Емельянова док.ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Адаптированная образовательная программа по русскому языку для детей с ЗПР» для 7 класса (ЗПР, вариант 7.1)
рабочая программа по русскому языку (7 класс)

Актуальность программы определяется прежде всего тем, что учащиеся в силу своих индивидуальных психофизических особенностей (ЗПР) не могут освоить Программу по русскому языку в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта, предъявляемого к учащимся общеобразовательных школ, так как испытывают затруднения при чтении, не могут выделить главное в информации, затрудняются при анализе, сравнении, обобщении, систематизации, обладают неустойчивым вниманием, обладают бедным словарным запасом, нарушены фонематический слух и графоматорные навыки.

       Учащиеся с ЗПР работают на уровне репродуктивного восприятия, основой при обучении является пассивное механическое запоминание изучаемого материала, таким детям с трудом даются отдельные приемы умственной деятельности, овладение интеллектуальными умениями. Однако адаптированная программа призвана создать образовательную среду и условия, позволяющие детям с ограниченными возможностями получить качественное образование по русскому языку, подготовить разносторонне развитую личность, обладающую коммуникативной, языковой и культуроведческой компетенциями, способную использовать полученные знания для успешной социализации, дальнейшего образования и трудовой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptirovannaya_obrazovatelnaya_programma.docx46.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Институт повышения квалификации»

(МАОУ ДПО ИПК)

ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Адаптированная образовательная программа по русскому языку

для детей с ЗПР»

для 7 класса (ЗПР, вариант 7.1)

        

Выполнил: Емельянова И. В., учитель русского языка и литературы, МБОУ «ООШ № 43»

Проверил: Попова О.А., ст. преподаватель кафедры АиДО

Новокузнецк 2019

Пояснительная записка

       Адаптированная рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «ООШ № 43», примерной программы основного общего образования по русскому языку для 5– 9 классов общеобразовательных учреждений и авторской программы для 5 – 9 классов под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского с учетом психофизических особенностей обучающихся с ЗПР.

       Программа определяет общую стратегию обучения, коррекции, развития и воспитания учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка.

       Современное обеспечение адекватных условий обучения и воспитания детей с задержкой психического развития способствует преодолению неуспеваемости учащихся, охране здоровья, профилактике асоциального поведения, их психических и физических нарушений. Программа специального (коррекционного) обучения составлена с учетом требований современной жизни общества и тех проблем, которые затрагивают интересы и потребности детей с ограниченными возможностями здоровья.

       Актуальность программы определяется прежде всего тем, что учащиеся в силу своих индивидуальных психофизических особенностей (ЗПР) не могут освоить Программу по русскому языку в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта, предъявляемого к учащимся общеобразовательных школ, так как испытывают затруднения при чтении, не могут выделить главное в информации, затрудняются при анализе, сравнении, обобщении, систематизации, обладают неустойчивым вниманием, обладают бедным словарным запасом, нарушены фонематический слух и графоматорные навыки.

       Учащиеся с ЗПР работают на уровне репродуктивного восприятия, основой при обучении является пассивное механическое запоминание изучаемого материала, таким детям с трудом даются отдельные приемы умственной деятельности, овладение интеллектуальными умениями. Однако адаптированная программа призвана создать образовательную среду и условия, позволяющие детям с ограниченными возможностями получить качественное образование по русскому языку, подготовить разносторонне развитую личность, обладающую коммуникативной, языковой и культуроведческой компетенциями, способную использовать полученные знания для успешной социализации, дальнейшего образования и трудовой деятельности.

        Адаптация программы происходит за счет сокращения сложных понятий и терминов; основные сведения в программе даются дифференцированно. Одни языковые факты изучаются таким образом, чтобы ученики могли опознавать их, опираясь на существенные признаки. По другим вопросам учащиеся получают только общее представление. Ряд сведений о языке познается школьниками в результате практической деятельности.

        Например, правописание гласных в суффиксах причастий, степени сравнения наречий. Также новые элементарные навыки вырабатываются у таких детей крайне медленно. Для их закрепления требуются многократные указания и упражнения.      Как правило, сначала отрабатываются базовые умения с их автоматизированными навыками, а потом на подготовленную основу накладывается необходимая теория, которая нередко уже в ходе практической деятельности самостоятельно осознается учащимися, поэтому Программа составлена с учетом того, чтобы сформировать прочные орфографические и грамматические умения и навыки учащихся с ЗПР.

     Цели обучения: 1. Изучение основного перечня тем, которые раскрывают стержневые разделы языкознания, подготовка учащихся к сдаче экзамена по русскому языку. 

