Дидактический материал
методическая разработка по русскому языку

Колобова Оксана Владимировна

!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл upotreblenie_chislitelnyh_v_rechi.docx13.55 КБ
Файл kimy.docx28.52 КБ
Файл diktanty_grammatik.docx14.66 КБ

Предварительный просмотр:

Прочитай правильно числительные.

1.Венеция расположена на 18 островах, которые соединены между собой 378 мостами.

2.Какое число нужно прибавить к 698, чтобы получить 1073.

3.К 1/3 прибавить 5/8.

4. 22 августа 1880 года в Петербурге появился первый трамвай.

5. Книга в миллион страниц имела бы толщину 50 метров.

6. 2/3 урожая были проданы.

Кто быстрее? (Знаки препинания не расставлены)

1.Вскоре 7я сядет за 100л блещущий чис100тою.

2.Сес3цы - 40и е2 ухи3лись пре2рительно приготовить обед отыскать вме100 осе3ны100лько ус3ц, что пред100ит целый пир.

Какими членами предложения являются числительные в этих предложениях? (Знаки препинания не расставлены)

1. Два и три– пять.

2. Первая книга набра(н,нн)ая в 1564г. на печатном дворе называлась «Апостол».

3 Входят семь богатырей, семь румяных усачей.

4. За стеклом стояли пятьдесят четыре тома.

Образуйте от количественных числительных порядковые, поставив их в Р.П.

46, 257, 658.

Прочитай правильно числительные.

1.Венеция расположена на 18 островах, которые соединены между собой 378 мостами.

2.Какое число нужно прибавить к 698, чтобы получить 1073.

3.К 1/3 прибавить 5/8.

4. 22 августа 1880 года в Петербурге появился первый трамвай.

5. Книга в миллион страниц имела бы толщину 50 метров.

6. 2/3 урожая были проданы.

Кто быстрее? (Знаки препинания не расставлены)

1.Вскоре 7я сядет за 100л блещущий чис100тою.

2.Сес3цы - 40и е2 ухи3лись пре2рительно приготовить обед отыскать вме100 осе3ны100лько ус3ц, что пред100ит целый пир.

Какими членами предложения являются числительные в этих предложениях? (Знаки препинания не расставлены)

1. Два и три– пять.

2. Первая книга набра(н,нн)ая в 1564г. на печатном дворе называлась «Апостол».

3 Входят семь богатырей, семь румяных усачей.

4. За стеклом стояли пятьдесят четыре тома.

Образуйте от количественных числительных порядковые, поставив их в Р.П.

46, 257, 658.



Предварительный просмотр:

V класс

Контрольная работа по русскому языку за  2014- 2015 учебный год

Цель: контроль усвоенных  знаний и навыков

Форма контроля: тестирование

Задание 1.

  1. Вставьте пропущенные буквы , объясните орфограммы.
  2. Распределите все слова  согласно  орфограф.правилу  

Отреж__, луч_, пр_л_скать ,луч_м, х_р_шо, ра_пр_миш_, рас_ердиться, пр_милый, крыж_вник,  бл_стят,   р_сток,заг_релый,пром_чить ноги,обм_кнуть кисть,печ_ блины, русская печ_,печ_нка.

Задание 2.

Найдите « лишнее» слово, объясните  причину.

1.Водный,водяной,водитель,наводнение.

2.Прибрежный,пришкольный,привстать,природа.

3.Загореть,пригорелый,пригорок,разгореться.

4 . Земледелец, хлебопашец, зернохранилище, самолет.

5. Горячо, тяжелый, четкий, черствый.

Задание 3.

Определите  в каком значении выступают выделенные  слова (прямом  или  переносном).  Придумайте  предложения, чтобы  данные слова  выступали  в противоположном значении.

1.Серебряные звезды смотрели на нас  сверху.

2. Богат  купец:  много  у него  разных  товаров.

3. Золотой запас России соответствует  экономическому развитию  страны.

4. Солнце - самая   крупная  звезда нашей Галактики.

5. Взгляни   в открытое  окно!

Задание 4.

Вставьте пропущенные буквы ,объясните  и распределите все слова в  три  подгруппы   синонимы/омонимы/антонимы/однокоренные  слова.

Доброс_вес_но, бес_трашие, трусость, храбрость, зап_чатлеть,отобразить, смелость, с_вестливый,  отважный, (не)устрашимый,  мужественный, вп_ чатление, старин_ый лук,женственный,зеленый лук.

Задание  5.

1.Озаглавьте  отрывок из произведения. Докажите ,что  это текст.

2. Определите  тему  и основную мысль.

3. Определите  стиль  и тип речи.

