывает из подсолнуха пр…глянувшееся лакомое семечко и во…вращает…ся на ветку. А у пшена оказывается не  кто иной, как подвижный воробьишка с глазками – бисеринками. Клюв у него маленький, сильный, и пше(н,нн)ые зернышки  будто бе…счетные золоче(н,нн)ые песчинки  ра…летаются в стороны.

Летние цветы вышивают пестрый узор по желто…зеленому ковру палисадника и он ра…цвечивается багрянцем и бел…зной.

            Грамматические  задания:

1.Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания.

2.Выпишите из предложения  Летние цветы вышивают пестрый узор по желто…зеленому ковру палисадника и он ра…цвечивается багрянцем и бел…зной

словосочетания, построенные на основе согласования.

3.Из предложения   Между тем то одна  то другая пичужка  осмелев  на лету выклевывает из подсолнуха пр…глянувшееся лакомое семечко и во…вращает…ся на ветку  

выпишите грамматическую основу____________________________________

4.Подобрать к словам маленький, пёстрый, рядом, тяжело, враги, белые

антонимы__________________________________________________________

Комплексный диктант

          Вечер тихий  теплый и, румяное, падает куда…то за белокаме(н,нн)ый монастырь небо. Похожая на яичную скорлупу д…щатая телега пер…валиваясь с боку на бок с хрустом перекатывает…ся через железн…дорожный переезд. Па(с,сс)ажир, веснушчатый, долг…вязый, в латаном….перелатаном пиджаке внакидку, сидит на грубой, (не)приятной на ощупь  домотка(нн,н)ой п…дстилке посередине деревя(н,нн)ого кузовка держа на весу плете(н,нн)ую из бересты кошелку. Все вокруг  бли…стоящие домики давно (не)краше(н,нн)ые ставенки  ра…пахнутые настеж… и дворики с палисадниками  и (полу)сгнившие крыши  и бакалейные лавки никому не нужные забитые наглухо - озирает он сквозь очки с серебря(н,нн)ыми дужками. И…возчик сердито пр…щелкивает языком и п…кручивает в воздухе концами веревочных вожжей.

               Плывут они по (не)уката(нн,н)ым колеям  не спеша разминая сухие кочки грязи и  волоча  за собой л…нивый желтовато…прозрачный половичок пыли, выезжают на песча(н,нн)ую доро…ку, мягкую  как перина. По ст…ронам стелются наголо стриже(н,нн)ые прямоугольники полей. (Не)убра(н,нн)ые еще подсолнухи то тут то там заб…гают в оголе(н,нн)ые полосы.  Из..за насыпи выглядывают круглые  как у цирка  крыши мастерских. Позади них бирюзовый заплатой пр..лип к небу соборный купол. Вдалеке все как будто в тумане  а вблизи  слева от дороги  стоит закопче(н,нн)ая сторожка  по…видимому  броше(н,нн)ая. Однако старик сторож  пр…храмывая  неспешно пр…гуливается  взад…вперед  и вследствие хромоты дв…жения его скованны и неуклюжи.

                Через р…внины и колеи, по выбоинам и кочкам, то подн…мая пыль  то проваливаясь по кузов в грязь едут они  усталые  к излучине реки.

Грамматические задания:

  1. Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания.

           2.Выписать слова с чередующейся гласной в корне слова.

     

           3.Выписать слова с приставками на з,с

           4.Сделать синтаксический разбор предложения

Однако старик сторож  пр…храмывая  неспешно пр…гуливается  взад…вперед  и вследствие хромоты дв…жения его скованны и неуклюжи.

         

Комплексный диктант

П…чтовая тройка быстро мчала лёгонькую таратайку. Из(под) копыт ра…горячившихся коней летел брызгами щебень и мелкая каме(н,нн)ая пыль но ямщик накл…нившись с облучка ещё п…гонял и п…крикивал. За ямщиком в…днелась фигура в форме(н,нн)ой фуражке с кокардой и штатском пальто. Хотя на ухабистой дорог… таратайку то и дело трясло и п…дкидывало самым жестоким образом но господин с кокардой (не)обращал на это н… малейшего внимания. Он то(же) перегнулся и по-видимому тщательно сл…дил за каждым дв…жением лошадей контр…лируя их и сл…дя  чтобы ни одна (не)отставала. По временам он указывал ямщику  какую  по его мнению следует п…дхлестнуть  иногда даже брал у него кнут и старательно, хоть и неумело, подхлестывал сам. От этого занятия  погл..щавшего всё его внимание  он и..редка только отрывался  чтобы в..глянуть на часы.

Василий Иванович всё время  пока тройка н…слась в гору  хох…тал как сумасшедший. Но когда к…локольчик  з…бившись отчаянно перед самым крыльцом  вдруг смолк  смотритель сидел уже на кушетке и как н… в чём не бывало курил свою сигару.

(Не)сколько секунд со двора слышно было только  как дышат усталые лошади. Но вдруг дверь отв…рилась  в комнату вбежал новопр…езжий. Это был господин лет тридцати пяти, небольшого роста, с несоразмерно большой головой. Широкое лицо с выдававшимися несколько скулами  прямыми бровями сл…гка в…дернутым носом и тонко  очерче(н,нн)ыми губами было почти прямоугольным и дышало своеобразной энергией.

Грамматические задания:

  1. Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания.

           2.Выписать слова с неизменяемыми приставками.

     

     

           3.Выписать пять слов, в которых количество букв и звуков не совпадает.

           4. Подчеркнуть обособленные обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом.

