Открытый урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Малофеева Наталья Александровна

Открытый урок в 6 классе по теме "Повторение изученного об имени существительном"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass.docx29.11 КБ
Файл povtorenie_ob_imeni_sushch_6_klass.pptx305.24 КБ
Файл prilozhenie_1.docx14.58 КБ
Файл rabochiy_list.docx27.37 КБ

Предварительный просмотр:

6 класс

Тема: «Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе».

Цель урока:         

  1. Обучающая:  Обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания об имени существительном как части речи, учить анализировать текст.
  2. Развивающая:  Создание положительной мотивации на уроке; вовлечение класса в активный процесс познания; обеспечение творческого развития и заинтересованности учащихся в приобретении знаний; развитие воображения.
  3. Воспитательная: Воспитывать чувство доброты и милосердия.

Оборудование:

Мультимедиапроектор, компьютер, экран.

Толковый словарь С.И.Ожегова, презентация, листы с рабочими материалами для учащихся.

На доске: эпиграф  урока.

Знания должны увеличиваться с добротой

 Фазиль Искандер

ХОД  УРОКА

  1. Организационный момент. (слайд № 1)  (Число, классная работа)
  2. Проверка  домашнего задания. (слайд № 2,3)
  • Ребята, обратите внимание на эпиграф  урока. Можете прочитать его? (нет).
  • А что случилось? (слова перепутались)
  • Давайте восстановим предложение. «Знания должны увеличиваться с добротой».

( Фазиль Искандер).

  • Как вы понимаете эти слова? (На  уроках  вы должны не только пополнять свои знания, но и с каждым  уроком  должны становиться добрее, душевнее, человечнее, учиться понимать людей, любить их).
  • А что такое доброта?  (Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.) (слайд № 4)
  1. Объявление темы урока, определение  целей урока.

- Скажите, ребята, а какой частью речи является  слово доброта?

  • О чем мы будем говорить на уроке? Какие цели мы можем перед собой поставить?

 ( Совместное определение целей)

  1. Работа по теме урока.
  • Что же мы знаем об имени существительном?
  1. Составление кластера .(слайд 5)
  • Используя кластер, составьте связный рассказ об имени существительном.
  1. Повторение морфологического разбора имени существительного.
  2.   Морфологический разбор  слова «с добротой», разбор его по составу.

Знания должны увеличиваться с добротой3. (Ф.Искандер.)

                 4.Подберите однокоренные слова с корнем  добр- (устно).

- А какие добрые слова вы знаете? Это должны быть обязательно существительными.

Добрые слова: мир, любовь, уважение, нежность, милосердие, сострадание, родители, улыбка, счастье, ребёнок, ласка, забота, помощь, мама, папа, сестра, брат, бабушка, дедушка, внуки, надежда(слайд № 6)

- А сейчас мне хотелось бы, чтобы вы прослушали хорошее стихотворение Марка  Лисянского:

Читает  подготовленная ученица. 

                                                      ***

Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убедились сами.

А может не слова – дела важны?

Дела – делами, а слова – словами.

Они живут у каждого из нас

На дне души, до времени хранимы.

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

                                                         

  1. Физминутка. (Слайд № 7)

- Давайте отдохнём, ребята.

- Сейчас я буду называть имена существительные, а вы, если услышите сущ. 1-го склонения – хлопок, сущ. 2-го скл. - руки вверх, сущ. 3 скл. – хлопаете глазками.

Дорога, солнце, пятёрка,  дождь, верность, молодёжь, книга,  учебник,  тишина, школа,  мармелад, тушь.

  1. Работа с текстом. 

А теперь поработаем с текстом, который находится перед вами на столе.

Трогательно было глядеть на Афанасия Григорьевича, когда кто-то перебил его собачке ногу. Кость срослась, но осталась хромота. Что было делать дальше? Завести другую собаку? Брать на охоту хромоножку? Доставлять слабому животному такой труд – неоправданная жестокость. Но хозяин привык к своей послушной и старательной собачке. Бросить охоту он тоже не мог.

Раздумья принесли свои плоды. Он смастерил маленькую двухколёсную колясочку, в которой и стал возить Ладу до места охоты. Там он разбирал коляску, прятал её в специальную сумку, вешал  за спину и охотился с не уставшей от дороги собакой. Окончив охоту, он собирал коляску, сажал в неё Ладу и вёз домой. Собака в коляске – удобная мишень для шуток и насмешек. Однако настоящие охотники понимали Афанасия Григорьевича и сочувствовали ему. (По Н. Минху.) (Слайд № 8)

  • Прочитайте текст самостоятельно, затем выразительно вслух.
  • Какова основная мысль текста? (Чуткое отношение к животному, любовь и забота о животном). (Слайд № 9)
  • Чувствуем ли мы отношение автора к животному? (Сочувствует собаке, сопереживает ей). ). (Слайд № 9)
  • Как вы это поняли? (Автор употребляет слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: собачка, колясочка). (Слайд № 9)
  • Проведём мини-исследование: подсчитаем,  сколько существительных употребил автор в 1 абзаце  текста.  (Слайд №9) 14 существительных.