4. Выпишите  из  текста  эпитеты, метафоры, сравнения.

5. Выпишите  два  слова, в которых  не совпадает количество звуков  и  букв.

6. Выполните   морфемный разбор  слова   прокричать.

7. Выполните  синтаксический разбор предложения выделенного предложения.

Рядом  с  з_рницей  стоит в одном ряду  слово з_ря  -  одно  из пр_краснейших слов ру(с, сс)кого  языка. Это слово  никогда (не) говорят громко. Нельзя даже представить себе ,чтобы  его можно  было прокричать. В этот з_ревой час   низко над землей  пылает  утренняя звезда. Воздух чист, как родниковая вода.

В  з_ре, в ра(с,сс)вете   есть  что-то  девическое. На з_рях трава  омыта росой, а по деревням  пахнет   теплым  парным м_л_ком.

VII класс

Годовая  контрольная работа

Задание 1.

Вспомните  и объясните орфограмму, приведите примеры.

  1. вариант- Правописание производных предлогов.
  2. Вариант-Правописание  частиц.

Задание 2.

В каком  варианте  ответа  правильно указаны   все  цифры, на месте  которых пишется  одна  буква  -Н-?

Гране(1)ые  шпили  собор  были  торжестве(2)о  устремле(3) в небесную  высь, и , потрясе(4)ые его  красотой, туристы ошеломле(5)о замолчали.

  1. 1,3
  2. 2,3,5
  3. 3,5
  4. 1,5  

  Серебря(1)ая  фляжка  была наполне(2)а  осе(3)ей   студе(4)ой  водой, вкусной, как  драгоце(5)ое  выдержа(6)ое вино.

1)3,4,5

2)1,3,6

3)2,3,4

4)1,2,4

Задание 3.

Укажите  к какой части речи  относятся следующие слова:

Лишь, пускай, в продолжение  учебного года, решенный, между  домами, самый  , тот, иной, страшась, бы, возвращенный, впоследствии, тоже  устал, одеть то же платье.

                                                                                                                                                                                                                                 

Задание 4.

Укажите морфологические признаки  следующих частей речи:

Достигнув

(Не) решаясь

Скользя

Расколотым

Вернувшегося

Разглядев

Задание  5.

Выполните морфемный и словообразовательный разбор:

Распиленный, разбитый, умывшись.

Определите к какой части  речи относятся  выделенные слова. Составьте такие предложения, чтобы  они выступали  в качестве другой части речи.

  1. Провожающие вышли  из вагона.
  2. Выйду поутру, улыбнусь  солнцу  -  все  сразу станет  прекрасным.
  3. Военные обязанности меня не тяготят.
  4. Навстречу мне   неожиданно выскочил  огромный пес.
  5. Шел он совершенно не смотря  под ноги.

Задание 6( дополнительное)

Расставьте знаки препинания , объясните.

  1. Собираясь в  поездку  я надел пальто  потому что по утрам землю еще покрывал иней.
  2. Вода как  огромное волнистое   зеркало   отражавшее невидимый  свет была прекрасна.
  3. Весна по мнению  специалистов будет   затяжной а  лето  наоборот  сухим и жарким.

                 

XI класс

Контрольная работа

11 класс

1.Прочитайте текст, озаглавьте, расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы.

  (1) Давно кажется еще перед войной я зашла на выставку (не)скольких художников на Кузнецком. (2)Стены были увеш..ны п..лотнами. (3)В глазах р..било от красного цвета парадной торжественности и улыбок. (4)Я уже собирался было уходить, но вдруг почти у самой двери заметил написа..ую маслом крохотную ладони в две величиной картину в широкой ореховой раме.(5) На ней не было (ни)чего кроме зеленых листьев смородины.(6)В их темной сумр..чной гущине блестела одна – единственная дожд..вая капля.(7)Я простоял у этой (не)заметной картины дольше чем сл..нялся до этого по выставке.(8)Мне казалось что я стою в саду. (9)Только что прошла гроза.(10)Сыро.(11)Свежо.. (12)И если я сейчас вспомнил о выставке этих художников то только потому что сейчас вижу эту тяжелую готовую скатиться с листа дождевую каплю.

    (13)Пустячок? (14)Безделушка? (15)А сколько(ж) она прибавила мне душевного здоровья радости!

  (16)Возвращаясь домой я удивился как это я (не)замечал что и городское небо полно звезд?

2.Найдите односоставные предложения, охарактеризуйте их тип.(напиши номер предложений)

3.Найдите контекстуальные синонимы.

4.Найдите антоним слову огромные.

5.Составьте схему последнего предложения.

