№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика
| Планируемый результат |
1 | Организационный момент
| Приветствие. Проверка готовности к уроку. Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке. Предлагаю улыбнуться соседу по парте и отправиться в путешествие с друзьями за знаниями (слайд) | Приветствуют учителя. | Личностные Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
|
2 | Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
| Беседа по уточнению и конкретизации первичных знаний. -С какими морфологическими признаками глагола вы уже знакомы?
-Проверим на слайде. - Какой признак не назвали?
-Почему? Могли бы вы его назвать?
-Значит, о чем сегодня пойдет речь? Назовите тему урока.
-На доске вы видите цифры и комментарии к ним - Ничего не знаю
- Что-то слышал
- Имею неполные знания
- Знаю эту тему
Обведите в кружочек цифру, обозначив тот уровень знаний, на котором вы находитесь в настоящее время. Посмотрим, что изменится к концу урока | Отвечают на вопрос учителя
-Спряжение, время, вид, число, род,
-Переходность-непереходность.
Объясняют свой выбор - Нет, потому что не изучали.
- Переходные и непереходные глаголы |
Коммуникативные УУД взаимодействуют с учителем и друг с другом во фронтальном режиме, слушают и слышат собеседника Познавательные УУД Осуществляют сериацию. По вызову учителя (или по желанию) отвечают на поставленные вопросы Регулятивные УУД Слушают в соответствии с целевой установкой. Осуществляют пошаговый самоконтроль результатов.
|
2.1 | Постановка цели и задач урока | - Какую вы поставите перед собой цель?
- А какие задачи? | - Научиться отличать переходные и непереходные глаголы
- узнать: что такое Переходность? Почему так называется признак? Правильно употреблять глаголы в речи.
| Познавательные УУД По вызову учителя (или по желанию) отвечают на поставленные вопросы. Анализируют вербальную информацию. Коммуникативные УУД Владеют монологической речью; адекватно используют речевые средства для решения учебных задач. Осуществляют речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности. Регулятивные УУД Принимают и сохраняют учебную цель и задачу Высказывают предположения на основе наблюдений. Формулируют проблему (цель, задачи) урока.
|
3.
| Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии (определение основной проблемы урока) | - Посмотрите на две колонки словосочетаний, что между ними общего и чем они отличаются? | - В обеих колонках словосочетания глагол +существительное. У всех вид связи управление. Но в первой колонке все существительные в винительном падеже стоят, а во второй в косвенных падежах. В первой колонке нет предлогов | Регулятивные УУД Слушают в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Высказывать предположения на основе наблюдений. Познавательные УУД Сравнивают, анализируют, делают выводы, устанавливают закономерности, выдвигают гипотезу, строят рассуждения. Коммуникативные УУД Взаимодействуют с учителем, слушают и слышат собеседника, владеют монологической речью; адекватно используют речевые средства для решения учебных задач. Осуществляют речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности. |
везти санки увидеть мальчика написать письмо учу уроки | бродить по лесу стоять на носочках помогать маме руководить командой |
- Как вы думаете, как эти две колонки связаны с темой нашего урока?
| -В одной колонке переходные глаголы, а в другой непереходные |
4 | Этап построения проекта выхода из затруднения
| -Давайте выяснять, что же такое переходность? Обратите внимание смысл слова.
-Правильно. Вспомните, что обозначает глагол?
-Значит, что должно переходить?
-Действие кто выполняет?
- Действительно, действие, производимое одним предметом, переходит на другой предмет, поэтому такие глаголы и называются переходными.
- Вернемся к словосочетаниям. В какой колонке действие переходит на другой предмет?
- Обратите внимание и скажите, в каком падеже стоят существительные в первой колонке? Сделайте вывод, в первой колонке какие глаголы?
- Обратимся к слайду, какие перед вами глаголы?
Везти (что?) санки Увидеть (кого?) мальчика (сущ.) Увидеть (кого?) их (мест.) - обратите внимание - ПЕРЕХОДНЫЙ глагол всегда имеет при себе существительное или местоимение без предлога, которое не просто стоит в В.п., а является объектом того действия, которое называет глагол.
- А вот у НЕПЕРЕХОДНЫХ глаголов действие не переходит прямо на предмет. От непереходных глаголов мы можем задать любые вопросы, кроме вопросов КОГО? ЧТО? т.е. кроме вопросов В.п. без предлога.
Плакать (что?) … а ничего. Просто плакать и всё. Действие ни на что не переходит. Бродить (что?) … опять ничего! - Действие ни на что не переходит, следовательно, что можем сказать о таких глаголах? ( Слайд) | - Что-то должно куда-то переходить.
- глагол обозначает действие предмета.
-Действие.
- Предмет.
- В первой колонке.
