ОЦЕНИВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ И ПОДХОДЫ К АДАПТАЦИИ ОЦЕНОЧНОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ
статья по русскому языку

Аннотация. Актуальным направлением развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья является совершенствование системы оценивания образовательных достижений, адаптация контрольно-измерительных материалов с учётом индивидуальных потребностей ребёнка, вовлечение в процесс оценивания самих обучающихся, развитие их мотивации на успех.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОЦЕНИВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ И ПОДХОДЫ К АДАПТАЦИИ ОЦЕНОЧНОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ

         Активная инновационная деятельность педагогов явилась результатом внедрения новых стандартов образования. Переосмысливается педагогическая деятельность, пересматриваются целевые ориентиры, применяемые методы и приёмы обучения, совершенствуются средства оценивания метапредметных,  личностных и  предметных достижений обучающихся.

Меняется роль и функции системы оценки достижения планируемых результатов. Она становится  средством обучения, регулирует образовательный процесс в целом, и как следствие повышает эффективность преподавания, ведёт к успешности достижения индивидуальных образовательных результатов обучающихся. Важно,  чтобы оценка стала более дифференцированной и содержательной, формирующей внутреннюю мотивацию ребёнка.  Необходимо, чтобы школьник с ограниченными возможностями здоровья реально мог оценить свои достижения сейчас и в то же время видел зону ближайшего развития. Поэтому меняются принципы оценивания и содержание оценки. Следует понимать, что оценивание – это важная часть урока, скорее всего неотъемлемая часть каждого этапа учебного занятия.

Поэтому учителя-предметники школы-интерната приняли активное участие в разработке проекта «Формирование системы оценки уровня образовательных достижений обучающихся с ОВЗ на ступени основного общего образования с учетом индивидуальных особенностей и психофизических возможностей». Предполагается, что организованная в учебном учреждении система оценивания сможет дать общую и дифференцированную информацию об образовательном процессе, отмечать индивидуальный прогресс обучающихся с ОВЗ в достижении планируемых результатов освоения образовательных программ общего образования, обеспечивать связь всех участников образовательного процесса,  отслеживать эффективность реализуемой учебной программы.  

Определяются цели оценочной деятельности; критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов; условия и границы применения системы оценки.

        В системе оценки достижений предметных результатов обучающихся с ОВЗ по русскому языку выделены следующие компоненты:

-стартовая диагностика, которая осуществляется с использованием специально разработанного инструментария;

-текущий контроль на различных этапах обучения с описанием диагностических материалов, методов и приёмов оценивания, форм организации контроля, рекомендаций по фиксированию результатов и проведения анализа;

-итоговые проверочные работы (по окончании каждого класса) с  рекомендациями по их проведению, оцениванию, фиксации и анализу результатов.

Применяются  традиционные формы контроля и учёта достижений обучающихся с нарушенным слухом: устный опрос, письменная самостоятельная работа, контрольное списывание с грамматическими заданиями, изложение, сочинение, тестовые задания. Так же обучающимся предлагаются индивидуальные задания различной сложности (по выбору школьника), проверка домашнего задания может представлять собой проведение теста по содержанию домашней работы или её части, что даёт возможность делать вывод о качестве самостоятельной работы ребёнка с ОВЗ. Контрольные и самостоятельные письменные работы могут быть стандартными или повышенного уровня. Соответственно ценность второй работы выше. И здесь уже выходим за рамки пятибалльной системы, переходя на многобалльную систему оценивания. Конечно же, имеются шкалы перевода первичных баллов в традиционную систему оценивания. Например, перевод первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале за выполнение контрольной работы по русскому языку

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичные баллы

0 - 16

17 - 22

23 - 29

30 - 35

%

0-49

50-66

67-86

87-100

Обучающиеся с нарушенным слухом знакомы с критериями оценки за каждое отдельное задание, знают какое минимальное количество баллов за всю работу нужно набрать.  При критериальном оценивании школьник с ОВЗ сравнивает себя с самим собой. Когда увеличивается количество первичных баллов за выполненную работу,  обучающийся видит личный прогресс, у него появляется стимул, возможность наращивать свои достижения по тому или иному критерию. А мы видим мотивированного на успех ученика. Педагог оценивает только работу обучающегося с нарушенным слухом, а не его личность, работа сравнивается с эталоном, который известен заранее и очень важно то, что школьник сам может определить свой уровень достижения по разработанному алгоритму оценивания. Обучающийся с ОВЗ видит цели и предполагаемые результаты своей учебной деятельности по русскому языку, может реалистично оценить свои сильные и слабые стороны, предпринять конкретные целенаправленные действия для решения выявленных проблем.

        Формы проведения внешней экспертизы образовательных достижений обучающихся с нарушенным слухом, а именно, государственного выпускного экзамена (ГВЭ)  и всероссийских проверочных работ (ВПР),  проводимых в образовательной организации, дали толчок филологам школы-интерната разработать критерии оценки письменных контрольных и самостоятельных работ обучающихся с ОВЗ.

Эта система оценки даёт возможность расширить границы положительного оценивания учебной деятельности обучающихся с ОВЗ, мотивирует их на достижение успеха. Снижается неудовлетворённость обучающихся отметками, так как повышается объективность оценки их личных знаний, умений и навыков. Вспоминаются слова У. Джеймса, который говорил: «Глубочайшим свойством человеческой природы является страстное стремление людей быть оцененным по достоинству».

Критерии оценки письменных контрольных и самостоятельных работ обучающихся

Характеристика качества выполнения работы.

 Объём правильно выполненных заданий (в % от общего объема письменной работы)

Баллы

Стандартная работа

Повышенный уровень сложности

1.

менее 25%

1-3

1-4

2.

менее  50%

4-6

5-7

3.

менее  75%

7-9

8-12

4.

более 75%

10-12

13-15

Критерии перевода итогового балла в стандартную оценку

Итоговый балл по предмету

Итоговая

годовая оценка

1.

1-3

2

2.

4-6

3

3.

7-11

4

4.

12-15

5

        Содержательная часть измерительных материалов адаптируется с учётом образовательных потребностей детей с нарушенным слухом. Руководством к действию являются методические рекомендации Рособрнадзора по проведению ГИА в форме государственного выпускного экзамена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценивания образовательных достижений по русскому языку в условиях ФГОС

В данной статье отражены преимущества современной системы оценивания образовательных достижений учащихся в соответствии с ФГОС....

Система оценивания образовательных достижений по бурятскому языку 5-9 класс

Результаты мониторинга предметных, метапредметных и личностных достижений по бурятскому языку...

Система оценивания образовательных достижений по английскому языку

Система оценивания образовательных достижений по английскому языку...

Система оценивания образовательных достижений: "Технология современного опроса обучающихся Plickers"

Технология современного опроса обучающихся Plickers или Пликерс-опрос...

Система оценивания образовательных достижений по английскому языку

Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов.Целью оценочной деятельности является ориентирование ученика на...

Статья "Как сдают экзамен по русскому языку обучающиеся с нарушением слуха в общеобразовательных школах?"

В настоящее время в массовых общеобразовательных школах обучаются дети с нарушениями слуха (инклюзивное образование). Но им приходится сдавать экзамены наравне со слышащими сверстниками ( за исключени...