6.Каку проблему поднимает автор, сформулируй.

7.Среди предложений 13-16 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи местоимения.

8.Из предложения 12 выбери словосочетания со связью управление.

9.Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений?

А) я зашла на выставку (предл.№1)

Б) стены увеш..ны (предл.№2)

В) я собирался уходить (предл.№4)

Г) вижу (предл №12)

10. Найди слово, образованное приставочным способом (предл №4)

11.Определите тип речи, стиль.

Четвертная  контрольная работа

7 КЛАСС

Задание 1

Назовите все разделы РЯ ;

что изучает каждый из них, объясните

Задание 2

Составьте  предложение со следующими словами:

Каменный – каменистый;

Царственный – царский;

Единичный – единственный;

Что это за лексические единицы?

 

Задание 3

Укажите часть речи и член предложения выделенных слов :

  • У нас ночью очень светло от звезд.
  • По- новому взглянуть на мир.
  • (В)дали голубой столбом уж крутился песок золотой.
  • (В)далия видел сквозь  туман тебя.
  • Собрание проходило организова(н,нн)о .
  • Собрание организов(н,нн)о на высшем уровне.
  • Татьяна была сильно взволнованна.

Задание 4

В каких  рядах на конце всех слов  пишется Ь?

А) сплош.., плащ..,  настеж..

Б) невтерпёж.., вскач..,  стрич..

В) упасть навзнич..,  замуж..,  дремуч..

Г) ударить наотмаш.., уйти  проч..,  помощ. 

Задание 5

Обвести кружком номер правильного ответа.  

I. В каком ряду нет слов с чередующейся гласной в корне?

1) прибл…жение,   прик…сновение,   насл…ждение;

2) сл…жение,   вод…росли,   изб…рать;

3) сож…леть,   изв…нить,    под…рить;

4) отр…сль,    прик…саться,   з…ря.

II. Укажи ошибку, связанную с нарушением лексической сочетаемости слов:

1) коричневый карандаш;

2) ледяной айсберг;

3) пахать землю;

4) карие глаза.

III. Укажи ряд с именами прилагательными, в суффиксе которых на месте пропусков пишется одна буква Н.

1) кожа…ый   портфель,   чугу…ая   решетка;

2) деревя…ый   дом,   румя…ый   малыш;

3) полотня…ая   скатерть,   комари…ый   писк;

4) стари…ая   картина,   тума…ая   ночь.

IV. Укажи пример с ошибкой в образовании формы слова:

1) пять апельсинов;

2) пара носков;

3) с обеими учениками;

4) лучше всех.

V. В каком примере НЕ пишется слитно?

1) (Не) отдыхавшие с утра путники сделали привал.

2) Я давно (не) был в этих местах.

3) Тренироваться Пете было (не) легко.

4) Диктант был (НЕ) легкий, а трудный.

VI. Укажи строку, в которой все наречия пишутся через дефис:

1) (по)птичьи,   (на)бок,   (в)верху;

2) (по)дружески  , (нежданно)негаданно,   (еле)еле;

3) (волей)неволей,   (в)пятых,   (бок) о (бок);

4) (в)слепую,   (в)ничью,   (в)седьмых.

VII. Найди неверный ответ в определении грамматических признаков.

1) тройка – существительное;

2) любой – местоимение;

3) втроем – собирательное числительное;

4) некогда – наречие.

VII. Укажи предложение с деепричастным оборотом.

1) Мы видели, как поднимаются птицы с поверхности озера.

2) Сделав вираж, самолет пикирует в облака.

3) Листки, сорванные ветром, вертелись в воздухе и медленно улетали вдаль.

4) Сосна, несомненно, одно из древнейших деревьев.

VIII. Укажи, чем выражено подлежащее в предложении:

 Выступающие на школьной конференции   готовились    отвечать   на   вопросы.

1) местоимением;

2) причастием;

3) существительным;

4) словосочетанием.

IX. В каком предложении перед союзом и нужно поставить запятую?

1) Набежал ветерок и поднял пыль по дороге.

2) Распустил глухарь веером хвост и защебетал свою песню.

3) Дождь прекратился и капельки его заблестели на солнце.