- в винительном падеже без предлога. - в первой колонке переходные глаголы
- переходные глаголы
-глаголы НЕПЕРЕХОДНЫЕ | Познавательные УУД Устанавливают закономерности, выдвигают гипотезу, строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей Регулятивные УУД Слушают в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Высказывают предположения на основе наблюдений. Адекватно самостоятельно оценивают правильность выполнения действия и вносят необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации. Коммуникативные УУД Взаимодействуют с учителем, слушают и слышат собеседника, владеют монологической речью; адекватно используют речевые средства для решения учебных задач. Осуществляют речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности. |
5 | Этап реализации построенного проекта
| -К непереходным относятся глаголы, обозначающие движение и положение в пространстве, физическое и нравственное состояние, например: лететь, болеть, стоять, страдать (слайд) -определите, что обозначают, данные слова
- Обратите внимание на словосочетание Простоять час (В.п.) Жить неделю (В.п.) - является ли существительные объектом действия, которое называется глаголом? -Переходный ли глагол в словосочетаниях?
Несмотря на то, что существительное в обоих словосочетаниях стоит в В.п. без предлога глагол является НЕПЕРЕХОДНЫМИ, потому что существительное не является объектом действия, которое называется глаголом. Жить неделю (В.п.) глагол непереходный, так как «неделя» не испытывает воздействие со стороны субъекта.
|
Лететь - движение в пространстве Болеть - физическое состояние стоять - положение в пространстве страдать - нравственное состояние
- существительные не являются объектом действия, которое называется глаголом, хотя стоят в Винительном падеже, глагол непереходный.
| Познавательные УУД Устанавливают закономерности, строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Владеют приемами отбора и систематизации материала. Регулятивные УУД Слушают в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Коммуникативные УУД Взаимодействуют с учителем, слушают и слышат собеседника, владеют монологической речью; адекватно используют речевые средства для решения учебных задач. Осуществляют речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности |
6 | Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
| -Попробуем узнать, переходными или непереходными являются следующие глаголы, подберем к ним существительные. - Запишите в тетради глаголы
строить читать подавать помогать стоять работать
- Сделайте вывод: как определить глагол переходный или нет?
- Обратите внимание на данные словосочетания, в чем их особенность? Гордиться сестрой Учиться в школе
-В чем особенность возвратных глаголов?
Ребята, мы часто слышим выражение: Извиняюсь. -правильно ли так говорить?
-Как вы думаете, возвратные глаголы могут быть переходными?
- Обратимся к слайду Ваня одевается. Ваня одевает брата.
-Скажите, ребята, каким членом предложения является существительное, на которое переходит действие?
-Ребята, при определении переходности на что в первую очередь нужно обратить внимание?
-где мы можем проверить полученную информацию? - Обратимся к учебнику, проверим, всю ли информацию мы получили.
|
Записывают задание в тетрадях, объясняют свой выбор
Вывод: если при глаголе может стоять сущ. В вин. пад. без предлога, является объектом действия, которое называется глаголом, то глагол - переходный
- Они возвратные.
- Действие возвращается на предмет, который его производит.
- правильно говорить: извините
- (Нет, потому что суффикс -ся не даёт ПЕРЕХОДИТЬ на другой предмет. Он как бы возвращает действие к самому человеку или предмету, который это действие выполняет.
- Существительное, на которое переходит действие, является в предложении дополнением. В данном предложении это прямое дополнение.
- Надо выяснить возвратный или невозвратный глагол, если невозвратный, то зададим вопрос к существительному
- в учебнике
Читают правила в учебнике.
| Познавательные УУД Устанавливают закономерности, строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Владеют приемами отбора и систематизации материала. Регулятивные УУД Слушают в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Коммуникативные УУД Взаимодействуют с учителем, слушают и слышат собеседника, владеют монологической речью; адекватно используют речевые средства для решения учебных задач. Осуществляют речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности |
7 | Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (Работа в группах) | - Пользуясь полученными знаниями, составьте алгоритм определения переходности (работа в группах). - выберите представителя из каждой группы, чтобы представить алгоритм.
- А теперь посмотрим составленный мною алгоритм и сравним. (слайд)
| Учащиеся в группах составляют алгоритм определения переходности, объясняют свой выбор.
Учащиеся сравнивают составленный в группах алгоритм с алгоритмом, представленным на слайде учителем. Формулируют выводы наблюдений. | Познавательные УУД Устанавливают закономерности, строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Владеют приемами отбора и систематизации материала. Регулятивные УУД Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Адекватно самостоятельно оценивают правильность выполнения действия и вносят необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации. В группах самостоятельно контролируют свое время и управляют им. Принимают решения в проблемной ситуации на основе переговоров. Коммуникативные УУД Взаимодействуют в группе для решения задания. Устанавливают и сравнивают разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выводы. |
8 | Этап включения в систему знаний и повторения (Применение новых знаний) | - вернемся к учебнику, выполним упражнение по вариантам
- Ну а теперь поиграем в 4 –й лишний с последующей проверкой на слайде Страдать, купить, белеть, стоять. Любит, учится, стонет, сидит. Волноваться, одеваться, падать, косить Подошёл, научился, взял, исчез Найдите ошибки в определении переходности глаголов (представлены на слайде): 1) Постучались в дверь (переходный) 2) Открыл дверь (переходный) 3) Спросил их (непереходный) 4) Взял пилу (непереходный) 5) Отвечают мне (непереходный)
- Скажите переходность это постоянный или непостоянный признак? - Ребята, нужно ли нам уметь отличать переходные и непереходные глаголы? Пять лет учились в школе, не знали ничего о переходности, может, и не надо ничего знать? Посмотрите на слайд Озёра обезрыбели. Браконьеры обезрыбили озёра. Путники обессилели от жажды. Испытания обессилили путников. - Посоветуйтесь в парах, определите переходность глаголов и сделайте вывод, почему в одном случае буква е, в другом - и | выполняют по вариантам.
