Статья "Как сдают экзамен по русскому языку обучающиеся с нарушением слуха в общеобразовательных школах?"
статья (9 класс)

Майстришина Наталия Валерьевна

В настоящее время в массовых общеобразовательных школах обучаются дети с нарушениями слуха (инклюзивное образование). Но им приходится сдавать экзамены наравне со слышащими сверстниками ( за исключением особых условий, которые прописывает ПМПК).  Сейчас проходит экзамен по русскому языку в 9 классе следующим образом, обучающиеся прослушивают изложение  на компьютере с диска 2 раза. У слабослышащего обучающегося могут возникнуть трудности.   В этой статье представлены варианты сдачи экзамена по русскому языку для обучающихся с нарушениями слуха в массовых школах (при инклюзивном образовании) .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как сдают экзамен по русскому языку обучающиеся с нарушением слуха в общеобразовательных школах?

Экзамен — это всегда волнительное состояние для любого человека. Дети с ограниченными возможностями здоровья, тем более,

 нуждаются в создании специальных условий при сдаче экзамена. Существует целый перечень документов, который разъясняет правила сдачи экзамена для слабослышащих, слабовидящих детей, детей с проблемами развития и физиологическими недостатками и т. д.

Кто допускается к государственной итоговой аттестации (далее –ГИА)?

К ГИА допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в том числе за итоговое сочинение (изложение), и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за каждый год обучения по образовательной программе среднего общего образования не ниже удовлетворительных).

На основании чего обучающимся создаются особые условия сдачи итогового экзамена?

Обучающиеся признаются лицами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на основании рекомендаций и заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Следует учитывать, что заключения ПМПК носят рекомендательный характер. Но если родители предоставят рекомендации ПМПК соответствующим органам, то такие рекомендации будут являться основанием для создания особых условий воспитания и обучения ребенка.

               Специальные условия сдачи экзамена создают для обучающихся, которые:

  • освоили программы основного общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа;
  • обучающихся с ОВЗ;
  • детей-инвалидов, освоивших образовательные программы основного общего и среднего общего образования.

Для проведения ЕГЭ и ГВЭ на территории Российской Федерации и за ее пределами предусматривается единое расписание экзаменов. По каждому учебному предмету устанавливается продолжительность проведения экзаменов.

Итоговая аттестация по программам среднего общего образования может проводиться в форме письменных, устных экзаменов с использованием текстов, тем, заданий, билетов.

Существуют ли особенности при составлении заданий для лиц с ОВЗ?

Экзаменационные материалы по математике не имеют особой специфики для выпускников, освоивших образовательную программу в специализированных/коррекционных учреждениях для обучающихся с ОВЗ.

Экзаменационные материалы по русскому языку имеют отличительные особенности и разрабатываются с учетом индивидуальных особенностей учащихся с ОВЗ. Обучающиеся с ОВЗ вправе выбрать экзамен по русскому языку в форме написания изложения.

Какие условия могут быть созданы при проведении ГИА для обучающихся с нарушением слуха в массовой общеобразовательной школе?

  • увеличение продолжительности экзамена по учебному предмету на 1,5 часа;
  • звукоусиливающая аппаратура индивидуального (индивидуальный слуховой аппарат (ИСА) или кохлеарный имплант (КИ)) и коллективного пользования.

Как проходит экзамен?

          Обучающиеся с нарушением слуха сдают экзамен в специально подготовленной аудитории, которая  может быть оснащена звукоусиливающей аппаратурой,  звукоусиливающими  колонками (для слабослышащих детей - это наихудший вариант, т.к. отражение звука не позволяет полноценно различать информацию с аудионосителя через колонки),  FM- системой.  Кроме этого обучающийся пользуется индивидуальными слуховыми  аппаратами (ИСА) или кохлеарным имплантом (КИ).

Обучающиеся с нарушением слуха воспринимают изложение с электронного носителя (аудиозапись текста). В дисковод компьютера вставляется диск, включается запись текста, прослушивание проводится 2 раза с интервалом 3-4 минуты. Затем обучающийся пишет изложение. Сложность состоит в том, что восприятие устной речи  с электронного носителя обучающимися с нарушением слуха затруднено из-за технических характеристик ИСА или КИ, и без специальной тренировки таким детям сложно справиться с  изложением. (На экзамене может быть незнакомый для обучающихся текст.) Поэтому учителю важно знать, с помощью каких упражнений, заданий он может подготовить обучающегося с ОВЗ по слуху к сдаче экзамена по русскому языку (изложению). Эти упражнения необходимо выполнять с 6 класса. В массовых общеобразовательных школах, чаще всего, о том, как проходит экзамен узнают только в 9 классе, поэтому времени для подготовки мало.

Как ещё может проходить экзамен  в общеобразовательной школе у обучающихся с нарушениями слуха?

Есть ещё вариант сдачи экзамена   обучающимися с нарушениями слуха, исходя из их возможностей. Слуховые возможности у всех детей с нарушениями слуха разные, мощность слуховых аппаратов тоже разная, поэтому успешно могут сдать немногие.

Каждый родитель заинтересован, чтобы его ребёнок сдал успешно экзамен.  Родитель может обратиться в ПМПК, где в особых условиях может быть прописана фраза «текстовая форма». Тогда экзамен будет проходить следующим образом ( как в школах для слабослышащих и глухих обучающися) - обучающимся с нарушением слуха во время экзамена по русскому языку выдается текст изложения на 40 минут (обучающиеся работают с текстом, делают пометки в черновике, составляют план), через 40 минут организатор в аудитории забирает текст у обучающихся, и ученики пишут изложение. У слабослышащих детей ведущий анализатор зрительный, они успешней справятся с этим видом работы, если поработают с текстом таким образом.

Итак, данная статья поможет обучающимся с нарушениями слуха найти  вариант для успешной  сдачи экзамена в общеобразовательных школах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль письменной речи в овладении родным языком для обучающихся с нарушениями слуха.

Роль письменной речи в овладении родным языком для   обучающихся с нарушением слуха.  Овладеть письменной речью – значит научиться понимать письменный текст и научиться...

ОЦЕНИВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ И ПОДХОДЫ К АДАПТАЦИИ ОЦЕНОЧНОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ

Аннотация. Актуальным направлением развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья является совершенствование системы оценивания образовательных достижений, адаптация контрольно-изме...

Конспект индивидуального занятия по РСВ и ОП "Звук П" для обучающегося с нарушением слуха с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношения для детей обучающихся по АООП вариант 1.4...

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Жестовая речь» для родителей (законных представителей) обучающихся с нарушением слуха

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Жестовая речь» (далее – программа) составлена на основе следующих нормативных правовых документов:- Федеральный закон от 29....

Методические рекомендации "Использование информационно-коммуникационных технологий для развития словесно-логического мышления обучающихся с нарушением слуха на уроках русского языка"

В методических рекомендациях  описаны принципы, формы и виды использования информационно-коммуникационных технологий для развития словесно-логического мышления неслышащих обучающихся, приведены п...

Участие в пробных экзаменах по русскому языку обучающихся 9-х классов

Участие в пробных экзаменах по русскому языку обучающихся 9-х классов...