4) Я опустил ружьё и с наслаждением слушал глухариную песню 

Тест по теме

«Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи»

7 класс

1. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

1) К этому времени из отдела кадров прислали замену (не)допущенной в рейс команде. (Л.Князев)

2) Бланк с фотографией был (не)заполнен. (В.Богомолов)

3) (Не)сильный, но очень холодный ветер косо гнал сухие снежинки.(В.Успенский)

4) Ни одна собака в мире (не)считает обыкновенную преданность чем-то необычным.(Г.Троепольский)

2. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) Новое судно (не)привычно высилось на пустынном берегу. (И.Чесноков)

2) Дом отдыха для ответственных работников был (не)велик, но очень удобен.(В.Гроссман)

3) Вокруг печки стояли полукругом длинные, сколоченные из (не)оструганных досок столы. (А.Иванов)

4) Тимофей был доволен, что, (не)колеблясь, исправил свою ошибку.(И.Акимов)

3. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) (Не)ожиданно на фоне багряно-синеватой зари вдоль просеки показалась птица.(Г.Троепольский)

2) (Не)смотря на середину марта, весна уже смело заявляла свои права.(Л.Чарская)

3) Бим, как по команде, лег, (не)спуская взора с птицы... (Г.Троепольский)

4) Когда (не)чего сказать, легче всего разводить руками. (А.Алексин)

4. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) Андрей тогда изо всех сил (не)взлюбил девочку. (А.Приставкин)

2) Тальберг как член революционного военного комитета, а (не)кто иной, арестовал знаменитого генерала Петрова. (М.Булгаков)

3) Таксист был рассержен (не)предвиденной остановкой. (А.Алексин)

4) В последние месяцы Бим (не)заметно вошел в мою жизнь и занял в ней прочное место. (Г.Троепольский)

5. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) (Не)подалеку под сенью лозняка виднеется свежая глина вперемешку с голышами. (Е.Носов)

2) Щенок был (не)большой, уши его пока еще не торчали.(Ю.Коваль)

3) Птицы любят (не)всякий лес.(А.Солженицын)

4) (Не)яркие зимние тени от редких деревьев расплывались на снегу.(А.Иванов)

6. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

1) Лысый господин с (не)доумением рассматривал странного мальчика. (Л.Андреев)

2) Из-за пушистого снега на дороге (не)слышно было даже своих шагов.(В.Тендряков)

3) Круглые булыжники мостовой были (не)похожи один на другой, как разные братья. (Ю.Тынянов)

4) Корчма представляла собой едва ли (не)удвоенную в размерах крестьянскую хату.

7. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) За черной (не)замерзшей рекой белела даль. (А.Бек)

2) (Не)допитый кофе давно остыл.

3) Мальчики вздрогнули: (не)замеченная ими стая воробьев поднялась и с шумом вылетела из конюшни. (А.Рыбаков)

4) Хотелось бы всех поименно назвать, да отняли список, и (не)где узнать.(А.Ахматова)

8. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) Уваров понимал (не)избежность встречи с немецким часовым.(М.Алексеев)

2) На склоне стоял чистый, (не)захламлённый валежником лес. (В.Быков)

3) Звук пилы (не)глубокий, но очень отчетливый и выразительный.

4) Звенела музыка в саду таким (не)выразимым горем.(А.Ахматова)

9. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

1) Андрей, (не)решаясь сесть, прислонился плечом к косяку двери. (Г.Адамов)

2) Сердце к сердцу (не)приковано, если хочешь - уходи.(А.Ахматова)

3) Александр слушал с (не)которым нетерпением и взглядывал по временам в окно, на дальнюю дорогу.(И.Гончаров)

4) Александр был избалован, но (не)испорчен домашнею жизнью.(И.Гончаров)

10. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) Разведчиков отделяла от немцев (не)широкая речка, поросшая камышом. (Э.Казакевич)

2) За углом послышались (не)ровные шаги и сиплое бормотанье. (Л.Андреев)

3) Левчук еще глубже погрузился в воду, вперил взгляд в (не)заслоненный кустарником узенький край берега. (В.Быков)



Предварительный просмотр:

ДИКТАНТ

КОНКУРС «ГРАММАТИК-2017»

4 КЛАСС

   Коля и Витя были хорошими ребятами. Они прилежно учились, весело отдыхали. Мальчики очень любили охоту.

Охотиться с ружьями им было ещё рановато. Но ведь на охоту можно ходить и без ружья. Мало ли всяких охотничьих хитростей знают уральские мальчики! Какие тугие луки натягивают да какие точные стрелы мастерят! А если у охотника есть собака, тогда и голыми руками можно добыть зверька или птицу. Коля и Витя знают, как хорошо охотиться с собакой. Ребята решили обзавестись щенками.

   Коле отец достал очень красивого щенка.  Он был  стройным и  подвижным. Это не просто щенок, а с родословной.  В ней назывались по именам все его дедушки, бабушки. И у всех у них были медали. Они получили их на собачьих выставках. В этой же родословной было напечатано крупными буквами имя щенка: «Тори».