2. Развитие личности обучающихся с ОВЗ в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации.

       Ввиду вышеуказанных психофизических особенностей обучающихся проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:
− совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики;

− развитие восприятия, памяти, внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина), пространственных представлений и ориентаций, представлений о времени;
− развитие различных видов мышления: наглядно-образного, словесно-логического;
− развитие основных мыслительных операций: умения сравнивать, анализировать, выделять сходство и различие понятий, работать по словесной и письменной инструкциями, алгоритму, планировать деятельность;

− развитие эмоционально-личностной сферы: инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование адекватности чувств, устойчивой и адекватной самооценки, умений анализировать свою деятельность, преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения, правильного отношения к критике;

− развитие речи: фонематического восприятия, связной устной и письменной речи, лексико-грамматических средств языка;

− расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
− формирование и развитие учебно-практических действий по устранению индивидуальных пробелов в знаниях.

Общая характеристика учебного предмета


      Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
      Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
      Свободное владение родным русским языком – надежная основа каждого русского человека в его жизни, труде, творческой деятельности. Для реализации этой цели необходимо поднять преподавание русского языка на новый качественный уровень, соответствующий условиям и потребностям современного общества, усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого урока.

        В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

      Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. Специальной целью преподавания русского языка в школе является формирование коммуникативной, языковой,
лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция (в рамках программы) предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных сферах и ситуациях общения.

         Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции

предполагают освоение необходимых знаний о языке как языковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формировании способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

  Основные направления работы по русскому языку с учащимися с ЗПР:

  1. Организация работы по формированию прочных орфографических и
    грамматических знаний и умений учащихся с ЗПР и детей с ограниченными возможностями здоровья.
  2. Усиление практической направленности обучения русскому языку по
    вопросам теории, которые служат базой для формирования орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков
     в устной работе.
  3.  Усвоение теоретических сведений в процессе практической деятельности
    учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при
    проведении различных видов лингвистического разбора.
  4. Совершенствование видов речевой деятельности учащихся с ЗПР
    (говорения, аудирования, чтения): овладение нормами русского
    литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной форме.

Виды и формы контроля


       Одно из требований принципа систематичности и последовательности обучения предполагает необходимость осуществления контроля на всех этапах образовательного процесса по русскому языку. Этому способствует применение следующих видов контроля:

      Входной – диагностика начального уровня знаний обучающихся с целью выявления ими важнейших элементов учебного содержания, полученных при изучении предшествующих разделов, необходимых для успешного усвоения нового материала (беседа; мозговой штурм; тестирование; зрительный, выборочный, комментированный, графический устные диктанты).

      Текущий (поурочный) – систематическая диагностика усвоения основных элементов содержания каждого урока по ходу изучения темы или раздела (беседа; индивидуальный опрос; подготовка сообщений, докладов, проектов; работа по карточкам; составление схем, таблиц, рисунков, комплексный анализ текста).

      Промежуточный – по ходу изучения темы, но по истечении нескольких уроков (если тема достаточно велика и в ней выделяют несколько логических фрагментов; тестирование).

      Тематический – по окончании изучения темы (тестирование; оформление презентаций).
      Итоговый – проводится по итогам изучения раздела курса русского языка с целью диагностирования усвоения обучающимися основных понятий раздела и понимания их взаимосвязи (устный опрос, контрольное
тестирование).

7 класс

Планируемые результаты изучения предмета


Личностными результатами освоения программы по русскому языку
являются:
1. Понимание русского языка как одной из основных национально- культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств
личности, его значения в процессе получения школьного образования.
2. Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому
самосовершенствованию.
3. Достаточный объем словарного запаса и усвоение грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения обучающимися программы по русскому языку являются:

1. Владение всеми видами речевой деятельности:

− адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
− владение разными видами чтения;

− способность извлекать информацию из различных источников, включая СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
− овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, в том числе и с помощью технических средств и информационных технологий;

− способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной форме;

− способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме.
Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применять полученные знания, умения и
навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках литературы, иностранного языка, истории и других).

2. Коммуникативное целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты с учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР должны отражать:

Филология Русский язык. Родной язык:

1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

2) формирование интереса к изучению русского (родного) языка;

3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

4) овладение первоначальными представлениями о правилах речевого этикета;

5) овладение основами грамотного письма;

6) овладение обучающимися коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для совершенствования их речевой практики;

7) использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения практических задач.

Правописание: орфография и пунктуация

 Выпускник научится:

• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);

• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);

• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.

Выпускник получит возможность научиться:

• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма и так по всем разделам русского языка.

