Главные вкладки

    Роль письменной речи в овладении родным языком для обучающихся с нарушениями слуха.
    методическая разработка на тему

     

    Роль письменной речи в овладении родным языком для   обучающихся с нарушением слуха.

     

     

    Овладеть письменной речью – значит научиться понимать письменный текст и научиться

     

     излагать мысли в письменной форме.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ГБОУ школа-интернат 20 Петроградского района

     Учитель-дефектолог (сурдопедагог)  

     Корнеева  Ольга Филипповна

    Статья:

    Роль письменной речи в овладении родным языком          обучающихся с нарушением слуха.

    Овладеть письменной речью – значит научиться понимать письменный текст и научиться

     излагать мысли в письменной форме.

    Понятие «письменная речь», принятое в   сурдопедагогике, следует понимать  в узком значении.   На первом этапе,  письменная речь, не является средством  выражения мысли в письменной форме  у не обученных грамоте детей с нарушением слуха.     Письменная речь  у слабослышащих детей  формируется, только, в результате специального обучения. Слабослышащие дети, начинают обучаться письменной речи значительно раньше, чем слышащие.  

     Речь идет об использовании табличек с написанными на них словами и выражениями. Первоначальное использование в общении, табличек со словами, можно считать лишь фактом, являющимся подготовкой к овладению письменной речью, таким образом,  дети усваивают технику чтения и овладение навыком  глобального понимания написанного слова.

        Суть глобального чтения состоит в том, что ребенок воспринимает и запоминает слова целиком (как картинку или фотографию).  Обучение глобальному чтению целыми словами, является более физиологичным, потому что, люди не мыслят  буквами и слогами, а только целыми словами. Мышление же неразрывно связано с речью.

    Глобальное чтение, предполагает не побуквенное  или слоговое восприятие письменного слова, а восприятие слова целиком по табличке. Табличкой помечается каждый предмет, действие, ситуация, поручение. При этом ребенок изучает не буквы и слоги, а сразу целые слова, изображенные на табличках, сопоставляя их с предметами. Первоначально обучение идет с опорой на слухо-зрительное восприятие (т.е. ребенок произносит предъявляемое слово), а далее только на зрительное восприятие (ребенок, просто показывает табличку.

           Использование  письменной речи для обучения детей с нарушениями слуха  осуществляется в определенной последовательности и начинается с двух лет.

               Основная задача использования табличек, на первом этапе обучения — с первого же дня, прихода детей в обучающее  учреждение, воспитать у них установку, воспринимать слово, как средство обозначения, как сигнал к действию, как средство общения.

    Таблички делают так: нарезают одинаковые полоски плотной бумаги, слова должны быть написаны одинаковым шрифтом и одного цвета. Если Вы пишите предложение, оно должно укладываться в одну строку, переносить слова не следует. Таблички – названия предметов  необходимо иметь в двух экземплярах. Одни вы прикрепляете к предметам (стол, стул, окно, дверь, цветы).  Другие, второй экземпляр табличек, вы сохраняете для проведения упражнений. Пока ребенок не научится читать, второй экземпляр табличек используется для сличения пары слов. Кроме  табличек с названиями предметов используются таблички  со словами-обращениями: Дай, Сядь, Покажи и т.д. Прочитав табличку,  педагог должен  подкрепить свою речь действием. Дети узнают слово как сигнал к действию и средство обозначения до того, как усваивают его буквенный состав.

    Зрительное восприятие слов, написанных на табличках, («глобальное чтение») начинается  с нерасчлененного восприятия и узнавания табличек, сначала - по цвету, фактуре, позднее – по первой букве слова, по длине слова, по характерным буквам внутри слова. Таблички,  обеспечивают целостное восприятие слова, что соответствует,  особенностям восприятия детей дошкольного возраста. Однако, восприятие  глобально лишь в первый момент, на первом этапе обучения восприятия нового слова до изучения дактилологии.

          После многократного использования табличек, с написанными на них словами и правильного соотнесения с предметами слабослышащие дети, запоминают графические образы слов и наступает период самостоятельного использования табличек детьми.

        Первичное восприятие  в форме глобального различения слов по значению, установление связи между названием предметов,  действий, - основа для  последующего аналитического  чтения. Таким образом, использование табличек позволяет отделить процесс обучения техники  чтения от одновременного обучения, так называемой письменной речи, что очень важно для маленького ребенка.