  И у Вити появился щенок. Без родословной.  Щенок получил простое, незатейливое собачье имя: «Шарик». Витя очень хотел, чтобы Шарик вырос хорошей собакой. И Шарик рос. Рос, но с каждым месяцем становился смешнее, неуклюжее. И все над ним посмеивались, давали ему обидные прозвища. А Тори рос красавцем, общим любимцем. Приятно было Коле пройтись по рабочему посёлку с такой собакой.

Вите было обидно за своего питомца. Мальчик понимал, что нужно давать собаке необходимое собачье воспитание, заниматься с нею, приучать её к охотничьему делу. И Витя отдавал ей немало времени. Шарик вырос настоящим охотничьим псом, а Торик  просто красивой собакой для выставок.

ДИКТАНТ

КОНКУРС  «ГРАММАТИК-2018»

3 КЛАСС

Легенды Байкала

  Давным-давно  жила в Бурятии девушка по имени Алтана. Это  значит «золотая». До чего же красива она была! Черные очи, красивые брови,  алые щечки да гибкий стан. Страшное проклятье огорчало девушку. Она не могла никого полюбить.  Холодное было у красавицы сердце.

    Однажды собирала Алтана в лесу дикие ягоды. Вдруг услышала девушка чудесную песню у ручья. Голос звучал так дивно! Захотелось красавице  взглянуть на певца. Это был Батор. Взглянул он на красавицу и  забыл обо всем. От смущения Алтана убежала. Вслед за ней помчался  Батор. Скакал он до самого Байкала, но  потерял девушку из вида. Долго потом искал он Алтану и не нашел. От горя бросился юноша в могучие воды озера и стал холодным ветром. Грустные песни с тех пор слышны в непогоду. Это ищет Батор свою любовь.

     На доске выписать:

«золотая»,имена собственные –Алтана,Батор

Диктант «Грамматик -2019»

Школьный тур

11 класс

Шторм

Над горами появились облака – сначала легкие и воздушные, затем серые, с рваными краями. И море сразу же изменило краски – стало темнеть.

Цепляясь за лесистые вершины гор, облака опускались всё ниже и ниже, захватывали ущелья и лощины, превращались в тяжёлые, непроглядные тучи. Только горы, казалось, сдерживали их сейчас, но и горы ничего не могли сделать: сизая пелена ползла от гор к морю.

Тучи шли от гор, опускались всё ниже и ниже, к морю. Они, как бы нехотя, заволакивали воду дымкой – от берега и дальше. Они ползли уже не только по склонам, где приютились домики верхних улиц, а и затянули туманом улицу нижнюю, главную. Водители включили фары и всё чаще давали сигналы. И поезда шли сейчас, нервозно гудя, с зажжёнными фонарями.

Море темнело от берега. Тихое, вроде бы затаившееся, с гладкой поверхностью и чуть слышным прибоем, оно пошло то белыми, то чёрными пятнами, то непонятными разводами, как будто в него выбросили с воздуха другую воду.

Ожидание длилось час. В горах ударил гром, и хлынули потоки дождя, а море бесновалась. Оно заливало берег, билось о бетонную набережную, о лестницы и глыбы скал, оно гремело и вздрагивало, охало и восторгалось, плакало и ревело.

Небо над морем стало не серым и не чёрным, а каким-то неестественно бурым. Молнии резали небо то слева, то справа, то впереди, то сзади, то где-то над самым берегом. Море поглощало их, проглатывало вместе с бурым небом и ударами грома.

(232 слова.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал к урокам

Дидактический материал предназначен для проведения контрольных работ по УМК "Английский язык" В.П.Кузовлева...

Дидактический материал по аудированию

Материал содержит аутентичные тексты в записи носителями языка...

Дидактический материал

Дидактический материал, созданный в процессе переписки с американскими школьниками...

дидактический материал по аудированию

Материалы для использования на уроке и для подготовки к олимпиадам...

Дидактический материал для проверки знаний по синтаксису : русский язык 8 класс ( первичное усвоение материала)

Дидактический материал я использую при проверке первичного усвоения материала. Карточки выдаю по вариантам, учащиеся на них выполняют задание зелёной пастой, что облегчает проверку....

Дидактический материал для закрепления материала по биологии в 9 классе по теме: Клетка - генетическая единица живого.

Презентацию можно использовать  для закрепления изученного на уроке биологии материала по теме "Клетка - генетическая единица живого" в 9 и 10 классах....

Учебно - методический материал «Дидактический материал для учащихся 7 кл. по русскому языку, тема "Служебные части речи"

Учебно - методический материал «Дидактический материал для учащихся 7 кл. по русскому языку,  тема "Служебные части речи"...