- О чем это говорит?

  1. Самостоятельная  работа. (Слайд 10)
  1. Найдите в тексте сложные слова и выпишите их.

_______________________________________________________________

  1. Выпишите из текста собственные имена существительные.

_______________________________________________________________

  1. Найдите и выпишите из текста 3 одушевлённых и 3 неодушевлённых существительных, укажите их склонение.

Одушевлённые___________________________________________________

Неодушевлённые_________________________________________________

  1. Итог урока. 

Вернёмся к началу нашего урока, вспомним, какую цель вы сегодня для себя ставили? Достигли ли вы намеченной цели?

 А наказ Фазиля Искандера мы с вами выполнили? (Слайд № 11)

Будете ли вы после сегодняшнего урока чуть-чуть внимательнее друг к другу, к людям, к животным?

Будем ли пополнять наши знания?

А закончить наш сегодняшний разговор о доброте мне хотелось бы хорошей песней. (Прослушивание песни о доброте)

Помните: (слайд 12)        
Добрые слова – корни.                                                       
Добрые мысли – цветы.

                                    Добрые – дела плоды.
                                   Добрые сердца – сады.
Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами. (слайд 10)

        

  1. Задание на дом: 1 группа – мини-сочинение «Что такое доброта?»                                 2 группа – тест             (Слайд № 11)

Рефлексия. Ребята, на столе перед вами лежат смайлики, выберите себе тот, который соответствует вашему настроению.

Спасибо за урок! (слайд 12)

Контрольный тест:   Фамилия, имя ……………………………..

Выберите правильный вариант ответа, обведите его кружком.

  1. просклонять существительное, это значит:

а)  изменить по падежам        б) изменить его по числам

в)  изменить его по родам            

  1. выберите существительное  1 склонения в форме Р.п.

а) к весне                                б) к ночи

в) у земли                                г) на коне

  1. выберите правильную форму слова богатырь в словосочетании прочитал о  …..

а) богатыри                       б) богатырю

в) богатыре                       г) богатырём

  1. у существительных 3 склонения окончание И пишется в :

а)  И.п.,  Р.п.  и  Д.п.                   б) Р.п.,  Д.п. и  П.п.

в) И.п., В.п.  и  Т.п.                     г) Р.п., Д.п.  и  Т.п.

  1. при склонении существительного образуются:

а) новые слова                       б) формы одного слова

в) новые части речи

6.Поставьте существительное в нужной падежной форме.

  а)Написал: Маш..., Мари.., Марь.., Наташ.., Наталь.., Натали…

  б)Подошел к яблон.., яблоньк.., сирен.., матер.., мам.., дочк…

  в)Рассказал о Яблон.., яблоньк.., сирен.., матер.., мам..,Мари…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пятое декабря. Классная работа. 1

Слайд 2

2 З нания должны увеличиваться с Добротой.

Слайд 3

3 Знания должны увеличиваться с добротой. Фазиль Искандер

Слайд 4

Что такое доброта? Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим . 4

Слайд 5

Кластер 5

Слайд 6

Добрые слова Мир , любовь, уважение, нежность, милосердие, сострадание, родители, улыбка, счастье, ребёнок, ласка, забота, помощь, мама, папа, сестра, брат, бабушка, дедушка, внуки, надежда. 6

Слайд 7

Физкультминутка Существительные 1-го склонения – хлопок существительные 2-го склонения - руки вверх; существительные 3 склонения – хлопаете глазками. 7

Слайд 8

Трогательно было глядеть на Афанасия Григорьевича, когда кто (то) перебил его собачк … ногу. Кость ср… слась , но осталась хромота. Что было делать дальше? Завести другую собаку? Брать на охоту хромоно …ку? Доставлять слабому животному такой тру… - неоправданная жестокость. Но хозяин пр … вык к своей послушной и старательной собачк … Бросить охоту он тоже (не) мог. Раздумья пр …несли свои плоды. Он см… стерил маленькую двухколёсную колясоч (?)ку, в которой и стал в… зить Ладу до места охоты. Там он разбирал колясоч (?)ку, прятал её в специальную сумку, вешал за спину и охотился с не уставшей от д… роги собакой. Окончив охоту, он собирал коляску, сажал в неё Ладу и вёз домой. Собака в коляске – удобная мишень для шуток и насмешек. Однако настоящие охотники понимали Афанасия Григорьевича и сочувствовали ему. 8

Слайд 9

9 Прочитайте текст самостоятельно, затем выразительно вслух. Какова основная мысль текста? Чувствуем ли мы отношение автора к животному? Как вы это поняли? Проведём мини-исследование : подсчитаем, сколько существительных употребил автор в 1 абзаце текста.