Содержание учебного предмета «Русский язык»

      Содержание курса русского языка в 7 классе представлено в виде следующих содержательных разделов:«Повторение изученного в 5-6 классах», «Причастие», «Деепричастие», «Наречие», «Учебно-научная речь», «Слова категории состояния», «Предлог», «Союз», «Частица», «Междометие», «Повторение изученного в 5-7 классах».

   1.   Содержание раздела «Повторение изученного в 5-6 классах» русский язык один из славянских языков. Русский язык как развивающее явление. Развитие и совершенствование русского языка как отражение изменений в сложной и многообразной жизни народа. Учебное исследование. Материал данного раздела представлен в аспекте, способствующем формированию у обучающихся умения пользоваться алгоритмами, составлять схемы и таблицы. Существенная роль при этом отводится развитию алгоритмического мышления — важной составляющей интеллектуального развития человека.

2. Содержание раздела «Причастие» нацелено на лингвистическое развитие обучающихся, формирование у них умения точно, сжато и ясно излагать мысли в устной и письменной речи. общее грамматическое значение причастий. Склонение причастий. Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте. Действительные и страдательные причастия. Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных. Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

3. Цель содержания раздела «Деепрчастие» — нацелено на изучение деепричастия как особой формы глагола: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая функция. Формирует знания об образовании деепричастий и роли деепричастия в текстах разных стилей.

4. Содержание раздела «Наречие» нацелено на изучение наречия как части речи: лексическое значение наречий, разряды наречий, грамматическое значение, словообразование, степени сравнения наречий, морфологические признаки, роль наречия в тексте и предложении. Материал раздела также содержит орфограммы, связанные с наречиями: «Буква е,и в приставках не, ни отрицательных наречий», «Буквы о, а на конце наречий с приставками», «Буквы о,е после шипящих в суффиксах наречий», «Буква Ъ после шипящих на конце наречий», «Правописание н, нн в наречиях на о,е», Дефис в наречиях», «Слитное и раздельное написание наречий», «Правописание не с наречиями на о,е».

5. Содержание раздела «Учебно-научная речь» нацелено на закрепление умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; умение оценивать результаты чужого труда; анализировать образцы учебных докладов, а также познакомиться с приёмами обработки информации для доклада.

6. Содержание раздела «Категория состояния в языке» формирует знания о категории состояния как о части речи: общее грамматическое значение, лексическое значение, морфологические признаки и роль в предложении.

7. Содержание раздела «Предлог» формирует знания о предлоге как части речи, разряды предлогов по структуре и значению; нормы употребления предлогов, особенности употребления предлогов в разных стилях. Материал раздела содержит также орфограммы: «Правописание производных предлогов», «Дефис в предлогах».

8. Содержание раздела «Союз» формирует знания о союзе как части речи: простые и составные союзы, разряды союзов по роли в предложении, разряды по структуре; союз как средство связи предложений и частей текста. Материал раздела содержит орфограмму «Слитное и раздельное написание союзов».

9. Содержание раздела «Частица» формирует знания о частице как части речи, разряда частиц, частицы в тексте, а также орфограмму «Разграничение на письме частиц не, ни».

10. Содержание раздела «Междометие» формирует знания о междометии как части речи, интонационное выделение междометий, группы междометий по значению, употребление междометий в значении других частей речи, звукоподражательные слова. Материал раздела содержит также орфограмму «Дефис в междометиях» и пунктограмму «Запятая и восклицательный знак в междометиях».

11. Содержание раздела «Повторение» формирует знания о системах языка, их взаимодействии, а также содержит материал, изученный в 7 классе.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» 7 КЛАСС

7 класс

Раздел и учебная тема

Кол-во часов

1

Русский язык как развивающееся явление

1

2

Повторение изученного в 5-6 классах

14

3

Морфология и Орфография. Культура речи. Причастие

31

4

Деепричастие

10

5

Наречие. Категория состояния

32

6

Предлог

9

7

Союз

13

8

Частица

17

9

Междометие

2

10

Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах

11

Итого

140

Особеннос

         ПРИЛОЖЕНИЯ

Особенности обучения детей с ЗПР русскому языку

      Изучение грамматических правил происходит на опорных таблицах с выделением ключевых слов правила:

слова – предмет – кто? что? – это существительное

слова – одинаковый корень – это родственные слова

      Такая опора используется при выполнении грамматических заданий, при рассказывании правила.

      Изучение словарных слов с учащимися, имеющими трудности в развитии письменной речи. Словарное слово при запоминании обязательно прописывается не только в Именительном падеже, но и с предлогами, а также все родственные  словарному слову слова: Работа, на работе, после работы, работать. Командир, командиры, к командиру, за командиром, команда, команды, командовать. 