            К концу первого года обучения слабослышащие дети, самостоятельно складывают с помощью табличек слова и разрезной азбуки, а затем начинают «писать» перерисовывать с табличек, знакомые знаки.

     В  дальнейшем при обучении  детей с нарушениями слуха письменной речи в школе, так же  используются  таблички:

    - слова-поручения: Положи книгу. Открой тетрадь.

    -вопросы обиходно-разговорного  характера: Как тебя зовут? Сколько тебе лет? В каком классе ты учишься?

    -вопросы к началу дня: Какое сегодня число? Какой сегодня день недели? Какое сейчас время года? Какой сейчас месяц?

     -вопросы к началу урока: Какой сейчас урок? Который сейчас урок? Что мы будем делать на уроке?

    - образцы-сообщения о своих переживаниях: Мне грустно. Мне скучно. Это интересно.

    -сообщения об отношении к окружающему: Мне нравится … Мне не нравится…Я не люблю, когда идет дождь.

    - сообщения с просьбой: Дайте, пожалуйста, ручку. Можно войти в класс. Можно выйти из класса.

    -сообщения с желаниями: Я хочу гулять. Я хочу есть. Я хочу спать. 

                    Обучение различным высказываниям, вначале, проводится на основе образцов даваемых учителем. Учитель, читает табличку, например: Открой тетрадь. Учитель, выполняет действие, открывает тетрадь и просит повторить ученика. Ученик ,отчитывается о проделанном действии. Постепенно, по мере систематического  использования табличек, обучающиеся, запоминают таблички и начинают самостоятельно, использовать их в устной речи.

                   В старших классах, таблички так же используются, при объяснении новых понятий, как слова-термины, в различных учебных  дисциплинах: сказуемое, слагаемое, части речи и т.д. в каждом предмете свои. В старших классах, используются таблички со сложными предложениями: Любовь-это чудо, потому что она замыкает  весь мир на одном человеке,  с которым вам хорошо. Любовь  - это кошмар, потому что она замыкает весь мир на одном человеке, без которого вам плохо.

    Таблички используются в школе на протяжении всех лет обучения.  

    Обучение и усвоение письменной речи, как и всякое  усвоение, является деятельностью ученика, проводимой под руководством учителя и грамотным изложением материала. И только, от совместной, кропотливой, каждодневной работы, будет зависеть положительный результат.

    Литература:

    1.Б.Д.Корсунская Методика обучения глухих дошкольников речи М.:Просвещение,1978.

    2. Гончарова Е. Л., Кукушкина О. И. Нарушения в психофизическом развитии детей

    3.Хода Л.Д. Диссертация «Методология социальной интеграции не слышащих людей в различных видах адаптивной физической культуры».

    4.Черненко Т.Ю. Диссертация «Педагогические условия преодоления комплекса неуверенности у детей дошкольного возраста с нарушением слуха».

                             

            

             .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья на тему "Использование пересказа как средства формирования связной речи в педагогической практике с обучающимися, имеющими нарушение слуха"

    Обобщение педагогического опыта работы по формированию связной устной речи с данной категорией детей...

    Развитие речи у обучающихся с нарушенным слухом во внеурочное время.

    Материал об особенностях развития речи детей с нарушенным слухом...

    Роль психолого-педагогического консилиума в индивидуализации образовательного маршрута обучающихся с нарушением слуха.

    Выступление на городском семинаре-совещании по теме: "Организация содержания деятельности психолого-педагогического консилиума"...

    Психолого-педагогические рекомендации для педагогов по развитию просодической стороны речи у обучающихся с нарушениями слуха на коррекционно-развивающих занятиях по музыкальной стимуляции

    Данные психолого-педагогические рекомендации для педагогов по развитию просодической стороны речи у обучающихся с нарушениями слуха разработаны с учётом методологического подхода к коррекционно-развив...

    «Виды работ по развитию письменной речи у обучающихся с нарушениями слуха»

    В статье описаны виды работ по развитию письменной речи у обучающихся с нарушением слуха, обобщен опыт работы специалистов по данной проблеме и собственный опыт автора....

    Развитие речи, 11 класс (для обучающихся с нарушением слуха)

    Данный материал может использоваться в работе с обучающимися с нарушениями слуха....

    Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Жестовая речь» для родителей (законных представителей) обучающихся с нарушением слуха

    Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Жестовая речь» (далее – программа) составлена на основе следующих нормативных правовых документов:- Федеральный закон от 29....