Слайд 10

10 Самостоятельная работа. 1. Найдите в тексте сложные слова и выпишите их. __________________________________________________ 2. Выпишите из текста собственные имена существительные. _________________________________________________ 3. Найдите и выпишите из текста 3 одушевлённых и 3 неодушевлённых существительных, укажите их склонение. Одушевлённые ______________________________________ Неодушевлённые ____________________________________ _

Слайд 11

11 Знания должны увеличиваться с добротой. Фазиль Искандер

Слайд 12

12 Помните : Добрые слова – корни. Добрые мысли – цветы. Добрые – дела плоды. Добрые сердца – сады. Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.

Слайд 13

13 Задание на дом: 1 группа – мини-сочинение «Что такое доброта?» 2 группа – тест

Слайд 14

14 Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Контрольный тест:   Фамилия, имя ……………………………..

Выберите правильный вариант ответа, обведите его кружком.

  1. просклонять существительное, это значит:

а)  изменить по падежам        б) изменить его по числам

в)  изменить его по родам            

  1. выберите существительное  1 склонения в форме Р.п.

а) к весне                                б) к ночи

в) у земли                                г) на коне

  1. выберите правильную форму слова богатырь в словосочетании прочитал о  …..

а) богатыри                       б) богатырю

в) богатыре                       г) богатырём

  1. у существительных 3 склонения окончание И пишется в :

а)  И.п.,  Р.п.  и  Д.п.                   б) Р.п.,  Д.п. и  П.п.

в) И.п., В.п.  и  Т.п.                     г) Р.п., Д.п.  и  Т.п.

  1. при склонении существительного образуются:

а) новые слова                       б) формы одного слова

в) новые части речи

6.Поставьте существительное в нужной падежной форме.

  а)Написал: Маш..., Мари.., Марь.., Наташ.., Наталь.., Натали…

  б)Подошел к яблон.., яблоньк.., сирен.., матер.., мам.., дочк…

  в)Рассказал о Яблон.., яблоньк.., сирен.., матер.., мам..,Мари…



Предварительный просмотр:

Рабочий лист.

Фамилия, имя_____________________________________________________________________

1.Кластер

Трогательно было глядеть на Афанасия Григорьевича, когда кто-то перебил его собачке ногу. Кость срослась, но осталась хромота. Что было делать дальше? Завести другую собаку? Брать на охоту хромоножку? Доставлять слабому животному такой труд – неоправданная жестокость. Но хозяин привык к своей послушной и старательной собачке. Бросить охоту он тоже не мог.

Раздумья принесли свои плоды. Он смастерил маленькую двухколёсную колясочку, в которой и стал возить Ладу до места охоты. Там он разбирал коляску, прятал её в специальную сумку, вешал  за спину и охотился с не уставшей от дороги собакой. Окончив охоту, он собирал коляску, сажал в неё Ладу и вёз домой. Собака в коляске – удобная мишень для шуток и насмешек. Однако настоящие охотники понимали Афанасия Григорьевича и сочувствовали ему. (По Н. Минху.)

  • Прочитайте текст самостоятельно, затем выразительно вслух.
  • Какова основная мысль текста?
  • Чувствуем ли мы отношение автора к животному? 
  • Как вы это поняли?
  • Проведём мини-исследование: подсчитаем,  сколько существительных употребил автор в 1 абзаце  текста.

Самостоятельная  работа.

  1. Найдите в тексте сложные слова и выпишите их.

_______________________________________________________________

  1. Выпишите из текста собственные имена существительные.

_______________________________________________________________

  1. Найдите и выпишите из текста 3 одушевлённых и 3 неодушевлённых существительных, укажите их склонение.

Одушевлённые___________________________________________________

Неодушевлённые_________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка в 6 классе Путешествие по зимнему лесу (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»)

Урок - путешествие по зимнему лесу. Урок обобщающего повторения по теме "Имя прилагательное"....

Открытый урок русского языка в 11 классе "Средства выразительности языка"

Разработка открытого урока по русскому языку по теме "Средства выразительности языка". Цели урока: образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся  о средствах ...

Открытый урок русского языка в 10 классе по теме Русский язык в мировом культурном контексте

Цели урока - осмысление понятие «язык» и «народ», движение от «слова – к тексту», от «языка – к речи» подведение учащихся к выводу, что «язык» – средство общения и нравственный эталон речи....

Открытый урок русского языка на тему: "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка. Игра "Что? Где? Когда?"

Представляю Вам урок-игру, которая содержит увлекательно-познавательную информацию истории русского языка, сравнительное языкознание восточной группы славянских языков и др. Данный урок полезен с точк...

Открытый урок русского языка в 5 классе по теме "Как образуются слова в русском языке"

В папке вы найдете конспект урока,презентацию и дополнительный материал к уроку....

Открытый урок русского языка "Великое русское слово"

Урок посвящен богатству русского языка, красоте и силе русского слова. Ученики вспоминают,  что такое синонимы и антонимы, олицетворения, эпитеты, метафора и на практике тренируются находить в те...