      Именно по такой схеме учим с детьми словарные слова в классе и задаем задание на дом.

Особое внимание уделяем работе над ошибками, заполняя таблицу:

Слово (предложение), в котором допущена ошибка

Как я написал слово (предложение)

Правильное написание слова (предложения)

Примеры слов на данную орфограмму

         

        Прием сравнения правильного и неправильного написания слов (предложений) позволит ученику лучше запомнить правила (орфограммы).

       При изучении правил используем памятки, алгоритмы, например, для написания безударной гласной, нахождения приставки, корня, суффикса и т.д.

Памятка для вычленения окончаний

  1. Читаю слово.
  2. Изменяю слово по числам или вопросам.
  3. Часть слова, которое изменяется и есть окончание.
  4. Обозначаю окончание.

             Критерии оценивания письменных работ учащихся по русскому языку:

Оценка

Обычный класс

Дети с ЗПР (класс коррекции)

«5»

нет ошибок

одна негрубая ошибка или исправление

«4»

2 ошибки

2-3 ошибки

«3»

3-4 ошибки

4-5 ошибок

«2»

5-8 ошибок

6-9 ошибок

                           Правила работы с данной категорией детей.

  1. Учить школьников использовать опоры при ответах, в самостоятельных работах: план связного рассказа, вопросы, карточки схемы, рисунки, опорные слова и т.д.
  2. Специально готовить к контрольным и проверочным работам: давать подобные упражнения на уроке, включать фактический и речевой материал контрольных заданий и другие предварительные работы, давать похожие задания на дом. По итогам контрольных нужно вести учет индивидуальной динамики развития, учитывая количество ошибок, их характер, спланировать индивидуальную работу над ошибками.
  3. Предлагать индивидуальные домашние задания: то же упражнение как у всех, но меньшее по объему, облегченное или полностью индивидуальное задание. Выработать умение работать по алгоритму или предварительно познакомиться с темой следующего урока.
  4. Включать в парную работу с более сильным учеником и групповую, проектную деятельность, где он выполнит посильную часть.
  5. Разработать систему оценивания (словесную) с учетом динамики развития, вести записи в тетради: что получилось, что не получилось.

Рекомендации по изучению лексики, синтаксиса и грамматики  для детей с задержкой психического развития

        7 класс

-   производить все виды разборов с опорой на образец;

- находить грамматическую основу предложения (в изученных случаях), исключить сложные предложения с несколькими придаточными;

- различать слитное и раздельное написание наречий  (в простых случаях);

- правописание Н и НН в суффиксах причастий, слитное и раздельное написание НЕ с причастиями (в доступных случаях);

- определять суффиксы причастий и деепричастий с опорой на наглядность (схему);

- образовывать причастия и наречия с опорой на образец (краткую запись);

- добиваться полного ответа с помощью наводящих вопросов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языкудля 6 класса.

Данная программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного  стандарта общего образования по русскому языку на базовом уровне на основе  «Программы общеобразо...

Образовательная программа «Знатоки русского языка» имеет научно-техническую направленность и предназначена для дополнительного образования детей.

Программа предназначена для углубления знаний по русскому языку с целью качественной подготовки к экзамену в форме ОГЭ: формирование лингвистической компетенции, то есть знаний о языке и речи, умения ...

Рабочая программа для детей с НИ 5 класс (I вариант УП) по русскому языку

В системе образования учащихся с нарушением интеллекта учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом, но и средством обучения. Как средство познан...

Индивидуальная образовательная программа по русскому языку для слабоуспевающего ученика 6 класса

Слабоуспевающему ученику необходимы дополнительные упражнения, в которых заключена  продуманная система помощи ребенку, заключающаяся в серии «подсказок», в основе которых лежит после...

Разработка адаптированных образовательных программ технической направленности для детей с ОВЗ

Электронная презентация содержит методические рекомендации для педагогов дополнительного образования по разработке адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ из опыта работы...

Авторская разработка. Адаптированная рабочая образовательная программа основного общего образования обучающегося с ЗПР

В АРОП отображены цели и задачи, психолого - педагогическая характеристика и образовательные потребности обучающегося с ЗПР (вариант 7.2), планируемые результаты, особенности оценки планируемых резуль...

Рекомендации по разработке адаптированных дополнительных образовательных (общеразвивающих) программ для детей с расстройствами аутистического спектра (из опыта работы)

Обеспечение реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов на участие в программах дополнительного образования является одной из важнейших задач государственной о...