Комплексный диктант

П…завчера мы стали п…спешно соб…раться в дорогу. Неожида(н,нн)о пр…шло письмо о болезни бабушки и мать наша тотчас же решила вместе со всеми детьми навестить её и п…потчевать чем(нибудь) вкусненьким. Мы сызмала пр…выкли к различным, часто чере…чур неожида(н,)нным путешествиям и только искре(н,нн)е радовались чудесной перемене в нашей скучной и уедине(нн,н)ой жизни.

Братец и сестрица  плотно укута(н,нн)ые  нет…рпеливо ожидали  когда их отнесут в наглухо закрытую дощатую кибитку. Наскоро одевшись и на ходу д…жевывая бутерброд с а(п,пп)етитно поджаре(н,нн)ой яичницей  я бегом бросился к возку. Матушка заботливо осм…трела наше одеяние и не спеша уселась сама. Лошади  п…званивая серебря(н,нн)ыми бубенчиками  тронулись в путь.

Ветер набело замел снегом недавно ещё ра…чище(н,нн)ые дороги. Мы продвигались вперед чрезвычайно медле(н,нн)о мало…помалу. Время от времени наш и…возчик иск…са п…глядывал на соверше(н,нн)о непроторенные тропы, всё чаще п…днимал голову вверх, откуда непреста(н,нн)о ни…вергались целые вороха рассыпчатого снега.

Вдруг вокруг нашей кибитки всё так беше(нн,н)о закружилось п…неслось  как будто кто…то незваный и непрошеный, (не)видимый н…кому, завладел всем необ…ятным пространством вокруг  и теперь зл…веще праздновал удачу. Неожида(н,нн)о наше слюдя(нн,н)ое оконце с…рвалось с крючка и ра…пахнулось настежь. Вмиг вся внутре(нн,н)ость возка была сплошь завалена снегом. Снег, казалось, лез отовсюду   извне  изнутри  из…под пола. Пр…дырявленное, оконце было не в состоянии защитить нас от бе…жалостного ветра. Мы решили ве(с,з)ти лошадей под уздцы  а(кк,к)уратно выб…рая дорогу.  

Грамматические задания:

  1. Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания.

  1. Выписать страдательные причастия

  1. Подчеркнуть обособленные определения, выраженные причастным оборотом.

           4.Сделать фонетический разбор слова  выб…рая.

Комплексный диктант

Я вижу его так  точно это было вчера.

Вот он с…дит за столом  освеще(нн,н)ым лампой с голубым абажуром и накрытым холсти(н,нн)ой скатертью. В…ротник стираной с (не)ра…пустившимися складками рубахи как…то особенно опрятно обн…мает его сморще(н,нн)ую шею. Седые на висках волосы а(кк,к)уратно зачесаны на к…сой пробор. Тщательно п…дстриже(нн,н)ая борода чрезвычайно идёт к его пр…ятному заг…релому лицу. Пахнет от него можжевеловым веничком банным мыльцем и ещё чем…то неопределенным п…хожим на аромат пече(нн,н)ого хлеба. И этот пр…ятный смеша(нн,н)ый запах мыла стира(нн,н)ого ситца трубочного табака и свежевыпеченного хлеба с…здаёт особенное впеч…тление старческой крепости и чистоты.

Он сидит на своём излюбле(нн,н)ом месте  ра…ставив под столом ноги в коротеньких штопаных - перештопаных носках и кожа(нн,н)ых  опорках. Перед ним на столе стоит стакан крепкого чая  настоя(нн,н)ого на травах  собра(нн,н)ых в лесной чащ…бе. Пол…лица его освещено лампой  левой рукой с оттопыренным мизинцем он подп….рает голову  к…зырьком держа над глазами сложе(нн,н)ые пальцы. Старик не спеша пр….топтывает ногой  читая газету  и  часто п…маргивая глазами  изредк(о,а) п…глядывает на сам…вар. В к…мнате по…настоящему уютно и тепло  бе…престанно шумит в печке. В обындевевших окнах отражается бе…страстная синяя ночь. Большие зимние мухи  пр…снувшись  ра…драженно бьют…ся о потолок над лампой.

В старике много оригинального, без…скусственного, пр…надлежавшего ему одному. В п…ходке  в манере смеят….ся и говорить, даже в том, как он держит за столом деревя(нн,н)ую ложку,    во всем чу…ствуется (не)повторимость.

Грамматические задания:

1.Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания.

           2.Выписать слова с чередующейся гласной в корне слова.

          3. Сделать  разбор по составу следующих слов:   пр…снувшись,  

по…настоящему,  изредк(о,а), освеще(нн,н)ым,  без…скусственного,

ра…драженно, ра…ставив.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал .7 класс. русский язык.

Русский язык. 7 класс. Дидактический материал....

Дидактический материал для повторения по русскому языку в 9-11 классах

Дидактический материал для повторения и для подготовки к ГИА и ЕГЭ по русскому языку в 9-11 классах...

Дидактический материал по теме "Лексика", русский язык 5-6 классы

Данный дидактический материал предназначен для работы на уроках русского языка по теме "Лексика...

Дидактический материал. Тесты-пятиминутки по русскому языку.

Дидактический материал содержит карточки для индивидуальной работы по русскому языку....

Дидактический материал. Краеведение на уроках русского языка.

Пособие представляет подборку материалов"Малая родина в творчестве поэтов Смоленщины". Может быть использовано на уроках русского языка при изучении различных тем по орфографии и пунктуации,...

Дидактический материал к уроку родного русского языка

Материал может пригодиться на вводном занятии курса родного русского языка....