Выписывают 4-лишний глагол
1)Постучались в дверь (непереходный) 2) Открыл дверь (переходный) 3) Спросил их (переходный) 4) Взял пилу (переходный) 5)Отвечают мне (непереходный)
Высказывают своё мнение
Работают в парах. Высказывают свои предположения. Формулируют выводы наблюдений. Объясняют свой выбор. | Познавательные УУД Владеют приемами отбора и систематизации материала. Анализируют, сравнивают, устанавливают сходства и различия, группируют. Устанавливают закономерности, выдвигают гипотезу, строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей Коммуникативные УУД Взаимодействуют с учителем, слушают и слышат собеседника, владеют монологической речью; адекватно используют речевые средства для решения учебных задач. Формулируют собственное мнение и позицию, аргументируют её и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Регулятивные УУД Слушают в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Адекватно самостоятельно оценивают правильность выполнения действия и вносят необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации. |
| Физминутка (Задача: способствовать сохранению здоровья учащихся) | Организация и проведение физминутки. Слайд Зарядка для глаз. | Упражнения для снятия усталости глаз. | Психологическая и физическая разгрузка. |
8.1 | Тренинг освоенного способа действия (Применение новых знаний)
| 1.Самостоятельная работа (буквенный диктант) с последующей самооценкой 1 печатать 2 познакомиться 3 подойти 4 выучить 5 написать 6 продавать 7 спеть 8 выйти 9 прибежать 10 подружиться
Критерии оценивания: Нет ошибок -«5» 1-2 ошибки - «4» 3-5 ошибок - «3»
2. Дифференцированная работа Учащиеся сами решают, выполнить творческую работу (написать ли им сочинение-миниатюру) или определить в представленном тексте переходные и непереходные глаголы и привести по 3 своих примера переходных и непереходных глаголов. Сочинение-миниатюра (слайд) Продолжите текст. Какие глаголы вы будете использовать переходные или непереходные?
Весенние ручейки бегут, торопятся... У каждого ручья свой голос. Один чуть шепчет, другой звонко кричит. И каждый о своём. Хочешь узнать лесные, полевые, болотные тайны - сядь у ручья и послушай... |
Учащиеся выполняют задание, обмениваются листочками, проверяют, сравнивают ответы с ответами на слайде, оценивают.
Самостоятельно в тетрадях выполняют выбранное задание. Презентуют полученный текст. |
Регулятивные УУД Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Адекватно самостоятельно оценивают правильность выполнения действия и вносят необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.
Познавательные УУД Структурируют текст, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста. Выстраивать последовательность событий. Коммуникативные УУД Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Владеют письменной речью.
|
9. | Этап рефлексии учебной деятельности на уроке и информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
| Подведем итоги: -Что нового узнали на уроке? - Какие глаголы являются переходными? - - Как соотносятся категории переходности и возвратности?
- Удалось ли нам ответить на вопросы, которые задали в начале урока? - Достигли своей цели?
Д/з. всем учащимся прочитать материал учебника на стр. 126-127. Дифференцированная работа (Учащимся предлагаю выполнить задания на выбор) 1) Вспомните стихотворение В.В. Маяковского «Кем быть»? Там есть такие строчки: Книгу переворошив, Намотай себе на ус - Все работы хороши, Выбирай на вкус! - Предлагаю вам выбрать какую-либо профессию и описать действия, которые выполняет данный специалист. Укажите переходные и непереходные глаголы в получившемся тексте Или 2) Упр. 254 На основе фотоколлажа составить предложения, отвечая на вопрос: что делают с помощью этих предметов? Указать, переходный или непереходный использован в каждом случае.
- В заключение урока посмотрите на слайд, закончите высказывания Я вспомнил, что… Я узнал… Я понял… Было интересно… Особенно понравилось… Вызвало затруднение… Было сложно… Я ничего не понял…
- Вернемся к шкале знаний, оцените себя: 0 – ничего не понял 1 – что-то понял 2 – понял, но есть вопросы 3 – хорошо понял На доске изображена шкала знаний от 0 до 3. На партах учащихся лежат самоклеящиеся закладки зеленого и желтого цвета. Учащиеся подходят к доске и крепят закладки на шкале знаний. Желтые показывают уровень знаний учащихся в начале урока, зелёные являются результатом знаний учащихся на конец урока.
|
Подводят итоги своей работы | Регулятивные УУД: Соотносят цели и результаты своей деятельности. Определяют степень успешности работы. Коммуникативные УУД Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Познавательные УУД Владеют приемами отбора и систематизации материала.
|